Великолепные руины. Глава 4. продолжение

Начало на http://www.proza.ru/2010/11/23/5 - предисловие
http://www.proza.ru/2010/11/23/15 - глава 1
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2010/11/27/1480


Алтей все скакал и скакал, а теплый летний ветер с силой бил в лицо рыдающему мальчишке. Альмаир не видел ничего вокруг. Слезы застилали его глаза. Да и не хотел он никуда смотреть: ему было все равно, куда они скачут и что ожидает его впереди. Поэтому открытое пространство закончилось для него неожиданно, как-то «вдруг». 
Они оказались под зеленым пологом леса. Конь благоразумно сбавил темп, а потом и вовсе остановился.
Было тихо и спокойно. Мягко шуршали кроны деревьев, а солнце, клонящееся к земле, золотило шершавые стволы косыми потоками. Мальчик соскользнул со спины Алтея и упал на душистую траву.
Слез уже не было, но на душе было тоскливо. Визит Черного гостя отрезвил его. Теперь Альмаир ясно увидел, что он и не король, и не слуга. И всю свою жизнь он не справлялся ни с какими обязанностями, даже с такими простыми, как кормление гостей. Страшно было признать, но никакое значимое дело не украшало его жизнь. Все, все было пустое. И в его сердце тоже была пустота.
Он ненавидел себя.
Все любование собой, гордость и тщеславие вдруг как рукой сняло. Осталась только ненависть и жгучее желание похоронить того себя, которого он так любил.
«Быть королем и называться им – это не одно и то же».
Слова Владыки, сказанные ему еще в Кантании, стали вдруг абсолютно понятны. И то, что он услышал от Владыки этим утром, тоже наконец обрело смысл. Теперь Альмаир знал, как ему быть.
Он пошел наперекор самовлюбленному созданию, которое холил и лелеял до сих пор, и сделал то, чего никогда не делал в своей жизни. Он преклонил колени.
Мальчик был сосредоточен и полон решимости. Главное, чтобы Владыка выслушал его.
От всего сердца он позвал:
- Великий Владыка!
- Я здесь, Альмаир.
Голос Великого Короля казался таким теплым и успокаивающим! Озябшая душа чуть-чуть согрелась, но Альмаир одернул ее. Не время расслабляться. Ведь он для себя все уже решил.
- Я, – пересилив себя, проговорил Альмаир. – Я … ненавижу свое сердце! И Ты прав. Я никогда не был королем, – от этих слов на глаза снова навернулись слезы. Он перевел дыхание. – А Ты… Ты, говорят, великий король.., - он душил рыдания, но комок в горле мешал говорить, - и теперь я понимаю, что это так… Твоя жизнь не пуста. Ты не бросил меня в беде. Не сказал: «сам виноват» и «так ему и надо». Гордость не закрыла Твои глаза, и Ты говоришь со мною после всего, что я наговорил Тебе тогда, перед бурей, хоть я даже не извинился. И… Я хочу просить Тебя. Пожалуйста, если это возможно, будь моим королем.
Альмаир склонил голову и почти шепотом добавил:
- А я буду Твоим рабом.
Слезы капали на траву. Альмаир вытер ладонью глаза и продолжил:
- У меня ничего нет, кроме меня самого и коня. Но конь тоже не мой, он свободный. А потому я ничего не могу принести Тебе в дар, кроме моего испорченного сердца, – он всхлипнул, как маленький ребенок. – Нужен ли Великому Королю такой подарок, я не знаю, но отныне мое сердце принадлежит Тебе. Я не хочу ничего оставлять себе, ничего, что могло бы тешить мою гордость. И если моя жизнь бесполезна и в будущем, то я готов отдать и ее. Возьми ее прямо сейчас.
Мальчик замолчал. Он ждал ответа.
Вопреки всем своим ожиданиям, голос, который он услышал, был полон сострадания и нежности:
- Я принимаю твой дар, Альмаир. И поверь Мне, это самое ценное, что ты мог Мне подарить. Я тоже хочу сделать тебе подарок, который бы утешил тебя. Я дарю тебе новое сердце, в котором живет огонь Моей любви.
- О, нет! – он снова всхлипнул. – Я недостоин никаких даров! Я так долго пользовался любовью! И был таким неблагодарным…
- Сейчас это уже неважно. Прими Мой подарок!
Но Альмаир качнул головой. Как может он, решивший до последней капли отдать себя Великому Королю, принимать взамен подарки? Разве будет иметь смысл такая жертва?
- Не печалься, Альмаир, - он ощутил теплое ласковое прикосновение на своем плече. И от этого захотелось рыдать еще больше.
- Да, конечно, - мальчик в который раз задушил подступившие рыдания и  покорно кивнул. – Я не должен печалиться. Ведь я сам во всем виноват. Сам…
- Не надо так корить себя. Это уже дело прошлое. Теперь ты другой.
Бывший король не возражал. И не соглашался. Он молча плакал. А Владыка еще долго пытался его утешить.
Безуспешно. Альмаир знал, что достоин наказания, а не утешения. Слышать добрые слова Великого Короля было так же тяжело, как и думать о собственном бесславном правлении. Что ж, он сделал уже один решительный шаг. Сделает и другие. Он исправит то, что натворил. Пусть не совсем, но хотя бы насколько это вообще возможно. Великий Король останется им доволен. Пришло время действовать!
- Мне, наверное, пора возвращаться в трактир. Он, похоже,  сейчас далеко, - наконец решил мальчик.
Закатные лучи уже с трудом пробивались сквозь листву. Добраться до трактира он сможет только ночью. Сколько же он скакал?
- Ты почти у самой столицы. В Королевской роще. Но Алтей знает дорогу домой.
Мальчик кивнул. Он поднялся,  коротко свистнул, подзывая Алтея. Ждать себя конь не заставил. Но прежде чем тот  подошел совсем близко, Альмаир сказал.
- Я еще не сказал Тебе важной вещи. Я нуждаюсь в Твоей помощи. Пожалуйста, помоги мне. И когда я встречусь с Энтиным – тоже. Потому что мне страшно.
Что задумал, он объяснять не стал. Но Владыка, кажется, Сам все понял.
- Альмаир, - голос Его звучал мягко и встревожено. – Тебе вовсе не надо заниматься самоистязанием.
Но бывший король никаких доводов не слышал. Он виноват. И он знает, что надо делать с тем, кого он так теперь ненавидел - с самим собой.
- Я расстался с гордостью, но честь-то у меня должна быть. И, кроме того, я обещал, что если еще раз исчезну из трактира без разрешения, то сам принесу розгу.
И, не слушая возражений, вскочил на коня. Владыка – добрый. Он его жалеет. Но сам Альмаир себя не жалел. Он себя ненавидел.
Он принесет жертву для искупления своих ошибок. Она будет даром, поценнее испорченного сердца.
Пока Алтей еще не пустился вскачь, Альмаир дотянулся до ближайшей ветки и обломил ее.

Продолжение следует http://www.proza.ru/2010/11/27/1721


Рецензии