Танки на крышах. Ч. 1, гл. 8

                                Г л а в а   8

         На празднование 9 мая все наши собрались в Посольстве России. Вот они,  мои родные! Было красиво и трогательно. Российское посольство в Замбии опекает всех представителей бывшего Советского Союза, независимо от национальности, гражданства и профессии. Выступили посол России и военный атташе. После официальных речей дали концерт дети сотрудников посольства и всей русскоязычной диаспоры, для которых при посольстве работает школа. На неофициальную часть все вышли во двор, где уже торжественно были накрыты столы. Но без стульев. Я впервые вплотную столкнулся с тем, что называется «фуршет». Подходи, наливай, что хочешь, бери любую закуску в любом количестве и ходи со всем этим между гостями.
         Выпивка, как водится у наших, кончилась быстрей, чем закуска. Но у наших еще водится и запас иметь. Погуляли. На прощанье был фейерверк, который символизировал салют на Красной площади. Когда все закончилось, гости стали расходиться. По дороге домой я твердо решил в ближайшее время вернуться, чтобы попросить российского гражданства.

         Через три недели состоялась и моя встреча с Эркином. Был мой день рождения, юбилей.
         У нас в такие дни обычно устраивается помпезный праздник, как бы устанавливая своеобразную веху в человеческой жизни. «Большим» людям зачитывают и преподносят красиво оформленные «адреса», дарят дорогие памятные подарки. Все остальные отмечают этот день поскромней, но тоже более торжественно, чем предыдущие пятьдесят девять. А потом, в ближайшие дни, когда проходит и похмелье, большинство идет оформлять пенсию.
         Я был совершенно один и, надо ж такому случиться, впервые за всю свою самостоятельную жизнь я в этот день оказался не просто один, но еще и без денег, без которых невозможно устроить банкет хотя бы на одну персону – на самого себя. Зарплату обещали только через неделю. Выпить не на что. В доме хлеб, несколько луковиц, одна морковка, банка фасоли в томате и пакет супа, «растворимого без осадка». Благо были сигареты. Я стал готовить себе праздничный ужин из подручного материала в сочетании с подножным кормом. И вдруг – звонок. Голос Шухрата:
   - Дверь открой, юбиляр, я тебе подарок привез.
         Бегу вниз, открываю. Матерь Божья! Шухрат с женой и Эркин с ними. Они привезли с собой все: и выпивку, и закуску, и тарелки-вилки-ложки, и несколько готовых салатов, и даже бумажные салфетки. И праздник получился. Речи, тосты вперемешку с расспросами и рассказами. Такое не забывается. Есть в жизни вещи, за которые не говорят  «спасибо».
         Выяснилось, что и Эркин слыхом не слыхал о моем приезде. Мы затронули в разговоре эту тему. Врал все-таки Каюм.
   - Почему? - спросил я.
   - Потому, что он «пидарас». И не только в переносном смысле. Он – «голубой». Точнее – бисексуал. Его здесь однажды сажали за педофилию. Чуть до суда дело не дошло. Еле откупился. Скулил, как сука побитая. А теперь опять раздулся, потому что после той отсидки в КПЗ он сменил ориентацию, и теперь его трахает вся местная профессура. Зато он спокоен, за это в тюрьму не сажают. Спроси у тех, кто с ним работает, они знают. Вся верхушка здесь называет его братом, хотя логичней было бы – «сестрой». Это, кстати, и по его характеру заметно. Ему надо было привязать тебя к себе, да так, чтобы ты его мамой родной считал и больше никого и ничего не видел. Во-первых, на наркозы ты звал бы только его, а это один из его побочных заработков. А во-вторых, и с тебя тогда взять можно было бы побольше. Ты, кстати, давал ему что-нибудь?
   - А с чего я ему дам? Если бы вы сегодня не пришли, я бы сейчас пил морковку и закусывал полусинтетическим бульоном.
   - Значит, у тебя еще все впереди. Придет время, он скажет свое слово. А может быть захочет, чтобы и ты его...
         Только через год мне предстояло до конца понять, для чего Каюму понадобилось так разговаривать и вести себя со мной. Но об этом в свое время. Он, кстати, не позвонил мне и в тот раз, хотя о моем юбилее знал точно, сам говорил мне незадолго до этого. Но после всего услышанного никакого общения с ним я уже не хотел. Брезговал.

         На следующий день, полный надежд и окрыленный, я, как и пообещал сам себе, поехал в посольство России. Но «крылышки» эти мне там подрезали очень быстро: нет такого закона, чтоб «иностранцам» сразу и без проблем давали российское гражданство. Здесь оказалось все наоборот, здесь били не по морде, а по паспорту. А по нему я – гражданин Узбекистана.
   - Вы должны ехать в Россию и просить об этом местные власти там, - сказал мне консул, по фамилии и по глазам – армянин. - Они все проверят, и через год, максимум два, вы получите гражданство.
   - Они же не по лицу проверяют, а по документам. Что им мешает проверить без моего присутствия?
   - Таковы правила. Вы должны быть там.
   - А куда ехать?
   - А куда угодно, Россия большая.
   - А к кому?
   - К тому, кто примет.
   - А если никого нет?
   - Езжайте и устраивайтесь самостоятельно.
   - Но я уже не молод, я вышел из бесшабашного студенческого возраста, чтобы бегать по адресам в поисках какого-то угла, а потом, не дай Бог, мыкаться по коммунальным квартирам. А чтобы купить более или менее приличное жилье, надо иметь немалые деньги. Столько я пока еще не заработал. Кроме того, я в любом случае сейчас ехать не могу, потому что мне необходимо отрабатывать контракт, по окончании которого я должен быть со своей семьей.
   - Ну тогда сидите со своей семьей там, где сидели, и не рыпайтесь. Паспорт у вас узбекский, а фамилия  вообще украинская.
   - Но я же русский! Я не хочу там сидеть. Я устал от идиотизма той жизни, от воровства и хамства на административном уровне, от цветущего национализма. Там нас не хотят. Там делают нашу жизнь невыносимой, но при этом стараются из страны не выпускать. Потому что если мы уедем, то «черную» работу там делать будет некому. А уж если отпустят, то оберут до нитки. Они не хотят, чтобы мы уезжали, но большинство хочет, чтобы мы убегали, оставив им все, что у нас есть.
   - По вашей конституции в Узбекистане равенство наций.
   - Там еще первым пунктом написано, что Узбекистан – демократическое государство. Это насмешка, потому что фактически это ханская империя. Они декларативно не разрешают двойного гражданства, а значит, я не могу считать себя русским человеком. Вы, как я понял, тоже не считаете меня таковым. Кроме того, они конституционно утвердили государственным языком единственный – свой, чем поставили использование русского языка вне закона и чем в одночасье перевели нас всех в категорию безграмотных людей. А это в свою очередь означает, что без знания узбекского языка я не могу претендовать даже на трудоустройство. Равенство наций в конституции оговаривается, как и в аналогичных документах других стран, но это только на бумаге, для  международной дипломатии. Но есть еще такое понятие, как народная дипломатия, неписаные законы. 
   - С вашей фамилией вообще-то лучше ехать на Украину.
   - Вы же с вашей фамилией почему-то не едете в Армению. Я русский. Ни одного слова на украинском языке я не знаю.
   - Будете учить на месте.
   - Я не хочу на Украину. Я хочу домой, в Россию.
   - Как угодно, но это может затянуться надолго. Очень надолго.
   - Какие мои годы! Я подожду.
   - К тому времени закончится ваш контракт, и вы вернетесь в свой Узбекистан. А там, если вы все еще будете хотеть, вам придется обратиться в Российское посольство с аналогичной просьбой. Там вам скажут то же самое, и если вы не захотите ехать на этих условиях, вам снова придется очень долго ждать.
         Ушел я уже в другом настроении. В Узбекистане я чужой. В Африке, естественно, тоже. Россия меня не принимает. На Украине с моей фамилией я может быть, и прижился бы постепенно, но и там я чужой, потому что в моем узбекском паспорте написано, что я русский. Каким-то неведомым силам удалось рассорить два родственных народа, сделав их чуть ли не смертельными врагами. Мое нутро категорически против этой дурости, поэтому вносить свою лепту и изображать из себя украинца, которого «клятые москали» отучили от родного языка, я элементарно не хочу. Чертовщина какая-то! Я нигде и никому не нужен.   
         Бедная, измученная моя Россия! Как легко ты отдаешь на растерзание миллионы своих сыновей и дочерей, обреченных в недалеком будущем на ассимиляцию среди других народов и постепенное, но полное исчезновение. Что ж натворили с тобой, если ты стала способной на такую жестокую щедрость? А может быть, всегда была?


Рецензии