Как стать патологоанатомом продолжение 2

Приспособиться, что бы выжить.

Первый день подготовки к занятиям, я описала. Последующие были не лучше.
Задумка быть, как минимум не хуже всех, осталась, но после адекватной оценки собственных способностей и возможностей, осталось всего лишь придумать, как это сделать.
Что сделать это традиционны способом я не смогу – это мне стало понятно достаточно быстро. Путь решения проблем путем дачи взяток, в восьмидесятых годах прошлого столетия еще не был так популярен, как теперь, да и денег в семье не было.
Так что надо было найти какой то другой выход из создавшейся ситуации. Путь приспособления – мне показался единственно возможным в данной ситуации.
Для начала, я решила вырезать из собственной системы обучения такое бесполезное мероприятие как лекции. Ну зачем в самом деле они нужны? Спрашивают по учебнику, многие лекции читаются уже после того, как практические занятия пройдены, аудитории огромные и не всех лекторов с галерки слышно. Так - сказала я себе решительно - лекции явно в этой системе лишние. Таким образом, к шестому курсу я могла похвастаться полным отсутствием лекций по всем предметам. Своеобразный рекорд высшей школы - ни одной.
Но не думайте, что во время лекций я бездельничала – нет. Я готовилась к предметам, которые не успела сделать дома, я переписывала у других домашние задания, я спала, наконец, что возвращало утраченные жизненные силы, потерянные в погоне за знаниями.
Далее я постепенно отладила систему написания шпор. Я достигла такого высокого пилотажа в этом направлении, что ко мне ходили с других групп перенимать опыт.
На одном из экзаменов, мне даже удалось воспользоваться шпорами сидя прямо перед экзаменатором и по ходу, задаваемых им дополнительных вопросов, считывать ответ со шпаргалки. Короче, тут я была асс.
Даже прическа, и та принимала у меня активное участие в обучении. Врать не буду, не специально и продуманно она создавалась. Нет. Но однажды, одна из них, а именно каре с длинной челкой, мне ярко продемонстрировала свои преимущества.
Когда я слегка опускала голову, она полностью скрывала мои глаза. Вот она ширма для списывания. Больше я ее, за шесть лет, не меняла. И именно она, позволила мне как минимум на 0, 5 баллов повысить мою среднюю успеваемость.
Еще одно условие хорошей успеваемости – это понравиться экзаменатору.
Что бы понравится преподавателю – нужно хорошо учиться постоянно. Не больше, не меньше. А это, как выяснилось, мне не под силу. Даже если первое впечатление мне и удавалось произвести хорошее, то буквально через два – три занятия - оно чаше всего испарялось. Но создать о себе хорошее мнение на десять минут – это я могла. Три дня напряженной подготовки, десять минут усилий и хорошая оценка в зачетке - вот что стало моей основной целью.
В отличие от практических занятий, я очень добросовестно готовилась к экзаменам, очень. Но моторная память у меня была короткой. У меня как из сита, знания вываливались буквально по дороге на экзамен. И в самых безнадежных случаях обаяние и умение нравится, все же спасало.
В этой связи расскажу один совершенно невероятный случай. Не будь у меня уже отработанной схемы «умри но понравься экзаменатору», я бы возможно никогда бы пат.анатомом так и не стала.
А случай был следующий:
На третьем курсе у нас появился куратор. Молодой преподаватель по патологической физиологии. Он был еще не женат, кровь видимо еще играла в жилах и молодые студентки были ему далеко небезынтересны. Рассказывать, как и почему мы с Любкой стали для него просто хорошими друзьями, долго, да и не обязательно. Но факт в том, что к моменту сдачи экзамена по патофизиологии это было уже свершившимся фактом.
Так вот, вся ценность нашего друга и куратора состояла в том, что он сидел на билетах. Ну, как этим было не воспользоваться? И он любезно согласился нам помочь. А именно за три дня до экзамена обеспечил нас номерами тех билетов, которые он нам поможет вытащить из общей массы.
Единственной его просьбой было все же на всякий случай к экзамену хоть чуточку подготовиться.
Ну, если только совсем чуточку – решили мы и добросовестно выучили предложенные нам билеты. На этом – аминь.
В день экзамена, мы как штык были перед его дверью и получили четкие инструкции:
Первой зайдет Любка. Ее билет будет крайним справа. Потом зайду я. Мой билет будет предыдущим. Ну, то есть, то же уже крайний справа. Когда заходить – он скажет. Ну что тут не понятного? Все понятно.
Процесс пошел. Студенты стали заходить один за одним. Мы стоим – ждем. Наконец выходит Чага и тащит Любку за собой. Все, подумала я, сейчас будет моя очередь. Но буквально, через 2 минуты выскакивает разъяренный Чага, отводит меня в сторону, матерится и говорит:
- Любка дура, схватила не тот билет. Мне пришлось хлопнуть ее по рукам и ткнуть ей на какой надо. Зав. Кафедрой все видел. Ты хоть смотри не пролети.
Он буквально шипел на меня и искры сыпались из его глаз.
- Хорошо, не пролечу – сказала я. А сама подумала – вот Любка и правда дура. Все так понятно и вот… Из-за нее и я сейчас могу остаться без билета.
Чага ушел, а я еще минут пять, в нервном ожидании, все пыталась понять, что же ее так сбило с толку?
Наконец моя очередь. Я захожу и тут же у входа, буквально натыкаюсь на торец стола, где лежат билеты. Стол и торец стола, по моим понятиям вещи разные. Я добросовестно обхожу стол к положенной для нормального человека стороне и начинаю тянуться за крайним справа билетом, как вдруг чувствую сильную руку Чаги, которая до боли сжимает мне плечо и поворачивает меня обратно к торцу стола.
Ах, вот почему пролетела Любка. У нее был тот же самый ход мыслей, что и у меня.
Я, как ошпаренная отдергиваю уже протянутую к билету руку и беру другой. Но тут вдруг натыкаюсь на глаза Заведующего кафедрой, который смотрит на наши с Чагой хороводы. Взгляд его буквально впивается мне в мозг злой, беспощадной фразой: « Ну, все девочка, тебе конец».

Да, теперь уже мне точно конец – подумала я и в полном трансе уселась готовиться.
Учитывая свою предварительную готовность, я все быстро написала и впала в глубочайшую задумчивость под общеизвестным названием « Что делать?»
Оставалось только два выхода: Первый – молить бога о том, что бы я не попала отвечать к заведующему и второй – придумать фразу, которой хоть как-то можно было бы погасить его злобу и одновременно ответить, на его законные вопросы о происходящем.
Скажу честно, на бога я к тому времени уже особо не надеялась, так же как и на теорию вероятности. Так что свободное время, оставшееся после написания билета, я посвятила более точному и достоверному вхождению в образ кроткой, испуганной лани с эротичным голосом, которые так нравятся мужикам за сорок.
Ну все. Началось. Злым тоном он называет мою фамилию. Села. Сидит хмурый, что то пишет, головы не поднимает, на меня не глядит. Только еле слышно буркнул:
- Начинайте.
Я начала. Но, как в таких условиях работать? На Кроткую лань смотреть надо, ею надо любоваться. А тут…
Остается только эротический голос. Все. Уповать больше не на что.
Если бы вы знали, КАК я рассказывала в тот день о нарушениях функции системы кровообращения. О, если бы вы только это слышали, вы бы поняли, что эротичней и сексуальней темы в мире просто нет.
По крайней мере, к середине второго вопроса он, то же начал это понимать. Он стал периодически исподлобья коситься на меня и в его взглядах, я увидела зарождающийся интерес. К концу второго вопроса, он стал иногда даже отрывать голову от своей писанины и поглядывать на меня уже более открыто. В его глазах появилось удивление.
К середине третьего вопроса, он уже не отрываясь смотрел на меня и в его глазах читалось – ну ты и маленькая стерва. А еще в его глазах стали плясать задорные огоньки еле сдерживаемой улыбки. Все. Я поняла, что победила. Когда мои заготовки по билету закончились, он обрушил на меня кучу дополнительных вопросов, из которых я не ответила ни на один. И тут он задал тот самый коронный вопрос, ответ на который я и готовила заранее, зная свои «дружеские» отношения с теорией вероятности:
- Скажите пожалуйста, как вы можете объяснить, что билет вы знаете на отлично, а больше ничего не знаете?
Тут же на моем лице возникло прилагающееся к реплике заговорщическое выражение и я с хитринкой в глазах и едва заметной улыбкой на губах, чуть наклонившись к нему, почти шепотом произнесла:
- Ой, вы знаете, мне так с билетом повезло. – И откинувшись обратно, опустила глаза.
Он уже чуть ли не смеялся в открытую:
- Ну, дай бог, что бы вам всегда так везло. Идите. Четыре.
Я вылетела как пуля, счастливая и гордая - эх, какая актриса умерла во мне.

Пусть вы сочтете мои дальнейшие умозаключения надуманными, но мне кажется, что жизнь – это лучшая школа актеров. Почему? Да потому, что перевоплощения из образа в образ в короткий промежуток времени для театрального актера редкость, потому, что для актера подготовка и шлифовка достоверности этого самого образа занимает кучу времени. В жизни этого самого времени подчас совсем нет, но от быстроты реакции и достоверности ломаемой тобой комедии зависит не количество подаренных тебе букетов, а порой вся дальнейшая жизнь.
В этой связи расскажу еще одну историю о том, как мне однажды пришлось получать зачет по физ.культуре.

Но прежде, надо рассказать что же было такое физ.культура в мед. институте вообще.
В первую же неделю учебы, нас поделили на две не равные части. Большую часть студентов, как полноценных и здоровых определили в основную физкультурную группу. Там сдавались нормы ГТО, там были принятые в советское время все спортивные нагрузки, там были люди первого сорта. Во вторую группу попали те, кто смог в бумажном виде доказать свою той или иной степени физическую ущербность и где нагрузки, по мнению преподавателей, были смехотворны. Эх, жаль, что не было какой ни будь еще и третьей группы. Я бы обязательно туда пробилась.
Но ее не было и пришлось ограничиться второй. Не сочтите за антисиммитизм, но надо было просто открытым текстом назвать эту группу еврейской и избежать лишней, не нужной волокиты. Поверьте, это было действительно так – там были только евреи.
Ну перефразируя известное выражение я бы сказала так: Что для русского смехотворно - то для еврея смерть. Нам всем и эта физическая нагрузка с символическими размахиваниями руками и пробежками вокруг здания общежития – была непомерно тяжела.
Ну а в плане рациональности и потраченного на это дело времени, можете представить, что мы думали об этой всей физкультуре, если я, например, даже лекции вырезала из своей программы обучения как не нужные. Но не это было все же главным аргументом в нашем антагонистическом к ней отношении. Главное было то, что ради этого тупого размахивания руками нам приходилось таскать весть день за собой спортивную форму, и это помимо огромной сумки с учебниками и пакета с белым халатом и чепчикам, в которых мы были обязаны сидеть на занятиях.
При этом, особо надо подчеркнуть, что мед.институт – это вам не политех, где главное дотащить форму до учебы, а вечером обратно. Нет. Мед.институт – это переезды с пары на пару в общественном транспорте, в давке душных автобусов вот уже с тремя баулами в руках. Ну ладно халат, ладно тяжеленные учебники – это мы могли еще вынести, в этом был хоть какой-то смысл. Но еще и объемный пакет с формой - это было уже чистой воды издевательством. Расписываю долго потому, что пытаюсь донести всю глубину и силу возмущения физкультурой, нашей, угнетенной ею, еврейской команды.
В общем, ненавидели ее все. И конечно пропускали. За счет физкультуры сдавались хвосты по другим предметам, если она стояла первой парой - мы просыпали ее, если последней – не доезжали.
К концу года с зачетом по ней были проблемы всегда. Как мы из них выпутывались не помню, но следует особо отметить тот факт, что допуск на экзамен можно было получить ТОЛЬКО, если зачеты получены по всем предметам. Никаких доздаваний на следующий семестр не практиковалось. Если нет, хоть одного зачета – все. Отчисление. Система сбоев не давала.
И вот в начале второго семестра третьего курса мне вдруг пришла в голову, как мне тогда показалось – блестящая идея. Я решила раздобыть справку о том, что я беременна и в связи с угрозой прерывания беременности принести полный мед.отвод от физкультуры.
Не помню, как удалось мне раздобыть эту злосчастную справку, но, получив ее на руки, я полностью расслабилась и ходить на физ-ру перестала. Мой физкультурный отпуск в зачетную неделю закончился примерно таким же ударом, который случился на Титанике, когда он налетел на Айсберг. Оказалось, что есть у меня справка или нет, но зачет в зачетке стоять должен. Но раз я имею мед. отвод – зачет будет ставить не мой преподаватель, а зав.кафедрой физ.культуры и предварительно справочку я должна предъявить. Это меня конечно расстроило. И хоть справка у меня была, но я стала волноваться, что могут придраться к печати, могут еще придумать что-то хитрое и все это сильно осложнит мне получение допуска к экзаменам.
В общем, к концу зачетной недели, прихожу к кабинету заведующей (заметьте, женщине, что-то же было явно не в мою пользу), а там толпа. Оказывается, таких освобожденных, помимо меня, вагон и маленькая тележка. И все с какими – то бумажками, все с какими - то справками, короче так просто не зайти – очередь.
Стою, около полутора часов, маюсь в этой очереди, уже скоро заходить и мне, как вдруг оттуда в слезах выскакивает девочка из параллельной группы и, увидев мое единственное знакомое в толпе лицо, буквально падает мне на шею и начинает рыдать уже в голос.
- Что случилось????? - Спрашиваю я, уже сама, начиная впадать в панику.
- У меня была справка, что я беременная, а она взяла, позвонила в деканат и узнав, что я не замужем наорала и выставила меня. Все теперь зачета мне не видать, как собственных ушей. Декан уже то же в курсе. Мне конец.
Только она закончила свою тираду, как через секунду из двери высунулась голова заведующей, которая объявила:
- По справкам о беременности больше зачетов не выставляю. Приказ декана.- И дверь с грохотом захлопнулась.
Она все рыдала и рыдала, а мозг у меня уже просто закипал. Я чувствовала, что мой Титаник верно идет ко дну. Что делать? Что делать? Что делать? Эх, Чернышевский, мне бы твои проблемы.
Времени на раздумья было уже практически - ноль. Вот–вот моя очередь. На счастье у меня платье было с поясом. Я вздернула повыше поясок, надула как смогла свое пузо, соорудила на лице несчастную гримасу и в таком виде шагнула в кабинет, как в клетку со львом.
Сказать, что на меня посмотрели зло – это ничего не сказать.
- Что у вас?
- Вот – и я сунула ей в руку свою справку.
- Что? Опять беременная?
И тут я почувствовала, что на глаза у меня наворачиваются слезы.
- Знаете, я не замужем, а живот уже видно. Я решила после этой сессии взять академ. отпуск. Мне стыдно, что я без мужа решила рожать. Поставьте мне пожалуйста зачет.
Слезы уже тихонечко лились по щекам.
- Девочка. Не плачь. Дети – это такое счастье, для которого муж не обязателен. Ты молодец, что не стала делать аборт. Не плач. Нечего тут стесняться.
Вот, что значит великая сила искусства и женской солидарности - она поставила мне зачет.
Но, если честно, мне стыдно перед этой женщиной до сих пор. Так и хочется попросить у нее прощенья. Просто на тот момент другого выхода у меня уже не было.

Ну и последней приспособительной системой, стало разделение труда.
Дело в том, что после третьего курса начались только клинические дисциплины.
Наконец мы начали проходить болезни, от начала их развития и до самого конца, включая лечение. Тут выяснилось, что начало, процесс их развития и клинику, для меня запомнить – не представляло труда. И все потому, что во всем этом была система. Эта система называлась - патогенез. А вот лечение, дозы лекарств, диеты и.т.д. зубрить мне было после третьего курса уже лень.
У Любки все было наоборот. Логика у нее хромала на все четыре ноги, но с памятью – было все в порядке.
Теперь мы учили каждый свою половину темы, а остальное просто прочитывали. На экзаменах садились вместе и обменивались знаниями.
Система работала безотказно и к концу шестого курса, из нас вышел прекрасный врач, но… один.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.