О долге и о времени

Я в детстве очень любила петь песню "Не думай о мгновеньях свысока..." и благодаря ей однажды поняла, что слово "долг" имеет какую-то глубинную связь с отсчетом времени. Там есть такая загадочная строчка: "И я не понимаю иногда, где первое мгновенье, где последнее." Если это о жизни, то при чем здесь слово "иногда"? Если это о чем-то другом, то -- о чем? Первое мгновенье чего? и, соответственно, последнее? Можно было бы подумать, конечно, что автор (Роберт Рождественский) написал это так просто, в размер, и успокоиться. Но мне почему-то это покоя не давало...

Читаем (поем) дальше, и у нас на сцене появляется понятие долга. В последней строчке песни, в которой тоже говорится о первом и последнем мгновении: "А в общем, надо просто помнить ДОЛГ от первого мгновенья до последнего." Эта строчка вполне понятна, логична и в духе кодекса строителя коммунизма: с ходу, кажется, ясно, что здесь-то как раз речь идет о жизни, о ее первом мгновении и о последнем и о том, что настоящий партиец (в том числе и советский разведчик, которому партия дала задание) никогда не забывает о своем коммунистическом долге. Ура, как всё гладко! Но тогда как всё-таки объяснить первую строчку?

Разведчик, который "иногда не понимает", что партия дала ему задание? Абсурд какой-то. Нет, здесь что-то другое имелось в виду...

А что, если во второй строчке мы имеем дело с игрой слов? Вслушайтесь: "долг" -- "долгий" -- "продолжаться"... Тогда вдруг становится объяснимым это настойчивое упоминание первых и последних мгновений, которые иногда могут проскользнуть мимо сознания. Незамеченными. Вы следите за нитью моих размышлений?

Есть что-то (пока нам неизвестное), у чего имеется первое мгновение и последнее, причем эти мгновения не всегда удается четко идентифицировать. Что-то, что возникает с первым мгновением, затем продолжается какое-то время и завершается с последним... Но что же это? Автор отвечает: это долг!

Теперь я позволю себе легкую вольность и выскажу вот какое предположение: а что, если само понятие долга, это осознанное в какой-то момент чувство долга -- не что иное, как знак? Маркер, что первое мгновение уже пройдено и наша задача теперь -- действовать (и по возможности поэффективнее) так, чтобы и последнее было пройдено тоже, что освободит нас от этого чувства, а иначе говоря -- отменит этот знак (подобно тому, как дорожные знаки "конец ограничения скорости" или "конец запрещения обгона" отменяют действие соответствующих предписывающих знаков)?

Нас пугают долгом, в нашей истории очень много манипулировали понятием долга, и теперь мы нервно вздрагиваем, едва заслышав это слово. Но представьте на минутку: а что, если это не детская страшилка и не рычаг воздействия, а внутренний чуткий прибор, данный человеку Тем, Кто его Задумал, в помощь, чтобы он, человек, вовремя мог скорректировать свое движение?

Так о чем же говорит тогда чувство долга? Хорошо, это знак, сигнал, но знак и сигнал -- чего?

Вот мы и подошли к ключевому моменту.

Рискну предположить, что чувство долга возникает тогда, когда... в вашем мире оказалась нарушена гармония и от ваших действий зависит, будет ли она восстановлена. Вы можете сколько угодно подавлять это чувство, но надо понимать, что, подавляя его, вы отказываетесь быть счастливым. Вот так. Не больше, не меньше. Это утверждение кажется вам слишком произвольным? Не буду настаивать. Мое дело, мой долг -- только зернышко бросить...

Спасибо Роберту Рождественскому, что он услышал эту строчку и не вымарал ее из своих стихов, несмотря на ее очевидную нелогичность. Он ведь тоже всего лишь бросил зернышко... Я услышала и просто передаю дальше...


Рецензии