Гоголь, писатель, в чьих творениях дух дышит, где
«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь,
а не знаешь, откуда приходит и куда уходит..."
(Иоан.3:8)
Хорошие воспоминания о произведениях Гоголя у нас остались с детства. Кажется, всё уже прочитано и сказано, а мы вновь возвращаемся к Гоголю. Что же нового обретает наше поколение, обращаясь к произведениям писателя и его судьбе? Ответы на эти вопросы мы и попытаемся дать.
Нашему времени дано собирать камни. Не только строить храмы и монастыри, но воссоздавать целостную картину прошлого, и это хорошо видно на примере Гоголя. Ведь как относились к писателю раньше? В советское время некоторые произведения Гоголя были властями скрыты от читателей. Мы ничего не знали о «Размышлениях о Божественной Литургии». Его духовные искания назывались «заблуждениями», значимые факты биографии –«ошибками».
А сегодня мы узнаем, что его творчество самым тесным образом связано с духовными поисками. Гоголь читал святых отцов, совершал паломнические поездки, участвовал в Таинствах, два раза посещал Оптину пустынь и беседовал со старцем Макарием. Мы открываем нового Гоголя, борца, христианина, ищущего правду Божью на земле.
Белинский, Чернышевский, Добролюбов, а также литераторы советского периода видели в Гоголе в только социального писателя: сатирика и критика крепостной России. И он, действительно, был таким. Но не только. В оценках мыслителей «серебряного века», о которых мы узнаём сегодня, предстаёт новый Гоголь, писатель, вскрывающий субстанцию русской души, показывающий зло внутреннее, а не общественное. Об этом очень интересно написано у Розанова, Бердяева, Мережковского.
И ещё одно ценное открытие нашего времени - православие Гоголя. Оно, конечно же, больше, чем его творчество. Это всепоглощающие думы писателя о России, о судьбах родного народа, о Церкви. Он считал, что русский народ глубоко религиозен по своей природе, а у России свой неповторимый путь. А как глубоко он сказал о значении молитвы: « Нет, Россия молилась не напрасно! Когда она молилась, она спасалась. Она помолилась в 1612 году — спаслась от поляков; она помолилась в 1812 году — спаслась от французов ».
Гоголь считал, что источником вдохновения для писателя должны служить Слово Божье, народное предание и слово церковных пастырей. И многие высказывания церковных пастырей прошлого столетия сегодня, благодаря отсутствию цензуры, нам доступны: « Гоголь – это писатель, выполнивший завет апостола: слово ваше да будет солью растворено,- пишет протоиерей Иоанн Восторгов. - В его произведениях много силы, предохраняющей мысль от разложения и гниения, делающей духовную пищу - легко усвояемой. Такие творцы в литературе подобны святым отцам в православии: они поддерживают благочестивые и чистые предания». Лучше не скажешь!
Чистые предания окружали мальчика с детства. Ими так богата Малороссия, нынешняя Украина! Яркий фольклор, крылатые слова! Отец писателя был человеком литературно и музыкально одарённым. Он ходил на службу, как принято было в то время у дворян, а мать занималась воспитанием шестерых детей. Замуж она вышла в четырнадцать лет, слыла первой красавицей в округе. Предками Гоголя со стороны отца были потомственные священники. В Сорочицах, где родился будущий писатель, в местной церкви хранился чудотворный образ святителя Николая. В честь него и назвали мальчика. Мать водила детей в церковь, а отец прививал хороший вкус. Мальчик рос умным и наблюдательным.
Его с ранних лет волновали возвышенные устремления, которые переросли затем в желание послужить обществу чем-то высоким и благородным. Реализовал он это, благодаря таланту неимоверной глубины.
Литературная слава пришла к Гоголю рано, в 22 года. Сборник рассказов и повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки" сделали его имя знаменитым. Современниками она была принята с восторгом, том числе и Пушкиным: «Как изумились мы, - писал Александр Сергеевич, - русской книге, которая заставляла нас смеяться, нас, не смеявшихся со времен Фонвизина! Вот, где настоящая веселость - искренняя, непринужденная! А местами, какая поэзия!»
Откроем и мы одну из повестей этого сборника - неподражаемую «Ночь перед Рождеством». Её действие разворачивается близ украинской деревушки 18-го века, Диканьки.. На фоне деревни начинает шествие сказочное и обычное. Главный герой - деревенский кузнец Вакула - влюблен в первую красавицу Диканьки - Оксану. Но Оксана выдвигает невыполнимое требование - добыть ей сапожки, "какие носит сама царица". С этого и начинаются приключения влюбленного Вакулы.
Привычная деревенская жизнь вдруг поворачивается к нему новой необычной стороной. Он начинает общаться с бывшим казаком Пацюком, и тот, в свою очередь, становится проводником героя в другой мир. Мир, где причудливо переплетаются сказки и быт. .
Главного героя сопровождает множество приключений - в деревне, в сказочном лесу и при дворе императрицы в Петербурге! И всё это описано, неповторимы гоголевским стилем, -сегодня его называют «бытовым фэнтези», - с колоритными диалогами! В этой повести Гоголь органично соединил две братские культуры - русскую и украинскую. Это - книга свежая и весёлая, высмеивающая суеверия и ложную мистику. Глубокая христианская мысль тоже присутствует. Кузнец Вакула оседлал-таки беса и заставил его себе служить. В этом Гоголь перекликается с очень известным в то время «Сказанием о путешествии Иоанна, арихиепископа Новгородского на бесе в Иерусалим».
Бес, докучая святителю, влез в сосуд с водою, из которого умывался святой. Иоанн, услышав возню в кувшине, догадался о бесовских кознях. Сотворив молитву и осенив сосуд крестным знамением, Иоанн затворил в нем беса. Нечистый дух возопил к святому, жалуясь, что его палит огонь креста. Святой Иоанн отпускает беса на условиях договора: нечистый обязан перенести архиепископа в Иерусалим и обратно, что бес и делает. Так святитель посрамил беса, а у Гоголя то же самое сделал простой кузнец. Ведь не зря это ночь под Рождество, когда Христос пришёл в мир!
« Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа...»
Действительно, в творениях Гоголя чувствуется веяние Духа, который "дышит, где хочет..."
Иллюстрация: мастер украинской графики - Кость Лавро.
Свидетельство о публикации №210112900234
Альбер Комб 03.12.2010 18:00 Заявить о нарушении
Сияжъ 07.12.2010 00:49 Заявить о нарушении