Эссе на Г. Гессе Сиддхартха

    На мой взгляд, глупо пытаться пересказать или интерпретировать данное произведение. Великие вещи не поддаются ни критике, ни похвале. Их просто нужно прочитать каждому и понять на своем уровне, они не проходят бесследно. Самое интересное, что через некоторое время тянет снова погрузится в мир этой книги, чувствуя величие с ее стороны, а со своей – новые понимания, новое видение смысла, свежие строки между имеющихся строк.
    В произведении много людей, с коими пересекается жизнь главного героя, у которых он учится, перенимая все хорошее, это и красавица Камала, и купец Камасвами, отец, Говинда, Васудева, сын и даже сам Гаутама, но больше всего Сиддхартха возвышается в личностном плане с помощью реки, к которой возвращается и с которой остается до конца дней своих.
    Я читала эту книгу ни один раз, в разные периоды своей жизни, на разных этапах развития. В последний раз книга мне открыла свое величие в следующем: нежелание Сиддхартхи создавать учение, следовательно, последователей. «Не  в словах и  мыслях  вижу я величие Учителя, а в делах и в жизни». Появление учения вызовет препятствие к пониманию основы, открывшейся перед Просветленным. Заключая свой опыт в слова, он уверен, что растеряет его, заблудившись «в дебрях мнений, в споре из-за слов». Саман готов сказать ищущему Говинде, садись рядом, не ходи, успокойся и слушай реку, как некогда сказал ему Васудева, но Говинда ждет слов, побуждающих к деятельности, обозначения правил, ограничений. Ему не по душе «бездействовать» у реки.
    Познать смысл жизни возможно пройдя сквозь все свои мыслимые и немыслимые желания. Лишь в этом случае сознание опустошается, становится свежевымытым стеклом, через которое можно увидеть истину. Сиддхартха, не стесняясь быть собой, познал все желанные ему радости: богатство, секс, истинную любовь к женщине, славу, слепую любовь к сыну. Он смог отказаться от материального, лишь имея материальное. Сумел поклониться реке и остаться рядом с нею безжеланным и потому открытым к разговору. Он понял, что некуда больше идти, он прошелся по всем своим желаниям, уразумел, что нет в делах, потребностях, целях великого и истинного смысла. Став обычным перевозчиком, растворившись в ремесле, познал «Совершенство» в священном «Ом».
    Пример Говинды - яркий пример каждого из нас. Тот, кто насильно отказался от своих естественных потребностей, через силу научился размышлять, поститься и ждать, ищет учение, чтобы примкнуть к нему и не чувствовать свою никчемность. Рано или поздно приходится обращать свой взгляд вовнутрь и чем раньше это произойдет, тем больше шансов прожить года в осознанности и самоудовлетворенности.
    Произведение, написанное почти сто лет назад, является актуальным и по сегодняшний день. «Сиддхартха» раскрывает возможность Будды в каждом человеке, не дает учения и подробных указаний к действиям, тревожит, будоражит внутренний мир, возвращая к истокам в мирской суете.


Рецензии
В отличие от Сиддхартхи Гаутамы, я с раннего детства познавал весь этот мир целиком: во всём его г...е и прелести.

Тоша Скелетоша   28.12.2010 18:45     Заявить о нарушении