Комбат 1968, 2005

В венгерском городе Сольнок прошло основное время моей срочной службы.

Армия - сообщество молодых. Большинство - солдаты 18-20 лет. Командиру
взвода, лейтенанту Ангелову 25. Он был для нас старшим, не только по возрасту и ранжиру, но и "по жизни". Со всеми вопросами, которые мы не могли решить на более низком уровне, обращались к нему – как последней инстанции. Его слово было весомо. Умудренный опытом, возрастом  и званием он имел непререкаемый авторитет. Не было сомнений в том, что его команды или  его советы правильны. Он не мог ошибаться. Сержант или старшина мог, а он - нет. Когда сержанты или старшины приказывали делать что-нибудь тяжелое или неприятное, можно было ворчать, возражать, вступить в полемику, пытаясь избежать этой работы. Но если приказывал лейтенант Ангелов - ругались, но делали беспрекословно, потому что знали, что так надо.

Выше командира взвода нами никто не командовал. Более высокие командиры управляли нашим лейтенантом, это управление было от нас скрыто.  И где-то, очень далеко, на невероятной высоте располагался главный командир всего этого батальона - подполковник Бугаев. Мы видели его не часто, - издалека, на построениях или на общих собраниях. Когда комбат заходил в наше помещение, это было событие, которое можно потом обсуждать. Уставной ритуал в таких случаях исполнялся без купюр.

- Вста-а-ть! Смирно!

Все застывают в оцепенении, взоры на вошедшего. Старший по званию должен быстро сориентироваться, строевым шагом подойти и доложить: "Товарищ подполковник, взвод такой-то занимается тем-то". И только после этого команда "Вольно!". Можно немного ослабить одну ногу. Но напряжение не спадает, все ждут, что изречет комбат. Он должен это сделать, и каждое его слово должно быть наполнено смыслом и значением. Потому, что  другой причины появиться здесь, у него нет.

Лейтенант Ангелов был для нас "отец родной", а комбат - Бог. Невидимый, непостижимый, но иногда спускавшийся на землю.

Хорошо помню его лицо - рябое, живое и умное. Возраст - лет 38. Кто-то  однажды задал ему двусмысленный вопрос. Ответ был: "Старый конь борозды не портит". Он пытался говорить как нормальный человек, но это никак не умаляло его божественную сущность.

   * * *

2005-ый год, занимаюсь частным извозом. Ночь, голосует женщина, лет 30-ти. Ехать куда-то далеко, через весь город. Она рассказывает о своей поездке в какую-то страну, откуда только что вернулась. Спрашивает, бывал ли я там?

- Нет, не был, нигде не был.
- Почему?
- Не хочу.

Как всегда, в таких случаях говорю, что когда-то много ездил по Союзу, и страсть к путешествиям была давно удовлетворена.

- А за границей были?
- И за границей был, служил в Венгрии.
- Мой дед тоже служил в Венгрии, много рассказывал, интересно было.
- В каком городе?
- Кажется, Сольнок .
- Есть такой город, и я в нем служил. Как фамилия Вашего деда? Конечно, это маловероятно, но "чем черт не шутит", может быть, мы там встречались.
- Бугаев.
- Командир отдельного радиотехнического батальона, полевая почта 16291, подполковник Бугаев! 1968 - Чехословакия, потом - Венгрия. Я служил солдатом в батальоне, которым в то время командовал Ваш дед!

Мы еще поговорили по этому поводу. Это был он.
- Где живет Ваш дед?
- На Украине. Плохо живет, старый уже очень и больной. Хорошо, что там есть, кому за ним ухаживать.
- Вы будете там?
- Да, в этом году собираюсь.
- Передайте привет от его бывшего солдата.

Где-то, на задворках моей памяти этот человек жил все последние 37 лет, и был он там таким же энергичным, 38-летним, каким я его знал. Мне никак не изменить этот образ, не представить немощного старика.

 12.08.09

 


Рецензии
Это как раз так, как должно было бы быть в Советской Армии, но в мое время в 70-х уже не было. Рад познакомится, рад, что вы помните свои армейские годы

Олег Наумов   28.12.2011 00:49     Заявить о нарушении
В 1990-ом, через 20 лет после моей демобилизации, в армию отправился мой сын. Это был Архангельск, такой же батальон связи, такая же радиомастерская. Я дважды приезжал к нему в часть. Время как будто остановилось - я видел и слышал все то же, что было во времена моей службы, со всеми полузабытыми нюансами, незнакомыми человеку, не побывавшему там.

Насколько понимаю, бытовые (и прочие) подробности всегда были зависимы от рода войск, от места службы и, конечно, от командира. Мне, быть может, повезло - при отправке за границу проводился некоторый отбор. Много было всякого - и хорошего, и безобразного. Но сравнивая свои впечатления с рассказами друзей, вернувшихся из разных частей на советской территории, я понял, что служба моя получилась едва ли не самая "правильная".

Олег Ханов   28.12.2011 02:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.