Как нам реорганизовать образование

Как нам реорганизовать образование,
или Родители микрорайона, объединяйтесь!

Образовательная машина в государственных, так называемых бесплатных школах, как известно, никого сегодня не устраивает (разве только чиновников Минобразования). Не устраивает она и часть самих образованцев, то бишь учителей. Конечно, мотивы недовольства образовательной системой у родителей и педагогов, хотя и разные, но справедливые: действительно, и плохо обучают, и мало платят.
Напомню читателю хронические недостатки этой монстрообразной структуры:
– унаследованная от советской системы утопическая образовательная целеустановка: научить всех всему (здравый смысл и позитивный опыт подсказывают: нельзя научить всех даже некоторому количеству умений и навыков; не реальна также обратная цель: научить всему часть людей; реальной же представляется задача научить только часть людей и только некоторому количеству умений и навыков);
– засилье в школах профессионально непригодных работников (язык не поворачивается называть их педагогами), попадающих туда в результате закулисного решения вопроса трудоустройства с административным лицом школы или аппарата Минобразования;
– систематическое накапливание в перегруженных количеством детей классах контингента так называемых «двоечников», растущих от класса к классу, а в 10–11 классах вообще обессмысливающих проведение урока по программе, спущенной сверху, мягко говоря, некомпетентными в педагогической профессии (а если выразиться жестко, целенаправленно подрывающими российское образование) чиновниками;
– фактическое неусвоение подавляющим большинством учащихся программного материала по основным (т.е. жизненно необходимым) предметам по причине полного отсутствия обратной связи между субъектами учебного процесса: учителем и учеником (особенно наглядно это можно увидеть на уроках иностранного языка и математики);
– и – как результат всего перечисленного – ежегодная выдача огромному количеству «несозревших» школьников по существу фиктивных аттестатов зрелости.
Как изменить эту укоренившуюся не только в действительности, но и в сознании людей нездоровую практику? Конечно, не изобретая велосипеда, проблему можно решить просто – заменив государственную форму частной, как это давно сделано в культурно развитых странах. Но в России, а в Дагестане тем более, осуществить такое на сегодняшний день, в силу особой, просоветской ментальности ее населения,  нереально (крайне малочисленные получастные школы серьезного внимания пока не заслуживают). Реально у нас только внутри действующей системы провести какую-нибудь разумную реформу.
Итак, где же корень зла? По моему твердому убеждению, причина здесь в том, что самоустранилось от образовательного процесса самое заинтересованное в нем лицо – родители. Конечно, эта ситуация родилась не сегодня, она имеет свой исток опять-таки в советском прошлом, когда считалось, что все проблемы советских людей успешно решает коммунистическая партия.
Сегодня, как известно, положение радикально изменилось. Поэтому нельзя жить по инерции и в сфере образования. Нельзя рассчитывать на позитивные результаты, если субъектом образования будет оставаться только Министерство образования.
Как показывает мировой опыт в различных сферах жизни, моноструктурность – какие бы замечательные люди ее ни представляли – всегда приводит к стагнации, обречена на застой. Нельзя наивно надеяться, что просвещенный президент страны скоро доберется и до деятельности чиновников, ответственных за образование, и заставит их разумно работать.
Уважаемые родители, только при условии, что мы возьмем инициативу в свои руки, т.е. создадим альтернативную структуру, которая будет оппонировать Минобразования, а не дублировать его функции, дело образования наших детей сдвинется с мертвой точки. Необходимо, сплачиваясь по микрорайонам, населенным пунктам и т.д., создавать общественные организации с соответствующей юридической атрибутикой, чтобы приобрести правовые полномочия такого же статуса, какие имеет Минобразования.
Такой правовой статус позволит нам стать равным с Министерством образования субъектом образовательного процесса и сотрудничать с ним на договорных началах. Это означает: решения всех вопросов, начиная с содержания образования, утверждаются с обоюдного согласия сторон – дирекции школы как представителя Минобразования и уполномоченных лиц от местной организации «Родители».
Уверен, что жесткий и компетентный контроль со стороны родителей найдет поддержку у всех болеющих душой за образование высокопрофессиональных педагогов и сведет к минимуму сегодняшнюю вакханалию в образовании.


Рецензии