Манифест дилетанта

               
                МАНИФЕСТ  ДИЛЕТАНТА
                на правах исповеди

Вместо эпиграфа: Однажды,  находясь в некоей компании, я изрёк: – «Дилетант иногда может лучше, чем профессионал. Однако  дилетант может, когда может, а профи может, когда хочет»
     Речь шла всего лишь о качестве "любительских" стихов. Но присутствующие при  том  женщины почему-то потупились, а  мужчины – осклабились…

                ***
      Согласитесь, ведь большое наслаждение – работать хорошим инструментом, будь то прикладистое  ружьё, молоток «по руке», или  удобные вилка и ложка – недаром   проблемой столовых приборов, среди прочих, занимаются серьёзные дизайнеры, наука эргономика. В одной повести целая страница отдана описанию того, как пожарный изготавливал новую рукоятку для своего топора. И читать не скучно. Правда, надо было ещё суметь нескучно написать об этом.
 
      А русский язык, – какой это великолепный инструмент! Поэтому, кстати, никак не могу понять бывших наших  соотечественников – украинцев  и прибалтов.

       Первый симптом болезни обозначился, когда, вместо корявого факсимиле, я увидел собственный текст, самостоятельно отстуканный одним пальцем на «Рейнметалле»,* к которому был милостиво допущен секретаршей. И он совершенно иначе «зазвучал». Ну, а когда появился  компьютерный текстовый редактор, –  тут я понял, что пропал окончательно. 

     Итак, я – графоман. Если этим  словом назвать человека, получающего удовольствие  от  работы   с  написанным  словом. Да, мне нравится «письменно» выражать мои мысли и подыскивать для этого подходящую форму. Да, мне нравится работать над стилем, подбирать и заменять слова,  следить  за  ритмом, чтобы наилучшим образом  передать оттенки смысла и интонации.  Дабы текст не напоминал хибару, наскоро сколоченную из всего, что первым  попалось под руку. И вот крутишь, вертишь, катаешь иную фразу или строку, пробуешь на слух, на цвет, на вкус. Подобно тому, как случается порой перекатывать во рту косточку от давно съеденного финика.

   Кстати. Чтобы куча необрезанного горбыля и кусков фанеры превратилась в «нечто», – ну, хотя бы в  "хибару", какую строят себе в укромных уголках двора дети, играя в «дом», уже необходимо наличие, если не архитектурного проекта, то, по крайней мере, хоть какой-то осмысленной структуры, видимой «конструкции». И, (главное:) – некоей "творческой изюминки", необходимой, как для архитектурного, так и для литературного произведения. Иначе куча так и останется кучей. Или хибарой. Даже, если она уложена  в строчки, и называется прозой.               
  Или   в «столбик». Тогда называется – стихи.
 Да и пресловутый  «Поток сознания» – он и есть поток. Нередко весьма «турбулентный»! И неясно, где же струя? Или нет её вовсе?

    Со стихами особенно сложно. Тут уж без мистики не обойтись. Без волшебства –  никак. Необходим некий "нерв", иначе будет лишь "манекен" стиха, каких множество.

             «Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной,
              И старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны…»

   В одной строфе – законченный,  широкоэкранный, музыкальный фильм. Даже без известного продолжения. Чарующий. Волшебный.

   Ну, а если – так:

             Русалка, плывя по реке под луной, была наблюдаема мной,
             Кого-то любила она под водой, поскольку была молодой.

   Всё, вроде бы, на месте: рифма –  даже чётче, чем у Лермонтова. Грамматика, размер, сюжет. Имеется и «структура».  Похоже на стихи, каких множество.  Да только это – не стихи. Не поэзия. И даже не пародия.
   В чём секрет чародейства?

    А ещё бывает, что уже во время «монтажа» задуманная изначально конструкция неожиданно, как бы сама собой, изменяется, обретает иную устойчивость и стройность, – тогда изумляешься этому  чуду радостно и благодарно.
  Случается также, что «наваждение» приходит много  позже того, как всё уже, вроде бы, готово, забит последний гвоздь, и на кровле установлен конёк. Поставлена последняя точка.
  Ну, тогда что же, тогда, – вопреки пословице, – «вырубаешь топором», и пробуешь написать лучше.  Слово заменить, фразу перестроить, запятую переставить. Зачем, для чего?
  Вероятно, оттого, что стремление к совершенству, порой неосознанное, свойственно каждому человеку. Во всяком случае, так должно быть. По-видимому.
   Только –  вот, в чём проблема: – как его, это стремление, удаётся реализовать? Божий дар отпускается дозировано, на то он и дар, на всех не хватит!  Ну, зачем оглядываться на Лермонтова и Бунина! Или, скажем, хотя бы на Кунина…
 
   Однако любопытно: а как же у именитых, увенчанных лаврами и прочими регалиями, нынешних профессионалов – случается ли им перечитывать самих себя?  Появляется ли искушение что-то подправить? Или, как в песне: «И некогда нам оглянуться назад…»?       А может, они знают, что уже достигли всей полноты содержания, и совершенной, как яйцо, формы – где  ни убавить, ни прибавить?
   
  Рассказывают, что в небольшой город, названия которого не помню, один раз в год со всей Японии съезжаются мастера  на конкурс столяров: – кто из них  собственноручно изготовленным  и по своему личному секрету заточенным рубанком снимет со специально подобранного бруса  самую лучшую, самую ровную, самую длинную и тонкую стружку. И тот, кого жюри из старых,  наиболее  признанных всеми знатоков столярного дела назовёт победителем, становится на год национальным героем, ему оказывают соответствующие почести.
       Но всё же – как это здорово:  стругать  сухую сосновую доску, не помышляя ни о каком состязании! Чтобы со свистом завивалась стружка, и пахло смолой, и тускло-серая  шершавая поверхность   становилась  янтарно-кремовой, шелковисто-гладкой, и начинала светиться!

      И ещё, мне кажется:  только тот, кто со всем своим рвением дерзает что-то создавать сам, может с радостным восхищением  оценить, как это же самое делает истинный мастер.

 Так  что – будьте снисходительны к дилетантам!..
__________
* Рейнметалл" - марка старинной пишущей машинки, механического принципа действия,  тоже имевшей "клаву", как у компа.


Рецензии
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.