Гоголь, писатель, в чьих творениях дух дышит, где

               
   «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь,
    а не знаешь, откуда приходит и куда уходит..."
                (Иоан.3:8)               
               
   Хорошие воспоминания о произведениях Гоголя  у нас остались с детства. Кажется, всё уже прочитано и сказано, а мы вновь возвращаемся к Гоголю. Что  же нового обретает наше  поколение, обращаясь к произведениям писателя и его судьбе? Ответы на эти вопросы мы и попытаемся дать.
   Нашему времени дано собирать камни. Не только строить храмы и монастыри, но воссоздавать целостную картину прошлого, и это хорошо видно на примере Гоголя. Ведь как относились к писателю раньше?  В советское время  некоторые произведения Гоголя были властями скрыты от читателей. Мы ничего не знали о «Размышлениях о Божественной Литургии». Его духовные искания назывались «заблуждениями», значимые факты биографии –«ошибками».
   А сегодня  мы узнаем, что его творчество самым  тесным образом  связано с  духовными поисками.    Гоголь читал святых отцов, совершал паломнические поездки, участвовал в Таинствах, два раза посещал Оптину пустынь и беседовал со старцем Макарием.  Мы открываем нового Гоголя,  борца, христианина, ищущего правду Божью на земле.
    Белинский, Чернышевский, Добролюбов,  а также литераторы советского периода видели в Гоголе в только социального  писателя:  сатирика и критика крепостной  России. И он, действительно, был таким. Но не только. В оценках мыслителей  «серебряного века»,  о которых  мы узнаём сегодня,  предстаёт новый Гоголь, писатель, вскрывающий субстанцию русской души, показывающий зло внутреннее, а не общественное. Об этом  очень интересно написано у  Розанова, Бердяева, Мережковского.
     И ещё одно ценное  открытие нашего времени - православие Гоголя. Оно, конечно же, больше, чем его творчество. Это всепоглощающие думы писателя о России, о судьбах родного народа, о Церкви. Он считал, что  русский народ глубоко религиозен по своей природе, а у России свой неповторимый путь.  А как глубоко он сказал о значении молитвы: « Нет, Россия молилась не напрасно! Когда она молилась,  она спасалась. Она помолилась в 1612 году —  спаслась от поляков; она помолилась в 1812 году —  спаслась от французов ».
    Гоголь считал, что источником вдохновения для писателя должны служить Слово Божье, народное предание и слово церковных пастырей. И многие высказывания  церковных пастырей прошлого  столетия сегодня, благодаря отсутствию цензуры, нам доступны: « Гоголь – это писатель,  выполнивший завет апостола: слово ваше да будет солью  растворено,- пишет протоиерей  Иоанн Восторгов. - В его произведениях  много силы, предохраняющей мысль от разложения и гниения, делающей духовную пищу  -  легко усвояемой. Такие творцы  в литературе  подобны святым отцам в православии: они поддерживают благочестивые и чистые  предания». Лучше не скажешь!
  Чистые   предания  окружали мальчика с детства. Ими так богата Малороссия, нынешняя Украина!  Яркий фольклор,  крылатые слова! Отец писателя  был человеком литературно и музыкально одарённым. Он ходил на службу, как принято было в то время у дворян, а мать занималась воспитанием   шестерых детей. Замуж она вышла в четырнадцать лет, слыла  первой красавицей  в округе. Предками Гоголя со стороны   отца были  потомственные священники. В  Сорочицах, где родился будущий писатель,  в местной церкви хранился  чудотворный образ святителя Николая. В честь него и назвали  мальчика. Мать водила детей  в церковь, а отец прививал хороший вкус. Мальчик рос умным и наблюдательным.
  Его с  ранних лет волновали возвышенные устремления, которые  переросли  затем в желание послужить обществу чем-то высоким и благородным. Реализовал  он это, благодаря  таланту неимоверной глубины.
    Литературная слава пришла к Гоголю рано, в 22 года.  Сборник рассказов и повестей  "Вечера на хуторе  близ Диканьки"  сделали его имя  знаменитым. Современниками  она была принята с восторгом, том числе и Пушкиным:  «Как изумились мы, - писал Александр Сергеевич, -  русской книге, которая заставляла нас смеяться, нас, не смеявшихся со времен Фонвизина! Вот, где  настоящая   веселость -  искренняя, непринужденная! А местами, какая  поэзия!»
    Откроем и мы одну из  повестей этого сборника  -  неподражаемую «Ночь перед Рождеством». Её действие разворачивается близ украинской деревушки 18-го века, Диканьки.. На   фоне   деревни начинает шествие  сказочное и обычное. Главный герой  - деревенский кузнец Вакула - влюблен в первую красавицу Диканьки - Оксану. Но Оксана выдвигает невыполнимое требование -  добыть ей сапожки, "какие носит сама царица". С этого и начинаются приключения влюбленного Вакулы.
   Привычная деревенская жизнь вдруг поворачивается к нему новой необычной  стороной. Он начинает общаться с бывшим казаком Пацюком,  и тот, в свою очередь, становится проводником героя в другой мир. Мир, где  причудливо переплетаются сказки и быт.      .
   Главного героя  сопровождает множество приключений - в деревне, в сказочном  лесу и при дворе императрицы в Петербурге! И  всё это описано, неповторимы гоголевским стилем, -сегодня его называют «бытовым фэнтези», - с колоритными  диалогами!  В этой повести  Гоголь органично соединил две братские  культуры - русскую и украинскую.  Это - книга свежая и весёлая, высмеивающая  суеверия  и ложную мистику. Глубокая христианская  мысль тоже присутствует. Кузнец Вакула оседлал-таки беса и заставил его себе служить. В этом Гоголь перекликается с очень известным в то время «Сказанием о путешествии  Иоанна, арихиепископа Новгородского на бесе в Иерусалим».
   Бес, докучая  святителю, влез в сосуд с водою, из которого умывался святой. Иоанн,  услышав  возню в кувшине,  догадался о бесовских кознях. Сотворив молитву и осенив сосуд крестным знамением, Иоанн затворил в нем беса. Нечистый дух возопил к святому, жалуясь, что его палит огонь креста. Святой Иоанн отпускает беса на условиях договора: нечистый обязан перенести архиепископа в Иерусалим и обратно, что бес и делает. Так святитель посрамил беса, а у Гоголя то же самое сделал  простой кузнец. Ведь не зря  это ночь под Рождество, когда Христос пришёл в мир! 
 « Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа...»
   Действительно, в творениях Гоголя чувствуется веяние Духа, который "дышит, где хочет..."
                Иллюстрация: мастер украинской  графики - Кость Лавро.               


Рецензии
После прочтения Вашего эссе обязательно сегодня возьму в руки "Вечера на хуторе близ Диканьки" и немного освежу свою память. Тем более сейчас в России наступили сильные морозы, дым валит из трубы, звезды мерцают на черном небе - романтическая пора для изучения русской культуры. Написано с душой. С уважением, Альбер.

Альбер Комб   03.12.2010 18:00     Заявить о нарушении
В зрелом возрасте нужно перечитать. Юмор гоголевский тоньше и острее чувствуешь.Приятного чтения.

Сияжъ   07.12.2010 00:49   Заявить о нарушении