Единичный случай. гл. 4-8

                4

На стене висели часы.Секундная стрелка,застывая на мгновение,тут же перескакивала на следующее деление.Часы висели в комнате на белой стене.Впрочем,вся остальная комната тоже была типичной:белые стены,темно-коричневая полированная мебель.Короткие шторки на окнах изредка взвивались от набегающего ветерка,и тогда в комнату вливалась очередная волна сладковато-душистго запаха роз.
В комнате их было двое:профессор и Сергей Иванович.Они сидели напротив друг друга и разговаривали.Помолчав некоторое время,вопрос задал профессор.
-Ну-с...И что же вы хотите узнать?
-Я хочу узнать,где я нахожусь,больше ничего.
-Но это санаторий.Точнее клиника для отдыха.
-Вы отлично знаете,что это не так!-вскипел Сергей Иванович.-Почему в вашей клинике все такие "чистенькие"?Почему им ничего не хочется?Скажите,вы только таких выпускаете на волю или уже трупами?
-Ну,ну-поморщился профессор.-Зачем же так.Никто вас здесь не держит.Не скрою,пациенты к нам попадают иногда не по своей воле.Но уходят-как только захотят.
-Значит и я могу уйти7
-Можете.Хоть сейчас.
-И я вам больше буду не нужен?
-Ну,некоторое время,если это будет необходимо,за вами понаблюдают.
-Значит будут шпионить.Я так и знал.
-Молодой человек!-обратился с возрастающим изумлением и возмущением профессор.-Уж не думаете ли вы,что вы что-то необычное?Какой-нибудь необыкновенный экземпляр человеческой особи.которую нужно беречь и охранять.Если вс охранять надо,то только от себя.
-И вы знаете,что мне нужно?-усмехнулся Сергей Иванович.
-Я знаю.что вам не нужно.-отпарировал профессор.
-И конечно эта чистенькая жизнь будет моим идеалом.
-Идеалом-нет.но нужно же жить достойно.Для вас это средство выживания.
-Жить достойно!А плевал я на досоинство...-не выдержал Сергей Иванович.-Что это за жизнь-ходить по одной доске.Еще скажите строем.У нас уже было такое.Обязательная гимнастика для всех.И что получилось?Дали свободу-все разбежались.
-А здоровье то ухудшилось.
-и вы начинате с того же самого.
-Я повторяю.Вы можете уйти от нас хоть сегодня.Мы никого не удерживаем насильно.
-Хорошо.Тогда я сейчас собираюсь.
-Только одна прозьба на прощанье.Надеюсь вы не откажете в ней мне?
Профессор поглядел на него пронзительно,но насмешливо
-Постарайтесь выжить.
-Вы угрожаете?
-Да нет.мы конечно сделаем все возможное.Но мы все же не Господь бог,не всесильны.
-Так я могу идти?
-Да,пожалуй.
-надеюсь.что больше не встретимся.
-Может быть...
Сергей Иванович ушел.А профессор еще долго в задумчивости сидел.Наконец он сказал,как бы для себя:"Опять...Неужели..."И,вздохнув,поднялся из-за стола.


               
                5  /Из дневника Сергея Ивановича/


/23 июня/ Свобода!Свобода!Свобода!Вырвался как из тюрьмы из этого проклятого "санотория".Нне захотел быть изучаемым обьектом.и не буду.Хотя за мной наверно все следят.Ну и пусть.буду жить,как захочу.
/25 июня/Вернулся в полночь.В голове темно от выпивки,но после холодного душа не спится.Стал записывать.Никто меня не понимает.Родственники говорят,что меня испортила "вольная жизнь в санатории"./Посмотрели бы они на эту волю!/Прежние дружки говорят,что я немного стал "не того".Задумываться начал.надо жить проще.завтра опять напьюсь и гульну.
/30 июня/Какой-то бред.Действительно со мной что-то сделали.Ничего прежнее меня уже не веселит:пил запоем.каждый день менял баб-проснулся однажды и увидел пустоту.А зачем?лежу свинья свиньей,а вокруг дым коромыслом.на работе понимают6"запои"говорят.А у меня не поймешь что.муторно на душе.
/2 июля/Ходил к психиатору.Дожил называется!Сроду думал,что туда только ненормальные попадают.Деньгу приличную отвалил.а он попрыгал.попрыгал.И выдал:"Кризис среднего возраста."Говорит пройдет лет через 5-10.А как мне эти 5-10 лет жить.Он представляет?Послал я его куда подальше.Интеллегент вшивый.

/из милицейской хроники местной газеты/

на улице листовой произошла попытка к убийству на бытовой почве.Гражданин С.И. во время ссоры всадил нож в свою супругу.а после решил сам повеситься.к счастью соседи вовремя сообщили в милицию и больницу.лучший санаторий нашего города взялся за восстановление потерпевших.Сейчас они уже пришли в сознание.



                6


Белый потолок,белые плафоны,белые стены и шторы.Везде подчеркнутая стерильность.куда не посмотри-только белый лист.белый экран,белое полотно:на котором воображение каждого больного ткет свою жизнь,свою судьбу.
В комнату,где одиноко лежит Сергей Иванович,входит профессор.Точнее он вначале открывает дверь и смотрит,не проснулся ли пациент.И,только видя,что тот не спит,осторожно входит в помещение.При этом Сергей Иванович вздрагивает от неожиданности,а после,притянув к себе одеяло.настороженно смотрит на профессора.В уголках губ у него застыла недобрая усешка.
-навестили таки7Вы никогда не забываете своих пациентов.Теперь будете корчить из себя доброго дядюшку.который говорил мальчику "бо-бо".А тот не послушался-вот и попался.
-вы конечно можете говорить что угодно,но мы вас спасли.
-Я не просил вас спасать меня и разыгрывать из себя благодетеля.А то.что со мной случилось,не ваших ли рук дело?
-А что вы хотели?Вы взрослый человек и должны сами распряжаться собой.мы дали вам свободу.Но мы не должны вас все время опекать.
-Ах!теперь уж опекать.Я жил до вас,жил неплохо,пока в меня не запечатали в эту клинику.
-Жил неплохо.Хочешь я расскажу.как ты жил?Все это уложится в три строчки:пил,наглел,валялся с бабами.
-Но все так живут и не думают об этом.и я прожил бы без вас.без ваших подсказок.
-Уже прожил.На тебе висит преступление.ты чуть не убил свою жену.Ну ка вспомни,а раньше ты не распускал руки?
-раньше,позже.Какое вам дело до того,как я живу!Может я хочу околеть в этом болоте.
-Ну это вы всегда успеете.
-Может мне наплевать на весь мир и на вас!Я не хочу ни о чем думать!
Последние слова Сергей Иванович уже кричал.Лицо его покраснело.глаза засверкали.Но он был еще слаб и вскоре его голова непроизвольно упала на подушку.Профессор,видя.что пациент слабеет,решил закончить разговор.
-Я поговорю с вам попозже.Когда вы будете к этому готовы,-сказал он.Он вышел.Глухо стукнула дверь.
А Сергей Иванович,уткнувшись в подушку,уже не мог сдержать слез."Зачем...Зачем..."-твердил он,стуча кулаками по подушке и вжимаясь в нее все глубже и глубже.


                7


Середина июля.Вечер в городском дворике.жара уже спала,но вечернее солнце еще золотит окна домов.верхушки деревьев,асфальтовые плиты и тоненькие утоптанные дорожки в траве.
На скамейке по-прежнему щелкают семечки две бабуси/по российскому обычаю засевая скорлупой всю землю по окружности/Они щелкают семечки и перемалывают косточки всем соседям.Это всегда доставляет им хоть какое-то занятие и удовольствие./Многие ведь испытывают радость,зная,что беда случилась у кого-то,а не у него/Они уже обсудили одного чиновника.который прогорел на взятках./Слишком жаден был,не поделился кое с кем./и перешли к следующим соседям.
-Слышала,может быть,-начала одна.-Про Сергей Ивановича.Да нет...Про другого-молодого.Он после санатория жену чуть не убил,говорят.Закрыли это дело.Но разве скроешь?Что бывает!...Но теперь он совсем другой стал.бывало днями нет его.А и придет,не радость.Они мои соседи:не раз я слышала,как буянит.А теперь тихо.Как заменил кто.
-Может боится,если условно дали...
-Да уж,чего они молодежь боятся то?-ответила та.-Вчера вон поздаровался,о здоровье и погоде спросил.А глаза вижу-злые.не смирился он.Чует мое сердце-зло затаил.
-Ну если зло,так скоро оно и наружу вылезет.-подправила соседка.-А казалось бы,чего ему надо?Вроде всегда все хватало.Мальчиком его помню.Отец то давно от них ушел.Так мать в него все вкладывала:работала,дома почти не бывала.А он неблагодарный...такие то они,детки...
Старушки вздохнули и задумались.Каждая о своем.Так задумались,что и не заметили,как из подьезда выбежала третья старушка-соседка.Ее волосы растрепались,лицо покраснело.Еще издалека она закричала им:"Вы здесь сидите!А там,там..."
_Что там?
-Что случилось?-всполошились соседки.Но та не могла отдышаться,чтобы выговорить остальное.
А в подьезде уже раздавался женский плач...

/Из милицейской хроники местной газеты/
Вчера в17.30 покончил с собой гражданин С.И.,который недавно вышел из больницы.Свидетельство самоубийства доказывает оставленная им записка.Обстаятельства дела уточняются.


                8


Снова аппаратная:лампочки,рычажочки,стрелочки,блеск стекла и гладких стен.За столом сидит и плачет девушка-помошница.очки сьехали у нее на нос,слезы размазали и искривили лицо.Рядом стоит профессор.Ему тоже не весело,но он,сдерживая себя,утешает ее.
-ну почему,почему он всетаки умер.И оставил эту дурацкую записку6"Я не могу жить."Почему мы можем,они могут,а он не может?Мы же не давали ему никаких лекарств,не применяли никаких аппаратов.Ему дали полную свободу-а он не смог?
-Он не смог...Знаешь.Я прочитал его дневник и понял.Он не смог жить в одиночку.
-Как это?-девушка удивленно вскинула на профессора глаза.-У него же были родные,друзья.Он все время находился в той компании,в которой жил и раньше.
-И все же был один.Понимаешь,девочка,он привык быть одним из всех.Даже преступление часто является в толпе нормой.Но он остался один,и должен был отвечать сам.И он не смог.Понимаешь,не каждый может посмотреть в глаза правде и жить по-прежнему.
-Но кто-нибудь из них смотрел же в эти глаза?
-Нет...закрывали.Многое так не хочется видеть.
-Как и нам сейчас.Я чувствую так.как будто мы убили человека.Но мы же не фанатики.Фанатики смотрели бы на это,как на неизбежное зло.А мы не хотели этого.
-Мы не хотели.-повторил профессор и включил радио.

"Пять солдат убиты,двадцать ранены...
вчера в Р.прибыли первые суда с атомными отходами.Планируется привезти еще 20 тонн отработанного ядерного сырья.За это казне будет заплачено..."

Профессор выключил радио.В аппаратной воцарилась тишина.



      
                июнь 2001 год.


Рецензии