Типы высказываний учителей
Ю.Б. Гиппенрейтер писала в книге «Общаться с ребенком как?» о 12 типах автоматических реакций учителей мешающих слушать ребенка:
1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Замолчи!», «Чтобы больше я этого не слышал!»…В этих категорических фразах ребенок слышит не желание учителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и брошенности «в беде». В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся.
2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если не прекратишь то…», «Смотри, как бы не стало и хуже», «Не выполнишь задание пеняй на себя».
Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Угрозы лишь загоняют ребенка в ещё в больший тупик. Угрозы и предупреждения плохи ещё тем, что при частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать. Учителю необходимо посмотреть, не ведет ли себя кто-то из учеников так же или похожим образом и ему это «сходит с рук”. В подобных случаях словесные поучения – самый неудачный способ помочь ученику.
3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», « Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать старших». Обычно дети из таких фраз не знают ни чего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сотый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего всё вместе взятое.
4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать …», « По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».
Как правило, мы, учителя, не скупимся на подобные советы. Больше того, считаем своим долгом давать их детям.
5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что на урок надо ходить с выполненным домашним заданием!», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорил(а)! Не послушался – пеняй на себя». И здесь дети отвечают: « Сколько можно!». В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает «смысловой барьер» или «психологическая глухота».
6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», “Опять всё сде-лал(а) не так!», «Зря на тебя понадеялся», «Вечно ты..!», “Дома за уроки, конечно, не садился».
У детей это вызывает активную защиту: ответное нападение, отрицание, оз-лобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих учителях. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка; он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безвольный, безнадежный, что он неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы.
7. Похвала. В похвале есть всегда элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», « Ты у нас самая красивая (способная, умная)!».
Во-первых, когда учитель часто хвалит, ребенок начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать её. («А почему вы меня сегодня не похвалили?»). наконец он может заподозрить, что вы неискренни, то есть хвалите его из каких-то своих соображений.
[Ю.Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. М.: «Сфера», 2005. с.80-98].
А.Фабер Мазлиш разработала памятку: помогаем ребенку справится с его чувствами.
Ребенку нужно, чтобы его чувства принимали и уважали.
1. Вы можете спокойно и внимательно слушать.
2. Вы можете признать его чувства словами «да», «хм», «понятно».
3. Вы можете назвать чувство: «Ты разочарован!»
4. Покажите, что понимаете ребенка. Дайте ему желаемое в фантазии: Я бы хотел(а) бы, чтобы прямо сейчас перед тобой исполнилось всё что ты хочешь!»[А. Фабер Мазлиш. Как говорить чтобы дети слушали и как слушать, что бы дети говорили. М.: «Эксмо», 2010, с. 46].
Заповеди успешного обучения
• Главное – научить учиться.
Дети должны научиться самостоятельно знакомиться с материалом, анализировать, выделять главное и конспектировать. На следующем этапе они могут выступить с докладом и подготовиться к аргументированным ответам на вопросы, возникшие у учителя и одноклассников. Важно развивать способность воспринимать информацию на слух и записывать услышанное, а также умение подготовить и провести интересную дискуссию.
• Правильно оценивать детей.
Оценивание знаний осуществлять в форме конструктивного двустороннего или группового обсуждения. Такая практика даёт возможность педагогу дифференцированно подходить к каждому ученику и подсказать, как ликвидировать возникшие проблемы в знаниях. Формы конструктивного диалога могут быть разными, важно то, что они помогают школьнику преодолеть страх перед оценкой.
• Ребёнок имеет право на ошибку. Они полезны.
Не надо сразу выставлять ошибку напоказ, сделайте так, чтобы ребёнок сам её понял. Для него это будет открытием, которое вызовёт радость и гордость. За большинством ошибок скрывается плодотворная умственная работа. Она важная ступень на пути к правильному и, возможно, оригинальному решению.
• Ребёнок имеет право учиться в собственном темпе и ритме.
Тугодумы не менее способны к учёбе, чем те, кто схватывает на лету. Нельзя медлительных детей автоматически записывать в разряд отстающих. Надо дать возможность каждому ребёнку обучаться в индивидуальном темпе и ритме. Задания на уроке должны предполагать несколько вариантов выполнения. У детей должен быть выбор.
• В основе успешной учёбы – самостоятельные достижения.
При таком подходе дети приучаются нестандартно мыслить, формировать вопросы, рассчитывать на собственные силы и воспринимать себя как успешных, творчески одарённых исследователей.
Свидетельство о публикации №210112700483