Ричард Диаз - Американский Дон Кихот от Экологии

Ричард Диаз: Американский Дон Кихот от Экологии.

Уважаемые читатели Проза.ру! В этой маленькой заметке я хочу рассказать вам о человеке, поразившем мое воображение. Такие люди чаще встречаются среди нас, русских, но этот человек — американец. Я познакомился с ним через  Skype. Поскольку я — преподаватель английского языка и переводчик, а сейчас на пенсии, мне очень хотелось найти человека, с которым можно было бы пообщаться на английском языке. Ричард Диаз (www.illnessdefined.com) оказался таким человеком. Мы с ним быстро нашли общий язык. Основная тема нашего общения  — загрязнение окружающей среды. Что может быть более интересным для людей, одному из которых уже далеко за 60, а другому только что перевалило за 60? Ричард тоже по большей части сидит дома, у своего компьютера, но по другим причинам. Но об этом немного позже. У Ричарда красивый голос с приятным низким тембром,  его неторопливая манера говорить располагает к беседе, особенно, если тебе при этом надо постоянно подыскивать нужные слова. Но он, по-видимому, к этому привык, общаясь со многими людьми по всему свету,  и  поэтому никогда не торопит. Оказалось, что Ричард — человек с четкой жизненной позицией. У него есть своя миссия в жизни, свое послание, которое он несет людям через Интернет. Это послание — желание предупредить людей о надвигающейся опасности, исходящей от отравления человеческого организма тяжелыми металлами (далее — ТМ). Скажете, с ним все ясно? Но не стоит торопиться с выводами…
Теперь — немного о самом Ричарде. Он живет в каком-то маленьком городке в штате Массачусетс, с женой и … еще не знаю с кем.  Он тоже на пенсии, к тому же прикован (насколько я понял) к креслу из-за рассеянного склероза, которым он давно болеет. Он одержим идеей спасения людей от страшного недуга, связанного с отравлением ТМ. Это немного отдает паранойей, но все гораздо проще. Он утверждает и пытается довести до сознания каждого из нас, что если мы не знаем, чем больны, то первое, что следует сделать, это провериться на содержание в организме ртути, свинца, кадмия, фтора и т.д., т.е. всей той дряни, которой предостаточно в окружающей среде. Как он пришел к этой простой, по сути, мысли? 
Первым сигналом, толчком к размышлениям на эту тему, послужила продолжительная болезнь матери, от которой доктора не могли найти лекарство. Доктор сказал, что болезнь неизлечима. Однако, когда ей удалили все зубы, она прожила еще много лет. Вторым сигналом послужила болезнь его дочки. Ей было пять лет, когда у нее отказали почки (какое-то заболевание почек). Доктор признал свое бессилие и поставил диагноз: неизлечимая болезнь со смертельным исходом. На вопрос Ричарда, что является причиной болезни, ему был дан ответ: "не знаю, полная мистика". Взбешенный равнодушием врача, Ричард схватил его за грудки и потребовал более определенного ответа. Перепугавшись, доктор признал, что возможно, в организме девочке накопилось слишком много ТМ.
После этого Ричард начал самостоятельно исследовать проблему влияния ТМ на организм человека. В 1983 году, в год, когда умерла его дочка, ему тоже поставили страшный диагноз: рассеянный склероз. Предстояло сделать выбор: либо немедленная операция, либо медленное угасание без всякой надежды на выздоровление. Он выбрал третье: удалил все зубы с пломбами из амальгамы.
Вред амальгамовых пломб широко обсуждался в нашей и зарубежной печати. К негативным явлениям относят выделения паров ртути, которая входит в состав пломб и безусловно является ядом. На этот счет существуют самые разные мнения. Утверждают, что действие паров ртути из пломб не идет ни в какое сравнение с теми дозами, которые человек получает из воздуха и пищи, особенно, если его рацион богат морской рыбой, мясом или он много курит. Однако, Ричард в этом вопросе занимает совершенно другую  позицию. В своей книге "Определение Болезни" (к которой мы еще вернемся), он открыто заявляет, что ртуть, в какой бы форме она не находилась, является ядом, и утверждать, что ее воздействие на организм пациента минимально, значит заведомо вводить его в заблуждение. Несмотря на заявления Американской Ассоциации Стоматологов (ADA) о якобы нейтрализации ртути в составе пломбы, он считает, что пациенты обязаны знать о риске, которому они подвергаются, ставя себе  пломбы из амальгамы. Ричард показывает на своем собственном  примере (это видно из видео, которое прилагается к в.у. книге), как изменилось состояние его здоровья после удаления пломб (зубов?). До удаления он не мог подняться с корточек, сделав одно приседание (в то время ему было всего 44 года). После удаления он спокойно делает десять приседаний перед камерой, демонстрируя утраченные двигательные способности. Это произошло через шесть дней после удаления пломб. 
С этого момента Ричард Диаз начинает всерьез заниматься изучением воздействия ТМ на здоровье человека. Он кропотливо собирает факты, свидетельствующие о вредном влиянии ТМ на организм человека. Не имея специального образования, он, тем не менее, без страха вторгается во все сферы взаимодействия человека с внешней средой. Здесь и экскурс в историю древнего Рима, с предположением о связи свинцовых водопроводных труб с падением могущественной Римской империи, и примеры из американской истории,  и более современные примеры, взятые из прессы. Его единственным орудием служит домашний компьютер, с помощью которого он исследует различные области человеческой деятельности. Результатом его усилий стала его книга с интригующим названием "Определение болезни: теорема", опубликованная на средства автора в 2006 году (я был одним из его немногих собеседников, содействующих ее распространению, выкупив экземпляр книги по Интернету), в которой Ричард пытается дать широкую картину экологического состояния современного человечества.
Основной тезис монографии заключается в следующем: человеческий организм представляет собой замкнутую систему, внутреннее равновесие которой (гомеостаз) поддерживается тремя основными, взаимодействующими между собой  факторами: иммунной системой, питанием, и наличием в организме ТМ. Эти три фактора образуют равнобедренный треугольник, пока организм находится в динамическом равновесии. Эта мысль пришла к нему, как сообщает Ричард, из аналогии с определением возникновения пожара. Ричарду запомнилось определение, данное ему его другом-пожарником, согласно которому пожар может возникнуть, если налицо три фактора, действующие в равных пропорциях, а именно, горючие материалы, кислород, и фактор воспламенения. При наличии этих трех факторов пожар обязательно произойдет. Если же их соотношение выходит за рамки в.у. равнобедренного  треугольника, пожара может и не быть.  По аналогии с этим, Ричард дает рабочее определение здоровья. Оно обеспечивается взаимодействием трех факторов: питания, отдыха и внешних стимулов. В свою очередь составляющие, наносящие вред здоровью — это поврежденная иммунная система, нарушение питания, и отягощение организма вредоносными ТМ.
Ричард исследует одну сторону треугольника, а именно, вред, наносимый человеку ТМ. Его основной мишенью становится ртуть, которую он описывает во всех видах и проявлениях. Его интересует ртуть, обнаруженная в рыбах и моллюсках, употребляемых в питании, в питьевой воде, в вакцинах и плазме крови, в других продуктах питания и в товарах широкого спроса. Кроме ртути под обстрел его критики попадает весь спектр ТМ: кадмий, мышьяк, свинец, медь, цинк, таллий и фтор. Он приводит таблицы, показывающие содержание ртути в рыбе и моллюсках, содержание токсичных ТМ в питьевой воде с указанием на последствия потребления такой воды человеком. И это впечатляет. В главе, посвященной вакцинам,  дается обширная таблица присутствия ТМ в тимеросале и других лекарствах и степень их токсичности.  Оказывается, ртуть и другие ТМ буквально окружают нас  и вторгаются в наш быт и  жизнь. Ричард приводит целый список продуктов и товаров, в которых обнаружении наличие  ТМ. Здесь и старые зеркала, и термометры и другие приборы, и автомобильные фары, краски и красители, и даже ювелирные изделия. При этом, каждый факт вредного воздействия ТМ сопровождается ссылкой на публикацию в Интернете. Особый интерес представляет собой глава, показывающая отношение к ртути и другим ТМ на бытовом уровне. В ней приводятся отрывки чатов, ведущихся в Интернете на тему об использовании ртути в повседневной жизни. Любопытно, что многие американцы не представляют степень риска, которому они подвергаются при обращении с этим токсичным веществом.  В целом, отношение к ртути остается на уровне школьников, проводящих опыты  в лаборатории и не думающих о последствиях своих действий.
Следующая глава напоминает детективную историю. Некий вымышленный предприниматель задумал наладить в Канаде производство недорогих ювелирных изделий из амальгамы, в состав которой, как известно, входит до 50 % ртути. Обратившись за разрешением ввезти в Канаду энное количество украшений из амальгамы (которая, как известно, вот уже 150 лет используется в стоматологии), он получает отрицательный ответ, т.к. по мнению канадского Минздрава, на ввоз изделий, содержащих токсичные материалы в Канаду, существует запрет. В своем следующем письме предприниматель заявляет, что его планы изменились и вместо дешевых  ювелирных изделий он намеревается открыть в Канаде дело по производству детских игрушек с амальгамным покрытием. Может ли он получить официальное разрешение на такое производство? В ответ он получает из Минздрава  более, чем странную отписку: ни да, ни нет, а только ссылку на "Положение о токсичных материалах", в котором говорится, что продажа детям любого продукта, содержащего ртуть (и другие тяжелые металлы) строго запрещена. Вывод автора находим на следующей странице. Несмотря на то, что игрушки и ювелирные изделия из амальгамы находятся под запретом в Канаде, пломбы из амальгамы никто не отменял.
Следующая глава озаглавлена "Поведенческие, структурные и функциональные патологические отклонения от нормы, связанные с отравлением различными ТМ". Даже поверхностный взгляд на эти данные приводит в ужас. Автор отмечает, что из 35 известных металлов 23 называются тяжелыми и наносят большой вред здоровью. Некоторые из них часто встречаются в окружении человека и уже поэтому внушают большую тревогу. Это мышьяк, свинец, ртуть, кадмий, алюминий, и фтор. Далее следует описание симптомов, вызванных интоксикацией организма этими ТМ. Особое внимание уделено фтористой ртути.
Отдельная глава посвящена т.н. "юридическим аспектам" использования пломб из амальгамы, и здесь Ричард  Диаз вступает в явную конфронтацию с точкой зрения официальной медицины. Американская ассоциация стоматологов настаивает на том, что использование амальгамы в стоматологии совершенно безопасно (этой теме также посвящен один из эпизодов прилагаемого к книге видеорепортажа), т.к. ртуть в амальгаме перестает быть активной после затвердения пломб и поэтому опасность отравления парами ртути в долговременном плане может быть сведена к нулю.  Тем не менее, в других странах, в частности в Европе, придерживаются другого мнения. Так, шведское правительство рекомендовало стоматологам воздерживаться от использования амальгамы. Такое же законодательство было введено в Германии. Согласно последним исследованиям в этой области, выяснилось, что амальгамные пломбы наносят вред в долговременном плане. Но, естественно, официальный запрет на амальгаму повлечет за собой коренные изменения в работе стоматологов, что является одной из причин резко отрицательного отношения к проблеме. Тем не менее, Ричард уверен, что больной имеет право выбора и, как и во многих других случаях, должен знать о противопоказаниях.
В заключении автор говорит о необходимости более серьезного подхода к проблеме отравления современного человека ТМ. Он приводит ряд веских доводов в пользу своего основного тезиса: если неизвестны источник и причина болезни, есть большая вероятность того, что отравление ТМ достигло критического уровня.
В диске, прилагаемом к книге, приводится несколько репортажей, имеющих непосредственное отношение к  главной теме: отравлению ТМ. Один из них рассказывает о ситуации на атомном предприятии Окридж  (Окриджская национальная лаборатория по атомной энергии), где было засвидетельствовано много случев рака крови и мозга, несмотря на все необходимые меры предосторожности, существующие там для персонала. Оказалось, что в крови пациентов было обнаружено высокое содержание ТМ, в частности, ртути. Врач, посвятивший многие годы исследованию местных больных, после публикации своих данных, был подвергнут дискредитации, объявлен сумасшедшим и наркоманом. В другом репортаже поднимается проблема заражения продуктов питания содержащими ТМ пестицидами. Третий репортаж посвящен проблеме загрязнения водоемов содержащими ТМ аккумуляторами, которые выбрасывались в воду при замене их новыми. Это — часть общей проблемы промышленных свалок и утилизации отходов производства. Особый интерес вызывает репортаж, посвященный проблеме связи между насилием и морфологическими изменениями в структуре головного мозга, вызванными отравлением ТМ.
В конце своей видео лекции Ричард Диаз призывает своих слушателей с большей ответственностью относиться к сигналам, идущим от организма и всегда иметь в виду, что опасность может крыться в загрязнении нас ТМ. 


Рецензии