Солнце власти

СОЛНЦЕ ВЛАСТИ


«Разве погоня за властью над другими - не есть попытка убежать от самого себя?»
Джидду Кришнамурти


Власть завораживает и пугает. Ее носителей обожествляют и ненавидят, возносят на пьедесталы и обвиняют во всех грехах. Ей стремятся обладать любой ценой – и с усмешкой отвергают. Иные говорят, что она развращает и портит. Другие полагают, что она притягивает тех, кто будучи склонен ко злу, таит его до времени в себе. Третьи утверждают, что она действует подобно увеличительному стеклу, высвечивая все что есть в человеке, каким бы оно ни было. Что она такое? Возможно ли, что власть над подобным себе – необходима для жизни как воздух и солнечный свет?


Вся власть – безумцам!

«Мудрый правитель заботится о том, чтоб животы были полны, умы – пусты,
руки – заняты, а имеющие знания не смели действовать своевольно»
Лао Цзы


Известного психолога, доктора Чарльза Тарта как-то спросили, какой социальный строй и тип власти являются лучшими с точки зрения психологии.
- А какая, по вашему, система самоуправления пациентов психиатрической клиники могла бы быть лучшей? – Ответил доктор – В обществе, где значительная часть людей страдает неврозами и имеет инфантильную структуру характера, склонна к зависимостям, употреблению одурманивающих веществ и саморазрушительному поведению – какой будет любая власть? С таким же успехом можно дать управлять собой пациентам психиатрической больницы, и дискутировать о том, что для них оптимальней: парламентская демократия или наследственная монархия…


Диагноз - неутешителен. Тем более, в отличие от приведенной почтенным доктором аналогии, никакого внешнего врача, чтоб присматривать за нами, просто нет. Любой властитель – «родом из народа». Все попытки создать особую касту или специальный питомник для выращивания идеальных правителей – потерпели неудачу. Искусственно отобранные и взращенные – оказались весьма скучными людьми, а их потомство несло явные признаки вырождения. Однако, неувядающая популярность легенд о скрыто управляющих судьбами смертных тайных властелинах, подтверждает глубокое недоверие людей к собственной способности разобраться с делами. Пройдя периоды мифов о богах, героях и махатмах из шамбалы, ныне трансформировались они в страшную сказку о мировом правительстве и тайных обществах, правящих бал за кулисами публичной политики. Наиболее экстравагантные переключились с незримых демонов и тайных учителей человечества на коварно заправляющих всем на Земле инопланетян и их агентов, коих повсюду и ищут под смех более здравомыслящих сограждан.


О природе власти и методах управления спорили тысячи лет. Какие бы изощренные системы организации общества не придумал возвышенный ум, властвуют и подчиняются не абстракции – а живые люди. Идеальные правители и их добрые подданные, Города Солнца и Острова Радости существуют лишь в воображении создателей. Всякая попытка построить рай – становится очередной версией ада. Забвение о свойствах реальных людей во имя красивой идеи – любимая ошибка считающих себя слишком умными. Плата за нее – миллионы судеб. Историк Карл Поппер заметил, что «вопрос не в том, должны ли нами управлять Мудрейшие или Достойнейшие, и как им это с нами делать – а в том, как обычные люди смогут свести вред от неизбежной власти одних себе подобных над другими к минимуму»! Да и является ли власть настолько уж неизбежной?


Магия силы

«Тот кто не боится людей – не видит смысла властвовать над ними»
Бертран Рассел


Древние искали секрет власти в магии жрецов и воле божеств. Старались разгадать в ритуалах и обычаях, праве рождения и общественном договоре. Потребность управлять появляется из двух источников. Как компенсация собственной слабости и страха – и инструмент для осуществления изменений. Различие можно заметить по способности обладателя добровольно с ней расстаться.


При компенсации слабости – власть становится ценной сама по себе. Глубинный страх оказаться беспомощным, лишиться безопасности и утратить контроль, заставляет стремиться подчинять все вокруг. Властвовать – значит осуществлять желания, не встречая ограничений. Страсть повелевать неустанно ищет приложения. Покорить дальних соседей - или сердца и души соплеменников. Стоило народам после веков борьбы выставить навязчивую власть из библиотек и спален, воспретив ей копаться в умах и личной жизни – как она тут же проникла в их карманы. Теперь гражданин отчитывается не за соблюдение ритуалов и предписанной морали – но за каждый заработанный грош. Достаточно обществу на минутку зазеваться – вмиг исчезают свободы и права, твердеют законы и растет армия надзирающих. Не успеешь оглянуться – и по разгромленному сенату уже марширует парадом очередной цезарь с верной гвардией. Цена свободы – непрестанная бдительность….


При рациональном отношении – власть нужна обладателю для достижения желаемых результатов. Развития страны и совершенствования общества. Преодоления кризиса и защиты от врагов. По достижении целей – без сожаления оставляется. Однако, дух человеческий находчив – и легко маскирует невротическую потребность повелевать заботой об интересах других. Как на заказ появляются все новые враги и угрозы. Все неприступней и выше вздымается пьедестал.


Приятно вести свой род от богов. Быть посредниками меж небом и людьми. Римский историк Светоний в «Жизнеописании цезарей» с воодушевлением повествует о совершаемых императорами чудесах. Они ходят по воде и летают по воздуху как восточные джины. Исцеляют наложением рук и воскрешают мертвых. В одиночку повергают в бегство легионы врагов. Предрекают грядущее и управляют погодой. Древние правители Египта и Китая, Японии и Тибета гордо носили имена Сынов Солнца и Неба. Царь наделялся атрибутами живущего средь людей божества. Уподоблялся Оси Мира, центру, вокруг которого вращались дела и мысли всего живого. Его земной дворец был воплощением небесных чертогов, куда не было пути смертным – а корона символизировала солнечные лучи. Всемогущество предполагало ответственность – и в случае неурожая или разгула стихий претензии предъявлялись все тому же царю. Когда дела шли совсем плохо – могло закончиться принесением «живого бога» в жертву и досрочным возвращением его на небо. Утрата правителя становилась катастрофой вселенских масштабов и внушала ужас. Мир, лишенный оси, грозил разлететься на части вместе с оставшимся без защиты народом. Времена изменились, и люди все реже ищут себе опору в живом представителе небес, однако….


Радости рабства и искус свободы

«Слуги, потерявшие господина – не становятся еще свободными людьми»
Генрих Гейне


Что удерживает в объятиях власти? Как можно испытывать радость от принуждения? Чем гордится добровольный раб, обличая свободу? Привычка к подчинению, как и многие иные – родом из детства. Встраивается в ребенка с младенчества путем поощрений и наказаний Взрослыми. Послушный: и жив-здоров будет, и хлопот воспитателям меньше доставит. Общество так и не нашло лучшего, кроме принуждения, способа привить навыки необходимые для жизни. Вопрос, однако, в силе и уместности. Равно как и в переходе от контроля – к передаче ответственности самому воспитуемому. Если давление затянулось или было слишком жестким – произойдет формирование инфантильного или авторитарного характера. Избыточно строгое воспитание веками воспроизводило новые поколения рабов и господ.


В первом случае основной станет потребность подчиняться. Страх свободы – один на один с жизнью. Поиск силы, которой можно передать ответственность. За отсутствием таковой – соответствующие функции будут возложены на любого, оказавшегося рядом. На наделенных властью переносится отношение к родителям – любовь, преданность и ожидание исполнения желаний. Инфантильность часто сочетается с враждебностью к чужим и верой в «избранного» - спасителя, призванного защитить, восстановить справедливость и опекать. Именно бунт таких «больших детей», вырвавшихся из-под родительской уздцы – «бессмысленный и беспощадный», не ведающая жалости и цели истерика обманутого в своих надеждах ребенка.


Во втором случае – человек начинает делить всех на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Одним – преданно подчиняется, пока сильны. Другими – безжалостно помыкает. Получив малейшую власть, примеряет образ авторитарного отца, начиная относиться к нижестоящим, точно к несмышленышам. Поучает и опекает. Заставляет и контролирует. Обожает запрещать все на свете. Встретив сопротивление – впадает в гнев и упивается жестокостью. Любимы им сентенции о неготовности народа к свободе, необходимости «твердой руки» и претензии на роль моралиста. Однако, взрослый человек – сам себе господин, и способен совместить уважение к другим с принятием ответственности за собственную жизнь. С понимания этого началось несколько веков назад формирование гражданского общества и независимой личности.


Теория заговора и незримые отцы

«Лучший правитель тот, о ком известно только что он существует,
Хуже него тот, которого любят, еще хуже тот, кого боятся,
Но наихудший же тот, кому служат лишь из корысти»
Лао Цзы


Во все века участь самозваных освободителей народа незавидна. Приходилось хранить тайну, вынашивая далеко идущие планы. Так зародились древние братства иллюминатов и адамитов, вольных каменщиков и розенкрейцеров. Основой их идей стала теория монаха и мистика Иоахима Флорского о трех царствах. Согласно ей, на Земле сменяют друг друга три эпохи: Царства Отца, Сына и Духа. Первая относится к древности и основана на власти грубой силы, сдерживающей еще слишком диких людей от бесчинств. Вторая – мир Нового Завета, основанный на законе, морали и религиозных заповедях. Далее, на смену идет эра Духа. Мир, в котором правят свобода и разум. Где люди – как боги, а место человека определит не знатность рода, но усердие и ум. Где нет ни королей, ни армий, ни границ, ни официальной церкви – но в каждом реализует себя мудрый дух свободы, и где любой – достоин, добр и силен сам по себе.


Как искусить привыкших к подчинению благом свободы? Научить доверять собственному уму и
здравому смыслу? Призвать к самосовершенствованию? Выход был найден! Это - идеи Нации и Родины, начавшие активно внедряться в умы усилиями просветителей. Теперь надлежит служить верностью державе – но не самодержцу! Царь низводился из небожителей в смертные. Становился первым среди равных, наемным должностным лицом и слугой отечества. На смену личной верности соверену пришел патриотизм – преданность стране. Вместо клятв безоговорочного «вручения себя» господину – закон и контракт. Древнее божество власти оставило чертоги императоров и королей, став требующим кровавых жертв молохом обезличенного государства.


Когда дело сделано, короны пали и мир изменился – пришло время избавиться от славно послужившего орудия. Последние полвека на смену патриотическим и национальным ценностям активно внедряются общечеловеческие. Границы государств и культур стираются. Будет ли единое мировое пространство тем Царством Духа на земле, о котором мечтали его тайные архитекторы? Или станет лишь прелюдией нового нашествия варваров? Возможно ли вообще скрыто управлять ходом истории? Или все «теории заговора» есть лишь наивная попытка объяснить неведомые законы движения мирового духа, проявляющего себя через мысли и дела людей? Вероятно, правы древние мудрецы, полагавшие что высшая власть – это власть над самим собой. Тогда подлинное царство свободы уже изначально присутствуют в каждом – и надо лишь суметь ее реализовать в собственной жизни?


Рецензии