под Эверестом, весна, 2010

Дневник Божукова В.М.-Снежного Барса №3 под  Эверестом, весна, 2010

Волнения и переживания в большом путешествии к Эвересту в рамках проекта «Эверест-Полет 2010»

Проект «Эверест-Полет», задуманный как демонстрация возможности спас работ в «зоне смерти» на Эвересте, весной 2010 г. превратился в демонстрацию лета как идеального времени для восхождения на Эверест: и дешево и тепло, нет ветра и осадков. «Муссон» - плохая погода, снегопады и «лето» - не синонимы.. 
Об этом говорят наблюдения как прошлого, 2009 года, так и первые дни лета 2010.
 Из-за отсутствия централизованного финансирования альпинисты, зимой прошедшие циклическую подготовку (лыжные гонки),  с проверкой забегом на Эльбрус (В.Шкель и др.) не смогли прилететь 15 марта 2010 г. в Непал.  Прибывшие во-время Санкт-Петербургские альпинисты Валерий Шамало и Сергей Кондрашкин финансово не осиливали восхождение с криогенной кислородной аппаратурой, не обладали навыками полета на параплане, поэтому мы не могли продемонстрировать эффективность этих элементов будущей спецслужбы на Эвересте, но они превосходно технически и физически подготовлены, что, надеюсь, продемонстрируют успешным восхождением на вершину Эвереста.
Дневник Валентина Михайловича под Эверестом, в ожидании Шамало и Кондрашкина, финишные дни экспедиции.

04.06.2010
Сейчас жду их с  нетерпением и тревогой. Такое состояние в моей жизни было еще только раз, когда в 1967 году я выпустил группу альпинистов «Комплексной экспедиции ЦСДСО « Буревестник» на первовосхождение на вершину в Заалайском Хребте (альпинисты Валерий Сульев,  Юрий Скурлатов и др.), а сам остался в палатке на зеленой поляне у журчащего ручья.
Верил тогда в ребят – потому и выпустил, верю и сейчас в Шамало, и, хотя выпустить-не выпустить – права не имел, он полностью самостоятелен, но я приложил усилия к созданию 2-х групп «поддержки» в рамках «Проекта» и это позволило ему выйти на восхождение, и я волнуюсь – все ли благополучно наверху? По моим расчетам времени – пора вернуться. А их нет! И начинают одолевать мысли: Валера Шамало из разряда ярых  безкислородчиков, аппаратуру впервые увидел и к ней прикоснулся две недели назад, Сережа Кандрашкин старательно воспринимал мои пояснения, сам все делал, но срок-то больно мал… Как бы не попутали что наверху…. Да и имя: Сережа: только что – на наших глазах – тела двух Сереж спустили из «зоны смерти» СНГ-шные экспедиции на Лхоцзе: российская и Казахстана.

 04.06.2010 
16:00
Я в палатке. Только зайдет солнце и его тепло превращается в холод ледника и ветра. Натягиваю пуховую жилетку, комбез, теплые ботинки – готовлюсь к ночи. И – волнуюсь, где ребята?
16:40
Стало мне теплее, но неспокойно мне. А для ночи надо будет еще одеть: на ботинки шерстяные носки – есть такие для горы, подготовленные под бахилы, что по колено, как у зимних туристов в России; пуховую жилетку; на комбез – брюки, под которые на коленки пуховые носки и лишь после этого, засунуть ноги, завернутые в уколовскую куртку, мои ветрозащитные красные брюки, в рюкзак «Параавис» и мешок от параплана. Сам же параплан, аккуратно (сколь возможно) расправив по слоям на ширину 1,5 м, накинуть 10-тью слоями сверху, края подоткнув под выклянченный у кока поролоновый матрас, на каримате оказалось лежать и жестко (выпирают оттаявшие изо льда камни) и холодно, тонок каримат!

И от нечего делать лезут в голову всякие мысли. Записываю то, что иначе забудется.
Тема курсовой, дипломной работы (м.б. и диссертации) студента  ГЦОЛИФКА  «Особенности массажа альпиниста-высотника» или полнее: «Специфика реабилитации альпиниста-высотника перед восхождением» или «Инструментальные методы контроля готовности к восождению» Все это для предотвращения смертей 1996 – 2010гг. на Эвересте – Лхоцзе. Еще: «Парная баня – как средство адаптации к гипоксии».
Сейчас же из всего предлагаемого мною для реабилитационного центра в ВС, отметил Сережей Кондрашкиным проведены два вечера «Песни военных лет», нами всеми с огромным удовольствием прослушанные (жаль смартфон не громок и приходилось, слушая, напрягаться), да и кресла пластиковые – я же хочу тростник – натураль…
С парной баней пока не получается, на всей территории ВС не нашел железной решетки на примус. Тент то есть – от туалета (морщатся!) или из под палатки четвертой, каркас от туалета подходит. А главное Шамало не из парильщиков и идеей бани не увлечен.
Да бог с ним, лишь бы вернулся с Эвереста! Сегодня. Тогда – либо завтра в КТМ для «Брифинга» в «департамент туризма и Ц.А.», либо – реабилитация 3-и дня и бескислородное восхождение, что хочет – я ему не указ, пусть сам говорит с «НИМОЙ ЧОЙ-ОЮ трекинг», телефон есть. 
А я после приода ребят – в Горак Шел и далее, в Катманду – надо готовить великие дела: «Полет –Эверест 2011».
Идею пройти до Западного цирка по склону Нунцзе в одиночку, бросаю – для этого проода есть Багов и Уколов, а я с Крыловым поддержу. Отчитаться перед Андреем : снятыми – веревкой, ледовым инструментом, скальными приспособами, курткой Сергея – есть чем, а то, что осталось на стене, перемычке, в середине кулуара и сегодня положенные на камень кошки «гривель» в коробке ульяновца – дождутся нашего прихода  весной 2011 (или осенью 2010 г., буду решать в КТМ с Суддипом, или Нимой, или Анжелой: Джоти-Эко-Трек).
Мне более всего хочется, сейчас, начать работать с Судипом. Ведь у нас проект «Полет-Эверест», а он-авиатор (теперь Агни-Аир) И главное – обучался в Питере, говорит – понимает по-русски. Хотя, по большому счету, мне хочется со всем этим завязать, сдать дела в надежные руки. Но где они?
Над западным гребнем – округлая белая шапка, то космится, то исчезает, быстро исчезает, быстро летящие через Нунцзе облака причудливой формы меняются ежеминутно – плохо сейчас в цирке и на гребне! У нас же – тишь да гладь, да божья благодать! Ручей набирает силу после ночной спячки, вечерняя крупа (1 см слой) на черном покрытии ледника в районе ВС исчезает на глазах, образуя ручейки, подпитывающие поток.
Наш маленький: зеленая палатка кухня-столовая и три желтых полусферы  для нас и кока – лагерь разместился практически в средней части ЕВС, на присыпанной осыпью береговой части ледника.
Сераки ледопада, делая поворот на 90 , остаются в своей многометровой мощи только близ склона Нунцзе; те-же , что идут к нам, к склону Кхумбы-Цзе, распадаются и превращаются в поле кальгаспоров с озерами и реками, только ниже нас какие-то силы возраждают многометровые стены сераков, параллельными рядами уходящими поперек течения ледника.
Над всем нижним горизонтом господствует многолетия неизменный, спадающий с Нупцзе язык ледника, поражающий своей похожестью на язык гигантского животного.
Верхний горизонт обрисован почти на ; круга гребнями и вершинами Пумори, Лингтрен, Кхумбуцзе, Западным гребнем Эвереста и склонами Нупцзе; хаос ледопада Кхумбу уходит ввысь вдоль западного гребня и скрывается, заворачивая за отрог Нупцзе.
05.06.2010
08:40
Мингла несет кружку чая «Данибаш е– спасибо» - ему я.
В стороне Нупцзе зашумело. Обвал? Где? Высовываюсь из палатки и внимательно изучаю склоны. Где? Не нахожу, искать бесполезно! Это Мингма запустил в своей кухонной палатке керосиновый примус. Его гул сродни с ледовым обвалом на стадии дробления в потоки и пыль.
Склон Нупцзе в этом году на редкость спокоен. Лишь с верхней части «языка» и с боковых отвесов изредка летят обвалы, образуя внизу конусы, а языку четкую форму .
1,5 -2,0-х километровое ледниковое пространство ВС отнюдь не ровно – это хаос бугров, ледовых стенок, среди которых сотни площадок под палатки. Лед под прикрытием  тента тает слабо и сейчас площадки превратило в пьедесталы 1,5-2,0 метра высотой. Наиболее высокие бугры увенчаны рукотворными пирамидами из глыб гранита, мрамора – это опоры ритуальных растяжек с шести цветными буддистскими флагами, посылающими всевышнему молитвы о милосердии к восходителям.
Самые высокие бугры выровнены под посадочные площадки вертолетов. В период заброски и эвакуации экспедиций, их прилетает более десятка в день. В былые годы (1995 – 97)  садились и В17 МТВ, сейчас только маленькие,не российские. .
Сам видел одновременно полу сидящих – полу висящих двух. Казалось винты касаются, все-таки площадки малы.
Вдоль всей гряды базового лагеря, меж камней и сераков вьется тропа, приспособленная не только для человека – он не прихотлив! – но и для яков и лошадей, более разборчивых, куда поставить копыто.
Отдельные экспедиции много лет размещаются на одном месте, и их помещения, в первую очередь кухни-склады, выложенные из камней, остается эти стены и столы только накрыть тентом. Конечно, каждый год надо стены править, ледник и тает и движется. Но, не смотря на огромное количество людей – тысячи!, лагерь чист. Это видно сейчас, летом, когда эти километры занимает наша миниатюрная экспедиция. Я не мог найти здесь проволоки для корзины под камни в паровую баню, хотя обошел весь лагерь. Изредка обертка конфеты, брошенная безответственным трекером. Все увезено, и «туалеты» тоже.

10:00
Все по-прежнему. Ребят нет. У нас солнце, мягкие дуновения. Наверху, в просвете – Западный гребень Нупцзе, стена Лхоцзе, над ней белесое, уходящее за Эверест и вытягивающееся за Ло-Ла, облако. Кучкующиеся образования движутся от Нупцзе к Эвересту – там ветер.

В странную ситуацию попал. Инициируя самоспасаемую экспедицию – 16 участников, я имею мини экспедицию 2 человека на вершину -гигант. Эти два человека от меня дистанцировались в части планов и дел, не имеют связи и сигнализации, ушли, не сказав куда и зачем. Если что-то случится, я ничем не могу помочь. Связь ВС с проводящей фирмой «ЧОЙ-ОЮ трекинг» - у повара. Он все сообщит и Нима, располагая страховой информацией, примет решение. Я – ноль!
Принимаю решение: паковать вещи и спускаться в Горак Шеп, оставаясь на связи с Мингмой. Завтра – в Тьян-Боге, затем – Лукла и КТМ. Все время на связи с коком Мингмой. Если что – там я полезней, хотя более безвыходной ситуации не представляю. Лучше сказать это завтра с рассветом, может быть сегодня спустятся ребята, а я завтра зайду на перемычку и заберу все от Крыловской апрельской акции.
Мингма спустит мой баг в Горак Шеп, сформирую оставляемое и уйду с портером в Тьянг Боче.

08.06.2010
Ночной сон без чейн-стокса. Неужели 300 м спуска так эффективны? Или это легкие теплые одеяла и освобождение от всего: белья, комбвеза, жилетки, носок и ботинок, двух рюкзаков на ногах?
 Пришедший из ВС в 8:00 Мингама сказал – так я понял, что Нима велел ему паковать лагерь и спускаться  в Катманду, что мне надо подняться ВС, чтобы собрать все в палатке Валеры-Сережи, жена Пембы советует Мингме сходить на Кала Патар с биноклем и осмотреть, и мне тоже. Но я чувствую, как прикаждом интенсивном движении сбивается дыхание – устал. Вчера, когда зашел в ресторан и заказал макароны и лимон ти, то упал на скамейку и сейчас, видимо, не восстановился. На утренней прогулке правая стопа и голень болезнены, на трудились вчера под тяжелым рюкзаком со спец снаряжением Багова – Уколова с Нупцзе (выполняю заказ Крылова) и, заодно, убеждаюсь что 1 июля Валера – Сережа на Нупцзе не пошли, хотя я их туда сводил и верил, что из двух законных путей – на Ло-Ла и на склон Нупцзе- они выберут Нупцзе как более подготовленный и обеспеченный. Но нет,следов их присутствия после 29 мая ни на седловине, ни на середине кулуара не нахожу, все лежит так, как мы оставили тогда.
Перепаковал, забрал Багова  инструменты , оставшееся после апрельского восхождения на перемычку и стену,и вниз.
В Горак Шеп прихожу усталый (рюкзак тяжел!) до нельзя. 8 июня, в связи с ликвидацией ЧО-ОЙЮ- трекинг лагеря в Эверест ВС (конец 15-ти дневного трекового обслуживания ), вынужден подниматься из Горак Шеп вверх: просит кок Мингма «вдруг деньги»). Составил опись имущества в палатке восходителя (трекеров с «Blue kart»), пакую в два их рюкзака, не разбирая где чье, портер понес в Горак Шеп. Вечер посвятил делению, что нести в Луклу, что оставить в хранение здесь, в Горак Шепе.
Перестал хранить страницы дневника и необходимость в больших листах исчезла. Смотри Ежедневник дневник.


08.06.2010

Эверест ВС
Протокол осмотра палатки альпинистов Шамало – Кондрашкин.
Присутствовали кок Мингли и портер, трекер Божуков В.

При осмотре обнаружены:
1. Паспорт Шамало
2. Деньги 500 $ (пятьсот $) Рупии Nepali 6000 Rs
3. Электронный билет Шамало
4. Arni-Air билет Шамало
5. Телефон Nokia
6. Телефон Samsung
7. Рисунки Сергея Кондрашкина, его книга «Миссия Архангела Михаила», иконы 5 шт
8. Пустые малые рюкзаки – 2 шт
9. Пуховка
10. каска Petze – 1 шт
11. каска Black Diamon – 1 шт
12. кроссовки – 2 пары
13. носильные вещи -мелочевка в пакетах
14. Комплект скально-ледового приспособа
15. ледоруб Black Diamon – 1 шт


        Божуков В.М.


Рецензии