Коммунизм

(Статья)

1983 год


Продолжим разговор о нашем государстве. Что такое коммунизм? Призрак или реальность? На этот вопрос однозначно не ответишь. Тут нужны убедительные доказательства. Чтобы достичь коммунизма, нужно прежде всего переделать самих людей. Фанатики, конечно, были всегда, как они имеются и в настоящее время, но ведь основная масса людей осталась по характеру всё та же. Какой она была до октябрьского переворота. Работают они, эти люди, для того только, чтобы получать деньги; и чем больше, тем лучше. Когда можно что-нибудь украсть они, не задумываясь, украдут. Когда потребуется обмануть – обманут. Человек по своей природе – эгоист! Его волнует только собственное благополучие. Собственная рубашка ему всегда ближе к телу. Чтобы его переделать, нужно всё вернуть в первобытное состояние и оставить человека голым. Чтобы ему ничего уже не нужно было желать для себя. Всякая собственность способствует развитию в человеке эгоистических наклонностей. Человек всегда будет желать сладко есть, больше спать и как можно меньше работать. Работа... всякая работа, а тем более физическая, лишь тогда будет наиболее плодотворной, если она вызовет у человека радость, а не отвращение! Труд из-под палки никогда не приносил радости человеку. Когда работа становится обязанностью, человек бежит от неё. Он работает спустя рукава. Он не заинтересован в результатах своего труда. На эту тему уже много раз писали и говорили учёные люди, но вот до истины никто ещё, по-моему, не добрался. Где она, истина?.. Труд необходим человеку? Да, необходим! Но почему же следует всю свою жизнь только трудиться? Неужели человек рождён исключительно для этого? А счастье? Любовь? Радость человеческой жизни? Неужели она заключается в труде? В том, чтобы из за какого-то куска хлеба отдавать всю свою сознательную жизнь тупой, бессмысленной работе? Может быть, на земле осталось так мало продуктов питания, что их требуется добывать таким безрадостным способом? Может быть, земной шар перенаселён? Но зачем же тогда из-за своего желудка обрекать себя на длительное земное рабство? Не лучше ли сразу, добровольно освободиться от всего этого, покончив жизнь самоубийством?
Тут, по-видимому, некоторые сочтут мои высказывания предосудительными. Может быть, даже обвинят автора в сумасшествии? Скажут, что человек рождён для того, чтобы жить и радоваться этой своей жизни, какая бы она ни была. Что пока живёт человек на свете, ему следует говорить о живом. И так далее и тому подобное... Всё это – установившиеся банальные истины и оспаривать их я не берусь. Скажу только, что я, может быть, действительно сумасшедший, ибо в противном случае – сумасшедшие все остальные люди! Действительно, разве может быть вполне умственно нормален человек, которому чужды и гадки все животные, первобытные инстинкты толпы! Разве может быть не сумасшедшим человек, который никогда не обидит слабого. Который не то что человека, не смог бы ударить даже цыплёнка, а тем более убить его! Который ест мясо животных с отвращением, как если бы он, например, ел человеческое мясо! Разве может быть умственно нормален человек, который верит во всё доброе и справедливое. Который не выносит над собой насилия, и который не способен понукать другими. Который ненавидит лесть во всех её проявлениях и ещё многое другое...
Правда, человек этот уже начинает понемногу исправляться под влиянием развратной толпы, всё время его окружающей. Но – что болезнь оставит его когда-нибудь – надежды очень мало... Будем считать это небольшим лирическим отступлением, но ведь и правда, кому-то, может быть, тоже противна толпа людей, сразу же теряющая человеческий облик, как только к остановке в час «пик» подкатывает переполненный автобус. Кое кто тоже, может быть, с отвращением смотрит на женщину, принадлежащую сразу нескольким мужчинам, и в глубине души тайно желает оказаться на месте одного из этих мужчин! Поистине, дурной пример заразителен.
Прогресс изо дня в день планомерно уродует внутренний мир человека. В погоне за сверхощущениями, современные прожигатели жизни придумывают себе всё новые и новые способы одурманиявания. Ведь чем, к примеру, является наркомания? Это ничто иное, как добровольный уход из жизни на некоторый период времени, сопровождаемый приятными ощущениями. Так не лучше ли сразу совершить самоубийство, а не предпринимать эти планомерные попытки к нему способом наркомании. Алкоголизм, курение табака и разврат являются такой же, ничуть не отличающейся наркоманией, как употребление анаши или марихуаны. Ведь, выпивая вино, человек так же теряет реальное представление о действительности. Он совершает над своей душой акт насилия, искусственно заставляя её, на время уйти из настоящей жизни, или как бы умереть на короткое время. Многократное повторение подобных опытов в дальнейшем приводит к действительной смерти: как духовной, так и физической. Человек, занимающийся каким-либо видом современной наркомании, будь то курение анаши, просто курение табака, употребление спиртных напитков или половое распутство, уже не является в полной мере живым человеком... Он уже наполовину труп, и воскресить его бывает довольно трудно, а порой вообще невозможно. Вот так и получается, что мир состоит из обыкновенных людей и людей, являющихся наполовину покойниками. Причём, этот второй разряд всё время пополняется многочисленными выходцами из первого... В коммунизм мало кто верит. Гораздо лучше одурманивать себя чем либо и совершенно ни о чём не думать. Уйти из действительности. Будут какие-нибудь изменения? Наверное... НО для этого нужно увлечь людей какой-нибудь новой идеей. Стоячий пруд зарастает и под конец превращается в болото! Не есть ли такое же болото и коммунизм? Стране требуется очищение, как озеру проточная вода. Неужели нынешние наши правители не понимают, что на гнилых принцыпах добра не построишь! Что из этого выйдет одно только зло. Как можно стричь всех людей под одну гребёнку? Как можно по одному фанатику равнять десять посредственных обывателей? Зачем вся эта неумная пропаганда? Может быть, наши верхи одурманивает мания величия? Но при чём же здесь простой обыватель?.. Сложен мир. Познать его дано не всякому. Только избранным открываются все тайны познания мира. Но их ненавидит толпа. Людей этих сжигали на кострах инквизиции. Их затравливали... Их не понимали... Их боялись и в конце концов – боготворили! Коммунизм могут создать только такие люди. Но их всегда оказывается недостаточно для обуздания животной толпы обывателей. Следовательно, подобного явления как коммунизм на нашей планете вообще никогда не будет. Обыватели никогда не смогут отказаться от собственности. Пристрастие к собственности у них в самой крови. А пока у людей есть собственность, никогда среди них не может быть равенства! Значит, коммунизм – утопия? В ближайшие столетия – да! Возьмём, например, такой коммунистический принцип, как: «От каждого по способностям, каждому – по потребностям». Это значит, что работать тогда будут люди по мере своих способностей. То есть, если ты способен заниматься искусством, писать, например, картины, то ты и будешь это делать. Другой же человек, который ни на что не способен, будет копать землю штыковой лопатой. Как же им будут оплачивать их труд? По потребностям. Художнику, например, потребна будет машина, дача на берегу Чёрного моря, трёхкомнатная квартира, а может быть ему понадобится даже самолёт, чтобы, например, не теряя времени, попадать в Африку, когда ему вздумается нарисовать слонов. И что же, ему это всё будет предоставлено? Допустим. А что же, в таком случае, потребуется землекопу? По простоте душевной он захочет, к примеру, иметь новую спецодежду, бутылку вина каждое воскресенье и трёхколёсный велосипед для своего сынишки. И это будет называться равенством... Разве могут у совершенно разных людей вдруг оказаться одинаковые потребности? Или они будут ограничены? Сколько же тогда будет браться у человека способностей и каких именно? Ведь никто точно не знает на что именно он способен, хотя твёрдо доказано, что всякий человек способен на многое. Вот и получается, что коммунизм – только игрушка, которой нас манят, как маленького ребёнка. Выдуман он для того, чтобы создать иллюзию закономерности исторических событий. Что вот сначала был первобытно-общинный строй, на смену ему пришёл рабовладельческий, потом феодальный, капиталистический, наконец – социалистический строй и что завершится всё это светлым будущим всего человечества – коммунизмом. Но разве везде, во всех без исключения странах поддерживалась эта закономерность? Нет. Монголия, например, из феодализма шагнула сразу в социализм. Древняя Русь, как и многие другие страны, миновала в своём развитии рабовладельческий строй. Примеров есть очень много. Бывали в истории даже обратные явления. В Соединённых Штатах Америки, как и во многих американских странах, даже в эпоху капитализма существовало рабство. В России никогда не был хорошо развит капитализм, она всё время слыла феодальной монархией. В рабовладельческих государствах древности возникаои республики и наоборот, некоторые современные государства управляются самыми жестокими, фашистскими диктатурами, которым бы позавидовали их далёкие предшественники. Так о какой же закономерности исторических событий может идти речь? Ведь даже страны, уже пошедшие по социалистическому пути развития, идут по нему совершенно особенным, отличным от Советского Союза, путём. О каком же коммунизме может идти речь, если даже у нас, в первой стране социализма ещё не выработано единственной, самой верной программы дальнейшего развития. Каждое новое руководство приходит к своим, новым мерам в управлении государством. Что раньше было незыблемым, подвергается сомнению, а сомнительное признаётся незыблемым. Искажены уже самые принцыпы марксистско-легнинской идеологии. Идёт постепенный возврат к исходным позициям, с которых начинался Октябрь. Официально у нас в стране не объявляется новой экономической политики, но денег у правительства нет! Они на руках у населения. Фактически, у нас не должно быть частной собственности, но практически она есть. Этому могут свидетельствовать частные автомобили, двухэтажные дома, дачи, парники и многое другое... В колхозах, в последнее время, начали появляться единоличные землевладельцы корейской и других национальностей. Причём, использующие наёмный труд. Официально у нас в государстве существуют два класса: рабочие и крестьяне-колхозники. Есть ещё прослойка интеллигенции, которая в последнее время начала превращаться уже в обособленный класс. Среди нашей интеллигенции широко практикуется принцип наследственности, когда сын идёт по стопам отца, а тот в свою очередь это всё поощряет. В недалёком будущем прослойке интеллигенции грозит перерождение в замкнутую привилегированную касту «белых» людей, в отличие от всех остальных – «чёрных»... Это не мои собственные  предположения. Так оно есть на самом деле, стоит только заглянуть в любой институт, на какой угодно факультет. Единицы там будут представлять рабочие и крестьянские семьи. Всё остальное – «благородные отпрыски правящей элиты»! Советская олигархия... Больно на всё это смотреть. На бюрократию государственных учреждений. На взяточниство современных чиновников. На чинопочитание и другие подлые вещи. Любая несправедливость должна быть гневно заклеймена, имей она свои корни за рубежом или в Советском Союзе. О каком коммунизме может идти речь, когда из душ современного российского пролетариата умелой рукой уже вытравлено всякое понятие о чести и человеческом достоинтсве. В рабочей среде процветают пьянство, воровство, халтура и прожигательство жизни. Уже нет и в помине какого либо намёка на рабочую солидарность. Когда всяк норовит побольше урвать и околпачить ближнего. Из рабочей среды сейчас выходят иной раз такие подонки, подобных которым и на Западе-то не сразу отыщешь. О колхозном крестьянстве и говорить не приходится. Его просто уже не существует. Оно испаряется на глазах, отдавая всё своё самое свежее городу. Если не будет какой-нибудь реформы сверху, в ближайшее время этот класс вообще прекратит своё существование... Останется только какая-нибудь еле заметная прослойка и всё. Так с чем же мы идём к коммунизму? И верно ли, что мы двигаемся именно вперёд? Может, тут происходит обратное? Во всяком случае без решительных реформ нам уже не обойтись. Страна неуклонно подходит к кризису, который неизвестно ещё чем разрешится. Хорошо, если всё будет так же благополучно, как в Польше. А если вдруг повторится Новочеркасск?..
Не будем впрочем загадывать. Предоставим это дело правительству. Нас в данный момент интересуют причины всего происходящего. Почему образовалась такая бездонная пропасть между нашей действительностью и официальной првительственной пропагандой?.. Дело только ли в нежелании руководства видеть настоящий порядок вещей? В нежелании что либо изменять в устаревшем аппарате государственного управления?.. Происходит всегдашняя политическая близорукость верхов?.. А может быть, это твёрдая политика, не нуждающаяся в оппозиционных сомнениях? Диктатура пролетариата?.. По-моему, действительно диктатура, но только не пролетариата, а партии! Своего рода инквизиция, карающая всех несогласных. Кто посмеет выступить против официальной политики? Кому не дорога своя собственная рубашка? Кому она не ближе к телу?.. Кажется, был такой человек. Солженицын... «Еретик!» - сразу же заклеймила его партия. Даже, кажется, устроила над ним священное судилище, называвшееся в старой Испании «аутодафе». Книги его подверглись сожжению, а свободолюбивые мысли – забвению! Хорошо ещё, что хоть сам писатель не отправился вслед за книгами на костёр!.. Как всё-таки похожа наша современная Россия на средневековую Испанию! А отдельные, смелые вольнодумцы наши, – на бедного Дон-Кихота Ламанческого. Может быть, похож на Дон-Кихота и автор этого опасного произведения!..

26 февраля 1983 г.


Рецензии