Парусно-весельный флот. Экипажи кораблей

Аргузин (надзиратель). Aguzin. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Армейские капитаны. Capitanei di soldati. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Баковые матросы. Prouieri. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Баталеры. Penesi. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Бондарь. Botter. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Боцман. Старший из палубной команды судна.

Боцманмат. Старший унтер - офицер во флоте.

Бригадир. Военный чин, средний между полковником и генералом. В России был введен Петром I.

Бухгалтер. Rasonato. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Весельный мастер. Remer. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Виночерпий. Canever. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Гребцы (включая резерв 25 человек). Galeotti. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Гребцы шлюпок. Gondolieri. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Гребцы. Высокие требования к синхронности гребли на многоярусных кораблях привели к появлению в античном мире профессиональных гребцов. Сидящие на веслах триеры люди уже не могли по совместительству являться воинами, ремесленниками или крестьянами. Тем более, не могли они быть рабами. Специалисты-гребцы пользовались в античном мире большим уважением и в военное время получали такую же плату, как солдаты. Тактика тарана ставила победу или поражение в полную зависимость от качества подготовки гребцов. Корабль должен был умело маневрировать, молниеносно бросаться вперед и тут же подаваться назад, выдергивая рострум. При близком расхождении с вражеским судном гребцы должны были успеть втянуть весла внутрь корабля, а затем столь же быстро снова вставить их в уключины. Еще более важным было умение сплетать весла в амортизирующую удар вражеского тарана “подушку”. Обычно гребцы не участвовали в абордажном бою, но в крайнем случае могли встать на защиту своей триеры с кинжалами и топориками. После боя эти же топорики служили для исправления полученных кораблем повреждений. До тех пор, пока корабли не стали строиться из железа, подготовка моряка подразумевала и освоение специальности плотника. Ousia (усия), сотня, что, в частности, означало отряд из 100 человек. Пятьдесят профессиональных гребцов находились на нижнем ярусе и гребли как на переходах, так и во время боя. Вторая полусотня состояла из воинов, занимала верхний гребной ярус и гребла только на переходах. Во время боя гребцы верхнего яруса убирали весла и выполняли те же функции, что и морские пехотинцы (liburnarii) римского флота. То есть поражали врага метательными снарядами и вступали в абордажные схватки. Византия. Ромея. Гребцами греческих триер обычно были рабы под начальством гортатора, режим движения задавался флейтщиком. На поздних триерах (IV в. до н. э.) для защиты гребцов от стрел и дротиков устанавливалась легкая палуба – катастрома, на которой располагались воины. На греческой триреме 170 гребцов размещались в три ряда с каждого борта корабля: по 31 человеку в верхних и по 27 человек в двух нижних рядах. Схема размещения имеет V-образную форму: гребцы самого нижнего ряда находились дальше, а верхнего – ближе всего к борту. Уключины самых верхних весел вставлялись в выносные кронштейны. Места гребцов верхних и нижних рядов имели наклон к борту в несколько градусов, с тем, чтобы верхушки весел были на равных расстояниях друг от друга. Согласно расчетам, 180 гребцов могли разгонять трехрядники VII в. до н.э. до 21 километра в час! Кроме гребцов, капитана и задающего ритм флейтиста, на борту находилось не более 30 человек. Подобно ладьям, на ночь триеры стремились пристать к берегу. Но при необходимости трехрядный корабль, сменяя гребцов, не только мог двигаться сутки напролет, но и буксировать за собой транспортное судно! Экипаж греческой триеры (не считая гребцов, которых на борту было 170) составляли 20 матросов и 12 солдат. Гребцы развивали скорость в пять узлов, а если еще ставился и парус, то скорость достигала восьми узлов (14,8 км/час). На греческих биремах гребцы верхнего яруса размещались не так, как на финикийских судах,— здесь они сидели в специальных гнездах, над бортами. Таким же образом построена триера. Экипаж третьего яруса состоял из 31 гребца, второго яруса — из 27, первый, межпалубный ярус вмещал 27 человек.

Добровольцы-аристократы. Nobeli. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Друнгарий арифма. Командир тагмы. Византия. Ромея.

Друнгарий второй флота. Один из высших офицерских чинов ромейского флота. Византия. Ромея.

Друнгарий Кивирреотов. Стратиг фемы Кивирреотов, часто командовал всем фемным флотом. Византия. Ромея.

Друнгарий. Командующий императорским флотом (в отличие от фемного флота). При императоре Алексее Комнине введен титул великого друнгария флота (megas drouggarios tou stolou);. Византия. Ромея.

Дуумвир. В 4-3 вв. до н.э. командовали греческим флотом первоначально два военно-морских дуумвира. Впоследствии появились префекты флота, приблизительно эквивалентные по статусу современным адмиралам. Отдельными соединениями от нескольких до нескольких десятков кораблей в реальной боевой обстановке иногда распоряжались сухопутные командиры войск, перевозимых на кораблях данного соединения.

Казначей. Spenditor. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Канонир. Рядовой артиллерист в парусном флоте.

Канониры. Bombardieri. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Капеллан. Capellan. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Капер. Частное лицо, которое с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжает за свой счет судно с целью захвата купеческих кораблей неприятеля, а в известных случаях и нейтральных держав.

Капитан. Capitano. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Квартирмейстер. Младший унтер-офицер во флоте.

Кибернетос. Командовал греческой триерой триарх, старший офицер назывался кибернетос (штурман). Именно от греческого штурмана берет свое начало название науки об управлении – кибернетика, столь важная сегодня. Управляли судном кормщики, лоцман и матросы.

Кок. Cuogo. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Комит (кормовой части). Paron. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Комит (носовой части). Comito. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Конопатчик. Calafao. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Корабельные лучники. По оконечностям египетского военного корабля 1200 гг. до н.э. жёстко крепились огражденные площадки для лучников, которые располагались, кроме того, в плетеной корзине на топе мачты. Египетские лучники, имевшие на вооружении дальнобойные (поражение 150 - 160 м) луки, были основной ударной силой египетского боевого корабля.

Кормщик. Командовал греческой триерой триарх, старший офицер назывался кибернетос (штурман). Именно от греческого штурмана берет свое начало название науки об управлении – кибернетика, столь важная сегодня. Управляли судном кормщики, лоцман и матросы.

Корсары. Частные лица, действующие на хорошо вооруженных легких судах против торгового судоходства с целью разбоя.

Кумпанство. Товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для выполнения повинности постройки кораблей.

Кюбернет. Случалось, триерархами бывали совершенно неопытные люди; отсюда и вытекала необходимость иметь помощника, знакомого с управлением корабля и способного руководить новичком-командиром. Таким помощником и являлся кюбернет. 4-3 вв. до н.э.

Лекарь. Fisico. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Лоцман. Лицо, измеряющее лотом глубины и потому знающего характер побережья. Проводит суда в порты, через каналы, по шхерам, в других местах, где требуется хорошее знание побережья, проходов, течений, фарватера и т.д. Командовал греческой триерой триарх, старший офицер назывался кибернетос (штурман). Именно от греческого штурмана берет свое начало название науки об управлении – кибернетика, столь важная сегодня. Управляли судном кормщики, лоцман и матросы.

Мастер по доспехам. Corazzier. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Матрос. Лицо из состава верхней команды на судне. Командовал греческой триерой триарх, старший офицер назывался кибернетос (штурман). Именно от греческого штурмана берет свое начало название науки об управлении – кибернетика, столь важная сегодня. Управляли судном кормщики, лоцман и матросы.

Матросы. Compagni d'alboro. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Морская пехота. Римляне первыми в мире учредили морскую пехоту, которая использовала для абордажа подъемный трап на носу корабля. В случае необходимости трап этот длиной от 6 до 12 метров освобождался от крепления и стремительно падал на палубу вражеского судна. На боевом краю этого трапа было острие, вонзавшееся в палубу противника. Теперь морская пехота могла идти в атаку. Обычно римляне в таких морских сражениях побеждали. Так они разгромили Карфаген и стали господствовать по всему Средиземноморью.

Начальник шлюпочных команд. Patron di gondolieri. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Оружейные мастера. Compagni di stendardo. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Писарь. Scrivanello. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Плотник. Marangon. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Помощник виночерпия. Caneverolo. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Помощник кока. Sotto cuogo. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Помощники плотника и конопатчика. Fanti del marangon et calafao. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Помощники старшего канонира. Sotto capi di Bombardieri. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Помощники старшего штурмана. Fanti dell’ armiraglio. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Префект флота. В 4-3 вв. до н.э. командовали греческим флотом первоначально два военно-морских дуумвира. Впоследствии появились префекты флота, приблизительно эквивалентные по статусу современным адмиралам. Отдельными соединениями от нескольких до нескольких десятков кораблей в реальной боевой обстановке иногда распоряжались сухопутные командиры войск, перевозимых на кораблях данного соединения.

Прислуга аристократов-добровольцев. Servatori de nobeli. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Прислуга бухгалтера. Servatore del Rasonato. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Прислуга капитана. Servatori del Capitano. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Прислуга лекаря. Servatore del fisico. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Прислуга секретаря. Servatore del Segretario. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Рулевой. Pedotti. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Секретарь капитана. Segretario. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Солдаты. Soldati. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Старн-тимберсы. Брусья в корме деревянного судна, идущие выше транцев.

Старший канонир. Capo di Bombardieri. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Старший офицер. Штурман. Кибернетос. Командовал греческой триерой триарх, старший офицер назывался кибернетос (штурман). Именно от греческого штурмана берет свое начало название науки об управлении – кибернетика, столь важная сегодня. Управляли судном кормщики, лоцман и матросы.

Старший стюард. Mistro de casa. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Старший штурман. Armiraglio. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Стюард. Scalco. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Таламиты. На греческой триере гребцы, которые находились на самом нижнем ярусе триеры, то есть ближе всего к воде, именовались таламитами. Обычно их было по 27 на каждой стороне. Порты, прорубленные в бортах для их весел, находились очень близко к воде и даже при небольшом волнении захлестывались волнами. В этом случае таламиты втягивали весла внутрь, а порты задраивались кожаными пластырями (аскома). Вёсла всех трех ярусов имели одинаковую длину. Если рассмотреть вертикальный срез триеры, то окажется, что таламиты, зигиты и траниты расположены не на одной вертикали, а на кривой, которая образована бортом триеры. Таким образом, лопасти весел всех ярусов достигали воды, хотя и входили в нее под разными углами.

Траниты. На греческой триере гребцы третьего яруса назывались транитами. Весла зигитов и транитов проходили через порты в парадосе – специальном коробчатом расширении корпуса выше ватерлинии, который нависал над водой. Ритм гребцам задавал флейтист, а не барабанщик, как на более крупных кораблях римского флота. Вёсла всех трех ярусов имели одинаковую длину. Если рассмотреть вертикальный срез триеры, то окажется, что таламиты, зигиты и траниты расположены не на одной вертикали, а на кривой, которая образована бортом триеры. Таким образом, лопасти весел всех ярусов достигали воды, хотя и входили в нее под разными углами.

Триарх. Командовал греческой триерой триарх, старший офицер назывался кибернетос (штурман). Именно от греческого штурмана берет свое начало название науки об управлении – кибернетика, столь важная сегодня. Управляли судном кормщики, лоцман и матросы.

Триерарх. Типовая греческая триера имела на каждый борт 27+32+31=90 (всего 180) гребцов, 12-30 воинов, 10-12 матросов. Гребцами и матросами управлял келейст, триерой в целом командовал триерарх. В 4-3 вв. до н.э. была такая должность на греческом флоте, за которую правительство не платило. По истечении года триерарх должен был возвратить корабль в исправном виде и дать отчёт логистам. В древнейшие времена этой литургии в Афинах не было. До персидских войн в Афинах было мало кораблей. Первоначально триерархи получали от государства каждый по одному таланту; впоследствии они получали только неоснащенное судно, жалованье экипажу и продовольственные деньги. Издержки Триерархов обыкновенно достигали значительной суммы (от 40 мин до 1 таланта). После сицилийской экспедиции прибегать к раскладке издержек на двух граждан, ведь после пелопонесской войны граждане значительно обеднели; государство даже стало давать от себя снасти. Но и это не помогло; граждане вместо того, чтобы заведовать кораблем, отдавали оснастку корабля на откуп, от чего страдали интересы государства. Поэтому в 357 г. прежние постановления были упразднены и на Триерархов было распространено учреждение симморий таким образом, что к Триерархии привлекались только 1200 самых зажиточных граждан, разделенных на 20 симморий, по 60 человек в каждой. Каждая симмория имела своего начальника (гегемона) и казначея (эпимелета). Это тоже ничего не дало, так как богатейшие граждане действовали во вред своим менее зажиточным товарищам. Поэтому в 340 г., по предложению Демосфена был введен новый закон: все зажиточные люди обязывались принимать участие в снаряжении таким образом, что тот, кто имел 10 талантов, должен был снарядить 1 корабль, кто имел 20 талантов — 2 корабля (но ни в каком случае не более 2 кораблей), а имевший менее 10 талантов, соединялся с другими, также менее богатыми товарищами, чтобы вместе с ними достигнуть суммы 10 талантов. На греческом корабле было два главных должностных лица: капитан в чине триерарха, ответственный за собственно плавание и навигацию, и центурион, ответственный за ведение боевых действий. Последний командовал несколькими десятками морских пехотинцев. Для дальних походов греческие триеры, как и другие суда, использовали только один, наиболее эффективный ряд вёсел. Скорее всего, это был верхний – транитский ярус. В этом случае триерарх мог обойтись силами одного экипажа. Разогнать судно до предельной скорости смогут и 60 человек, просто произойдет это не так быстро как при 170 гребцах. Однако, быстрый разгон необходим в бою, но не в дальнем походе. Используя для длительных переходов один ряд вёсел, триерархи могли осуществлять смены гребущих команд через каждый час или два. Случалось, триерархами бывали совершенно неопытные люди; отсюда и вытекала необходимость иметь помощника, знакомого с управлением корабля и способного руководить новичком-командиром. Таким помощником и являлся кюбернет.

Триерархия. Самая дорогая и обременительная должность на греческом флоте из бесплатных общественных должностей в Греции после персидских войн. В 4-3 вв. до н.э. Триерархия состояла в обязанности снарядить построенный государством военный корабль, в продолжение всей кампании содержать его в боевой готовности и командовать кораблем. По истечении года триерарх должен был возвратить корабль в исправном виде и дать отчет логистам. В древнейшие времена этой литургии в Афинах не было. До персидских войн в Афинах было мало кораблей. Первоначально триерархи получали от государства каждый по одному таланту; впоследствии они получали только неоснащенное судно, жалованье экипажу и продовольственные деньги. Издержки Триерархов обыкновенно достигали значительной суммы (от 40 мин до 1 таланта). После сицилийской экспедиции прибегать к раскладке издержек на двух граждан, ведь после пелопонесской войны граждане значительно обеднели; государство даже стало давать от себя снасти. Но и это не помогло; граждане вместо того, чтобы заведовать кораблем, отдавали оснастку корабля на откуп, от чего страдали интересы государства. Поэтому в 357 г. прежние постановления были упразднены и к Триерархии привлекались только 1200 самых зажиточных граждан, разделенных на 20 симморий, по 60 человек в каждой. Каждая симмория имела своего начальника (гегемона) и казначея (эпимелета). В 340 г., по предложению Демосфена был введен новый закон: все зажиточные люди обязывались принимать участие в снаряжении таким образом, что тот, кто имел 10 талантов, должен был снарядить 1 корабль, кто имел 20 талантов — 2 корабля (но ни в каком случае не более 2 кораблей), а имевший менее 10 талантов, соединялся с другими, также менее богатыми товарищами, чтобы вместе с ними достигнуть суммы 10 талантов.

Трубачи (флейтисты). Trombetti. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Флейтист. На греческой триере ритм гребцам задавал флейтист, а не барабанщик, как на более крупных кораблях римского флота.

Флейтщик. Гребцами греческих триер обычно были рабы под начальством гортатора, режим движения задавался флейтщиком.

Хирург. Ceroico. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Центурион. В 4-3 вв. до н.э. на греческом корабле было два главных должностных лица: капитан в чине триерарха, ответственный за собственно плавание и навигацию, и центурион, ответственный за ведение боевых действий. Последний командовал несколькими десятками морских пехотинцев.

Цирюльники-помощники лекаря. Barberotti. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Шаутбенаит. Ночной наблюдатель. Адмиральский чин в русском Флоте в первой половине XVIII века: соответствовал чину контр-адмирала. В походе находился на головном корабле и следил за обстановкой.

Шкипер. Содержатель корабельного имущества и материального снабжения военного корабля, капитан коммерческого парусного судна.

Штурман. Huomo da Conseglio. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.

Штурман. Помощник капитана, специалист по кораблевождению. Старший офицер. Кибернетос. Командовал греческой триерой триарх, старший офицер назывался кибернетос (штурман). Именно от греческого штурмана берет свое начало название науки об управлении – кибернетика, столь важная сегодня. Управляли судном кормщики, лоцман и матросы.

Шханечный журнал. Основной официальный документ на судах русского парусного флота. В шханечный журнал непрерывно, с момента вступления судна в кампанию, в хронологической последовательности записывались все события, происходившие на судне во время плавания или его стоянки на якоре. В 1869 г. был переименован в вахтенный журнал.

Экипаж. На борт ладьи приходилось по 9—16 весел, и экипаж, соответственно, мог насчитывать от 20 до 35 человек. Кроме гребцов, рулевых и капитана, ладья могла вместить еще 20—40 человек десанта. Удвоенная численность экипажа существенно снижала скорость корабля и время, которое он мог находиться в море. Экипаж греческой триеры (не считая гребцов, которых на борту было 170) составляли 20 матросов и 12 солдат. Гребцы развивали скорость в пять узлов, а если еще ставился и парус, то скорость достигала восьми узлов (14,8 км/час).

Юнги. Mocci. Экипаж венецианской галеры. 1597 г.


Рецензии