Телесериал про бабушку. серия шестая. есиплево

Телесериал про бабушку. Серия 6. Есиплево.                22.11.2010

1.   Лия с Дорой Шамер выходят из Консерватории. Они сияют. У дверей визжат поклонницы Лемешева. Дора и Лия с улыбкой оглядываются на них.
Лия: «Наталья Васильевна предлагает мне остаться на кафедре. А я ей сказала, что выхожу замуж за моряка и уезжаю в Эстонию. Так жалко из Москвы уезжать, от музеев и театров...»

Дора: «А мне сказали, что аспирантура не светит по причине национальности. Ну, не прямо, но намекнули. Ты знаешь, Лия, как я добросовестно училась. Жаль, если всё это окончится простой работой школьной учительницы».

Лия: «Я всегда считала, что уж ты-то можешь быть хорошим учёным».

Дора: «И ломиться в запертую дверь времени нет. Надо деньги зарабатывать. У меня же ещё четыре сестры».

Лия: «Да, очень жаль. Вот я сейчас тебя развеселю, слушай», - она ловит на ладонь красивые медленно падающие снежинки, - «мои девчонки из комнаты написали за меня письмо в село, куда меня распределили работать. Я всё равно туда не поеду, поэтому они резвились вовсю. Написали там, что я всю жизнь мечтала жить в селе, выйти замуж за тракториста и купить корову. Косить ей сено, учить сельских детей и что-то ещё, не помню. Они отправили это письмо, а потом мне рассказали. Ну, я-то всё равно поеду к Саше».

 Дора: «Счастливая ты, Лия».

Лия: «Да. Мама сошьёт мне к выпускному вечеру белое платье с красными букетиками».


2. Елоховский собор. При входе в него Лия.

Лия: «Мы часто с девчонками бегаем сюда украдкой, чтобы поставить свечки перед экзаменами. А теперь у меня выпускные экзамены. Конечно, я волнуюсь. Пришла заранее, потом, может, времени не будет».

Входит в собор. Ставит свечу перед чудотворной иконой Казанской Божьей матери. Выходит. Цветут сады, щебечут птицы. Ещё никто не знает, когда начнётся война.

3. Мыс Сырве на о.Сааремаа в Моондзунском архипелаге. Батарея капитана Стебеля ведёт огонь по бомбардировщикам. Остатки травы на земле жёлтые - середина сентября. Но травы почти нет. Ничего не осталось на этом мысу, кроме земли, в которую вжались советские моряки. Среди них мой отец. Все с грязными голодными лицами, в давно не стираных гимнастёрках, они используют для сопротивления остатки боеприпасов.

 Капитан Стебель: «Сегодня 13 сентября. Боеприпасы заканчиваются. Открываем кингстоны, минируем батарею».

Его слушает небольшая группа моряков. Бомбёжка продолжается непрерывно.

4.  Ночь. Горят костры. Фашисты в них бросают документы и фотографии пленных.  В костре горит фотография Лии. Она горит медленно, потому что лежит с краю. Отец выхватывает из костра фотографию и кладёт в карман  одежды для пленных. Это видит конвоир, но отводит взгляд. Откуда-то появляется и нарастает древнее кавказское песнопение.

5. На экране – вечер в Сванетии. Невероятно красиво. Закат солнца. В селении внизу мужские голоса поют древний гимн солнцу «Лиле».
Сполохи костра, у которого греются альпинисты.

Отец: «Паша, о чём поют сваны? Что это такое – Лиле?»

Паша: «Они поют древний гимн солнцу».

6. Сполохи костра, у которого сидят пленные. Гимн солнцу постепенно затихает.

7. Лия звонит в дверь коммунальной квартиры. Открывает Надежда Ивановна, мать моего отца. Она осунулась, виски поседели.

Лия: «Я уезжаю по распределению в Есиплево. Пришла попрощаться».

Надежда Ивановна: «Проходите».

Лия и Надежда Ивановна садятся на тот же диван, на котором обсуждались поездка отца на Кавказ и знакомство с Лией. Вокруг чемоданы и узлы. Соня сидит усталая, грустная.

Надежда Ивановна: «Сонечка, сходи за хлебом к чаю. Лию угостить и в дорогу. Мы в эвакуацию едем».

Соня: «Я устала, только пришла из школы. Можно я не пойду?»

Надежда Ивановна: «Ну что с тобой сделаешь? Лия, к нам пришло письмо, что Саша пропал без вести. Вы же знаете, что там сейчас делается».

Лия: «Не надо терять надежды. Может быть он жив. Я буду ждать его. Он просил оставить вам мой адрес в Есиплево. Если вам будет нужна помощь, пишите. Но, может быть, я пойду на фронт медсестрой»

8. Комната дяди Володи. Лия пьёт чай, дядя Володя сидит напротив и слушает, что она говорит.

Лия: «Я хочу пойти на фронт медсестрой. Я - Ворошиловский стрелок».

Дядя Володя:  «Вот как ты сейчас передо мной сидишь, так и Борис на днях сидел. Он тоже на фронт хочет. Вы подумали о Нюре? А если она одна останется? Ты думаешь, война - это подвиги, флаги и марши? Это грязь, вши, боль, смерть, женщинам там делать нечего».

Лия: «Вот мне так и в военкомате сказали. Вы, говорят, учительница, вот и поезжайте по распределению учить, а то что же, в войну дети должны неучами оставаться? И про грязь тоже, и что туалетов там нет и тёплой воды».

Дядя Володя: «Ну, правильно сказали тебе в военкомате. Вот и поезжай, тем более, Нюра говорила, что село твоё за Волгой, туда, может быть, немец не дойдёт. Дядя Шура остаётся в Москве, а семья его уехала в эвакуацию, мы тоже поедем - у меня бронь».

9. Вой сирен. Вид ночного города с крыши. Крыша мокрая, скользкая, блестит. На ней отблески прожекторов, ищущих и ведущих бомбардировщики. Ящики с песком.

Лия бросает в ящик зажигательную бомбу. Рядом бегает однорукий парень.
Лия: «Семён, трудно, наверно, гасить зажигалки одной рукой?»

Семён: «Лия, трудно не гасить, а руководить вами - несмышлёнышами. А  я уже отстрелялся - в карельскую войну. Теперь меня не призовут».

Разрыв бомбы совсем рядом.

10. Лия сидит в плацкарте и пьёт чай с булочкой.

Лия: «Какие булочки вкусные! Молодец, Борис, что догадался их купить. А то у меня с едой не очень хорошо. Ну, хлеб я взяла, но когда в следующий раз удастся отовариться, неизвестно».

Выходит из вагона с чемоданом, большой коробкой и рюкзаком. На вокзале написано: «Кинешма». Лия спрашивает гостиницу. К ней подходит женщина, по внешности учительница, и говорит: «3десь нет гостиницы. Вы с какой целью в Кинешму приехали?»

Лия: «Я закончила МОПИ и распределена в село Есиплево, за Волгой».

Учительница:  «Вам надо остановиться на ночлег у нас. Я тоже учительница. Только в баню сходите, и приходите к нам по этому адресу...»,- пишет адрес на бумажке.


11. Ослепительной чистоты комната в деревянном доме - вся мебель в белоснежных накрахмаленных чехлах. Занавески. Голландка - печь. Другая  комната. Вечерний чай. За столом семья: пожилые родители, учительница, их дочь, и её сестра, девушка. Лия вынимает из самодельного рюкзака хлеб, но семья дружно от него отказывается: «Он вам ещё пригодится, неизвестно, когда на месте будете».

Лия смущённо садится за стол, ей наливают чай, пододвигают вазочку с вареньем и хлебницу, сахарницу.

Учительница:  «Вот это моя семья. Мама, папа и сестра. Два брата и муж на фронте. Вы можете у нас оставить часть багажа. Потом приедете».

Лия: «Сколько я должна вам за ночлег?»

Учительница: «Нисколько. Учителя должны помогать друг другу» (улыбается).

Сестра: «Нашу Таню любят ученики. Она не только к учителям добрая».

12. Лия идёт по дороге с чемоданом, коробкой и рюкзаком за плечами. Машет рукой проходящим грузовикам. Садится в кабину одного из них. Едет в кабине грузовика. Снова выходит и идёт по дороге, проходя мимо села. Она очень устала. Ставит груз около одного из домов и заходит в него. Там старик и старушка. Они выглядывают в окно: «Ой, как же вы всё это дотащили? Не беспокойтесь, чемодан и коробка  будут в сохранности».

Лия: «Я как устроюсь на работу, так приеду за учебниками, вы не волнуйтесь, если задержусь, я в первый раз в жизни начинаю работать учительницей».

Старик и старушка ласково улыбаются.

13. Паром в Наволоках. Посадка с гусями, овцами, козами, коровами. Панорама Волги с парома. Паром причаливает к другому берегу.

Лия - паромщику: «Куда же все разбежались? Кто мне подскажет, как до Есиплево добраться?»

Паромщик: «Вот дорога. По ней и иди, никуда не сворачивай. У нас дорога особая, столбовая называется. Чтобы её сделать, врыли деревья стоймя. Очень хорошая получилась».

Лия удаляется по дороге с рюкзаком.

14. Тень ползёт перед Лией и постепенно удлиняется. Лес по сторонам дороги  расступается и на живописном взгорке открывается Есиплево - деревянный большой дом на самом высоком месте села, рядом с церковью, на которой сохранился крест, розовеющий в лучах вечернего солнца.

Один из тихих вечеров в конце лета. Воздух словно пропитан розовато- золотой пылью. Окна в доме и самовар на террасе тоже сияют в закатных лучах.  В большом деревянном доме на веранде сидит компания из пятнадцати человек и пьёт чай из самовара.

Камера от стола показывает приближающуюся с  рюкзаком Лию. Она
очень устала, но рада, что, наконец, добралась до места назначения.

Один из мужчин за столом: «Здравствуйте, вы к нам работать учительницей. Да?»

Лия представляется.

Директор:  «Я - директор этой школы, Сергей Иванович Топорков. Это - мои учителя.  Потом постепенно познакомитесь, а сейчас садитесь за стол ужинать».

Лия моет руки во дворе школы под рукомойником, вытирает их висящим рядом чистым полотенцем и вынимает хлеб и сахар.

Директор: «Хлеб кушайте сами, завтра выпишем вам карточки, а сахар уберите, он вам ещё пригодится. Ночевать будете в бывшей усадьбе помещика Громбаха, там у нас общежитие одиноких учителей и библиотека».

Лия: «А кто такой  Громбах?»

 Одна из учительниц: «Это помещик, который в начале века много построил здесь в Есиплево - больницу, кирпичный завод, церковь, школу, библиотеку, мельницу. В революцию его не тронули, народ его любил. Он был немец. Оставил всё здесь и уехал в Германию. Что с ним сейчас - мы не знаем».

15. Лия идёт по тёмной осенней сельской улице и плачет. Она говорит в камеру: «У меня сегодня день рождения. Гостей не будет, и подарков тоже. Мама пишет, что приедет в декабре, сейчас сдаёт коней в военкомат, не может приехать. Никогда у меня не было такого дня рождения».

16. Лия в столовой. Она идёт по проходу между столами, бледнеет и падает в обморок.

 Подбегают люди: «Что случилось? Расступитесь, дайте подложить что-нибудь под голову».

«Кто это?»

«Выковыренная, из Москвы».

Подходит директор школы.

Лия приходит в себя: «У меня карточки пропали».

Директор: «Что же вы не сказали? Мы попробуем их восстановить. И учительницам, у которых нет подсобного хозяйства, выпишем молоко».

17. Лия за столом в классе проверяет тетради.

Вбегает девочка: «На Иванове штаны горят!»

Лия выбегает в коридор. Мальчишка вытаскивает что-то из кармана брюк и бросает в таз под умывальником. На брюках расплывается дыра.

Лия: «Сколько я говорила директору, что для   реактивов нужен сейф! Нет
кабинета, так хоть сейф должен быть!»

В тазу шипит и пенится.

Девочка: «Лия Викторовна, что это?»

Лия: «Это, Сидорова, металлический натрий. Очень активное вещество. Плохо, что Иванов его украл. Но молодец, что интересуется химией и быстро соображает».

18. По коридору приближается процессия учеников с неуверенными лицами. В руках у них что-то завёрнутое в газету: «Лия Викторовна, мы знаем, что у вас ничего кроме туфель нет. А у нас зимы суровые. Мы собрали шерсть и сделали вам  валенки. Не откажитесь принять».

Лия: «Нет, что вы, ребята, я не могу принять такое от учеников. Это дорогой подарок».

Ученики: «Лия Викторовна, примите, не обижайте, ну в чём вы зимой-то ходить будете?»

 Лия: «Нет».

Девочка- активистка со слезами на глазах: «Ну, мы к директору школы пойдём,  мы до директора совхоза дойдём, мы вас заставим валенки одеть!»

Мальчик: «А вон директор идёт. Сергей Иванович, Лия Викторовна не хочет валенки одевать, а мы их собирали от своих овец.  Это же не взятка какая-нибудь, а  необходимая вещь!»

Директор: «Лия Викторовна, не обижайте учеников. Они от чистого сердца. Да и без валенок тут нельзя, у нас тут асфальта нет. Я вот зачем пришёл. Вы Ворошиловский стрелок Я поручаю вам военное дело. Думаю, не надо объяснять, как это важно сейчас. Вам надо съездить в Наволоки за винтовками с учениками, пока погода позволяет. Проверьте их тщательно и примите по списку».

19. Большая лодка с Лией и учениками переплывает Волгу. Серое небо, моросит, ветерок свежий. Все ёжатся. В лодке - человек десять, не только Лия с учениками. Маленький мальчик со своей мамой болтает рукой в воде и брызгает.

 Лия: «Мальчик, не брызгай».

 Мальчик: «Хочу и брызгаю».

Один из учеников: «Ты почему учительницу не слушаешь?»

Мальчик: «А это не учительница, а девчонка, таких учительниц не бывает».

20. Лия моет пробирки с ученицей после лабораторной. Входит бабушка. Она с чемоданчиком. Лия бросается к ней. Она ждала этого и не верит своим глазам.

Обе привыкли скупо выражать свои чувства.

Бабушка: «Ну вот, Лия, сдала я своих лошадей в военкомат, теперь буду здесь работу искать, говорят, тут в больнице бухгалтера нет».

Лия: «Ты, наверно, устала с дороги, пойдём пить чай».

Бабушка: «У вас тут сельпо есть, я видела такую красивую и дешёвую дамскую сумочку, может быть купить?»

За спиной её по коридору стремительно проносятся девочки. Они бегут за сумочкой в сельпо.


21.  Лия и бабушка стоят на пороге избы. Им открыла крупная некрасивая женщина с добрым лицом. В избе большая русская печь, стол у окна, икона в углу, дверь в  другую комнату.

Женщина:  «3дравствуйте. Лия Викторовна, как вашу маму зовут?»

Лия: «Анна Никитична».

Женщина:  «Анна Никитична, я - почтальон Аня. Вы будете жить вон в той комнате. Обедать можете за этим столом. На печке у меня лежит больной брат. Я его мою иногда. Так что извините. Инвалид он. У нас ещё другая сестра есть, но она замужем, а мне легче за ним ухаживать».

22. Комната в избе почтальона. За стеной Аня очень красиво поёт «Степь да степь кругом». Вечер. Темно за окном. Капли дождя на стекле.

Бабушка: «Сразу всего не расскажешь. В метро ночевала. Пришла к Володе на Спиридоньевский - а они уже в эвакуацию отправились. Мне и ночевать негде. Иду по улице Горького. Вокруг милиция, скоро комендантский час. Я же прописана в Белопесоцкой, оставаться в Москве на ночь не имею права. Я спросила милиционера, что мне делать. А он говорит - всё равно идите в метро Маяковская и там ночуйте. Там всё так хорошо организовано! Мне дали раскладушку. Я так устала, что очень хорошо спала. Там же не слышно налётов».

Лия: «Я видела в той комнате таракана. И, по-моему, у брата почтальона вши. И запах! Она ведь его не каждую неделю моет. Я понимаю, у неё хозяйство и работа, но даже проходить через ту комнату неприятно, хотя человек Аня хороший. И жалко её - такой голос, а она здесь прозябает»

Бабушка: «У каждого своя судьба. Ты поговори с директором совхоза, может, он даст другое жильё».

23. Лия и бабушка подходят к мельнице за селом. Красивый вид с плотины. Вода покрыта льдом. По ней тропинка к мельнице. Рядом с ними - деревянная баня. Два крыльца с разных сторон.

Лия: «Там живёт с одной стороны учительница с мужем. А нам с другой стороны дали.  Только у них туалета нет. Она в лес ходит в туалет. За это ученики прозвали её Сикой.

Бабушка: «Ну а мы туалет сделаем. С этого и начнём. Только вещи занесём».

Подходят к крыльцу бани, отпирают дверь, ставят у двери внутри чемоданы. Бабушка берёт нож и собирается идти в лес резать ветки для туалета.

Лия: «У меня скоро урок, я пойду, а ты располагайся. Дрова пока соседи обещали взаймы дать. Директор дрова выписал, надо привезти. Ученики помогут. Ну, я побежала?»
 
Бабушка: «Беги».

Бабушка идёт в лес, возвращается с ветками и быстро сплетает из них стены для туалета. Входит в дом и скоро над ним поднимается дым из трубы.

24.  Тот же дом - баня, только вокруг бушует весна. Камера входит в дом.  Мы видим в прихожей чугунки, сковородки, грабли, лопаты. На кухне - русская печь. Пол некрашеный. Вместо стола - ящик, покрытый бумагой. В комнате слева и справа от двери - кровати. Окно на противоположной двери стене завешено крашеной в зелёный цвет марлей. У одной из кроватей - книжная полка из досок.

25. Погожий вечер. В лучах заходящего солнца Лия и бабушка копают землю на огороде. Мимо прогоняют стадо. Пастух оборачивается на них. Через какое-то время он появляется у калитки с кринкой.

Пастух: «Лия Викторовна! Хотите молока?»

Лия подходит к калитке: «А сколько я вам должна?»

Пастух: «Это подарок. У вас же нет коровы? А мне дают молоко за работу, но мне столько не нужно».

Лия: «Неудобно как-то».

Пастух: «Берите-берите! Вот вам забор ученики сделали. И правильно. Мы должны помогать друг другу».

Лия: «Ну, спасибо. Сейчас я перелью молоко».

Пастух: «Не торопитесь, я подожду».

Лия - зрителям: «Есть ужасно хочется. Сажаем не картошку, а глазки. Стараемся срезать поменьше».

26. Знойный полдень. Лия подвозит на телеге канистру с топливом для трактора. У трактора на траве сидит усатый немолодой тракторист. Курит.

Лия: «Сами заправите?»

Немолодой тракторист: «Тебе положено - ты и заправляй».

Лия: «Вы мне не тыкайте, пожалуйста. Я же вам не тыкаю».

Подходит тракторист помоложе: «Ты. дед, смотри, учительницу нам не обижай. Мы заправляем трактора сами».

Немолодой тракторист: «Разминдальничались тут, понимаете, лучше б дело своё делали как следует».

Тракторист помоложе: «А мы делаем, ты за нас не беспокойся. Лия Викторовна, замерьте, пожалуйста, мой участок».

Немолодой тракторист, ругаясь, сам заливает топливо, смотрит вслед Лии и трактористу помоложе.

27. Зимний вечер. Лия и бабушка читают при лучине «В лесах и на горах» Мельникова - Печерского, одна - один том, другая - другой. Третий и четвёртый лежат рядом. За окном - вой метели. Сквозь неё издали пробивается вой волков.

      Лия: «Что ни откроешь - везде про еду. Как же хочется есть! Но вообще хорошо, что в  селе две библиотеки - школьная и сельская. Хоть почитать про еду...»

Бабушка: «Весной надо будет съездить в Кинешму за швейной машинкой. Я её отправила малой скоростью, уже пришла, наверно. Буду подрабатывать шитьём. Ещё Боря писал, что выслал солдатские ботинки бандеролью. Мы их продадим или обменяем и купим муки».

Лия: «Скорей бы уж. Мука, которую дали за заправку тракторов, почти кончилась».

Бабушка: «Боря пишет, что никак не может забыть, что когда его посылали в ополчение,  не приехал со мной попрощаться, а поехал к знакомой девушке,  «Кнопке», в которую влюблены все его друзья. Он теперь отозван, работает в
Александрове на военном заводе. У него бронь».

Стук в дверь. Входит директор школы.

Директор: «Лия Викторовна, вас недавно пропагандистом назначили. Вы должны идти в Пантелеевку читать газеты и обучать ПВО с Иваном Ивановичем, но он, извините, пьян.

      Вам придётся одной идти завтра. Выходите пораньше, чтобы вернуться засветло.          Возьмите с собой жестянку, положите туда гвоздей, и гремите ими, чтобы отпугивать волков и дезертиров. Да. Ещё надо будет провести подписку на займ».       

 Лия переглядывается с бабушкой: «Надо - значит надо».

28.  Серые сумерки. Лия идёт через лес. Она устала и засыпает на ходу. Тропинка в одном   месте разветвляется и Лия с усталым и безразличным видом идёт по ней в мелколесье с крупной осокой и тёмными влажными закраинами на снегу – болото дышит и в мороз.

Чтобы не заснуть, бормочет песню: «На позицию девушка провожала бойца…» Песня звучит как колыбельная, ей  усыпляюще,   тихонько вторит скрипка.

Лия поднимает голову - перед ней на гнилом, слегка занесённом снегом пне сидит филин и строго, внимательно смотрит ей в глаза. Лия приходит в себя от его взгляда и поворачивает по своим следам обратно. Филин всё так же строго и внимательно смотрит ей вслед.

29. Лия стучит в дверь своего домика. Бабушка открывает и кричит: «Ты с ума сошла! Так долго! Я уже не знала, что думать!»

30. Зимняя ночь. Лия и бабушка спят. Вой волков вдали. Стук в дверь. Бабушка идёт открывать.  Радостный возглас: «Лия! Нам принесли муку за Борины ботинки!»

Молодой тракторист: «Извините, что так поздно, как смог - так и принёс. Извините, что не ржаная, а пшеничная».

Лия:  «Ой, да что вы! Мы так рады!»

Тракторист уходит.

Лия: «Давай прямо сейчас сварим, мама, есть очень хочется!»
   
Бабушка раздувает угли в подтопке, ставит туда кастрюльку. Когда из кастрюльки появляется пар, засыпает муку.

Бабушка: «Лия! Мой руки. Не знаю, что получилось. По-моему, я такую болтушку никогда не готовила».

Лия и бабушка сидят за столом и со счастливыми лицами со сдержанной жадностью едят болтушку из муки.

Лия: «Как вкусно! Мама, когда война кончится, давай её сделаем по всем правилам, со сливочным маслом...»

Бабушка: «Давай. Помнишь, дядя Шура говорил, что война кончится через несколько месяцев. А она вот уже больше, чем  два года  идёт и конца не видно. А ведь я спорила и с ним, и с дядей Володей, что всё не так просто».

Лия: «Наши встали насмерть под Сталинградом. Дальше, наверно, фашисты не пройдут».

Бабушка: «Далъше, наверно, не пройдут, так ведь и назад их будет не просто гнать. Тётя Катя в прифронтовом госпитале. Пишет оттуда - потери ужасные».

Лия: «Я хотела пойти медсестрой на фронт, а дядя Володя отговорил».

Бабушка: «Что ж ты мне не сказала, мы бы вместе пошли, я же хирургическая медсестра».

Лия опускает голову.

Лия: «3автра пастух зайдёт, ты ему спички дай, я сделала».

Бабушка: «Хорошо хоть спички даровые. В библиотеке прочла как делать - в химическом кабинете сделала».

Лия (мечтательно):  «На следующий год посадим табак. Я вычитала, как его сушить и делать махорку. И ещё я прочла, как делать помидорную рассаду. У нас к следующей осени будут свои помидоры...»

Бабушка: «Ну, это мы ещё посмотрим, но хорошо бы... Летом, конечно, можно рыбу бутылкой ловить, но рыбу до слёз жалко».

31. Знойный день. Воздух дрожит от жара. Лия убирает лён. Она одна на поле.
 Подходит бабушка: « Лия, я тебе воды принесла. Хочешь пить?»

Лия: «Хочу. Устала. Руки в запястьях болят. Распухли даже, по-моему. Да?»
Бабушка: «Да. Распухли, И кто придумал, что это должна делать ты одна?»

Лия: «Женщины. Они не хотели убирать лён. Тут расценки ниже. Даже директор совхоза сказал: «Ну, бабы, совести у вас нет». Они сейчас на хлебе».

Бабушка: «Ну, хлеб сейчас важнее льна, это понятно. Я сейчас приду к тебе, буду на опушке малину собирать».

Мимо проезжает на телеге почтальон:  «Лия, что же вы руки-то нитками шерстяными не перетянули? Болят, небось?»

Лия: «Болят».

Голос за кадром: «Убранный Лией лён почти весь ушёл под снег - мужчин почти всех забрали на фронт, увезти трудно было, только часть растащили женщины по дворам. А Лия так старалась, поле убрала полностью».

32. Весеннее чириканье за окнами. Лия с бабушкой завтракают. Пасха. Стук в дверь. Бабушка открывает. В дверях - нарядная  старушка - в шляпе, с корзинкой, украшенной цветами: «Христос воскрес!»

Бабушка и Лия подходят к ней христосоваться:  «Воистину воскрес!»

Старушка сияет и протягивает им корзинку: «Вот вам к празднику разговеться».

Бабушка берёт корзинку, выкладывает на стол большой кусок кулича, кусок пасхи, несколько разноцветных яиц.

Бабушка: «Спаси вас Бог! Вот не ожидали! Садитесь с нами».

33. Старушка: «Спасибо, я пойду, У меня скоро приятельницы придут».
Бабушка: «Дай Бог вам здоровья».

Закрывает за старушкой дверь. Разрезает пасху и кулич: «Какой сюрприз!»

Лия: «Она - дочь священника. Удивительно, но здесь церковь не разрушили».

Бабушка: «Давно я не ходила в церковь. Наша не работает. Эти кулич и пасху, наверно, Татьяна Константиновна святила дома - молитвы читала».

Лия: «Наверно. Как вкусно пахнет! Ванилью и корицей! Давно я не вдыхала таких ароматов!»

Весенний ветер развевает марлевую занавеску на окне, щебечут птицы.

34. На веранде, где впервые Лия увидела своих сотрудников, когда приехала в Есиплево, снова чаепитие. Жена директора провожает его на войну с младенцем на руках: «Ты береги себя, Серёженька, помни, мы ждём».

Ловит взгляд мужа на Лию. Начинает плакать. Сергей обнимает жену, целует её и сына. Все вытирают глаза. Он уходит по дороге с самодельным рюкзаком за плечами. Все смотрят ему вслед.

34. Комната в доме-баньке. Громкий  тоненький детский голос скандирует текст из учебника химии - свойства серы. Из кухни заглядывает бабушка. Она вытирает кружку и слегка улыбается. Перед ней открывается зрелище: Лия сидит за столом и смотрит в окно. Посреди комнаты стоит         
ученица, глядя в потолок, кричит заученный текст.

Лия: «Достаточно. Можешь идти».
 
Счастливая ученица выбегает из комнаты.

Бабушка снова появляется в дверях: «Лия, разве так можно что-нибудь учить? Я думала, что-нибудь случилось».

Лия: «Понимаешь, мама, я пыталась с этим бороться. Я же опыты показываю.
Лабораторные провожу. Но некоторые ученики не могут запомнить что-нибудь другим способом. Наверно, память плохая. А есть у меня и хорошие ученики. Один очень умный мальчик всегда так краснеет, когда отвечает, что весь класс начинает переглядываться и улыбаться. Мне просто жалко его становится. Влюблён, наверно. Окончит школу - и его призовут на фронт».

35. Бабушка стоит в дверях с несколькими сумками вокруг неё.
Лия:  «Ничего не забыла? Борису большой привет. Ты ему, конечно, не говори, что мы сливки с молока несколько недель собирали и потом сбивали в бутылке. И что свёклу специально для него в печке томили».

Бабушка: «На дорожку посидели, паспорт я взяла, пора. Почтальон ждёт».

36. Плацкартный вагон. В вагон входит контролёр - бабушке: «Проверка документов. Пройдёмте в здание вокзала».

Бабушка: «Вещи брать? Меня сын должен встречать в Александрове, сумки тяжёлые».

Контролёр: «Сумки оставьте. Мы должны установить вашу личность».

37. Бабушка возвращается в вагон с Борисом.

Бабушка: «Кажется, этот поезд. А вагон, наверно, не тот. Моих сумок нет. Украли!»

Бледнеет. Хватается за сердце, принимает какую-то таблетку.

Борис:  «Мама, что было в этих сумках? У меня всё есть, я рад, что ты приехала, пойдём, я угощу тебя хорошим ужином, у меня усиленный  дополнительный паёк».

Бабушка молчит, сжав зубы. Она не может сказать Борису, как, отказывая себе во всём, они с Лией несколько месяцев копили ему гостинцы.

38. Бабушка с почтальоном возвращаются на телеге в Есиплево.  Вечер жаркого дня. Туман над лугами. Стога. Почтальон поёт заключительную арию Виолетты из «Травиаты».

Бабушка ( у неё слёзы на глазах): «Нюра, где вы научились так петь?»

Почтальон: «Радио слушала. А у нас все хорошо поют. Вот мы сейчас уже подъезжаем к Есиплево – я помолчу – послушайте, как поют!»

И правда, кажется, сама земля поёт чистыми женскими голосами: «На позицию девушка провожала бойца…»

38. Бабушка снова в доме-баньке.

Бабушка:  «Лия, тебе привет от Бориса. Какой у него друг в Александрове! Статный, красивый, интеллигентный, неженатый. Невесты за ним табуном ходят. Живёт вдвоём с мамой. Мама тоже очень красивая.

Лия: «Мама, ты плохо выглядишь. Что случилось?»

Бабушка: «Ничего особенного, удачно съездила. Борис увлечён работой, его очень ценят. Скучает без нас».

Лия чувствует, что бабушка что-то не договаривает.

Бабушка: «Лия, Борис говорит, что как только твоя школа отойдёт к Владимирской области, он сможет помочь нам переехать к нему в Александров».

Лия: «Хорошо. Мне пришло письмо, что Саша пропал без вести. Но может быть, он ещё жив? Его мама хранит его домашние тапочки. Даже в эвакуацию увезла».

                26.11.2010


Рецензии