Кружевница

    У меня в руках фотография, с которой мне улыбается совсем молоденькая девушка. На обратной стороне карточки надпись: "Моему другу - Александру". Я вспомнил, её звали Алла. Как же давно это было...
       ***
       Когда тебе чуть больше девятнадцати, жизнь кажется прекрасной и удивительной, даже если на улице ливень, а твоему приятелю срочно требуется отнести на другой конец города какой-то сверток.
       Так и сегодня, по причине внезапно образовавшегося у моего товарища свидания, я под проливным дождем бегу выполнять просьбу его бабушки. Серега (так звали моего одноклассника) разумеется, клялся и божился, что в следующий раз - он для меня. Я думаю, каждому из нас такие клятвы хорошо знакомы.
       Меня попросили - я согласился. Вот сейчас стою и нетерпеливо жму кнопку звонка в квартиру на пятом этаже.
       Через какое-то время дверь открывается. В коридоре темно, и мне не сразу удается разглядеть хозяйку.
       - День добрый, вот, - я протягиваю в темноту обёрнутый полиэтиленом сверток. - Валентина Сергеевна просила передать.
       Моей руки касается неожиданно теплая ладонь.
       - Ой, вы же совсем замерзли, проходите скорее в дом, я вас сейчас чаем напою.
       Меня увлекают в глубь коридора. Покорно следую за провожатой, ловя себя на мысли, что молодой девичий голос мне понравился. Интересные знакомые у бабушки моего приятеля...
       Проходим в комнату.
       - Меня Алла зовут, а вас?
       - Александр, - представляюсь я, осматривая новую знакомую.
       Лет восемнадцать, длиннющая коса и огромные зеленые глаза. Она несколько смущается моего взгляда.
       - Вы садитесь. Чайник горячий, я быстро.
       Алла стремительно выбегает из комнаты, а я, любопытствуя, осматриваю комнату.
       Буквально каждый предмет интерьера был покрыт кружевной салфеткой. Кружева были везде. На шкафу и телевизоре, на журнальном столике и на тахте, даже на окне - и то была кружевная занавеска. Общую картину завершала примостившаяся в углу комнаты странная конструкция. Ничего подобного я досель не видел: на невысокой деревянной подставке располагался матерчатый валик - с воткнутыми в него иголками...
       - Вот и я, - оторвала меня от созерцаний Алла. - Вы с малиной любите?
       - Ага, - не вникая, согласился я. - Слушай, а что это такое?
       Я кивнул в сторону конструкции.
       - Это? - радостно откликнулась моя хозяйка, - это для кружева. Вот, посмотрите.
       Она подхватила со стола салфетку и, радостно улыбаясь, протянула мне.
       Я повертел кружево в руках, и внезапно, словно за что-то зацепившись, взгляд замер. Наверное, именно тогда я впервые понял, насколько это красиво. Понял и улыбнулся в ответ.
       - Вам понравилось? Нет, правда, понравилось? - глаза девушки сияли. - А хотите, я вам подарю? У меня много. Вы чай пейте, я сейчас покажу...
       В тот день мы просидели до самого вечера. Я рассказывал об учебе в Питере, она о том, что тоже хочет поехать учиться, но вряд ли мама отпустит.
       А еще Алла много и увлеченно говорила. В основном о кружеве.
       - У нас в семье все мастерицы. Уже много поколений. Даже свои узоры есть, семейные. Вот, посмотри, - она протягивает мне очередное рукоделье. - Видишь, как лепестки складываются? Это мама придумала. Правда, здорово?
       Я согласно киваю. Здорово.
       - А этот узор бабушкин, - передо мной разворачивается большущая шаль. Чуть тронутые временем нити, сплетаясь в тончайшую паутину, ложатся на ладонь.
       - Однажды мне бабушка рассказала сказку, - продолжает Алла. - Будто бы у нас в семье такое поверье есть, что мастерицы в узоры свои не только душу вкладывают, но и силу земли русской. Бабушка, когда еще жива была, много мне сказок рассказывала. И про Финиста, и про чудеса разные, но это все народные, а были и другие.
       - Интересно, а о чём были те - другие? - спрашиваю я.
       - О том, что испокон веку кружевницы, что подле реки Волхов трудились, землю свою от напасти оберегая, плели кружева. И покуда мастерство это живо, не одолеть землю русскую никакому ворогу. Так и немцы когда-то в том чудесном кружеве увязли, не смогли Ленинград покорить. Да много чего было, - улыбнулась девушка.
       Вскоре мы простились. Помнится, я обещал заглядывать в гости, но так и не получилось: вначале закрутился с делами, а потом и вовсе ухал учиться. Вновь появившись в родном городке примерно через полгода, я всё же решил сдержать обещание и набрал, с трудом найденный в телефонной книжке номер. Незнакомый голос сообщил мне, что "они" тут больше не живут, переехали. Я не стал уточнять, куда. А несколько месяцев спустя, мой приятель рассказал, что мать Аллы написала его бабушке письмо, сообщила, что они хорошо устроились, а так же просила передать мне привет от дочери.
       Сергей протянул небольшой кусок картона. С фотографии, кутаясь в ту самую шаль, на меня смотрела Алла.
       С тех пор прошло почти двадцать лет...
       ***
       Я смотрел на фото и думал о том, что сталось с моей знакомой. Счастлива ли? Надеюсь. А ещё очень хочется верить, что не забросила она кружево, сохранила традиции, и приумножила - сплела свой собственный узор, из тех волшебных, что землю Российскую хранят, и берегут ревностно.
       Будь счастлива, кружевница. И пусть успех сопутствует в трудах твоих праведных.


Рецензии
Реально и сказочно! - восхитительно, читала с огромным удовольствием.
С уважением.

Людмила Белан-Черногор   10.10.2011 12:07     Заявить о нарушении
Светлые и искренние воспоминания, очень приятно читать.

Ираида Трощенкова   21.05.2012 16:05   Заявить о нарушении