Посмертный эпикриз

Все события вымышленные.

Вода, унеси мои сомнения... Но вода уносила только сгустки крови и кусочки разлагающейся плоти. Уносила в канализацию, смывая их с латексных перчаток повышенной прочности. Латексных перчаток синего света, надетых на мои руки.

Смерть в неприкрытой наготе не вызывает ни страха ни отвращения. В морге нет ничего страшного. Да и что может быть страшного в обветшалом, аварийного вида здании в один этаж с обшарпаными стенами? В секционном зале, в котором я только что закончила вскрытие шестимесячного ребенка весом в два с половиной килограмма.

Вообще то он родился преждевременно весом в два килограмма. Родился в асфиксии, с внутриутробной пневмонией. Потом был ЯНЭК, а потом проявилась гидроцефалия и мать отказалась от ребенка. Если бы она нашла силы и возможности увезти его в областной центр. Там бы его прооперировали и он бы точно не лежал с вытащеными мозгами и трахеопищеводным комплексом. Его прооперировали только через 4 месяца. Когда кости свода черепа по толщине стали сравнимы с фетром шляпы, а от височного апоневроза остался лишь намек.

Это было не субгалеальное, а подкожное дренирование. Шунт ни фига не функционировал. Первое время тек ликвор, потом перестал, потом на некоторое время ребенку стало даже немного лучше. Но в конце-концов ствол мозга был придавлен к большому затылочному отверстию и ребенок умер.

В том что он умер не виноват никто. Ни мать, которой нужно было воспитывать другого, здорового ребенка. Ни система здравоохранения, в которой на 60 тысяч детского населения отдаленного от областного центра города не предусмотренно наличие детского нейрохирурга. Ему просто не повезло родится не в том месте, где могут выходить двухсопятидесятиграммогого преждевременно рожденного. Не в том месте, где могут прооперировать внутриутробно спиномозговую грыжу или гидронефроз. Такова его судьба. Но от этого не легче.

Стянув латексные перчатки вместе с остатком веры во всесилие медицины я повесила их на раковину. Сняла халат и посмотрела на секционный стол. Ребенок отказной. Скорее всего его не будут хоронить, а утилизируют вместе с медицинскими отходами.

Теплый летний ветер обдувал лицо, унося из головы воспоминания о слега позеленевшей в паховых областях переденей брюшной стенки. Во включеном плеере очень в тему заиграло:

  Но никогда не скажет да,
  Не понадеяться на чудо,
  Не подарит капли света,
  Никому не даст тепла.
  И я люблю ее за это...

Вечером, укладывая дочку спать, я подумала: ведь родись она сто лет назад, она бы тоже не выжила. А двести лет назад не выжила бы я. Более того, при родах не выжила бы моя мама. Но благодаря совпадению я могу думать, чувствовать, ходить по земле и обнимать своего ребенка.

Я мало дала этому миру, но очень много от него получила. И имею ли я право что-то требовать, не тратя все свои явные и скрытые силы на изменение реальности в сторону совершенства, красоты и гармонии.

Страдания бессмыслены...

Зыбления души разгладились, превратившись в стекло.   

P.s. дети, страдающие гидроцефалией, при ярко выраженных неврологических нарушениях, проявляют сохранные психические функции.


Рецензии