Михаил Прохоров-олигарх

Чем живут и о чём думают олигархи

Миллиардер Прохоров прибыл на встречу несколько взвинченным. За час до этого он в Останкино спорил с профсоюзными лидерами о поправках к Трудовому кодексу, и остался недоволен. Собеседники обвиняли его в несуществующих грехах и не желали слушать разъяснений. Впрочем, талантливый бизнесмен извлёк уроки из невыгодной для себя ситуации: «надо просто нести пургу и не отвечать на вопросы». Но для того, кто привык говорить по сути, очень тяжело так себя вести.
 


Существование миллионеров справедливо. Эффективные бизнесмены, конечно, должны получать за свой труд соответствующую награду. А вот право частного лица распоряжаться миллиардами и тем более предавать их по наследству, вызывает серьёзные сомнения. Любопытно, что сомневаются в этом не только рядовые граждане, но и сами миллиардеры. Во всяком случае, один из них – Михаил Прохоров. Тот самый, что несколько лет назад «отметился» секс-скандалом в Куршевеле, а на днях попал под обстрел СМИ как автор скандального предложения о 60-часовой рабочей неделе.
Владелец группы «ОНЕКСИМ» Михаил Прохоров любезно согласился ответить на все вопросы ER-portal.ru, за что «Единый Российский портал» благодарит Международную школу бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ.
- Понятно, что бизнес хочет использовать работников по максимуму. Но шестидесятичасовая неделя, это всё-таки перебор!
- Да она и так разрешена в России, читайте Трудовой кодекс! Я всего лишь предложил доработать ситуацию. Потому что, сейчас слесарь шестого разряда, работающий в ЖЭКе, не может легально поработать дополнительные 20 часов в своём учреждении, и должен оформляться сторожем или уборщицей или устраиваться в другой ЖЭК на полставки.
У меня в Норильске была эта проблема. Это касалось особо вредных производств. У горняка 6-часовой рабочий день и очень много выходных. Ни один нормальный человек не может столько отдыхать! Поэтому 45 дней в году они шабашили таксистами. Дайте разрешение работать за дополнительные деньги на своём рабочем месте! Тогда и затраты на подготовку персонала сократятся. Лучше я заплачу двойную цену, зато у меня будет меньшее количество рабочих со стороны, в дополнительную подготовку которых надо вкладываться.
- А здоровье этих рабочих? Может им и нужны дополнительные заработки, но ведь нормы регулирующие труд на вредном производстве взяты не с потолка.
- Понимаете, в мире есть европейская модель с высокими социальными гарантиями и высокой производительностью труда. Есть азиатская, с высокой производительностью и низкими социальными гарантиями. И, наконец, есть наша, с высокими гарантиями и низкой производительностью. Российская экономика уже более зарплатоёмкая чем, например, итальянская, при том, что по производительности мы отстаём в 4 раза, а в машиностроении, например, у нас продуктивность cоставляет 6% от американской. Мы обязаны догонять развитые экономики. Для этого мы и попробовали найти простые решения, которые подкорректируют трудовые отношения. К сожалению, из аппарата Российского союза промышленников и предпринимателей произошла утечка рабочих документов, где мы разрабатывали поправки к Трудовому кодексу. Когда такие сложные вопросы попадают в массы без соответствующих комментариев, из этого пытаются раздуть сенсацию. И вот меня уже называют эксплуататором, который требует ввести 60-часовую рабочую неделю.
- А может «утечка» была организована, чтобы привлечь внимание прессы к этой информации, и незаметно протащить в ТК более серьёзные поправки? Например, упростить процесс увольнения работников.
- Не совсем так. У нас и так очень хороший процент безработных. Более того, статистика не отражает работников серой зоны. Вне Трудового кодекса работают 12 млн человек трудоспособного возраста. Это 20% работников! Пятая часть людей работает вне закона, поэтому будет правильно легализовать те вещи, которые уже сложились на рынке труда, чем продолжать жить по понятиям. Я хочу идти от практики. Если мы этого не сделаем, у нас с конкурентоспособностью будет совсем плохо. Поэтому надо внедрять практику трудовых договоров, которые сейчас не работают. Ещё одна поправка касается совмещения работы и учёбы.
- Вы считаете, что предприятие не должно оплачивать сессии работающих студентов?
- Если работодатель послал человека учиться, он, конечно, должен оплатить два месяца на сдачу экзаменов. Но если сотрудник хочет учиться сам, из любви к искусству, это категорически неверно. Во-первых, он забирает деньги у своих коллег, у которых вырастает нагрузка и снижается производительность труда, а деньги приходится делить на всех. Во-вторых, он занимает чужое место. У нас в Норильске был просто клинический случай. Один очень способный инженер, на которого мы рассчитывали, поступил в ГИТИС, на режиссёрский факультет. Говорит, я всю жизнь об этом мечтал, но раньше не мог. А теперь так замечательно, мне оплачивают, и я себя отлично чувствую.
Но он же занимает место человека, который действительно хотел быть инженером! Или представьте, что миллион сотрудников РЖД пойдёт учиться на артистов и юристов. Если компания станет оплачивать эти забавы, что будет с ценой на билеты?
- Наверное, это не такой уж типичный случай?
- Главное даже не в этом. Складывается тяжелейшая ситуация между образовательной системой и рынком труда. Рынок профессий, в нашей стране требует 20% высшего образования и 80% среднеспециального или начального. Но ситуация с выпускниками противоположна. В вузы идут 70%. Это значит, что половина из них никогда не найдёт достойного рабочего места в своей профессии, они станут безработными. И это ненормально. Юристы будут работать в Макдональдсах. Я не против высшего образования. Вопрос в том, есть ли под него рабочее место. Нужно медленно и осторожно менять систему заказов на специалистов. Я докладывал эти вопросы премьеру Путину и он меня поддержал. Так что наши поправки шли в развитие его поручений. А то, бизнес у нас понимает, что требуется экономике, но предпочитает засунуть язык в разные места и сидеть тихо, потому что заранее боится неодобрения высокого начальства. А начальство, на самом деле, думает так же!
- Вы всё время говорите о конкурентоспособности работников. Давайте и к Вам применим этот критерий. Насколько доходы миллиардеров перегружают нашу хилую экономику? Директора советского периода справлялись со своими задачами не хуже нынешних топ-менеджеров, а получали в десятки тысяч раз меньше.
- Эти директора разорили страну! А то, что они построили, было достигнуто ценой больших человеческих жертв. Если та экономика так хорошо работала, чего ж она рухнула?
- Ну, 70 лет всё-таки проработала. Мы же не знаем, во что выльются действия Вашего класса через 70 лет.
- А я, кстати, планирую дожить до того времени и всё увидеть своими глазами. Что касается зарплат и дивидендов, к ним неприменимы понятия «много» или «мало». Есть рынок. Если вы на рынке сумели себя продать за очень большие деньги, то и молодец. Не смогли, даже если действительно самый лучший? Ну, значит что-то с вами не так. А процесс раскулачивания и перераспределения мы уже проходили. Вы думаете, отнимут деньги у богатых и передел закончится только наверху? Ошибаетесь! У каждого есть приватизированная квартира, машина. И если кто-то наверху забирает себе крупные куски, его зам берёт кусочек поменьше и так до последнего забирающего. Что он не человек что ли? Раз начальник забрал и ему надо. А в деревнях олигархом называют владельца продуктового ларька. Процесс бесконечен.
- Ну, вот Вы лично, с вашей зарплатой и дивидендами, не перегружаете свой бизнес? А если посмотреть глобально на российскую экономику, вытянет ли эта хромая лошадёнка Вас сотоварищи?
- Я лично зарплату не получаю, мне дивидендов хватает. А насчёт хромой лошадёнки… Знаете, ещё неизвестно, кто кого вытягивает, она нас или мы её, кто кому подпоркой служит. Уж я точно подпорка для своего бизнеса.
- То есть о справедливости и оправданности Ваших доходов говорить нельзя по политическим соображениям?
- Можно говорить, эффективен ли менеджерский класс России в сравнении с западными конкурентами. Скажу честно, как рабочие, так и менеджеры, уступают западным конкурентам. Есть отдельные яркие личности, которые могут работать на мировом уровне. Но не забудьте, что мы не заканчивали «гарвардов», а всему сами учились в жизни. Начинали с кооперативов, вели разборки с бандитами, ездили на стрелки. Поэтому опыт у нас практический и связан с огромным риском для жизни. И если вы переживаете об огромном количестве менеджеров, которые давят вам на шею, так их осталось очень мало. Тех, кто поднялся в 90-ые или уже нет в живых или они на пенсии. Потому что выдерживать темп и постоянный риск очень тяжело. Вы думаете, у моих коллег по бизнесу не накопилась усталость и многие из них не думают о том, чтобы уйти на покой?
Ни для одного самого крупного бизнесмена место под солнцем не гарантированно.
- Ваш прежний партнёр Владимир Потанин заявил, что не будет оставлять своё состояние детям, а передаст его в благотворительный фонд. Наверное, это справедливо. Попользовался миллиардами, положи на место!
- Я думаю, неплохо бы у потанинских детей спросить, как они относятся к этому решению! А вообще, это крайне тяжёлый и болезненный вопрос, который беспокоил европейские умы ещё в XVII веке. Известно, что многие потомки теряли состояние родителей. У кого-то отнимали, а кто-то просто не мог им управлять. Проблема, даже не в том, как общество отреагирует на проблему гигантских состояний. С передачей денег особой проблемы не будет. Другое дело с передачей знаковых активов, которые в общественном сознании являются национальным достоянием. Не буду перечислять людей, которым они принадлежат.
К сожалению, большая часть населения не считает приватизацию 90-х годов справедливой. Но если нынешнее поколение бизнесменов, по крайней мере, заслужило богатство, расхаживая под бандитскими пулями, то что говорить об их детях? Этим-то за что? Только потому, что они родились с золотой ложкой во рту и учились в элитных заведениях? Это сложнейший психологический вопрос. И честно говоря, я не знаю, как он будет разрешён. Но лично я отношусь к этому более спокойно, потому что у меня детей нет. Значит, придётся работать самому, и я надеюсь, что ещё долго.
(продолжение следует…)
P.S. Читайте во 2-й части интервью: почему коллеги по списку «Форбс» считают, что Михаил Прохоров сошёл с ума, по какой причине он предпочитает дискотеки походам в музей, что думает о куршевельской истории и о «разводе» с Потаниным. А так же о том, почему мы в ближайшее десятилетие не сможем победить бедность и коррупцию, и, конечно же, о фантастическом Ё-мобиле.
Михаил Прохоров: Мы офигительно креативная нация! Часть II
Вассерман: Альцгеймер мне не грозит
Михаил Прохоров



Владелец группы «ОНЕКСИМ» Михаил Прохоров любезно продолжает отвечать на вопросы ER-portal.ru, за что «Единый Российский портал» благодарит Международную школу бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ.
- Когда-то в стране был Госплан, экономическая ситуация просчитывалась, как минимум, на пять лет вперёд. А как сейчас с планированием у крупного бизнеса?
- У бизнеса с этим нормально. Все наши крупные компании имеют стратегии на 10-15 лет. Мы хорошо понимаем, какое количество специалистов нам понадобится за это время, какие производственные задачи перед нами стоят. А вот у государства сейчас с этим похуже. Никаких особых приоритетов, кроме устойчивости бюджета, нет. Устойчивость бюджета у нас стала фетишем. Понятно, что это психологические последствия дефолта 98-го года, но всё-таки главная задача государства, это ставить конкретные цели. А бюджет, с его устойчивостью – просто средство достижения этих целей. А вот вы понимаете, куда страна идёт и что с ней должно произойти в долгосрочной перспективе?
- Будто другие страны это понимают!
- Понимают и планируют своё развитие. И нашему государству тоже неплохо было бы внедрять у себя бизнес - принципы. Потому что есть серьёзные претензии к управлению этой машиной на среднем и нижнем уровнях.
Если мы не поднимем производительность не только бизнеса, но и государства, не подтянем образование, ничего хорошего нас не ждёт. На нефтяную ренту мы существовать не сможем. Мы не Норвегия. Нас по-прежнему много (хотя, к сожалению, уменьшаемся) и нефтяных денег на всех не хватит. Это не значит, что надо вообще отказаться от сырья. Это наше преимущество, просто надо продавать не нефть, а удлинять технологическую цепочку, создавать добавочную стоимость. К сожалению, по многим причинам у нас не получится всю нефть у себя перерабатывать. Я когда-то думал построить вдоль границ огромное количество заводов по производству бензина и пластмассы. Но понял, что не получится. Мировой баланс не потерпит перекоса в нашу сторону.
- То есть пофантазировали немного и решили, что инновации это хорошо, а с сырьём всё-таки спокойнее?
- Сейчас я занимаюсь инновациями. Это даже стало популярной темой среди моих коллег: «Прохоров сошёл с ума! Он вкладывает средства в странные проекты, которые не приносят денег». Да, я вкладываю туда очень приличные суммы, но всё равно, если убрать наличку, основное состояние у меня в сырьёвом секторе. «Русал», «Полюс Золото» и ещё такая компания «Интергео», где очень интересная лицензия на медь, никель, молибден и титан. Думаю, что она вырастет до десятимиллиардной компании года через четыре, в автоматическом режиме.
- Ну и зачем напрягаться? От добра, добра не ищут.
- Границы локальной конкуренции обязательно будут снесены. Может не резко, шаг за шагом, но этого не избежать. Поэтому нужно срочно вкладываться в проекты, которые будут конкурентоспособны не только в России, но и во всём мире.
Ну и потом, мне уже нет смысла дальше инвестировать в сырьевой сектор. Ведь, объединиться с некоторыми сырьевыми гигантами мне просто не позволит антимонопольная служба. Так что, эту тему я для себя закрыл.
Для любого этапа развития есть своя стратегия. В 90-е годы важно было набрать бесплатно побольше бюджетных средств, а признаком конкурентоспособности были ГКО, которые давали 400-500% годовых. Потом, когда всё рухнуло, нужно было иметь большой кусок сырьевого сектора, чтобы нормально себя чувствовать. Мы все этим занимались. Теперь настают другие времена. Поэтому первый признак, по которому я рассматриваю новый проект - он не должен быть сырьевым.
И потом, вы не поверите, но жить-то я хочу в России. И раз здесь есть проблема отставания, я пытаюсь её решать, инвестируя в новые технологии.
- Наверное кризис не лучшее время для экспериментов? Сейчас бы выжить.
- Но острая стадия кризиса уже прошла, мировая экономика находится в стадии лёгкой тряски. Наша система отработала нормально, курс рубля более-менее стабилен. Можно критиковать отдельные аспекты, но, в общем, выкарабкались. На то и рыночная экономика, чтобы периодически впадать в кризисное состояние. Теперь основная задача, чтобы мы в этой турбулентности надолго не застряли. Надо опять сделать рывок и начать расти хотя бы по 5-7% в год. А то, что мы смогли выдержать такой сильный кризис, который случается раз в 25-30 лет, говорит о том, что у нас очень приличная банковская система, между прочим.
- Значит ли это, что Вы, как патриот своей страны, готовы идти на какие-то жертвы, чтобы поддержать приличного отечественного банкира?
- В отношениях с банками у меня вообще нет никакого патриотизма! Кто больше заплатит, туда и положим деньги, где можно взять кредит дешевле, там и возьмём. Ничего святого.
И потом, у меня есть свой личный стабилизационный фонд на всякий случай. Подушка безопасности из наличных денег. Так что если банки вдруг не смогут профинансировать бизнес, я с этим справлюсь самостоятельно.
- Вы как-то сказали, что настоящий миллиардер не знает точно, сколько у него миллиардов. В связи с этим вопрос: Ваши подчинённые… не подворовывают?
- Воруют. Это проблема не только моя, но как понимаете, и всей страны. Коррупцию не победить показательными процессами. Это вещь одновременно и экономическая, и психологическая. Людей нужно постепенно подвести к такому состоянию, когда зарплата им будет небезразлична, когда страх её потерять превысит желание разом хапнуть большой кусок. И ещё такой момент… Человек, который долгое время ворует, считает это абсолютно нормальным. И если вдруг перекрывают каналы, он считает это несправедливым, искренне обижается.
- А можно пример из личного опыта?
- У меня только в «Норильском никеле» таких примеров десятка четыре, но вот мой любимый.
У нас есть молочный и пивной заводы, для которых необходима хорошая вода. Для этого комбинат провёл две артезианских трубы, на свои деньги. И в рамках поддержки малого и среднего бизнеса, заместитель директора сдал одну из труб в аренду этим самым малым бизнесменам. А другую просто запаял. Нужно ли объяснять, что малый бизнес, получив трубу за 100 тысяч рублей, продавал нам нашу же воду по 2 миллиона! Ну, вопиющее свинство. Как только я попытался тронуть этого посредника, все завопили, что я против малого бизнеса. Что это против понятий. И я понял, что так сразу сломать «понятия» нельзя. На следующий год мы договорились за 1,5 миллиона. Ещё через год за миллион. Потом за 500 тысяч, потом 250, а потом ему стало уже неинтересно, и он сам отказался. Привыкание к новым правилам игры происходит медленно! Нужно менять психологию и одновременно снижать возможности для воровства.
Это воспитывается много-много лет. Вопрос криминального сознания касается всех нас. Если вас остановил гаишник, что вам проще: дать ему деньжат и спокойно ехать дальше, или решить всё по-честному?
- Как-то всё слишком мудрёно… Чтобы перестать воровать, мы должны стать обеспеченными, но чтобы страна разбогатела, нужно остановить коррупцию. Да есть ли у нас вообще шансы на то, чтобы догнать передовые экономики? У Китая хоть дешёвая рабсила есть, а у нас что?
- У вас устаревшая информация. В Китае со стоимостью рабочей силы уже всё нормально. От 500 долларов в месяц. Хотя долгое время они пользовались этим фактором. Так же как и СССР в своей модернизации 30-х годов. Это действительно отличный ресурс для наращивания мышц, но он быстро заканчивается.
На российскую науку я бы тоже особых надежд не возлагал. У нас есть иллюзия, о каком - то огромном научном запасе, доставшемся нам от Союза. На самом деле, для мировых глобальных рынков у нас в этом секторе ничего нет. А там, где на Западе рынка нет, мы впереди планеты всей и выглядим очень прилично. И наука в этом не виновата. Просто в Союзе не ставился вопрос о том, чтобы научные идеи окупались. Была задача – полетели в космос, нужно строить щит – строили за любые деньги. Только сейчас потихонечку начинается сближение учёных и бизнесменов. Пока это идет довольно мучительно и медленно.
- То есть, кроме сырья, нет у нас конкурентных преимуществ, которые можно использовать для рывка?
- Есть. Мы огромная транзитная держава, можем соединить Азию и Европу. Нужно строить дороги, хабы, перевалки - это всё гигантский современный бизнес.
Потом, мы офигительно креативная нация. Нас хлебом не корми, дай пофантазировать, лишь бы не заниматься своей работой. Практическая реализация этих фантазий на своём рабочем месте может дать сильный эффект. Ну и, наконец, нашей рыночной экономике меньше двадцати лет. У нас нет устоявшихся правил, не очень развита инфраструктура. Как ни странно, это может быть плюсом. Сложную западную инфраструктуру тяжело и дорого переводить на новые стандарты. Например, в автомобилестроении давно пора перейти с механической трансмиссии на электрическую. Но в мировом автостроении доминирует механическая школа. Её выходцы возглавляют все автомобильные концерны, в которые вложены триллионы долларов. Отказаться от того, что они, их учителя, учителя их учителей делали всю сознательную жизнь им очень тяжело. То есть они, невольно тормозят прогресс. А у нас, такой проблемы нет, и мы можем резко выскочить вперёд. Создать, например, сверхсовременную модель автомобиля. Чем, кстати говоря, я сейчас и занимаюсь.
- Это Вы о Ё-мобиле?
- О нём.
(Продолжение следует…)
P.S. Читайте в 3-й части интервью: как олигарх решил поработать рекламным агентом своего Ё-мобиля. А также о том, чем аукнулся Михаилу Прохорову куршевельский секс-скандал, что он думает о «разводе» с Потаниным, ну и, наконец, какие дискотеки посещает минимум раз в месяц.
Ё-мобиль – один из «сумасшедших» проектов Михаила Прохорова, в который уже вложены сотни миллионов долларов, а что в результате получится, пока неизвестно. Но, если верить самому Прохорову, то получается что-то фантастическое. А почему бы собственно и не поверить? В конце концов, человек делает всё на свои средства, государственных дотаций не требует. Зачем ему врать? Вообще, чувствуется, что миллиардер зациклен на этой машинке и готов рассказывать о ней часами. В отличие от куршевельской истории.

Владелец группы «ОНЕКСИМ» Михаил Прохоров любезно продолжает отвечать на вопросы ER-portal.ru, за что «Единый Российский портал» благодарит Международную школу бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ.
- Вы как-то нескромно, говорите о своём детище, Ё-мобиле: «сверхсовременный». Неужели в Японии или Германии до такого ещё не дошли?
- В мире автопрома такого рывка пока никто не делал. Проект, конечно рискованный. Но, соответственно, как раз мне и прикольно этот риск взять на себя. Основную опасность вижу в двух вещах. Первое, та скорость изменений и инноваций, которые этот автомобиль готов в себя вобрать, не очень соответствует системе сертификации, принятой в нашей стране. Во всём мире для получения сертификации достаточно создать компьютерную анимированную модель. У нас же на стенде должен стоять живой автомобиль. Каждый раз, чтобы сертифицировать новую деталь, нужно поставить её в машину, разбивать о стену и т.д. Это главная проблема. Инновации могут опережать земную реальность. Ещё риск, в том, что новшество может не понравиться потребителю. Хотя, это было бы странно. Автомобиль удобный, экономичный и крайне дешёвый в эксплуатации.
- А конкретнее?
- Во-первых, Ё-мобиль внешне очень маленький, но с огромным салоном, в который влезаю даже я со своим более чем двухметровым ростом. Гибрид. Может работать на бензине, дизеле, газе и имеет электродвигатель. То есть снимаются недостатки, как электромобиля, так и современных машин на механической трансмиссии. Всё очень компактное и лёгкое. Отсюда и экономия места.
Во-вторых, эта машина будет одновременно транспортным средством и айпэдом. Там такое программное обеспечение! Есть связь с Интернетом, не говоря о телефонах, музыке и прочем. Так что, застряв в пробке, можно спокойно работать.
Ещё машинка состоит из 400 легко заменяемых блоков. Этакий конструктор Лего, на самом деле. Скажем, мы поставили на неё очень выгодный аккумулятор, но если кто-то придумает батарею получше, то просто скрутил в гараже, купил новую и поставил. Всё. Машина, которая вбирает в себя любые выходящие инновации.
Стоить она будет порядка 350 тысяч рублей. Но тут важно сравнить цену покупки и цену эксплуатации. Расходы на последнюю будут минимальными, так как Ё-мобиль практически не ломается. Ресурс двигателя - миллион километров. То есть с нынешними авто, продающимися за те же деньги, даже сравнивать нельзя.
- Вы говорили, что российская наука плохо заточена под рынок? Откуда же инновации?
- Набирали везде, где только можно. Есть такая система «краудсорсинг»- использование коллективного разума. Мы на своём сайте даём технические задания и получаем огромное количество предложений. 80% из них, конечно, безумные, но 20% - реально интересные. Много изобретений нам принесли просто с улицы. Один российский умелец, например, придумал роторный двигатель, поршень в котором и не соприкасается с цилиндром. Это значит, что масло больше менять не надо! Один раз залил и всё. При этом КПД на разных видах топлива от сжиженного газа до дизеля от 3 до 10% выше, чем у всех существующих моторов. Это довольно забавно.
Другой человек принёс провод, который его отец в 70-х годах сделал для оборонки, но он там не прижился. У него какое-то особое сечение, поэтому он в 4 раза легче обычного, а пропускает ту же силу тока. Потому вес нашего двигателя вместе с энергоустановкой всего 65 кг. Соответствующие по мощности самые современные западные двигатели весят 250-300 кг. Очевидное преимущество. Ну и так далее.
- Раз уж у вас всё настолько продвинуто, тогда может быть стоило водородный двигатель установить, вы ведь занимались и этой проблематикой?
- Во время работы над «Ё» мы провели аудит всех существующих в мире разработок по водородному двигателю и выяснили, что на данном этапе развития человечества, он не может конкурировать с двигателем внутреннего сгорания. А так бы, конечно, поставили. Но если завтра появится конкурентоспособный водородный, ядерный или ещё какой-либо двигатель, Ё-мобиль примет и эту инновацию. Вплоть до того, что владелец нашей машины сможет самостоятельно заменить старый двигатель и авто поедет.
- Когда же начнётся производство?
- В 2012 году. При этом на первом этапе сложно сделать более 10 тысяч машин. Не потому, что мы не можем построить завод на 100 тысяч, а из-за производства комплектующих. Это принципиальная проблема. Нынешние - очень плохого качества. Поэтому новый рынок надо отдать малому и среднему бизнесу, чтобы всё делал с нуля. Это пока самая большая проблема. И перед тем, как запускать производство, нужно проверить автомобиль на публике. Рассказам никто не верит. Так что надо человеку конкретно объяснить. Дать потрогать.
- И когда ваш «Ё» можно будет потрогать?
- К 9-му декабря мы построим ангар, где будем показывать Ё-мобили. До 15-го декабря, надеемся, посмотреть «Ё» заедет высокое начальство, потом потихонечку начнём осмотр для своих. А вот, со 2 января мы откроем «Ё» для широкой публики. Приходите, будет интересно. Выставим три машины, одна из которых будет разобрана полностью, вторая - частично, а на третьей можно будет прокатиться. Повесим стенд, объясняющий, чем эта машина принципиально отличается от всех остальных. Потому что если просто поставить красивую машинку, не объяснив принцип работы, народ не поймёт, в чём её прелесть.
А в общем надо спешить. Потому что тот объём горячих денег, который выпущен во время кризиса, начинает поступать на фондовые рынки и мировой клубок инфляции уже раскручивается. Так что наша задача строить как можно быстрее.
- А покупка американского баскетбольного клуба, это тоже способ убежать от инфляции?
- Это очень интересный бизнес, который я купил, на самом дне. Никто и никогда не покупал клуб НБА дешевле. Я заплатил $200 млн за 80% клуба и за 45% спортивной арены. А вот когда мы переедем в Бруклин и выиграем чемпионат НБА, команда будет стоить от 700- 800 млн, а арена будет стоить миллиард. Вот и посчитайте эффект в течение пяти лет. Но здесь есть и другой расчёт. Вы не представляете, какое впечатление это произвело на обычных американцев. Я сейчас по Нью-Йорку спокойно ходить не могу. Нельзя остановиться, сразу узнают и толпа собирается. Просто чувствую себя как в Норильске, где каждый человек меня знает. Поэтому для простых американцев я сейчас являюсь лицом России. НБА проводила исследования, по которым после моей покупки «Нью-Джерси Нетс», отношение к России улучшилось на 80%. Так что и я вношу маленькую толику в «перезагрузку».
- Управление огромными комбинатами, запуск новой модели автомобиля, НБА… А как с отдыхом?
- Отдыхаю я отлично. Люблю пару раз в месяц поехать в какой-нибудь город мира и оторваться на несколько дней. Позажигать. Алгоритм всегда одинаков: пять часов в день интенсивного занятия спортом, а вечером – «отжиг», в ночном клубе, конечно же. Не люблю, знаете ли, ходить по музеям, не смотрю достопримечательности. Когда был школьником, мои мама и сестра приезжая в какой-либо город, старались изучить всё, что человек, живущий в нем, не успевает увидеть за всю жизнь. И все школьные каникулы, с 8 утра до 10 вечера я безумно носился по музеям, выставкам, театрам. Так что выработался устойчивый негативный рефлекс. Поэтому в свободное время – только движение, дискотеки и вкусная еда. Не очень интеллигентные формы отдыха. За что в своё время и пострадал…
- Это вы по поводу своих куршевельских страданий? Ваш прежний партнёр Потанин использовал их как предлог для размежевания. Но его же не Ваш моральный облик смутил. Секс-скандал с манекенщицами нанёс ущерб бизнесу? Какие-то контракты сорвались?
- У вас семья есть? Вы семейные ссоры выносите на всеобщее обсуждение? Я не выношу. Неважно, семья бывшая или настоящая. Нужно к ней относиться уважительно. «Интеррос» был фактически семейным бизнесом. И как мы там разводились, это только наше с Потаниным дело. Считаю, что мы оба совершили ошибку. У нас был абсолютно идеальный альянс. И сейчас очевидно, что мы подали плохой пример для всех бизнесменов. Виноваты оба, а кто больше, кто меньше, мы с ним лично разберёмся.
- Значит ли это, что может сложиться так, что вы ещё поработаете вместе с Потаниным?
- Быть партнёрами в разных бизнесах можно с абсолютно любым человеком. Но, если по большому счёту… Думаю, у меня уже никогда не будет равноправного партнёра.


Рецензии
"Кухарки" тоже могут страною управлять...
Для этого нам нужно "ER-portal" читать...
А, где моя "хоризма?"... - Всё стала забывать...
Ах, да! - мне, кабы доларов... Хоть миллиардов пять...

Спасибо, Анатолий, что массы просветил,
И рады мы, что Прохоров... «Нью-Джерси Нетс» купил.
У нас, что ни таланты, - обычно, - "без штанов"...
Ну, "Ё-маё", наш "Гений" герой из детских снов!...)))


Елена Большакова 2   19.03.2011 04:10     Заявить о нарушении
Вы,Леночка,как всегда,как любая женщина,ПРАВЫ! Действительно,очень много талантов,ходят..."без штанов".Таким бы "безштанным гением" был бы и разлюбезный Вам ПРОХОРОВ вкупе с Потаниным, Абрамовичем, Дерипаской....,если бы "нивесть откуда свалившиеся"на них уварованные деньги у народа при ГРАБИТЕЛЬСКОЙ ПРИХВАТИЗАЦИИ!А идеология этих "благодетелей и гениев" хорошо изложена ,словами ДЕРИПАСКИ (друга и консультанта по экономике полковника КГБ Путина), у меня (http://www.proza.ru/2010/03/06/361) Будьте и дальше такой же умницей,но НЕ умнее,поскольку это повредит Вашей красоте.Поклон Вам.Анатолий Фёдорович.

Анатолий Фёдоров   19.03.2011 10:41   Заявить о нарушении
Спасибо за внимание к моей персоне тихой.
Сходила я по ссылочке, и "разбудила лихо".
Теперь я приушипилась и в зеркальце гляжу:
Следов красы немыслимой, увы, не нахожу...)))

Елена Большакова 2   21.03.2011 00:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.