Крестный Ход 2006 года в моих воспоминаниях

          Во второй раз Господь сподобил меня пройти пешим крестным ходом, который состоялся с 18 по 24 июля 2006 года от храма Ржевско-Оковецкой иконы  Божией Матери в г.Ржеве Тверской епархии до святого источника в с. Оковцы , близ пос. Селижарово- месте явления этой иконы. Протяженность маршрута- сто километров.
Собирали меня для участия в этом событии семья и просто близкие по духу люди.
          Очень трогательно поучаствовала в моих сборах Настенька. Она много молитвенных часов провела в работе- оплетала в бисерный оклад мою домашнюю иконку Божией Матери Оковецкой. Сделала бисерный шнурочек для того, чтоб я могла повесить иконку на грудь и не забыла побеспокоиться о том, чтоб это было не только красиво, но и прочно и надежно – за основу взяла тонкую крепкую леску.
Внук Никита, из своих  четырех лет от роду, второй раз слышит о бабушкином походе, как он назвал для удобства собственного произношения крестный ход. В прошлом году он приезжал меня встречать с родителями и дедом Володей на  Святой Источник Оковецкий и конечно же в его памяти остались какие- то впечатления от наших разговоров. Он потом приходил к нам и просил налить ему водички из « Свиточника ». И каждый раз озабоченно уточнял:
 - Это вода из «Свиточника»?
В этом году, наблюдая за моими сборами ( искала подходящие резиновые сапоги на случай дождя, сумку повместительнее, фонарик для того, чтоб в палатке при необходимости ночью посветить и т .д.) Никита спрашивает:
 - « Бабушка , а что ты все в этот поход ходишь?»
Ответить на простой детский вопрос моего внука оказалось для меня делом непростым. Остается надеяться на время:
- Вырастешь, прочтешь, поймешь.

           Но надо  рассказать о Никитином участии в моих сборах. Приехали они с отцом в магазин, где продают всякие рыболовные товары. Никита сразу с порога объявляет продавцу: - Мы приехали купить фонарик для нашей бабушки. Она пойдет в поход по лесам, по болотам. Но мы с ней не пойдем. Мы приедем за ней на машине. Представляю реакцию продавца, ведь Никита все это рассказывает  с выражением  и про леса и про болота. Что же это за бабушка такая?
Фонарик для такого случая, конечно же, нашелся.
Благодарю Господа за любовь моих ближних.

        Как же мне рассказать о крестном ходе? Все так светло и ярко. В какую форму облечь свое повествование? Может быть просто в картины? Краски и оттенки будут разные: светлые и темные, печальные и радостные, как и сама жизнь.
***
Невольное сравнение прошлогодних впечатлений и нынешних от крестного хода. Я бы его сравнила с летней вечерней службой в субботу в нашем Храме: животворная благодатная прохлада , стройное и чудное пение клироса и - малолюдство.

***
Радуйся, Богородице. Радуйся, Обрадованная. Возьми нас под Свой Пречистый Покров!
***
Идется легко, много деточек. Девчушки, как веселые мотыльки , в своих ярких одежках перемещаются по колонне. Радостный июльский ветер, напоенный запахом цветущего лета, обвевает нас прохладой и травяными ароматами. Удивительно, ветер очень интенсивный, а в небе белые кучевые облака стоят неподвижно, как стадо овечек на лугу.
Заросли донника по обочинам дороги как - то вдруг заглушаются другими зарослями – борщевика. Он поглощает все пространство за пределами асфальта каким-то захватническим образом. Вид у него жирный, угрожающий и устрашающий. Маленькая Софийка, идущая между своей мамой и мною, держась за наши руки, говорит поеживаясь :
 - Мама, я его боюсь.
Приходит на ум невольное сравнение с вымышленным растением « дьяволохом » из фантастической повести православной писательницы Ю. Вознесенской.
***
В « Победе» отслужили молебен, вместе с местными жителями. Крестный  Ход продолжается. В небе, как Божие Благословение, сияет радуга.
***
В деревне Озерютино нас встречают знакомые лица. У них большая проблема в этом году. Вышла из строя система водоснабжения. Вся деревня, очень разветвленная в разные стороны ,ходит за питьевой водой на родник. Батюшку просят освятить источник. Приходят к роднику и местные жители из близлежащих домов. Батюшка служит водосвятный молебен, потом кропит всех водой. Слышны просьбы:
 - « Батюшка, покропите еще, мало воды досталось».
 Батюшка  полушутливо говорит:
 - «Могу и из ведра, есть желающие»?
С нами идет Сергей из Селижарова. Он делает по- военному шаг вперед и говорит:
- «Я, Батюшка».
 Следующей на его месте оказываюсь я. Каким-то самой неконтролируемым образом. Куртку, правда, предусмотрительно сбросила.
 Священник заботливо спрашивает:
 -« Все ведро выливать»?
 –« Все, Батюшка»!

Наш пример быстро находит отклик у местных жителей , и они один за другим подходят. Батюшка только успевает ведро опрокидывать. Но вот чудо-то: у меня и обувь и одежда сухая. Слегка промочены рукава и плечи блузки , да мокрый платок на голове. Пока возвращались к своим, я уже вся обсохла. Говорю об этом батюшке, а он философски замечает:
 - «Господь Сам знает кого сколько намочить».

С собой,  в сумке, только маленькая бутылочка ,из под минеральной воды. Набираю воды из освещенного родника. Так и несу ее с собой до окончания Крестного Хода. Отпиваю понемногу, когда пить хочется. Другой никакой воды я больше не набирала. И вдруг, разбирая дома вещи, я с удивлением понимаю, что маленькая пол-литровая бутылочка больше , чем наполовину полна свежей родниковой воды, она почему-то не израсходовалась.
***
На исходе второй трудный день Крестного Хода. Длинный подъем в гору и впереди Итомля. Мысли разные, отрывочные:
- « Нас тут ждут… Вон отдельные фигуры людей… Матерь Божия, как тут Твой Дом ?»
Оказываемся рядом с Мишей, и он говорит:
- « Для меня этот подъем в гору, как Страстная седьмица Великого Поста. Изнемогаешь, трудно, а впереди - Радость».
Почему-то написала слово с большой буквы, хотела исправить, но очень не хочется. Видимо бывают такие чувства, когда правилам орфографии приходится потесниться.
***
В записной книжке следующая запись такая:
- « Итомля. Молебен в церкви перед образом Божией Матери. Вместо прошлогоднего неба над головой- синий звездный купол. Сверху из купола  на нас глядит лик Спасителя. На лицах то ли слезы, то ли святая вода. Все вперемешку».
***
Оленьке сегодня день  рождения. После утренней общей молитвы, приехавший пораньше Сергей Васильевич, очень просто, а потому очень сердечно, поздравляет ее от всех и вручает коробку конфет. Поем:
- « Многая лета... »
После завтрака, Оля, оглушенная таким количеством любви и радости, выплеснувшейся на нее, стоит с опустевшей коробкой конфет и спрашивает:
-« Я  не помню, угощала я Вас или нет? »
В коробке две конфетки. Самой угоститься ,похоже, не пришлось.
Господи, не за нас ради  грешных,  но за деточек чистых , и любящих Тебя, спаси и помилуй Отечество наше – Россию.

***
Братское захоронение в д. Сытьково погибших в Великой Отечественной войне в период 1941-1945 годов солдат, сержантов, офицеров 21; 37 ; 158; 176 ; 178; 243; 246; 290; 319; 348; 359; 379; 381; 386; 446 стрелковых дивизий, 31; 46; 54; 100; 114; 130;131; 181 стрелковых бригад, 41 отдельной лыжной бригады, 35; 36; 188; 466 танковых бригад.
Служится панихида. Проповедь отца Игоря:
 -« ... они исполнили высшую заповедь – положили  душу свою за други своя. Этим всегда была и есть велика и свята наша земля» .
***
Внутри разрушенного Храма  в д. Сытьково служится  молебен Матери Божией. Много на молебне деточек- младенцев с мамами – благочестивость селян имеет своих последователей. Веру сохранили, Храм не растащили на нужды. Спаси их, Господи!

***
Входим в деревню Шолохово. С помощью приходящей соц. помощницы выходит с палкой и костылем бабуля и в голос причитает:
- « Батюшка, желанненький ты мой, приди ко мне, причасти. Одна ты у меня надежда».
 Здесь тоже знакомые лица: глава сельского поселения- это так теперь именуется.

Черемухи, вы помните нас? Мы тут в прошлом году под вашей сенью Матерь Божью Казанскую , « Заступницу усердную» славили!

Сестры наши неутомимые Ольга, Татьяна, Александра, Наталья со своими маленькими помощницами кормят всех нас вкусно. У них  все четко организованно.

В лагерь приезжают гости – Олины родители, бабушка, тетушка. Обнимают и поздравляют свою повзрослевшую деточку. Привозят всяких вкусностей для чаепития в фантастических количествах.  Поем от души:
- « Вот стоит дом, и Матерь Божия в нем. Святителю Николае в нем, Преподобный отче Сергие в нем, святая равноапостольная Ольга в нем, святая мученица Наталья в нем, святый апостол Андрее в нем, святая мученица Лидия в нем, и вси Святии в нем. Яко с нами Бог»!
***

         Подъезжают на мотоцикле парни, просят позвать батюшку. Спустя какое-то время
Батюшка обращается с просьбой к нам - переписать на листок молитвы « Отче наш » и
« Богородице Дево…». А чего их переписывать то? Надо дать им молитвослов, там много чего еще найдут полезного.
        Вспоминаю о том, как ко мне пришел мой первый молитвослов: лет пятнадцать тому назад еду в городском переполненном автобусе и, раздраженная от тесноты толпа прижимает меня к сидению, на котором сидит женщина и перелистывает молитвослов журнального формата  с тонкой обложкой. Переборов свои тогдашние принципы ( не совать нос в чужие дела) спрашиваю о том, где можно приобрести эту книжечку? А она без малейшего колебания радостно говорит:
-«Вам нужен молитвослов? Возьмите, пожалуйста».
 Хороший жизненный урок, мне было бы стыдно, отвечая его , получить « неуд».

***
Праздник Казанской иконе Божией Матери. С утра приходят местные жители к нашему лагерю.Одна из женщин приносит иконочку, наивно украшенную желтой фольгой. Спрашивает у батюшки, что за образ? Оказывается Казанская Божия Матерь. У знакомой нашей пришедшей Нины с собой акафист.
Отец Игорь служит водосвятный молебен с акафистом Божией Матери.
Местные жители благодарят:
- « Благодарим Матерь Божию за Крестный Ход. Отогрели наши души».

***
Все чаще и чаще на этом отрезке пути встречаются полу заброшенные деревни. И все-таки есть жизнь. Как слабый ручеек, пробивается она тропинкой, легко петляющей через луг, мелколесье. Сколько раз я бегала такими тропинками в своем детстве. Они ловчее и удобнее любого асфальта. Где они? Некому ходить и бегать по ним.
Я желаю своим внукам Никите и Машеньке, чтоб никогда не зарастали травой забвения тропинки их детства.
***
Уходя в прошлом году из деревни Бочарово, ребята полушутливо наказывали:
- « Баба Валя, как хочешь, а живи до следующего года. Батюшка придет – окрестит ».
А нынче на месте ее дома один-два венца обгорелых бревен. В голубое небо упирается высоченная сухая береза с пустыми грачиными гнездами - немые свидетели происшедшего.
***
Вечером наблюдаю битву на лугу подушками. Матрацы, подушки и одеяла разложены для просушки. После очередного перехода многие падают, радуясь возможности отдохнуть. Но не мальчишки! Через 10 минут начинается возня и перебрасывание подушками, из которых летит пыль. Увещевать их бесполезно. Батюшка  против всяких ожиданий, включается в возню. Огреть батюшку подушкой в неформальной обстановке - это что-то! Но не у всех это получается. Батюшка сам кого хочешь, огреет ( откуда-то у меня в голове такая информация, что о. Игорь имеет за плечами опыт службы в спецназе). Через 5-7 минут битва затихает сама собой и мальчишки с деловым и довольным видом , отряхивая руки и штаны констатируют:
- « Все, подушки вытряхнули от пыли, все чисто».
 И вполне управляемые, организовано начинают ставить палатки.
***
После вечернего правила не хочется расходиться. Многих тянет к костру. Я вытащила свой блокнот и пытаюсь сделать короткие заметки. Подсаживается идущий с нами Сергей, тоже что-то пишущий на привалах и спрашивает, что я пишу? Я простодушно поясняю о том, что мне надо ответить внуку на вопрос:
- « Зачем ты бабушка все ходишь в поход?».
 Он скучнеет и начинает разговор о том, что задачи у нас должны быть глобальные и серьезные. Мой призыв:-  « Радуйся о Господе!» приводит его в крайнее возмущение. Какая такая радость? Надо мир спасать. А мне ,  почему  то хочется достучаться. У самой было чувство вселенской скорби в свое время. А ведь как говорил батюшка Серафим:
"Радость моя! Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся."
***
День трудный. О. Игорь благословляет нас и уезжает с Итомлинскими участниками к себе. Временное ощущение сиротства :- Как мы без батюшек? Хватит ли сил, смирения и терпения?
      Вместо ожидаемого короткого маршрута спидометр ( как потом выяснилось) намотал 20 км. Трудно. Это чувствуют все. Читаем нараспев Богородичное правило:
-150 раз « Богородице, Дево…»; через десять молитв Богородице - один раз « Отче наш ». Чтение Богородичного правила растягивается на десять километров пути. Далее начинаем читать нараспев Иисусову молитву. Кажется, что одним на всех дыханием, одними запекшимися от жары и пыли губами выдыхаем с упованием:
- « Г-о-о-о-споди, И-и-и-су-се Христе, Сыне Бо-о-жий, по-о-ми-луй нас ».
***
Проходим деревню и останавливаемся на отдых у братской могилы с обелиском. Молимся о упокоении воинов и вождей, убиенных на поле брани и умерших от ран. Людмила приехала из-под Астрахани. У них другие певческие традиции. Стоит молится и очень трогательно поет:
-« Вечная память и вечный покой ».
Скорее народный плач, чем каноническая молитва. Но так сердечно, так искренне и со слезами. Потом обходит всех с пакетиком печенья:
- « Братья и сестры, помяните убиенных воинов ».

***
Еще одна  деревня. У дороги на бревенчатой стене дома серовато-голубой краской написано печатными буквами:
- « Люди! Пожалуйста, не ломайте здесь ничего. Мы еще тут будем жить».
***
Снова прошлогодняя наша знакомица деревня. Минуем последний дом, поворачиваю голову и вижу: у окна в доме сидит мужичок и, что есть сил , лупит кулаком по подоконнику. Понимаем это, как отчаянную просьбу остановиться. Выбегает, видно, что пьяненький. Крестится, хватает висящую у Георгия на груди иконку и целует ее. Следом спешит сконфуженная за хозяина жена. Мужичка мягко поправляют, показывают на икону храмовую. Кто-то разочарован тем, что мужичок пьян. Люди, не судите, да не судимы будете. Ну ждал он честно Крестный Ход, ждал! Но когда ж тот дойдет до деревни? Силы-то ждать , совсем нет. Разве выпить чуток, чтоб хоть немножко скрасить ожидание?
Мать честная, а ход-то уж мимо! Попробуй, догони его! И давай стучать по подоконнику.
***
-« Дядя Игорь, а ко мне комар прямо в кашу гречневую свалился».
-« Выброси сейчас же, сегодня же постный день!»
***
Повара записывают, кто будет поститься накануне праздника? Большинство!
***
         Слава Тебе, Господи, Слава Тебе! Дошли до последней стоянки. Извлекаются изрядно помятые, но все- таки нарядные одежды. Идем в с. Оковцы на службу. Батюшка о. Роман просит прощения за то, что нет певчих и по этой причине  утреню будут служить с утра пораньше в праздник, а накануне читается нараспев акафист Божией Матери. Народ комментирует ситуацию:
- « Сам читаю, сам пою, сам кадило подаю».
 На утрени  убеждаемся, что все так и есть на самом деле.
***
     После исповеди в Оковцах все разбрелись в уединении или небольшими группами вычитывают правило ко Святому Причастию. У костра сидит мальчуган и спрашивает:
- « А батюшка строгий?».
- « Да нет, хороший».
– « Э-эх, надо было и мне на исповедь идти»!
Игорь из Старицы тихо советует:
- « А надо быть самим к себе построже, тогда любой батюшка будет нестрогий».
***
Раннее утро. Иду по росистой траве среди елей. Из села слышно пение петухов. В памяти всплывают строчки из когда-то прочитанного:
-« На Святой Руси петухи поют, скоро будет день на Святой Руси ».
***
С иконой, крестом и хоругвями, Крестным Ходом идем на святой ключ. Литургию будет служить архиепископ Владыка Виктор. Мы пришли одними из первых, поэтому наблюдаем за подготовкой к службе. Икону держим на руках. С ней стоит именинница Елена, крещенная Ольгой.
  Отец Павел с теплом и пониманием поглядывает в нашу сторону- сам шел через Ржев с Волжским Крестным Ходом в начале лета с чудотворным образом Божией Матери
 « Неупиваемая Чаша». Во время Литургии икону держим сами по очереди. Я стою  во время пения « Херувимской» и до «Верую…».
-« Матерь Божия, Сама постой со мною, дай мне побыть подножием для твоего Пречистого Образа».
Ну нет у меня таких слов, чтоб описать состояние души в это время! Кто стоял, тот меня поймет.

Михаил из Звенигорода просит разрешения постоять с иконой.
- Как так ? Кто такой?  Не наш!
-  Да наш, наш! Батюшка Преподобный  Нил направил, как стало понятно из его рассказа.
Не в силах расстаться, идет с нами до с. Оковцы, помогает нести Образ. Приглашаем на трапезу. Рассказывает о себе:
- Благословился у себя в Звенигороде поехать порыбачить в Селигерские края во время отпуска с друзьями. А по натуре – не рыбак. Поехал в Нилову Пустынь. « Случайно» прочитал про  наш Крестный Ход и , оставив друзей и рыбалку  – в Оковцы.
С радостным видом говорит:
- « Успел»!
***
Архиерей освещает источник, дивно поет мужской квартет. Сильные красивые голоса уносят ввысь, в синеву неба, в лесные, речные и озерные просторы упование наше и надежду:
- «Сохрани , Господи, Отечество наше, Пастырей Святой Твоей и Апостольской Церкви, благочестивые власти и воинство и люди Твоя на Многая Лета»!
***
Усталая ( или нет ?) , обожженная солнцем , спешу к моему внуку Никите. Он усаживается поудобнее ко мне под бок и говорит:
- « Бабушка, давай поговорим о твоем Крестном Ходе».

Поговорили...


Рецензии
Как мне нравится то, что читаю у Вас, Лидия! Как нравится! Вы рассказываете так живо, так не вылащенно, что хочется одного - читать подольше, а потом сразу перечитывать (что я, собственно, и делаю с большим удовольствием).
Все участники вашего крестного хода - славные своей горячностью. Вспомнила апостола Петра...
Когда читала про иконочку в желтой фольге, встал перед глазами почти уже совсем разрушенный храм (каких еще много остается и здесь, и там у нас), который мы увидели в одной из поездок. Мы зашли в него, а там, внутри устроен маленький иконостас из таких точно иконочек - бабуленьки принесли, можно не сомневаться. И букетики из цветочков полевых. И фрески на стенах. Фрески, Лидия... Долго мы там были... Всё в душе перевернулось.

Ольга Суздальская   15.04.2011 20:11     Заявить о нарушении
И мне Оля очень нравится, что Вы не обходите мою страничку стороной и находите в моих рассказах и зарисовках созвучные настроения и размышления. Спасибо, заходите еще! С теплом и любовью

Лидия Вакина   16.04.2011 22:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.