Метафизические блуждания у оснований культуры
2. Ритуал и искусство.
3. Бессознательное в искусстве
4. Формализация и экспансия ощущений.
5. Стабилизация системы.
6. Искусство и жизнь.
7. Три составляющие культуры.
1. Инстинкт и ритуал.
Сюжет из рассказа о котике.
...Разные блюда съедаются по-разному. С рыбой это происходит так. Берет зубами рыбку из мисочки, перетаскивает ее на полметра в сторону, и только после этого приступает к трапезе. Так происходит всегда, с любой рыбой... Есть в этом "ритуале" некоторый смысл. Среда обитания рыбы - вода, коты живут на суше. Поймав на мелководье рыбу, кот должен вынести ее на берег, и только после этого съесть. Иначе эта еда может вырваться и уплыть. Кусочки курочки котик ест совсем иначе - прежде чем полакомиться куриной ножкой, он играет с ней - подбрасывает и ловит. Эти действия тоже понятны. Птица летает, ее трудно поймать и удержать, она пытается взлететь, и с ней приходится "играть". Конечно, курица - не птица, но наш котик так не считает. Внешний вид и летные качества реальной курицы здесь значения не имеют, птичью сущность выдает что-то другое, более глубокое.
Котик никогда не ловил рыбу на мелководье, никто из его сородичей его никак ничему не учил. Это значит, что знания, влекущие эти действия, передаются (скорее всего) по наследству. Чтобы объяснить (по Дарвину) жизненную необходимость этих движений надо представить такие условия существования этого вида, которые давали бы преимущество для выживания особям, выполнявшим эти "танцы". Постепенно эти действия попали в гены, стали инстинктивными. Ныне некогда необходимые для выживания движения стали ритуалом. Вспоминаются картинки из какого-то документального фильма, где африканские туземцы исполняют ритуальные танцы, в которых воспроизводятся все этапы охоты на дикого зверя. Есть в этом что-то похожее на танцы нашего котика. Ритуалы и инстинкты объединяет отстраненность сознания.
Наблюдая инстинктивные действия этого домашнего животного, вспоминая ритуальные танцы африканцев, можно дать определение ритуала. Это действия, лишенные смысла для исполнителя, но которые обязательно надо исполнить для сохранения стабильности окружающей среды, собственного существования, поддержания жизнеспособности сложившейся системы. И т.к. смысл действий сокрыт, то нельзя из них выделить что-то более или что-то менее важное. Исполнять надо все, со всеми подробностями и именно так, как того требует ритуал. Исполнение ритуала обычно вызывает положительные эмоции, обозначая принадлежность к системе, мобилизуя участников к исполнению того, что обозначает ритуал. Ритуал стоит у истоков искусства, культуры...
2. Ритуал и искусство.
Попробуем разобраться с намеченной здесь темой на примере охоты. Охота для всех не травоядных и не домашних животных это способ существования, неотъемлемый элемент их повседневной жизни. Успешная охота дает приз - необходимое для поддержания жизни питание. Неожиданные препятствия, разнообразие условий, в которых каждый раз проходит охота, возбуждают интерес, содержат непременный элемент творчества. Успех сопутствует тому, кто к этому более способен. Достижение цели вызывает удовлетворение - как физическое, так и "духовное", закрепляя тем самым стремление к повтору этих занятий. Процесс охоты содержит две переплетающиеся составляющие - инстинктивную (врожденную) и разумную. Соответственно, инициализация этого процесса возможна от двух источников. Это может быть инстинктивная реакция на реальный объект, на ситуацию или на реальную потребность. Но это может быть также сознательная установка на "виртуальное" воспроизведение действий, связанных с охотой, которые, в свою очередь, подключают соответствующие инстинкты с их непременно положительным эмоциональным сопровождением. Второе происходит при выполнении ритуальных действий, изображающих охоту.
Одной из причин выполнения такого ритуала может быть желание эмоционально пережить все, что связано с охотой, получить заряд положительных эмоций. Здесь уже предпочтение отдается не результату, как это есть на настоящей охоте, но самому процессу. Результат (в виде пойманной дичи) отсутствует, его нет и быть не может, хотя все было сделано "как положено". Смысл этих действий, смысл ритуала смещен, он совсем другой, не такой как в настоящей охоте. Это подготовка к охоте, тренировка, отработка движений и взаимодействий участников. Но это также приобщение новых молодых участников к этому действу. И это также обращение к неким "потусторонним" силам, человеку неподвластным, поскольку их участие проявляется как случайность, воспринимаемая как поддержка или противодействие. Это обращение, просьба к духам, богам с тем, чтобы они наполнили воспроизводимые сейчас действия реальным результатом. Это уже искусство, которое еще не отличается от ритуала. Это театральное действие, в котором каждый участник играет свою роль.
Я не видел первобытную наскальную живопись "в оригинале", но говорят, что эстетически это хорошо выполнено. Это значит, что склонность человека к искусству имеет очень глубокие основания, это влечение происходит на биологическом уровне, на уровне инстинктов.
Ритуал и искусство настолько взаимосвязаны, что отличить одно от другого можно только по признакам второстепенным, не относящимся к содержанию или исполнению. Ритуал - действие целенаправленное и обязательное, его исполнения требуют причины и обстоятельства, внешние по отношению к исполнителю. Искусство возникает исключительно из внутренней потребности, хотя очень часто эта потребность совпадает с требованиями внешней системы, с которой этот человек связан. Гимн Александрова, например, - произведение искусства, создание которого трудно представить как формальное действие, лишенное внутреннего вдохновения. И в то же время, он был важным элементом советского ритуала.
Следует отметить еще один признак, различающий искусство и ритуал. Это - запрограммированность ритуала. Исполнять следует все, что ритуал требует и так, как он этого требует. Искусство (если оно не служит ритуалу) свободно.
Ритуал вырастает из инстинкта, искусство - из ритуала. Искусство неизбежно несет в себе инстинктивную бессознательную составляющую, которая подпитывается тем, что искусство исходит от эмоций, внутренних ощущений, интуиций.
3. Бессознательное в искусстве
Мы привыкли к языку человеческой речи, повседневно им пользуемся и лучше всего понимаем. Но возможны (и существуют) другие языки - язык движений, красок, форм, звуков... Животные хорошо владеют некоторыми этими языками, а человек уже в значительной степени их понимание утратил. Это очень древние, еще дочеловеческие языки, и что-то из них не могло не войти в нашу генетику, в наше <бессознательное>. Искусство использует эти языки, обращаясь на них не только к нашему сознанию, но и к подсознанию. Эти языки отличаются от речи тем, что они менее структурированы, смысл символов более размыт, менее конкретен, чем смысл слов. Но, действуя на подсознание, сказанное на них глубже проникает в наше существо.
Язык слов универсален, на нем можно выразить все. Но для каждой темы лучше использовать свой язык. Математика, например, уже давно перешла на собственный язык, и если записать обычным текстом смысл некоторых ее не очень сложных формул, то получится трактат большой и малопонятный. На языке души лучше всего говорит искусство.
Иногда этот язык понятен изначально, без долгого глубокого освоения. Нередки случаи, когда ребенок в весьма раннем возрасте обнаруживает способность к музыке, к ее созданию, к танцам, стихосложению или рисованию, причем выполняется это на уровне, бесспорно принадлежащем искусству. Известны также феномены, когда человек из <глухого селения>, ничего не знающий о состоянии и о магистральных направлениях развития искусства, создает современные произведения, которым специалисты дают высокую оценку. Заметим, что народное творчество всегда привлекало внимание искусствоведов и мастеров. Все это говорит о том, что ни культурное окружение, ни эрудиция, ни развитый интеллект не являются обязательными условиями создания и восприятия искусства. Есть у него кроме этого другие источники.
Признав наличие бессознательного в искусстве, следует двигаться дальше. Человек как таковой начинается там, где начинается его разум, сознание. Бессознательное человеку не принадлежит, оно - из других уровней иерархической системы (природа, общество, Бог), в которую человек погружен. Пребывая на своем уровне мы мало что знаем об этом другом. Это могут быть только логические экстраполяции, догадки, фантазии, вера.
Инстинкты - только часть бессознательного. Это то, что идет от природы, и до чего смогла докопаться наука. Фрейд рассказал нам о человеческих комплексах, что немного больше, чем просто инстинкты. Но бессознательное еще глубже, оно глубже самой природы. Каждый шаг погружения в него все более труден и все менее надежны ступени, ведущие в эту бездонную глубину. Искусство может, имеет право идти дальше того, где остановилась наука. Где-то там, вдали, оно встречается с религией.
Усилием разума разными способами мы пытаемся понять смысл наших действий и вообще, смысл нашей жизни, управляемой издалека через подсознание и инстинкты. Мы пытаемся перевести бессознательное (хотя бы) в осязаемое и далее, если повезет - в осознанное.
Искусство приближает бессознательные ощущения к сознанию. Но только приближает, не претендуя на доказательную достоверность. Искусство несет в себе все три человеческие ипостаси - эмоциональное (связь с физическими ощущениями), бессознательное (сиcтемные влияния) и разумное (то, что удалось провести через сознание).
Из признания бессознательного в искусстве следует, что художник, создавая произведение, выступает как медиум, посредник, интерпретатор, раскрывающий в привычных и понятных образах информацию скрытую, идущую из глубин бытия. Творец находит внутри и вокруг себя следы этой информации, и как он это видит и понимает, излагает ее на языке, которым он владеет, и предлагает нам. Искусство метафизично, и оно должно быть таковым, оно "от Бога". Оно должно быть многозначным, в значительной степени неопределенным, поскольку интерпретация, т.е. перевод этой информации на язык осязаемых символов может быть только приближенным - ввиду неопределенности исходной информации и ввиду свойства интерпретации как таковой - она не может быть абсолютно адекватной. (В математике есть теорема, согласно которой компактным и полным описанием объекта может быть только сам объект, все остальные описания могут быть полными только при их устремлении в бесконечность).
В искусстве важна форма. Содержание явное, определенное, как правило, не имеет большого значения. Не важно, о чем говорится, важно - как. Можно говорить вообще <ни о чем>. Именно через форму происходит передача и рационального и метафизического смысла, это язык искусства. Когда мы говорим о разумной составляющей искусства, мы говорим вовсе не о том самом, явно обозначенном содержании. Мы говорим о том, что можно рационально понять ] из того, что нам предлагают. Смысл оформленного разным образом одного и того же содержания может сильно различаться. Подобно тому, как одна и та же фраза в разных контекстах может иметь очень разный смысл.
Искусство отличается от его имитации наличием бессознательного, что позволяет ему "в конечном объеме заключать бесконечное содержание". Плагиат, компиляция, подражание - все это плохо тем, что копируется форма, в которую вкладывается новое (явное) содержание. Так при удовлетворительной или даже безупречной форме метафизический и эмоциональный смысл создания теряется.
4. Формализация внутренних ощущений, экспансия.
Сознание - это знание, которое удалось в значительной степени формализовать, выразить в форме, которая понятна не только данному индивидууму, но может быть понята и другими. Гносеология обращает внимание на объединительную приставку в слове со-знание, причем это имеет место не только в русском языке.
К искусству влекут внутренние стимулы, внутренняя потребность. При создании произведения искусства происходит <материализация> внутренних ощущений, перевод их в композицию осязаемых символов, пригодную для восприятия, интерпретации, копирования, повторения, трансформации, хранения. Зачем? Какова цель (кроме самоудовлетворения) этого творческого процесса?
Для творца основной мотив создания творения - это потребность <выразить себя>, высказаться, т.е. найти способ связать свое внутреннее Я с внешним миром, для того чтобы найти с ним взаимопонимание. У искусства есть потребность говорить, но есть не меньшая потребность быть услышанным. Слушатель (при сотворении произведения еще только воображаемый) необходим для замыкания <обратной связи>, он может считать себя соавтором. Искусству нужна аудитория, она и есть тот самый <внешний мир>, в котором ищет понимания творец. Но эта аудитория не должна быть безграничной, ибо то, что непременно поймут все, не может искать понимания - оно очевидно. В массовом искусстве нет потребности в разумной составляющей. У него другая цель (если можно говорить о цели) - акцентировать, обратить внимание. Полноценное искусство склоняется к элитарности.
Иногда создатель произведения искусства вкладывает в него то, что он видит или ощущает именно так, как он это видит, вообще без какого-либо перевода на рациональный уровень, он даже может не понимать до конца значимость того, что он увидел, что он создал. Этот перевод выполняется уже при восприятии - зрителем, слушателем. Восприятие каждого - свое собственное, у разных зрителей оно может сильно различаться. Истина, содержащаяся в произведении - это некое усредненное коллективное мнение, соглашение (включающее мнение и самого создателя). Конечно, в этом коллективном мнении громче других звучат и имеют наибольший вес голоса тех, кто ближе всего к искусству - творцов и специалистов искусствоведов. Мнение мэтра о новой книге или о новом спектакле часто бывает определяющим для его дальнейшей судьбы. Несмотря на всю субъективность этого мнения и вообще такой ситуации, она имеет полное право на существование, во всяком случае для рецензий положительных.
В мотивации искусства присутствует стремление выйти за пределы естественной оболочки, окружающей мое Я. Кроме взаимопонимания с внешним миром следует отметить еще один возможный мотив - это экспансия моего Я, внедрение его в другие души, готовые частично или полностью принять его.
Рассматривая разумную составляющую искусства, мы отметили ее необязательность для искусства массового. По способу воздействия массовое искусство приближается к религии. Метафизика, присущая искусству, остается здесь в полном одиночестве.
5. Стабилизация системы.
Несущие в себе бессознательное, действуя на подсознание, ритуал и искусство являются сильным средством воздействия на общество, на "массы". Власть, которая хочет, чтобы ее любили, не должна пренебрегать ритуалом. Но это должны быть ее собственные ритуалы, заимствования здесь невозможны. Новая Россия не станет стабильной, пока не обзаведется своей новой системой ритуалов. Возвращение советского гимна в новую Россию, несмотря на его художественные достоинства не было правильным, поскольку он был написан в другое время, по другому поводу, для другой страны. Его метафизический смысл не соответствует новому направлению движения, и значит, он не будет способствовать этому движению, он не станет полноценным элементом нового ритуала. России не нужна "новая идея" - старых неосуществленных предостаточно, России нужен новый ритуал.
Почетный караул у мавзолея Ленина на Красной площади. Каждый час караул меняется. Все происходит торжественно, красиво. Продумана каждая мелочь, ритуал повторяется уже не один десяток лет. <Подойдя к мавзолею - вспоминает бывший диссидент, я вдруг обнаружил, что два солдата, стоящие в карауле, с большим трудом удерживаются от смеха. Они только что сменились и, видимо, были еще под впечатлением происходившего разговора. Тогда я понял, что несмотря на все величие и силу государства, крушение советской системы неизбежно.> Когда искажается ритуал, разрушается система (и наоборот).
* * *
Человек включен в самые разнообразные системы, которые живут своей самостоятельной жизнью. От элементов разумное участие в решении системных вопросов не требуется. Но по какой-то причине в системные процессы как необходимое (!) звено включается ритуал, и через него - человеческая воля. Человеку даруется право выбора - участвовать в этих процессах и тем самым санкционировать поведение системы, либо не участвовать. Для самой системы в этом нет необходимости, но для чего-то она ставит свое собственное существование в зависимость от составляющих ее элементов. Это очень непросто объяснить, если оставить в стороне фактор обратной связи. Потому что система тем более устойчива и жизнеспособна, чем менее она зависит от неопределенного поведения ее отдельных элементов.
Здесь напрашивается аналогия с христианским представлением о свободе воли. Бог устанавливает законы, правила, которые человек должен соблюдать. Бог всемогущ, у Него достаточно средств, чтобы обеспечить неукоснительное соблюдение этих правил. И, тем не менее, Он предоставляет человеку право свободного выбора образа действий, но предупреждает о неминуемом наказании при уклонении от исполнения этих правил. Тем самым Бог возвышает человека, хотя и не до своего уровня (тому мешает возможность наказаний). Абсолютно добровольное, воодушевленное принятие нравственных законов дает человеку свободу действий в пределах собственных границ, совпадающих с установлениями Бога. Свобода принимает форму <осознанной необходимости>. Человек приближается к Богу.
И все-таки сомнения остаются. Из сказанного следует некоторая противоестественная (пусть даже дарованная) зависимость всемогущего Бога от человека. Несоблюдение нравственных законов принижает не только человека, но и божество. При тотальной безнравственности можно будет повторить ницшеанское <Бог умер>. Но, поскольку это невозможно по причинам логическим, то следует признать Логику гарантом существования бога.
Чтобы как-то избежать непререкаемости такого утверждения, следует предположить, что здесь действуют мотивы другого порядка. Система настолько уверена в своей стабильности и в оптимистической предсказуемости большинства своих элементов, что готова поставить в основание этой уверенности свое собственное существование.
* * *
Ритуал служит сохранению и стабильности. В фильме Тарковского "Жертвоприношение", посвященному ритуалу прозвучала мысль о том, что ритуал способен не только сохранять, но и воздействовать на систему, изменять предопределенный ход событий. По меньшей мере - устранять уклонения и возвращать течение жизни в прежнее русло. Тот же смысл имеет религиозное действие - мольба.
Глобальное значение ритуала мы встречали у Айзека Азимова (<Конец вечности>). Из-за неисполнения ритуала рушится все - время, материя.
6. Искусство и жизнь
Жизнь человека при всем ее разнообразии подчиняется определенным законам, вписана в рамки и правила, которые нельзя игнорировать, от которых нельзя уклониться. Это значит, что ее можно рассматривать как исполнение ритуала, заданного неким иным, более высоким уровнем реальности, в которую человек погружен. В свете изложенного не кажется парадоксальным и сумасбродным имеющееся в одном из направлений мнение о том, что жизнь человека как таковая может стать произведением искусства.
Искусство пронизывает все стороны нашей жизни. Оно шире, выше, глубже, дальше того, что мы можем своим взором наблюдать. Оно уходит в бесконечность, обитель метафизики. Но есть в нем также инстинктивное, источник и адресат которого - биологическое человека. Искусство содержит в себе разумное, земное и божественное. Мы черпаем из этого источника разное свое, кому что нравится.
7. Три составляющие культуры.
Искусство, наука, религия - три составляющих нашей культуры, три очень разных способа познания. Наука - это способ познания неочевидного на основе логических построений, берущих свое начало от очевидного - аксиом или от признанных как достоверность фактов. Религия - это способ познания реального и трансцендентного посредством веры, что означает включение в собственный внутренний мир внешних идей (культивируемых церковью). Искусство - это тоже способ познания реального и трансцендентного, но исключительно на основе внутренних ощущений, лишенных прямых внешних влияний. Искусство как способ познания далеко отстоит от науки, также как и религия, а может быть даже еще дальше. Искусствоведение представляется наукой более описательной, более дистанцированной от собственно искусства, чем богословие от религии. Оно приоткрывает покровы тайны в произведениях искусства, что может снизить их непосредственное эмоциональное восприятие. Но, с другой стороны, оно расширяет горизонты, и это дает оправдание искусствоведению.
"Оккультные" науки имеют давнюю историю и традицию, но они не стали существенным элементом культуры, они остались на ее обочине. Эти науки используют способ познания (внутренние ощущения), характерный для искусства, но объект познания - земное, физическое, не трансцендентное. Т.е. это нечто обратное богословию - иррациональные суждения о рациональном. В этих терминах (приближенно): богословие - рационально об иррациональном, наука - рационально о рациональном, искусство - иррационально об иррациональном.
Строго говоря, вера - это не способ познания, это знание очевидного. Вера (в заданные правила, отношения, алгоритмы) входит в оккультизм как необходимая составляющая. К каким-либо формам искусства оккультизм не обращается (кроме искусства переработки исходных данных и применения правил), но ищет обоснования у науки. Религия - напротив, очень тесно связана с искусством, науку (богословие) принимает только для решения собственных задач, другое готова игнорировать. Наука не претендует на суждения о бесконечном, но вера присутствует в ее основаниях - в аксиомах. Она очень хорошо (лучше других) знает свое место.
Исторически наука выросла из (словесного) искусства. Сочинения Платона имеют самое прямое отношение к становлению науки, но это также первоклассные художественные произведения. Еще долгое время после Платона научные трактаты писали поэты. И это понятно. То, что первоначально существовало на уровне субъективных ощущений, т.е. существовало как искусство, впоследствии получило логическое, формальное обоснование и стало наукой.
В цепочку инстинкт - ритуал - искусство мы готовы включить следующее звено - науку, несмотря на то, что ее методы и истоки очень уж не похожи на все предшествующее. Можно ли обнаружить следы бессознательного в науке, в этом логически стройном сооружении?
Тому, кто когда-нибудь занимался наукой хорошо знакомо чувство, которое можно назвать <ощущение мысли>. Когда уже чувствуешь результат, знаешь, что должно получиться, еще не предпринимая никаких исследований. Потом проходят дни, месяцы мучительных поисков безупречной логической цепочки, чтобы доказать то, что знал и без этого. Возможно, что то первоначальное знание всплывает оттуда, из бессознательного. Еще Платон обратил на это внимание. В одном из диалогов он показал, как актуализируется знание, возникающее <ниоткуда>. Он определил это как <припоминание>.
Религия включает в свои каноны (как <откровения>) знания, почерпнутые из бессознательного. Источник этих знаний - Бог. Учитывая рассуждения о том, что бессознательное не принадлежит человеку, но исходит от других, более высоких уровней реальности, следует с этим согласиться, ничуть не умаляя принятую рационалистическую позицию. Как и наука, религия содержит догматы, принятые на веру и знания, полученные логическим развертыванием этих аксиом. Различие в приоритетах. Для религии первичное, непререкаемое - догматы, и если есть проблемы с их логическим согласованием, то это - проблемы логики. Наука - напротив, всегда готова подвергнуть сомнению и изменить свои аксиомы. Увы, включая аксиомы логики.
Ханов О.А.
12.05.2005.
______________
Сайт автора: 20vek.ru.com
Сайт воспоминаний: memoclub.ru
Свидетельство о публикации №210112801015
Все стройно. Но есть не ясное. Вы пишите об эстетическом уровне исполнения наскальной живописи и заключаете, что склонность человека к искусству имеет глубокие корни: «Это значит, что склонность человека к искусству имеет очень глубокие основания, это влечение происходит на биологическом уровне, на уровне инстинктов». Но известно, что в более поздний период развития, в мезолите, изобразительное совершенство утрачивается. Почему? Четкого ответа нет, есть различные гипотезы.
У сохранившихся примитивных племен, которых иногда показывают по телевизору, «охотничий» ритуал, как красочное театральное действие не наблюдается. Все незаметно, буднично, самотеком, конечно организованно согласно иерархии, институциональному положению. Никаких духов и богов. Никакого лишнего куска в их сторону, песен и поднятия рук. Пошли на охоту, принесли, разделали, употребили. Все очень целесообразно в соответствии своим условиями бытования. Человек ведь существо очень рациональное и к тому же ленивое. Назовите мне причину, по которой бы я отдала кусок мяса огню или ветру (тем более, что он вообще не достается некоторым членам группы) или ломала бы ногти и кости, добывая пигмент и затирая его на стене (влекомая внутренней потребностью к искусству).
Ну, и опять про театральное действие. Кому и что показывают метатели копья в стену? Вы же так точно сказали о рациональном поведении: подготовке, тренировке, согласованности действий, о воспитании охотника.
Не понятно с иррациональным.
(труба зовет)
С уважением, Ирина.
Ирина Липинская 16.12.2010 13:20 Заявить о нарушении
Теория (или гипотеза) должна быть стройной. И если есть в ней пробелы, их можно заполнить правдоподобными предположениями, что, собственно и делается. Главное, чтобы все было красиво. И такое пожелание исходит не из эстетических пристрастий, а из стройности самого мироздания. Здесь можно заметить, что не только человек "рационален и ленив", такова и вся породившая его природа. Как следствие - ничего лишнего, все прекрасно подогнано одно к другому. Если концепция верна, факты сами подтянутся, если нет - сооружение рассыпется, долго латать не получится.
Да, я действительно считаю, что потребность в искусстве почти инстинктивная. Если понизить уровень и сказать по-другому - "есть потребность приукрашивать действительность", то может быть и возражений не будет? (Красивое - приятно, а безобразное портит аппетит, сл-но надо делать все так, чтобы было красиво). В идеале рациональное и красивое должны бы совпадать. Но не всегда рациональное получается красиво, а иногда есть только красивое без рационального.
Я не назову причину, по которой мы с Вами "отдадим кусок мяса огню или ветру", по-человечески наплевав на голодных собратьев (причин может быть много). Надеюсь, что до этого дело не дойдет.
По теме могу привести близкий пример не очень рациональных действий, как-то связанных с искусством. 107002 человек совершенно добровольно тратят драгоценные минуты своей жизни непонятно на что, поскольку лишь очень немногие предполагают какое-то продолжение в "объективной реальности" см.http://www.proza.ru, авторы).
С уважением, О.А.
Олег Ханов 17.12.2010 00:14 Заявить о нарушении
Что касается этой темы. Возражение мое относится к попытке объяснить поступки кроманьонцев с позиции цивилизованного человека и наоборот. Существующие островки дикости и цивилизованности не равновесны. Что смешивать этапы культуры? Что возможно для эллина, невозможно для варвара.
Ирина Липинская 17.12.2010 10:27 Заявить о нарушении
Олег Ханов 17.12.2010 10:32 Заявить о нарушении