Об отце

               
«Лицом к лицу, лица не увидать,
Большое видится на расстоянии»
                С.Есенин

           Большое видится на расстоянии… Это расстояние стало слишком большим для нас. Отец- в вечности у Господа. А я здесь, в этом мире. Как много я не успела сделать. Не успела расспросить какие-то подробности его жизни, его детства, его юности. В этом отношении папа был не многословен, а я чем-то была занята своим. Но я продолжение отца. Во мне его казачьи гены. Начинаю что-то делать физически и получаю радость от труда- это отцово. Беру в руки не женский теперь предмет топор и орудую им ловко, самой на удивление. И это врожденное умение, а не приобретенное. И так во многом.

Отец хотел сына, а родилась я, девочка. И все свои дела он делал со мной сообща. Если собирался на рыбалку, то мой нос торчал в рыболовных снастях с бесконечными:
- « почему?» и «для чего?». Что бы папа ни делал, если я оказывалась рядом, то он всегда серьезно спрашивал:
- «Павловна, а как ты думаешь, как это надо сделать»?
И у меня была полная уверенность в том, что мой совет чего-то стоит, со мной старшие считаются.

    Об отчестве отдельная история. Я настолько привыкла к тому, что меня зовут по имени-отчеству с детства, что относилась к этому, как к норме. По имени-отчеству меня звали одноклассники в старших классах школы. Шутливо, но я  воспринимала это как само собой разумеющееся обращение. Оно для меня было привычно. Когда пришла работать в трудовые коллективы молодым специалистом, меня сразу начали называть по имени-отчеству. Ну а уж теперь…Вот так отец закрепил меня на веки вечные за своим именем - Павловна я.

Вообще я росла в тепличных условиях во всех отношениях. Теплицей для меня была любовь родителей и разумная суровость и требовательность бабушки. Круг общения был очень ограничен изоляцией деревеньки, в которой мы жили, сугробами суровых ,почти северных зим, летними трудами старших, в которых я участвовала, сколько себя помню. А куда было девать ребенка? Радостные впечатления летом от приезда городских тетушек с семьями. С той поры научилась ценить не частую радость встреч с родными. Тепличные условия- это и множество прочитанных хороших книг долгими зимними досугами. Сначала с отцом, потом самостоятельно.

А уж жизненные уроки, полученные от отца, не сравнить ни с какими другими. Тёщина деревня, куда из Прибалтики переехали мои родители, именовалась Половчиново и стояла в пятистах метрах от лесного озера, изобилующего всем, что потребно для жизни. Насчитывала деревня семь домов. Единственный мужчина в этом «колхозе» - мой отец. Не помню такого случая, когда отец отмахнулся бы и не исполнил просьбу соседок о помощи в хозяйстве. Если весенние работы требовали вспашки участков под посадку картофеля, то отец договаривался, приводил лошадь из центральной усадьбы или из больницы, где работала мама, и участки пахались для всех соседей. Ну и сажали картошку все сообща. Мне так нравилась атмосфера в деревне в это время. Все были заодно, всех объединял труд и участие в делах друг друга.

По весне таяли глубокие снега, и назывался этот период в жизни – весенняя распутица. Ручьи и мелкие овражки заполнялись талой водой и становились непроходимыми. А одна речушка на пути к центральной усадьбе  иногда совершенно пересыхавшая летом, весной бурлила полноводием и водоворотами, как горная. И если бы не мой папа, то жизнь односельчан очень бы осложнялась. Отец обувал рыбацкие сапоги «заколенники» и , выйдя раньше из дома на работу, рубил и укладывал жерди, связывая их, чтоб получился настил. Просто настил был не совсем безопасным и на обратном пути в конце дня появлялись перила. Не помню, что б он делал что-то для галочки. Все делалось основательно с тщанием и умением.

Если отец строил дом, это уже было позднее, то рядом выкапывался пруд. На берегу пруда строилась беседка. Беседку украшали кусты сирени и заплетал хмель. Отец ценил красоту и умел ее создавать.

Запомнились рыбалки на озере на вечерней зорьке. В водной глади озера, как в зеркале отражаются все картины закатного неба, лес. Пичуги, укладываются спать и негромко пересвистываются в прибрежных кустах. Не знаю, что нас привлекало в этом времяпровождении. То ли процесс ловли рыбы, который имел переменный успех. То ли возможность общаться на равных. Взрослым тоже хочется побыть немножко детьми, как детям поиграть во взрослых. Сидим и разглядываем облака, их причудливые перемены. Только что плыл по небу кит, и вот уже его контуры напоминают мордочку пушистого котенка, который превращается в летящего журавля.

Осень приближалась летящей паутиной, прощальным теплом, августовской  щедрой охотой за грибами. Отец учил меня всем грибным приметам и секретам . В лесу, как правило, для меня тайн нет.

Тайной для меня осталась папина жизнь до меня. Так, какие- то обрывки сведений. Родственники- сибиряки мной никогда не виданные. Теперь уже не расспросить, не восстановить. Как же надо любить своих ближних и дорожить каждым днем, который мы прожили вместе ! Как это надо беречь и ценить. Жить так, как оставил в стихах призыв уважаемый мной поэт Булат Окуджава :

- Давайте жить , во всем друг другу потакая,
  Тем более, что жизнь короткая такая.



Лидия Вакина 22.05.2008г.


Рецензии
Спасибо, Лидия, за это тепло, которое всегда остаётся внутри после прочтения Ваших рассказов! Царствия Небеснаго родителям! Они знают, что Вы сохранили их любовь до последней капельки и передали внукам!

Татьяна Мирчук   30.11.2020 06:50     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, дорогой для моей души человек!

Лидия Вакина   30.11.2020 14:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.