Зеленоградские пивбары

В 70-е годы в Москве было не так уж и много пивбаров. В Зеленограде их было два  - «Четвертый» и «Шестой». Названия пивбаров не было официальным, но они четко позиционировались по расположению: в четвертом и шестом микрорайонах. На втором этаже торгового магазинного комплекса. Оба.

Первый раз (вообще в первый раз в пивбар) я попал в четвертый пивбар в начале второго курса. Попал я туда будучи на «картошке» (все второкурсники 70-х годов в сентябре обязаны были убирать картошку на выделенных полях с выездом на месяц в ближние колхозы). Однажды нам дали два дня отдыха. Скорешились - Я, Боцман и Бич (Саша Богацкий). Бич говорит:
- Ну родители думают, что мы в колхозе, а мы пару дней оттянемся.
- Ну и чего?- спросил Боцман.
- А поедем в Зеленоград, и я вас поведу в пивбар!- заключил Бич.
И поехали мы в загадочный пивбар. В четвертый пивбар. Самый крутой по тем временам.

Первое, что меня поразило это гигантский непрекращающийся всеобъемлющий гвалт. Дикий гвалт на площади в 200 квадратных метров. Каким-то образом Бич организовал нам место со столом за колонной и пошел наливать пиво. И вот тут следует нарисовать реальную картину пития пива в пивбарах семидесятых годов.

Пивбары открывались в 16 часов и закрывались в 21 час (до того это были столовые для рабочего люда). Народ начинал кучковаться, и вроде как занимать очередь к закрытым дверям, за полчаса до открытия. Ровно в 16 ноль часов двери открывались, и народ бежал занимать столы и стулья. Одновременно другие ребята из твоей компании бежали занять очередь к автоматам розлива пива. Рядом с автоматами на подносах стояли пустые кружки, трехэтажными рядами штук так сто. Через двадцать секунд пустых кружек больше не было. В автоматы наваливала толпа. За 20 копеек одной монетой тебе нальют в автомате 417 грамм пива «Ячменный колос». Почти полная кружка, почти не разбавленного пива. Но все равно жидковатого. но все равно желанного. Там же в автомате можно было помыть кружку путем нажатия на кнопку и разбрызгивания воды прямо в расположенную в этом разбрызгивателе кружку.

Что бы наполнить кружку пива надо выстоять умопомрачительную очередь. Толпа занимает весь немалый закуток к автоматам. Автоматов штук шесть-восемь, народу штук сто. По этому, наполняют по пять-десять кружек. На всех сокружечников.

Но дело в том, что через три минуты после открытия пивбара кружки теперь надо найти. Народ затаривается по две кружки на рыло (можно больше, но считается западло, да и нет их больше в зале на всех) и. не успев выпить первую, уже занимают очередь за последующими. И в очередь. В очередь, товарищи. Кто у нас у сейчас за пивом идет? Позже сменим. Очередь займи. А по приходу к розливу подтянемся, поможем кружки передать полные через толпу, пустые передать к розливу. Подступиться к розливу невозможно, толпа плотная, но очередь к каждому автомату четко знает. Народ с пониманием, помогает передать пустые кружки туда, полные обратно. Все быстрее будет.
 
Ну а в зале народ, конечно, косится – если у нас на столе слишком много полных, пока не выпитых кружек пива стоит. А хули, – по залу народ ходит, кружки пустые ищут, а вы тут держите их, стоят, не в обороте. Образовалось штуки три–четыре пустых кружечек, пора очередь в автоматы занимать. Пока достоимся, там и все кружавчики будут пусты. Вот и наполним по новой.

В пивбаре можно сесть за стол, но это легко только при открытии (так и занимали столики заранее для большого пивопития с ожиданием друзей). Потом обладать столом, стульями, кружками можно было только путем строго контроля за предполагаемыми уходящими клиентами. Кто быстрей. Кружки пустые можно настрелять в течении минут двадцати, стулья настрелять - в течении получаса, столы гораздо дольше, как повезет. К закрытию пивбара, понятно, становится их все больше. Ну, так, это к закрытию. Итак, для нормального пивозаплытия нужно приходить минут так за полчаса до открытия и будет тебе счастье.

Закуска была разнообразна. Если пиво в автоматах, то закуска в раздаче столовой, за перегородкой, где и раздавали обед в рабочее время. Самой лучшей закуской являлись креветки. 40 копеек за порцию. Серенькие, небольшие, соленые - хватало экономно на две кружки пива. Но это дорого. Сушки соленые. Класс! Порцию за 10 копеек хватало на 3-4 кружечки. До сих пор я так и не понял, как они делали сушки с намертво вкрапленными в ее глянцевую поверхность крупными кристаллами соли. Очень вкусно. Потом много раз пробовал дома так сделать – не получалось. Редко брали скумбрию небольшими кусочками, штуки четыре и один хвост. Дорого, невыгодно, быстро сжирается. Конечно же были картофельные чипсы в пакетиках «Московский картофель». Вкусные, тогда были действительно чипсы из натурального картофеля. Сжирается очень быстро. Но очень достойно. Брали далеко не всегда. Не выгодно. Но брали. На крайняк, можно заказать порцию сосисек с тушеной коричневой капустой, вполне съедобно, но это не пользовалось особым спросом. Так, если действительно пожрать надо, общежитским особенно. Брали.

Вот сейчас я не понимаю почему тогда все было очень вкусно? Что коричневая капуста, серые креветки, пересушенная скумбрия были очень вкусны? Вряд-ли, по нынешним понятиям. Но нам нравилось.

Возвращаясь к нашему первому посещению. Все это на меня, по началу, произвело неизгладимое впечатление. Нажрались в жопу, ясный пень, с семи кружек на брата. Потом уже позже, выяснилось, что это далеко не предел. Слава богу, этажом ниже был сортир. Пивбар без сортира немыслим в принципе. Это аксиома. Это закон.
Спать пошли в общагу. Ну не домой же, в самом деле. Хотя дом с родителями был в метрах так 400. Даже и не думай! Далее смутно. Сильно икал. В общаге спал на койке своего будущего мужа сестры. Утром обратно в колхоз.

По теме. На пятом курсе в среду у нас был военный день. Построение на военной кафедре без пятнадцати девять утра. Осмотр внешнего вида. Но главное - присутствие всего контингента, всей группы, всего взвода. В девять - начало занятий. 5 пар по два академических часа. Последняя пара – самоподготовка. Личная работа с секретными документами по технике управляющих устройств ПВО сухопутных войск. Ясный хрен, к тому времени мы уже, полностью охреневшие от учебы, ничего не делали, только играли в игру -  кто выше оставит след ногой на стенке аудитории военной кафедры. И вот шесть часов вечера. Конец военного дня. Мы уже в полном отупении. Раздается клич нашего согрупника - ком взвода Шлепова:
- Общее построение. Шагом марш в пивбар.

И мы всем взводом шагаем в шестой пивбар. Там недалеко. От МИЭТа до шестого пивбара километр, примерно. Почти строем мы преодолеваем эту дистанцию за пятнадцать минут. Все в зеленой полувоенной форме спец пошива с шевронами на рукаве с номером курса, но без погонов, вваливаемся в душный сильно накуренный зал. Народ с пониманием, народ уважает. Хотя бы потому, что нас молодых одинаковых здоровых мальчуганов человек так 15. Это само по себе уже требует уважения. Минут через двадцать у нас уже есть стол и три-четыре стула. Для начала. А тут уже кружечки и пивко на подходе. Ну, попьем, скромненько, кружечек по четыре-пять, и домой. Оттянуло вроде немного. Военный день это очень серьезно.

В Зеленоградских пивбарах особ женского пола не было вообще (ну, кроме кассирши за кассовым аппаратом, меняющей рубли на монеты по двадцать копеек и пробивающей чеки на закуску). Не принято было. Может потому, что там всегда стоял густой мат, сигаретный дым, мелкие, а, иногда и не мелкие разборки с освободившимися кружками, стульями, столами, очередями к автоматам. Драки были. А как же. Неженская была атмосфера. Когда иногда, редко, появлялась женщина, идущая через зал, весь народ начинал коситься и делать предположения – какого хрена она тут делает. Может мужа ищет? Может кто шалаву свою привел? В шестом бабы появлялись чаще, чем в четвертом. Но это были явные хабалки. Редко. Очень редко.

А вот из жизни. Однажды, мы с Боцманом после восьми пива в «Шестом» наехали на ребят. Типа они у нас пустую кружку взяли или мы у них. Кто разберет. Но их было втрое больше и они были суровее. Попали, короче, на разбор. У них было конкретное желание кому-нибудь сильно набить морду. А тут мы! Надо уходить. Они нас ждали внизу у выхода. Уходили мы через кухню. Повара отнеслись с пониманием, типа не первый раз. Собственно они нас и вывели. Через второй черный вход. Ушли в ближайший лес. Через дорогу. Вот такой был мужской клуб.

Уже позже, когда я работал в НИИ Микроприборов, зачастую после конца рабочего дня в 18 часов мы, закадычные друзья - Я, Вова Калашников и Григорий Артемьев, тогда неженатые, стоя уже на улице на выходе из конторы, говорили:
- Ну, что. В Шестой?
- Да, пожалуй.

И мы в шесть вечера втроем - Я, Калашников и Артемьев, пешочком перли в шестой пивбар. Тот же километр. Дома нас особенно никто не ждал. Неженатые молодые люди были предоставлены самим себе. Там и обсуждали животрепещущие темы, типа кто будет капитаном КВН от нас в этом сезоне или какого хрена ты отбиваешь мою Таню-Нину у меня, твоего друга. Это были те еще разборки. Но очень культурно, только переговорами между собой. Обсуждались все интимные подробности и нюансы отношений, очень близкими друзьями мы тогда были. Были, были.

Теперь таких дешевых пивбаров в Москве, тем более в Зеленограде нет. Все очень культурно. Можно зайти в ресторан типа кабачок и выпить пива по цене втрое больше чем в ближайшем магазе. Но зато культурно посидеть. Да денег жалко. Пусть деньги есть (а они есть), но Советское воспитание ломает платить деньги, когда за углом тоже продают дешевле втрое. Вот такие атавизмы.


Рецензии
да, "шестой пивбар", зеленая форма,"война и "сампо2, "Московский картофель"...все это было и у нас студентов 80-х...и поэтому читаю, как-будто за соседним столом в "шестом" сижу...Спасибо, Владимир!

Головин Олег   21.06.2017 02:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.