Служение или коммерция?

Вчерась, 26 ноября, славная Latvijas av;ze опубликовала открытое письмо, подписанное по-преимуществу деятелями латышской культуры, главным образом, музыкальной. Сильно разволновала их программа праздничного концерта, данного Латвийским национальным оркестром по случаю 92-й годовщины провозглашения независимости Латвийского государства 16 ноября в Большой гильдии.

«К сожалению, концертная программа прошла в резком противоречии с подобающей этому государственному празднику мыслью: она началась с трех испанских танцев, которые, как мы прочли в аннотации к программе, связываются с боями быков, а также очень почитаемы на американских бейсбольных матчах». И до конца концерта «не прозвучало ни одной ноты латышской музыки», – возмущаются авторы письма.

Русскоязычные СМИ подали эту новость, приправив ее иронией. Расходились, дескать, старые патриоты. Среди подписантов бросилось в глаза имя поэтессы Мары Залите. В свое время она инспирировала письма латышской интеллигенции в поддержку кандидатуры Вайры Вике-Фрейберги на пост президента Латвии, а в трудный час борьбы за сохранение среднего образования на русском языке, в один голос с другим живым латышским классиком – Имантом Зиедонисом, взывала к твердости властей предержащих и требовала положить предел антигосударственной деятельности противников «школьной реформы».

Подписал это письмо и Петерис Васкс, о котором один музыковед справедливо сказал: «Маленький народ родил гения». Правда, не к лицу гения подписываться под сентенциями о «первом годе советской оккупации» и латвийской государственности, которую в «военное время похожим образом уничтожали оккупанты нацистской Германии» (сходством там, разумеется, не пахло, и Васксу – человеку образованному и культурному – это хорошо известно). Не понятен и пассаж о приглашении зарубежных музыкантов из «таких стран, с которым у нас общая судьба или схожий менталитет», благодаря чему «мы укрепим единство Балтии и сообщество северных стран». Весьма крамольная мысль для представителей музыкальной школы, вышедшей в лице самых видных своих представителей из стен Санкт-Петербургской консерватории и класса Николая Римского-Корсакова. Что же касается самого Васкса, то вряд ли он забыл, что его учителем был Валентин Уткин, – «удивительный профессор» по выражению другого уткинского ученика – Артура Маската.

Но речь не об этом. В сущности, и Мара Залите, и Петерис Васкс, и все остальные, кто подписал это письмо, абсолютно правы. В концерте, который дает Латвийский национальный оркестр в честь Дня независимости должна звучать музыка латвийских, в первую очередь, латышских композиторов. Тем более, что им – ушедшим и ныне живущим – есть что показать.

Однако, в Риге с 1883 года существует постоянный русский театр. Теперь он называется Рижский русский театр им. М.Чехова. Не драматический, но все же имени Михаила Чехова. Имя, которое он носит, ко многому обязывает. А много ли постановок, достойных этого имени в репертуаре Рижского русского театра?

На прошедшей 26 ноября в театре Dailes церемонии вручения главной латвийской национальной театральной премии «Ночь лицедеев» Рижский русский театр не получил ничего. «Без русских», – прокомментировал кто-то. Кирилла Серебренникова с его двумя наградами – в номинациях «Лучшая драматическая постановка года» и «Лучший художник по костюмам года» – за постановку «Мертвые души» в Латвийском национальном театре (!) принимать в расчет нельзя. Кирилл – человек московский…

Но даже если не говорить о качестве. Что может русский театр предложить русскому зрителю? Заглянув в афишу, с умилением обнаруживаешь в ней «Юбилей всмятку», сценическую композицию по юмористическим произведениям А.Чехова и «Дядюшкин сон», комедию в 2-х действиях по повести Ф.Достоевского. Юмор, конечно, дело хорошее. Смех сквозь слезы тоже еще никто не отменял (эту догадку мы еще проверим, посетив спектакли бывшей Русской драмы). Но уж больно легкомысленной выглядит репертуарная сетка храма русской Мельпомены. Слишком уж отдает от нее водевилем, если не сказать – балаганом.

Время нынче, конечно, суровое, настроение царит мерзопакостное. Допускаю, что дирекция просто щадит сердце и разум порядочной публики, у которой только и имеются средства покупать изрядно подорожавшие билеты в реконструированный за хорошие деньги театр. Мол, зачем рвать людям душу? Театр – опиум для народа. А на наркотиках и заработать легче.


Рецензии