Во, сюжет...

Сюжет  фильма...


«СТАРПОМ,  с  вами  в  море  ходить, 
что  тигрицу  еб...,  один  страх,  и  ни  какого  удовольствия...».
          Выдержка  из  обращения  командира  соединения  подводных  лодок  Северного  флота  контр – адмирала   СМИРНОВА  к  старшему  помощнику  командира  (СПК)  одной  из  именных  подводных  лодок  на  рядовом  выходе  в  море  при  сдаче  очередной  задачи  боевой  подготовки  (БП)  в  четверг  11.12.2003  года.

           ЭТА  ПРАВДИВАЯ  ИСТОРИЯ,  ВОЗМОЖНО  ЭСКИЗ  СЮЖЕТА  ФИЛЬМА  ИЛИ  КОРОТКОГО  ВОЕННО–МОРСКОГО  РАССКАЗА  “ЛЕДЕНЯЩЕГО  КРОВЬ”,  В  КОТОРОЙ   ИЗМЕНЕНЫ  ЛИШЬ  ФАМИЛИИ  И  ИМЕНА,  ПРОИЗОШЛА  12 – 15  лет  назад  в  городе  СЕВЕРНОМ  МУРМАНСКОЙ  ОБЛАСТИ  В  ОДНОЙ  ИЗ  ВОЕННО-МОРСКИХ  БАЗ  (вмб)  САМОЙ  КРАСИВОЙ  ГАВАНИ  КОЛЬСКОГО  ЗАЛИВА.

    Лучшая  многоцелевая  “чёрная  дыра  в  океане”  возвращалась  с  первого  этапа  боевой  службы  в  старый  и  добрый  RIO,  “из–за  угла”.  Во  вторник,  рано  утром.  На  причале  пароход  встречал  только  заместитель  командира  бригады  (ЗКБ)  по  БП  вместе  с  дежурным  по  бригаде  и  тремя  матросами  из  швартовой  команды,  что  с  одной  стороны  радовало  КОМАНДНЫЙ  СОСТАВ  “КИЛО”,  а  с  другой  -  несколько  настораживало.  Пришвартовались  без  буксиров  и,  что  было  редкостью  для  ЭТОГО  проекта  подводных  ракетоносцев,  достаточно  аккуратно  и  быстро.  СТАРШИЙ  КОМАНДНЫЙ  СОСТАВ  ПОДВОДНОЙ  ЛОДКИ:  старший  на  борту,  перволинейный  командир,  с  опытом  двух  самостоятельных  боевых  служб,  и  замполит,  папа  и  тесть  которого  успешно  трудились  в  МОСКВЕ,  и  к  тому  же  в  генеральских  званиях,  что  и  сегодня  легко  заменит  в  нашем  ГОСУДАРСТВЕ  десять  самостоятельных  боевых  походов,  спокойно  произвели  соответствующие  доклады  старшему  морскому  начальнику  (старморначу).  И  учитывая  необычность  с  некую  загадочность  обстановки  встречи  задали  ему  же  соответствующие  вопросы.

Георгий  Николаевич  ЖУКОВ – СТАРМОРНАЧ,  самый  лучший  и  поэтому  вечный  ЗКБ,  быстро  ввел  командование  подводного  исполина  в  курс  бригадных,  эскадренных  и,  наверное,  общефлотских  проблем.

Суть  которых  была  проста  как  мир  и  доводилась  на  еженедельной  читке  секретных  и  не  очень  секретных  приказов  по  Красной  Армии  и  Военно–морскому флоту.  Всем  тем  офицерам,  которые  потенциально  могли  быть  ежеминутно  уестествлены  вышестоящим  начальником.  Ибо  касались,  как  молодого  лейтенанта,  так  и  ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО  ВМФ. 

Но,  вот  теперь  к  всеобщему  эскадронному  сожалению,  очередь  дошла  и  до  нас… 
Командир  штурманской  боевой  части  одной  из  именных  подводных  лодок  единственной  на  ФЛОТЕ  орденоносной  бригады,  чемпион  ПИТЕРА  и  естественно  СЕВЕРНОГО  ФЛОТА  по  боксу,  вчера  вечером  при  заступлении  дежурным  по  кораблю  (подводной  лодке)  застрелил  матроса  срочной  службы,  менявшегося  с  дежурства…
  Военный  моряк – годок  в  совершенно  пьяном  виде  пытался… 
  Ну  и  так  далее...

Выстрел  был  единственным  и  как  в  таких  ситуациях  бывает  всегда,  точным.
Пистолет  МАКАРОВА,  и  тут  не  подвёл,  пуля  попала  прямо  в  лоб.

Комбриг,  представленный  месяц  назад,  наконец-то  к  адмиральскому  званию,  начал  экстренную  подготовку  к  увольнению  в  запас,  а  в  отделе  кадров  флота  уже  была  озвучена  ФАМИЛИЯ  будущего  соискателя  адмиральского  звания  из  подмосковного  города  НОГИНСКА. 

Короче,  всё  решалось  и  теоретически  уже  решилось  за  два-три  часа  вчерашнего  вечера.

Остались  формальности  -  закрепить  принятые  старшими  начальниками  решения  на  бумаге,  скрепить  последние  подписями  и  соответствующими  печатями...

*   *   *

За  два  дня  нахождения  в  базе,  а  точнее  за  43.5  часа,  громадный  коллектив  в  некотором  смысле  подводной  лодки  и  в  некотором  смысле  “ВОЛОГДЫ”,  состоящий  из  52  человек,  должен  был:  заменить  две  боевые  торпеды,  пополнить  запасы  топлива,  масла,  пресной  и  дистиллированной  воды,  загрузить  продовольствие  и  регенерацию…
  А  также  успеть  решить  уйму  других  не  менее  важных  проблем  на  бригаде,  эскадре  и,  конечно,  дома,  да  и,  наверное,  не  только...

Старый  и  уже  полностью  «в  рабочем»  состоянии  вице-адмирал  -  командир  самого  большого  за  всю  мировую  историю  объединения  ПОТАЁННЫХ  СУДОВ,  прибыл-таки  на  встречу  героев  подводников,  правда  один,  и  ровно  через  пять  минут  после  ухода  Г.Н.  ЖУКОВА  с  причала…
  И  эта,  задержка  произошла,  наверное,  не  случайно.

*   *   *

В  командире  подводной  лодки  “ВОЛОГДА”  даже  невооруженном,  гражданским  глазом  нельзя  было  не  заметить  подчеркнутую  независимость  в  общении  со  старшими  морскими  начальниками,  любого  ранга. 
А  о  привычке  этого  ЭНТУЗИАСТА  (ЭНТУЗИЗИСТА)  докопаться  до  сути  боевой  или  другой  задачи  поставленной  кораблю  и  экипажу  отлично  знал  даже  Командующий  флотом.
Чересчур  простые  для  СОВЕТСКОГО  ВМФ  и  поэтому  непонятные  многим  окружающим  отношения  с  командиром  эскадры  только  подтверждали  это.

Как  всегда,  находящийся  в  это  время  суток  в  “нормальном  состоянии”  КОМЭСК  был  немногословен: 

1). КОМАНДИР,  это  не  просто  задница,  это  полная  задница,  вот,  единственная  приличная  фраза,  сказанная  нашим  “ВЕЗУНКОМ”  за  время  дополнительного  инструктажа  проведенного  перед  комплексной  проверкой,  которая  должна  была  начаться  сразу  же  после  прибытия  флотской  комиссии,  естественно  на  “ВОЛОГДУ”,  и  естественно  через  30,  максимум  40  минут.

2). Подводную  лодку  должен  представлять  штабу  флота  старпом,  а  командир  должен  представлять  казарму,  в  которой  экипаж  не  был  84  дня  и  83  ночи...,  лично  НАЧАЛЬНИКУ  ШТАБА  ФЛОТА  (НШФ).

*   *   *

НШФ  -  ИГОРЬ  ИГОРЕВИЧ,  был  полным  адмиралом,  уже  полгода,  и  понимал,  что  пора  свинчивать  в  один  из  стольных  градов,  т.к.  стреляют  по  живым  людям  из  табельного  оружия  не  только  в  городе  СЕВЕРНОМ… 
А  также,  ещё  лучше  понимал  то,  что  на  САМОМ  ФЛОТЕ  подобные  события  бывают  гораздо  чаще,  чем  на  БЫВШЕМ  (БФ)  и  ТОЖЕ  (ТОФ)  ФЛОТАХ…  И,  главное,  подобные  «чепушки»  мешают  жить  не  только  и  не  столько  капитанам  первого  ранга  на  адмиральских  должностях...

НШФ,  месяц  назад,  руководил  официальным  заходом  соединения  боевых  кораблей  СЕВЕРНОГО  ФЛОТА  в  вмб  US  NAVY  НОРФОЛК,  за  что  был  поощрен  и  награжден,  а  также  посвящен  в  кадровые  планы  МОСКВЫ  и  теперь  обязан  был  выполнить  устную  директиву  НШ  ВМФ  точно,  беспрекословно  и  в  срок!!!

*     *      *

После  принятого  от  командира  подводной  лодки  доклада,  ИХ  ВЫСОКОБЛАГОРОДИЕ  пожелали  осмотреть  КОМНАТУ  ОТДЫХА  личного  состава.

В  то  безрадостное  и  голодное,  во  всех  смыслах  этого  слова,  время  цветной  телевизор  и  видеомагнитофон  в  ЛЕНИНСКОЙ  КОМНАТЕ,  равно,  как  и  музыкальный  центр  с  CD  «SONY»,  смотрелись  очень  выигрышно  на  фоне  трех  знаков  отличной  подводной  лодки,  двух  знаков  лучшей  лодки  по  торпедной  подготовке,  и  четырех  звезд  с  цифрами  внутри  по  количеству  подтвержденных  контактов  с  подводными  лодками  тогдашнего  вероятного  противника  -  плагиат  идеи  военных  лет.  Миленько  смотрелись  цветы,  взращённые  и  сохраненные  в  отсутствие  любимых  родных  и  двоюродных  мужей  лидерами  женсовета  экипажа.  Отсутствие  пустых  бутылок  в  шкафах  и  на  полу,  поломанной  мебели,  пятен  на  занавесках  оптимистично  дополняли  картину.

КОРОЧЕ,  по  мнению  проверяемых,  придраться  было  не  к  чему,  командир  больше  опасался  представления  гальюна  или  баталерки…
Но,  Игорь  Игоревич,  был  уже  полным  адмиралом,  и  это  имело  свое  подтверждение  уже  через  несколько  секунд,  пребывания  начальника  в  нейтральном  состоянии.

Первый  вопрос,  заданный  командиру  был  обычным  для  любого  проверяющего.
-  ПОЧЕМУ? 
Но,  в  той  конкретной  ситуации,  до  конца  не  понятным,  хотя  на  любое,  почему  уже  в  то  время  у  любого  нормального  линейного  командира  был  готов  резонный  простой,  но  очень  емкий  по  своему  содержанию  ответ,  ПОТОМУ...

Конкретно  в  эту  минуту  И.И.  не  понимал,  почему  фраза  КРАСНОЗНАМЕННЫЙ  СЕВЕРНЫЙ  ФЛОТ  В  КОМНАТЕ  ОТДЫХА  была  написана  на  английском  языке.

Фраза  командира,  о  том,  что  новое  поколение  выбирает  “ПЕПСИ”,  а  не  лимонад  “БУРАТИНО”,  начала  приводить  адмирала  в  злобное  состояние.
А  злой  адмирал,  проверяет,  использую  главный  административный  ресурс  того  военного  времени  -  АДМИРАЛЬСКИЙ  ЭФФЕКТ...

Может  быть,  именно  поэтому  взгляд  И.И.  плавно  переместился  со  одной  из  стен  Ленинской  комнаты  на  командира  и  уперся  последнему  в  его  широкую  грудь  с  орденскими  планками,  которые  довольно  часто  выводили  из  себя  не  только  обиженных  адмиралов…
  Две  узеньких  разноцветных  ленточки,  ничего  не  говорящих  абсолютному  большинству  нормальных  здоровых  и  полноценных  (НЕ  ТРЁПНУТЫХ)  людей,  офицерам  ПЛАВСОСТАВА  и  понимающим  людям,  вопили  о  том,  что  носитель  их  всего-то  капитан  третьего  ранга  (майор  по  вашему),  имеет  два  боевых  ордена…
  И  при  этом  ни  одной  медали,  даже  «за  песок»...
  Наличие  подобной  ЗАКАВЫКИ,  заставляло  понявших  ее  суть,  задуматься  о  том  с  кем  они  имеют  дело…
  Но,  НШФ  думал  о  своем,  «О  ДЕВИЧЬЕМ»..,  и,  более  возвышенном,  находящемся  на  пять  миллиметров  выше  цветных  тряпочек.

-  ПОЧЕМУ?  -  второй  раз  произнёс  Игорь  Игоревич…

Готовясь  отвечать,  также  бодро,  по  военному  радостно  и  отчасти  придурковато,  на  второе  ПОЧЕМУ,  командир  услышал  новый  нестандартный  и,  наверное,  даже  в  некотором  смысле  оригинальный  вопрос:
-  ЧТО  ЭТО?

На  этот  раз  речь  шла  о  профиле  ВЕЛИКОГО  ВОЖДЯ,  пришпиленного  на  кителе  командира  классной  закруткой.  Этот  маленький  аккуратный  значок  подаренный  командиру  на  следующий  день  после   пожара  случившегося  два  года  назад  в  Северной  Атлантике  матросом  срочной  службы  по  имени  ДЖАСОМ,  из–за  которого,  по  сути,  мог  погибнуть   пароход.  И  что  характерно,  минимум  два  раза:  первый  по  времени,  когда  по  логике  только  расторопность  старшего  механика  предотвратила  серьезный  пожар,  и  позволило  на  некоторое  время  спокойно  вздохнуть,  аварийно  всплыв  и  провентилировавшись…
  И  второй,  когда  лодке  смогли,  через  8  часов  безумной,  на  грани  фола  работы,  вернуть  управление  и  она  «бедолага»,  как  сказал  первый  коммунист  корабля,  смогла  таки  погрузиться,  убегая  от  8  бального  шторма,  безусловно,  бы  добившего  «ВОЛОГДУ»,  оставшуюся  без  хода.

Учитывая  имеемый  опыт  командира  и  уверенность  в  своих  силах  зама,  сплоченность  экипажа  на  память  об  этом  инциденте  остались:
-  у  командира  профиль  В.И.  ЛЕНИНА  на  кителе  и  седая  борода  в  29  лет,  а  также  бутылка  коньяка  «АХТАМАР»  от   ЗКБ  ЖУКОВА,  случайно  узнавшего  о  происшедшем  пожаре  на  подводной  лодке,  только  через  6  месяцев  после  возвращения  «ВОЛОГДЫ»  из  того  похода  и  заставившего  командира  взять  бутылку  этого  замечательного  коньяка  в  знак  признательности  крутизны  экипажа,  способного  при  наличии  штатных  и  нештатных  доносителей  сохранить  «девственность»  боевого  духа;
-  у  зама  истинная  подводницкая  вера  в  бога  и  желание  по  возвращении  в  базу  поставить  свечку  родному  пароходу,  как  живому  существу  в  НИКОЛО - БОГОЯВЛЕНСКОМ  КАФЕДРАЛЬНОМ  соборе  ПИТЕРА;
-  у  старшего  матроса  МСТОЯН  Джасома  Мамеевича,  стойкое  желание  по  прибытии  в  базу  вместо  увольнения  в  запас  остаться  на  сверхсрочную  службу;
-  у  нескольких  самых  молодых  офицеров  «ВОЛОГДЫ»  привычка  носить  значки  с  профилем  дедушки  ЛЕНИНА  еще  несколько  лет  после  данных  событий,  как  признание  чего-то  того  понятного  только  каждому  из  них.

В  это  замечательное  время  ко  всему  прочему,  кроме  памяти,  этот  знак  на  кителе  командира,  безусловно,  свидетельствовал  еще  о  нескольких  вещах:
-  молодости  и  нескончаемом  оптимизме  командира  и  его  искреннем  желании  построить  коммунизм  на  отдельно  взятой  подводной  лодке  -  экипаже;
-  уважении  данного  индивида  и,  в  некотором  смысле  любви,  по  крайней  мере,  к  своим  морякам;
-  в  стремлении  его  же  отстоять  или  хотя  бы  защитить  то,  что  уже  потихонечку  начали  отбирать,  в  том  числе  и  НШФ.

Ответ  командира  ввёл  адмирала  в  ступор.

Оказалось,  что  И.И.  не  узнал  или  не  захотел  узнавать  Владимира  Ильича  ЛЕНИНА.

Далее  проверка  продолжалась  более  плавно…
Окончание  пока  не  наблюдалось…
  Но,  по  неосторожности  оброненное  командиром  слово – ИМИДЖ,  заставило  И.И.  на  время  задержаться  и  сделать  виртуальный  шаг  назад,  но  только  затем  чтобы  сделать  затем  несколько  аналогичных  шагов  вперед.

Беседа  все  затягивалась  и,  наверное,  продолжалась  бы  бесконечно  долго.  Если  бы  не   вторичное  напоминание  начальнику  штаба  офицером  по  связи  о  том,  что  через  15  минут  в  город  СЕВЕРНЫЙ  прибывает  Командующий  Северным  флотом. 


Может  быть,  в  ходе  этого  разговора  НШФ,  как  лицо  близкое  к  небожителям  узнал,  или  что  более  вероятно  получил  практическое  подтверждение  в  более  доходчивой  и  резкой  форме  того  что,  оказывается,  уже  давно  существует  талонная  система,  по  которой  выдают  водку  и  крупу,  масло,  туалетное  и  хозяйственное  мыло.  Услышал  о  возможности  замены  сахарного  песка  подушечками  с  повидлом,  о  том,  что  дети  в  первом  классе  пишут  первые  слова  в  своей  жизни  в  варежках,  так  как  руки  иначе  замерзают...   


*   *   *

Подведение  итогов  комплексной  проверки – «окончательный  разбор  полетов»  продолжался  уже  два  с  половиной  часа  и  проходил  в  актовом  зале  эскадры  подводных  лодок.  Первой  скрипкой  естественно  был  начальник  штаба  флота,  до  своего  выступления  успевший  принять  письменные  и  устные  доклады  от  своих  верных  нукеров  -  офицеров  штаба  флота. 
В  своем  докладе  НШФ  с  энтузиазмом  рассказал  всем,  что  по  утрам  чай,  безусловно,  лучше  пить  с  сахаром,  и  что  0.5  литровая  бутылка  водки  в  месяц  на  семью  из  4-х  человек  очень  мало,  etc,  etc,  etc... 
После  куска  хозяйственного  мыла  на  семью,  СТАРМОРНАЧ  сразу  перескочил  на  только  что  подтвердившиеся  в  Центре  противолодочной  борьбы  штаба  флота  свежайшие  акустические  контакты  «ВОЛОГДЫ»  с  норвежской  (западногерманской  постройки)  «УЛОЙ»,  появившейся  на  НАШЕМ  театре  военных  действий  17  дней  назад,  и  шести  часовой  контакт  «ВОЛОГОДСКОГО  ПИРОЖКА»  с  американским  «ЛАФАЙЕТОМ»,  переоборудованном  под  минный  заградитель,  затем  поведал  всем  про  низкий  уровень  физической  подготовки  на  флоте  и  про  все  остальное  кроме,  событий  приведших  350  офицеров  плавсостава  (практически  всех  командиров  подводных  лодок  Северного  флота)  в  актовый  зал  старейшего  объединения  флота.

Обстановка  становилась  все  более  непонятной,  зал  напрягся,  а  время  неумолимо  шло  к  обеду,  а  как  известно,  война  войной,  а  обед  по  расписанию. 
Рассказав  всем  присутствующим  в  третий  раз  о  порядках  НОРФОЛКА,  начальник  штаба  флота,  обращаясь  к  Командующему  флотом  предложил  следующее:
-  назначить  сегодняшним  приказом  Командующего  Северным  флотом  командира  штурманской  боевой  части  подводной  лодки  «ЧЕЛЯБИНСКИЙ  КОМСОМОЛЕЦ»  капитан – лейтенанта  СМИРНОВА  Булата  Владимировича  помощником  командира  «ВОЛОГДЫ»,  уходящей  послезавтра  на  второй  этап  боевой  службы  в  Гренландское  море;
-  старшего  помощника  командира  «ЧЕЛЯБИНСКОГО  КОМСОМОЛЬЦА»  снять  с  занимаемой  должности  и  назначить  с  понижением  за  развал  организации  службы  на  корабле;
-  помощника  командира  «ВОЛОГДЫ»,  имеющего  допуск  к  самостоятельному  управлению  подводной  лодкой  назначить  старпомом  на  «ЧЕЛЯБИНСКИЙ  КОМСОМОЛЕЦ»;

Про  смертоубийство,  не  было  сказано  ни  слова,  ровно,  как  и  о  разоблачении  всяческих  безобразий  на  бригаде  подводных  лодок.       
Как  говаривал  один  из  классиков  в  таких  случаях  -  “НЕПОНЯТНО,  НО  ЗДОРОВО...”.

В  зале  стало  еще  тише,  все  кто  мог,  смотрели  на  Командующего  флотом.

Комфлотом  вышел  на  трибуну. 
-  Товарищи  офицеры,  происшествие,  произошедшее  на  подводной  лодке  «ЧЕЛЯБИНСКИЙ  КОМСОМОЛЕЦ»  должно  стать  уроком  для  всех  присутствующих.  Как  Командующий  могу  сказать  только  одно,  капитан – лейтенант  СМИРНОВ  должен  продолжать  служить  и  служить  отлично,  в  этом  ему  должны  помочь  теперь  уже  командир  «ВОЛОГДЫ»,  чье  имя  и  отчество  не  говоря  уже  о  фамилии,  я  помню  в  отличие  от  фамилий  многих  командиров  ракетных  подводных  крейсеров  стратегического  назначения.  Последняя  фраза  была  произнесена  очень  пафосно. 
   


В  секретном  приказе  по  флоту,  пришедшем  на  следующий  день  нашему  комбригу  объявили  просто  выговор  от  имени  Командующего  Флотом.


*   *   *

Капитан - лейтенант  СМИРНОВ  ушёл  на  “ВОЛОГДЕ”  на  второй  этап  боевой  службы  помощником  командира.  Торпеды  поменять  не  успели,  чего-то  не  хватило  на  Торпедо-технической  базе,  наверное,  спирта-ректификата  высшей  очистки.

Командир  с  замом  сошли  на  берег  целых  два  раза,  правда  своих  детей  видели  только  спящими...,  но  в  вечер  после  разбора  они,  закрывшись  в  каюте  у  политрука  напились  таки  до  зеленых  соплей.

*   *   *

ОТ  АВТОРА:

Прошло  много  лет…
  И  уже  из  нового  века  оглядываясь  на  произошедшее  в  те  далекие  дни,   мне  почему-то  думается,  что  если  бы  Ком.  Флотом  в  тот  день  принял  решение  о  передаче  дела  о  капитан–лейтенанте  СМИРНОВЕ  в  суд,  в  истории  нашего  флота  мог  начаться  необратимый  процесс…

*     *     *

ВЧЕРА  от  старшего  мичмана  МСТОЯН  Д.М.,  старшины  команды  электриков  большой  подводной  лодки  серии  “БУКИ”  на  свой  день  рождения  я  получил  замечательный  подарок  -  аудио  кассету  с  записью  песен  Александра  РОЗЕМБАУМА  и  его  беседы  с  командиром  бригады  контр – адмиралом  Булатом  СМИРНОВЫМ. 
Слушая  эту  замечательную  кассету  с  новыми  песнями  Александра  Яковлевича,  написанных  и  исполненных  им  впервые  на  лучшей  подводной  лодке  Северного  флота  “ВОЛОГДА”  мне  вспомнилось  одно  из  крылатых  выражений  Булата,  изреченного  на  рядовом  выходе  в  море  и  пересказанное  очевидцем  - моим  сыном.  В  общих  словах  речь  шла  об  отсутствии  какого  либо  кайфа  при  выходах  в  море  на  одной  из  подводных  лодок  флота...      


11 января  2004  года,  воскресенье…
Санкт - Петербург


Рецензии