Парусно-весельный флот. Флоты и эскадры

Авангард. Часть войск, выдвинутая в походе вперед, с целью не допустить внезапного нападения противника, обеспечить выгодные условия для развертывания и вступления в бой, захватить выгодные рубежи и т.д.

Адмиралтейство. Орган управления флотом. В XVIII-XIX вв. место постройки, вооружения и ремонта кораблей, где сосредоточены верфи, стапели, доки, мастерские и склады.

Александр Македонский. Совершая свой грандиозный индийский поход, Александр Македонский собрал бригаду критских плотников, которые в 326 г. до н. э. построили ему флот из тридцати баркасов и более мелких судов. Флот строился на реке Инд, под руководством критянина Неарха. Построенный флот, состоявший из 150 судов, вышел из устья Инда, имея на борту 5000 воинов. Они прошли вдоль персидского берега и вошли в устье Евфрата, где встали на якоря в 324 г. до н.э.

Английский флот. С начала XVIII века борьба за владычество на морях шла уже только между Англией и Францией. Это соперничество было решительным образом закончено в 1805 году, когда англичане при Трафальгаре полностью уничтожили объединенный франко-испанский флот и стали безраздельными властелинами морей и океанов.

Артель. Объединение матросов или солдат в русском флоте или армии в целях организации питания из общего котла, за счет положенных им на продовольствие денег. Хозяйством артели ведал артельщик, избираемый солдатами или матросами. Артельщик утверждался старшим офицером корабля.

Арьергард. Тыловая часть соединения, групп или отрядов кораблей, следовавшая за главными силами флота и прикрывавшая их с тыла.

Ахейский флот. Народы моря. Эпизоды битвы народов моря с египтянами можно увидеть на египетском рельефе ХІІ в. до н.э. Это была битва при Пелузиуме между флотом фараона Рамсеса III и судами народов моря. Это сражение остановило натиск народов моря на Египет. Народы моря хрониками Нильского царства именуются племенные союзы ахейцев, этрусков, ливийцев. Ахейцы в свое время завоевали остров Крит и Трою в Малой Азии; позднее древнейшие из эллинов сами были вытеснены северным народом - дорийцами. Изгоняемые из своих владений, ахейские и другие племена покидали Балканский полуостров и шли все дальше на Юг. Они продвигались вдоль побережий Сирии и Ханаана, прикрываемые с моря многочисленными флотилиями. Ахейские и этрусские  суда были украшены на носу и на корме фигурками аистов. Народы моря (ахейцы и этруски) уничтожили старинную державу хеттов, разрушив, при этом, ее столицу — Хаттушаш; Финикия и Сирия сдались без боя и потому избежали разорения. Затем переселенцы ворвались в северные провинции Египта. Рамсесу III удалось оттеснить их, — но потомки Ахиллеса и Агамемнона прочно осели на землях Ближнего Востока. По египетским источникам, одно из племён называлось «Пелесет», библейские филистимляне, жившие на территории нынешней Палестины. В конце-концов, Рамсес III разрешил народам моря селиться на северных границах своего государства.

Венецианский флот. Венецианские верфи спустили на воду новые галеры и галеасы, на которых в 1571 г. объединенный флот итальянских городов-республик, Испании и Папской области разгромил турецкие галеры при Лепанто. И эта победа при Лепанто второй раз спасает Средиземное море от покорения азиатами. На верфях Венеции и Генуи строилось много и торговых судов, которые назывались нава.

Византийский флот. После падения Западной Римской империи Восточная Римская (или Византийская) империя, возникшая в 395 г., сохранилась почти без потерь. Это была классическая морская держава. На протяжении V и VI вв. н.э. византийский флот по-хозяйски бороздил Средиземное море, потому что уже ни пираты, ни какая-либо иная сила не могли ему угрожать. Сильного военного флота Византия не имела, так как он ей был не нужен. Но когда арабы после падения Рима стали хозяевами Западного Средиземноморья, они попытались вторгнуться и в Восточное. В 674 г., когда арабские корабли подошли к Константинополю, столице Византийской империи, было пущено в ход византийское военное изобретение — «греческий огонь», который бросали с военных судов — дромонов. Только это спасло Византию от катастрофы. Но она все равно скоро погибла под ударами арабов, турок и крестоносцев, которых поддерживали города-республики Венеция, Генуя, Амальфи и Пиза, предоставлявшие свои флоты для перевозки крестоносцев. В 1453 г. турки нанесли окончательный удар по Византии, осадив и взяв Константинополь. Теперь хозяевами морской торговли стали итальянские города-республики, и первая из них — Венеция. И господство этих республик на Средиземном море продолжалось до XVII века.

Галерный флот. Гребной флот. Шхерный флот. Соединения боевых и вспомогательных судов, основным движителем которых были весла. Предназначался для действий в шхерных районах, лиманах. В состав гребного флота входили галеры, скампавеи, бригантины, дюбель-шлюпки и т.д.

Галльский флот. Великая Франкская империя, возникшая на развалинах Римской империи, не очень рвалась в морские просторы, хотя и получила богатое наследство — багаж навигационных и кораблестроительных знаний от древних кельтов (галлов), которые в III в. до н. э. господствовали на всем побережье от устья Эльбы до испанского Гвадалквивира. Кодекс мореплавания кельтов лучше всего сохранился в Ирландии, именно там существует масса легенд о древних морских экспедициях святого Брэндана в начале VI в., который, по легендам (вполне правдоподобным), достигал американских берегов. Одним из результатов плаваний ирландских монахов в Атлантике было открытие Исландии в конце VIII века, то есть задолго до ее открытия викингами в 60 — 70-е гг. IX века.

Ганзейский флот. В XII в. славян вытеснила из морской торговли немецкая Ганза. Суда Ганзы — вначале это были нефы, когги и гулки, а потом их сменили караки — стали преобладающим флотом на Балтийском и Северном морях. И оставались там хозяевами вплоть до XVII в. Формирование Ганзы как торгового и политического союза городов Любека и Гамбурга восходит к 1 241 г. Затем к союзу присоединились, один за другим. Бремен, Висмар, Росток, Штрапьзунд и другие. Цепью конфедерации торговых городов было отстаивание независимости перед лицом феодальных сил и противостояние зарубежной конкуренции, а также совместная борьба с пиратами. Торговая деятельность Ганзы охватывала прежде всего перевозку грузов без упаковки, навалом, а такой вид торговых морских перевозок требовал нового типа судов — с большим водоизмещением и большой ширины. Ведь именно для такого использования создавались португальцами и испанцами каравеллы, караки и галионы. Моделями для этих конструкций служили арабские и норманские корабли. К 1470 году когг стал основным типом судна Ганзейского союза.

Ганнона флот. На рубеже VI и V вв. до н.э., около 500-го года, карфагеняне организовали большую торговую и колонизаторскую экспедицию к берегам Западной Африки. Под командованием навигатора Ханнона (Ганнон) пошли шестьдесят больших судов, каждое из которых имело по 50 весел. Тридцать тысяч мужчин и женщин были доставлены на берег Камеруна. Поселения создавались на всем пути следования флотилии, и так она дошла до залива Камерун (где с судов видели извержение вулкана), а затем вернулась назад.

Голландский флот. Голландцы строили свои суда по тщательно выверенным расчетам и чертежам. В ту эпоху они безусловно держали первенство в конструировании и постройке кораблей. Маленькая страна Голландия имела самый многочисленный торговый флот в мире. Начиная с XVII в. она царила на морях и океанах до той поры, пока англичане и французы не стали спускать на воду более мощные суда, в особенности военные. Ввиду мелководности своих портов, голландцы оказались не в состоянии строить такие большие военные суда, как англичане и французы, которые позволяли себе спускать на воду корабли водоизмещением 2000 тонн. Таким образом, с начала XVIII века борьба за владычество на морях шла уже только между Англией и Францией.

Гребной флот. Галерный флот. Шхерный флот. Соединения боевых и вспомогательных судов, основным движителем которых были весла. Предназначался для действий в шхерных районах, лиманах. В состав гребного флота входили галеры, скампавеи, бригантины, дюбель-шлюпки и т.д.

Греческий флот. Триеры прославились под командованием Фемистокла в Саламинском сражении (480 г. до н. э.), где они разбили персидский флот, несмотря на его превосходство. Оправдали себя высокие скорости и разрушительная мощь металлических таранов.

Дорийский флот. К XV в. до н. э. Крит захватили ахейцы из Микен на Пелопоннесе, а через сто лет Крит погиб в результате гигантской природной катастрофы; в чем она заключалась, никто нынче не знает. И флот Крита исчез, уступив место микенскому флоту, который господствовал на море с XVI по XII вв. до н. э. Но и его время прошло под давлением дорийцев и так называемых «морских народов», угрожавших даже Египту.

Египетский флот. Эпизоды битвы народов моря с египтянами можно увидеть на египетском рельефе ХІІ в. до н.э. Это была битва при Пелузиуме между флотом фараона Рамсеса III и судами народов моря. Это сражение остановило натиск народов моря на Египет. Народы моря хрониками Нильского царства именуются племенные союзы ахейцев, этрусков, ливийцев. Ахейцы в свое время завоевали остров Крит и Трою в Малой Азии; позднее древнейшие из эллинов сами были вытеснены северным народом - дорийцами. Изгоняемые из своих владений, ахейские и другие племена покидали Балканский полуостров и шли все дальше на Юг. Они продвигались вдоль побережий Сирии и Ханаана, прикрываемые с моря многочисленными флотилиями. Ахейские и этрусские  суда были украшены на носу и на корме фигурками аистов. Народы моря (ахейцы и этруски) уничтожили старинную державу хеттов, разрушив, при этом, ее столицу — Хаттушаш; Финикия и Сирия сдались без боя и потому избежали разорения. Затем переселенцы ворвались в северные провинции Египта. Рамсесу III удалось оттеснить их, — но потомки Ахиллеса и Агамемнона прочно осели на землях Ближнего Востока. По египетским источникам, одно из племён называлось «Пелесет», библейские филистимляне, жившие на территории нынешней Палестины. В конце-концов, Рамсес III разрешил народам моря селиться на северных границах своего государства.

Индийский флот. В VII в. до н. э. древние индийцы открыли Южно-Китайское море, изучив более 6500 км побережья. В конце I тыс. до н. э. они обладали огромным флотом, освоили кораблевождение и с полуострова Индостан по островному мосту в Малаккском проливе переправились на Суматру — крупнейший на земле архипелаг, затем на острова Ява и Лусон в Филиппинском архипелаге. Малайцы, ещё более превосходные моряки, доходили в своих плаваниях до Новой Гвинеи. В XVI—XV вв. до н. э. критяне, открыв узкий пролив Геллеспонт (Дарданеллы). проникли в Пропонтиду (Мраморное море), а затем, через еще более узкий Босфор,— в Понт (Черное море). Колонизация греками Черноморского побережья началась позднее, в VIII в. до н. э.

Индонезийский флот. Колыбелью парусных кораблей был Индонезийский архипелаг. Парусные пироги Южной Азии состояли из выдолбленного ствола и бокового поплавка, жестко с ним соединенного, а катамараны представляли собой две пироги, соединенные перемычкой. Эти корабли проникали в самые отдаленные области Тихого океана еще до того, как европейцы стали выходить в море. Возможно, и до того, как по Нилу потянулись суда, груженные тяжелыми каменными блоками для строительства пирамид, а это было за 6000 лет до н. э.

Испанский флот. Еще до открытия Америки Колумбом португальцы и испанцы на каравеллах и караках пускались на поиски Индии и огибали Африку. Вдохновителем этих многочисленных экспедиций был португальский принц Энрике. В истории он остался под именем Генриха Мореплавателя, хотя сам лично ни разу в жизни не выходил в море. В 1418 г. этот человек основал в своем замке Сагрес на юге Португалии первую в истории академию мореплавания. В этой своей академии он более сорока лет, до самой смерти, последовавшей в 1460 г., преподавал и провозглашал основные принципы будущих морских экспедиций. В 1468 г. португальский моряк Фернандо По достиг Гвинейского залива. Другой португальский мореплаватель, Диего Као, в 1482 г. пересек экватор в поисках устья реки Конго. В 1485 г. он с помощью Мартина Бехайма из Нюренберга, ученика знаменитого Региомонтануса, преподававшего мореплавание по картам, доплыл до Китовой бухты (сегодня она называется Свакопмунд). И все эти путешествия оказались возможными благодаря каравеллам — тем кораблям, которые могли идти против ветра и научились преодолевать силу пассатов с северо-востока (ранее эти ветры нередко не позволяли мореплавателям вернуться домой, в Европу). А в 1487 г. Бартоломеу Диаш, португальский навигатор, сумел дважды обойти мыс Доброй Надежды, а потом и войти в Лондонский порт.

Карфагенский военный флот.

Карфагенский флот. Карфаген — финикийская колония, была заложена в 814 г. до н. э., стала независимой и уже сама основала свои колонии в Западном Средиземноморье. Карфагенский флот состоял преимущественно из больших кинкерем, или квинкерем. Суда с пятью рядами весел или пятью гребцами на весле. Они защищали карфагенские торговые суда, плававшие в Средиземном море, и даже выходившие в океан. Померяться силами с Карфагеном на море мог только Рим.Карфагеняне всегда заявляли, что они были первооткрывателями Канарских островов, острова Мадейра. Можно допустить, что северовосточные ветры помогали им достигать и Америки. На рубеже VI и V вв. до н.э., около 500-го года, карфагеняне организовали большую торговую и колонизаторскую экспедицию к берегам Западной Африки. Под командованием навигатора Ханнона (Ганнон) пошли шестьдесят больших судов, каждое из которых имело по 50 весел. Тридцать тысяч мужчин и женщин были доставлены на берег Камеруна. Поселения создавались на всем пути следования флотилии, и так она дошла до залива Камерун (где с судов видели извержение вулкана), а затем вернулась назад. В конце V в. до н. э. Карфагеном была установлена блокада Гибралтара. В Средиземном море финикийцы были главными торговцами, на его берегах они основали торговые и портовые центры. Главным из этих центров был Карфаген, основанный в период апогея финикийской торговли на Средиземном море, в конце IX в. до н. э. Карфагеняне первыми стали строить суда с двумя ярусами гребцов. Но греки научились строить большие и более совершенные боевые корабли — триеры, и вытеснили финикийцев со Средиземного моря. Финикийцы плавали еще долго, но господство на этом море перешло к соперничающим между собой грекам и карфагенянам.

Каспийская флотилия.

Критский флот. Критяне научили финикийцев строить корабли. С 2100 по 1450 гг. до н.э. морская мощь Крита простиралась до Геркулесовых Столпов (нынешний Гибралтар), но там уже господствовал флот Тартессоса, и критская торговля стала клониться к упадку. Финикийцы умело воспользовались полученной от критян и микенцев морской наукой, научились строить корабли с килем и шпангоутами и боевые корабли с носовым тараном. Совершая свой грандиозный индийский поход, Александр Македонский собрал бригаду критских плотников, которые в 326 г. до н. э. построили ему флот из тридцати баркасов и более мелких судов. Флот строился на реке Инд, под руководством критянина Неарха. Построенный флот, состоявший из 150 судов, вышел из устья Инда, имея на борту 5000 воинов. Они прошли вдоль персидского берега и вошли в устье Евфрата, где встали на якоря в 324 г. до н.э.

Ливийский флот. Народы моря. Эпизоды битвы народов моря с египтянами можно увидеть на египетском рельефе ХІІ в. до н.э. Это была битва при Пелузиуме между флотом фараона Рамсеса III и судами народов моря. Это сражение остановило натиск народов моря на Египет. Народы моря хрониками Нильского царства именуются племенные союзы ахейцев, этрусков, ливийцев. Ахейцы в свое время завоевали остров Крит и Трою в Малой Азии; позднее древнейшие из эллинов сами были вытеснены северным народом - дорийцами. Изгоняемые из своих владений, ахейские и другие племена покидали Балканский полуостров и шли все дальше на Юг. Они продвигались вдоль побережий Сирии и Ханаана, прикрываемые с моря многочисленными флотилиями. Ахейские и этрусские  суда были украшены на носу и на корме фигурками аистов. Народы моря (ахейцы и этруски) уничтожили старинную державу хеттов, разрушив, при этом, ее столицу — Хаттушаш; Финикия и Сирия сдались без боя и потому избежали разорения. Затем переселенцы ворвались в северные провинции Египта. Рамсесу III удалось оттеснить их, — но потомки Ахиллеса и Агамемнона прочно осели на землях Ближнего Востока. По египетским источникам, одно из племён называлось «Пелесет», библейские филистимляне, жившие на территории нынешней Палестины. В конце-концов, Рамсес III разрешил народам моря селиться на северных границах своего государства.

Микенский флот. К XV в. до н. э. Крит захватили ахейцы из Микен на Пелопоннесе, а через сто лет Крит погиб в результате гигантской природной катастрофы; в чем она заключалась, никто нынче не знает. И флот Крита исчез, уступив место микенскому флоту, который господствовал на море с XVI по XII вв. до н. э. Но и его время прошло под давлением дорийцев и так называемых «морских народов», угрожавших даже Египту.

Народов моря флот. Ахейцы, этруски, ливийцы, филистимляне. Эпизоды битвы народов моря с египтянами можно увидеть на египетском рельефе ХІІ в. до н.э. Это была битва при Пелузиуме между флотом фараона Рамсеса III и судами народов моря. Это сражение остановило натиск народов моря на Египет. Народы моря хрониками Нильского царства именуются племенные союзы ахейцев, этрусков, ливийцев. Ахейцы в свое время завоевали остров Крит и Трою в Малой Азии; позднее древнейшие из эллинов сами были вытеснены северным народом - дорийцами. Изгоняемые из своих владений, ахейские и другие племена покидали Балканский полуостров и шли все дальше на Юг. Они продвигались вдоль побережий Сирии и Ханаана, прикрываемые с моря многочисленными флотилиями. Ахейские и этрусские  суда были украшены на носу и на корме фигурками аистов. Народы моря (ахейцы и этруски) уничтожили старинную державу хеттов, разрушив, при этом, ее столицу — Хаттушаш; Финикия и Сирия сдались без боя и потому избежали разорения. Затем переселенцы ворвались в северные провинции Египта. Рамсесу III удалось оттеснить их, — но потомки Ахиллеса и Агамемнона прочно осели на землях Ближнего Востока. По египетским источникам, одно из племён называлось «Пелесет», библейские филистимляне, жившие на территории нынешней Палестины. В конце-концов, Рамсес III разрешил народам моря селиться на северных границах своего государства.

Непобедимая Армада. Вторым кораблем-кругосветником был галион английского пирата Френсиса Дрейка «Золотая лань». Цель его кругосветного путешествия (1577—1580) состояла не только в борьбе с испанскими колониями, в нападении на них там, где они этого менее всего ожидали — на американских берегах Тихого океана, но и в поиске пути в Китай. Когда Дрейк уже вернулся в Англию, испанцы решили положить конец британскому пиратству и снарядили в 1588 году свою «Непобедимую Армаду», двинув ее на Британию. Но Армада погибла в проливе Ла-Манш.

Парусный флот. Лишь в начале XX столетия исчезли последние торговые парусные суда. Военные парусники ушли со сцены несколько раньше. Но нынешний энергетический кризис вновь воззвал к жизни те романтические корабли. Первое современное парусное судно связало Нью-Йорк и остров Тринидад еще в 1979 году. Сейчас рассматриваются и другие возможности возвращения парусной идеи в мореплавание. Не исключено, что история парусного флота возрождается!

Персидский флот. Ок. 517 г. до н. э. персидский царь Дарий организовал экспедицию под командованием грека Скилака Кариандского, морехода и военачальника. Нужно было выяснить, существует ли прямое морское сообщение между западной и восточной окраинами Персидской империи. Суда, способные выдержать морское плавание, спустились по реке Кабул до Инда. Обследовав почти 1500 км Инда до устья, Скилак вышел в Аравийское море, прошел вдоль берегов Азии и Аравии 7500 км и в 514 г. до н. э. достиг Суэцкого залива (на Суэцком перешейке обнаружена наскальная надпись, рассказывающая об этом плавании, высеченная по приказу Дария). Именно Скилак (по Геродоту) доставил первые точные известия об Индии. По указанию Дария исследовано также Каспийское море и даны верные сведения о том, что это — замкнутый водоем. Однако еще до II в. н. э. античные географы полагали, что оно сообщается либо с Азовским и Черным морями, либо с Северным Ледовитым океаном По приказу Дария было обследовано также юго-восточное, побережье Европы по Средиземному морю от Босфора до залива Таранто (Южная Италия) на протяжении почти 3000 км. В 480 гг. до н.э. греческий флот, состоявший, в основном, и триер прославился под командованием Фемистокла в Саламинском сражении (480 г. до н. э.). В этом бою греки разбили персидский флот, несмотря на его превосходство. Оправдали себя высокие скорости и разрушительная мощь металлических таранов греческих триер.

Пиратов флот. После окончательного разгрома Карфагена в 146 г. до н.э. римляне стали неоспоримыми хозяевами Средиземноморья. Но вот в этом море, которое римляне называли «Наше море» (Mare Nostrum), снова появляются претенденты на господство — пираты. Уже в 1 в. до н.э. пираты владели в Средиземном море почти 1500 кораблями. Такого флота не имела в то время ни одна страна. Напрасно Рим предпринимал многочисленные экспедиции против пиратов. Все было тщетно, пока в 67 г. до н.э. не явился Помпей — он применил не только большие триремы, но и очень маневренные либурны. Вслед за победой Помпея над пиратами римляне царили в Средиземном море до падения Западной Римской империи, то есть до 476 г. н. э.

Пифея флот. Между 350 и 320 до н. э. грек Пифей совершил самое богатое открытиями морское плавание вдоль части северных и западных берегов Европы. Отплыв из Массилии (теперешний Марсель), он повел свою экспедицию по рекам нынешней Франции, поскольку Гибралтарский пролив был блокирован карфагенянами, не пропускавшими иностранные корабли, особенно греческие. Он плыл на судне, которое французский археолог Лальман назвал «Артемида со стрелой». Из французских внутренних вод он вышел в Атлантику, прошел мимо Англии и вошел в устье Эльбы, пошел к городу Туле (мы до сих пор не знаем, где он находился). Его плавание было столь дерзким, что греки сочли отчет о его путешествиях плодом фантазии, обвинив его во лжи. Пифей открыл острова Зеландия, Великобритания и Ирландия, полуострова Бретань и Скандинавский, моря Северное и Ирландское, пролив Каттегат и Бискайский залив. Питеас вычислил наклон плоскости эклиптики к плоскости небесного экватора, первым указал на связь между движением Луны и приливно-отливными явлениями океана.

Порт

Прорезание строя. Прореание линии баталии. Тактический прием кораблей парусного флота, позволявший нарушить линию баталии противника и сосредоточить усилия против отсеченной части его сил. В момент прохождения между двумя вражескими кораблями, находящимися в линии баталии, корабль, прорезающий строй, получал возможность вести сильный огонь артиллерией обоих бортов одновременно против двух кораблей противника. Огнем поражались носовая и кормовая части двух кораблей противника, личный состав, находящийся на верхней палубе, а также рангоут вражеских кораблей. С другой стороны, огонь противника был в этот момент слабым, т.к. носовых и кормовых орудий на парусных судах было во много раз меньше, чем бортовых орудий. Прорезание строя противника в нескольких местах давало возможность атаковать его окруженные суда с двух сторон - "взять противника в два огня". Этот тактический прием наиболее успешно применялся в русском (адмиралы Ф.Ф.Ушаков и Д.Н.Сенявин) и английском (адмиралы Д.Родней и Г.Нельсон) флотах.

Рамзеса III флот. Эпизоды битвы народов моря с египтянами можно увидеть на египетском рельефе ХІІ в. до н.э. Это была битва при Пелузиуме между флотом фараона Рамсеса III и судами народов моря. Это сражение остановило натиск народов моря на Египет. Народы моря хрониками Нильского царства именуются племенные союзы ахейцев, этрусков, ливийцев. Ахейцы в свое время завоевали остров Крит и Трою в Малой Азии; позднее древнейшие из эллинов сами были вытеснены северным народом - дорийцами. Изгоняемые из своих владений, ахейские и другие племена покидали Балканский полуостров и шли все дальше на Юг. Они продвигались вдоль побережий Сирии и Ханаана, прикрываемые с моря многочисленными флотилиями. Ахейские и этрусские  суда были украшены на носу и на корме фигурками аистов.

Римский флот. Римляне начали морскую войну с Карфагеном за владение Сицилией, производившей очень много зерна. Не имея еще никакого флота, римляне свои первые десанты отправляли на плотах. Посередине плота монтировали кабестан, приводящийся в движение тремя быками. От кабестана приводились во вращение колеса с лопастями. Рулей эти плоты не имели и двигались буквально по воле волн. Но счастливый случай оказался на римской стороне. В 261 г. до н. э. карфагенская пентера потерпела крушение у берегов Северо-Восточной Сицилии, и римляне скопировали ее конструкцию, причем за несколько месяцев они построили сто шестьдесят судов. Трудно управляемые, эти пентеры в первом же морском сражении стали жертвами мощных ударов карфагенских острых таранов. В 260 г. до н.э. во втором сражении у Милаццо, на северо-западе Мессинского пролива, римляне победили карфагенский флот, применив новую тактику: абордаж с помощью падающих мостиков на палубе. Карфагеняне, совершенно не привыкшие к этой новой тактике, потерпели поражение. И в дальнейших морских сражениях эта римская тактика неизменно приносила победы. После окончательного разгрома Карфагена в 146 г. до н.э. римляне стали неоспоримыми хозяевами Средиземноморья. Но вот в этом море, которое римляне называли «Наше море» (Mare Nostrum), снова появляются претенденты на господство — пираты. Уже в 1 в. до н.э. пираты владели в Средиземном море почти 1500 кораблями. Такого флота не имела в то время ни одна страна. Напрасно Рим предпринимал многочисленные экспедиции против пиратов. Все было тщетно, пока в 67 г. до н.э. не явился Помпей — он применил не только большие триремы, но и очень маневренные либурны. Вслед за победой Помпея над пиратами римляне царили в Средиземном море до падения Западной Римской империи, то есть до 476 г. н. э. Эпоха, начавшаяся в 476 г. н. э. и закончившаяся открытием Америки в 1492 г., именуется средневековьем.

Сидона и Тира флотилии. На рельефах VIII в. до н.э. из Ниневии, столицы Ассириии, изображающие флотилии Тира и Сидона, видны двух и трёх уровневые боевые корабли, снабженные таранами.

Славянский флот. После викингов на Балтике появились славянские корабли. Их главной базой был Волин в устье Одера. Славяне Балтийского побережья были активны на море в течение XI — XII вв. В XII в. их вытеснила из морской торговли немецкая Ганза. Суда Ганзы — вначале это были нефы, когги и гулки, а потом их сменили караки — стали преобладающим флотом на Балтийском и Северном морях. И оставались там хозяевами вплоть до XVII в.

Средиземноморский флот. Основу средиземноморских флотов составляло знаменитое судно античности трирема, названная греками триерой. Позднее в Коринфе появились такие военные суда, как катафракты. Об этих судах нет точных данных.

Тира и Сидона флотилии. На рельефах VIII в. до н.э. из Ниневии, столицы Ассириии, изображающие флотилии Тира и Сидона, видны двух и трёх уровневые боевые корабли, снабженные таранами.

Фемистокла флот. Триеры прославились под командованием Фемистокла в Саламинском сражении (480 г. до н. э.), где они разбили персидский флот, несмотря на его превосходство. Оправдали себя высокие скорости и разрушительная мощь металлических таранов.

Фемный флот. В отличие от "царского флота", фемный флот содержался на средства определенных приморских фем. Византия. Ромея.

Филистимлянский флот. Народы моря. Эпизоды битвы народов моря с египтянами можно увидеть на египетском рельефе ХІІ в. до н.э. Это была битва при Пелузиуме между флотом фараона Рамсеса III и судами народов моря. Это сражение остановило натиск народов моря на Египет. Народы моря хрониками Нильского царства именуются племенные союзы ахейцев, этрусков, ливийцев. Ахейцы в свое время завоевали остров Крит и Трою в Малой Азии; позднее древнейшие из эллинов сами были вытеснены северным народом - дорийцами. Изгоняемые из своих владений, ахейские и другие племена покидали Балканский полуостров и шли все дальше на Юг. Они продвигались вдоль побережий Сирии и Ханаана, прикрываемые с моря многочисленными флотилиями. Ахейские и этрусские  суда были украшены на носу и на корме фигурками аистов. Народы моря (ахейцы и этруски) уничтожили старинную державу хеттов, разрушив, при этом, ее столицу — Хаттушаш; Финикия и Сирия сдались без боя и потому избежали разорения. Затем переселенцы ворвались в северные провинции Египта. Рамсесу III удалось оттеснить их, — но потомки Ахиллеса и Агамемнона прочно осели на землях Ближнего Востока. По египетским источникам, одно из племён называлось «Пелесет», библейские филистимляне, жившие на территории нынешней Палестины. В конце-концов, Рамсес III разрешил народам моря селиться на северных границах своего государства.

Финикийский флот. Этот флот играл в Средиземноморье первостепенную роль уже во втором тысячелетии до н. э. Финикийцы были не только предприимчивыми торговцами, но и пиратами. Захваченных людей они обращали в рабство и, по-видимому, первыми стали использовать гребцов-невольников. Торговый и военный флот Финикии во втором тысячелетии до н. э. был опорой флота египетских фараонов. Ряд факторов привел финикийцев, бывших кочевников, в конце четвертого тысячелетия до н.э. на землю нынешнего Ливана, где они превратились в самый корабельный народ на Средиземноморье. Финикийцы были жителями маленьких городов-государств, расположенных на восточном берегу Средиземного моря в предгорьях Ливанских гор. Одним из этих факторов было использование кедра для кораблестроения, вторым — приход в упадок Крита и Микен. Критяне научили финикийцев строить корабли. С 2100 по 1450 гг. до н.э. морская мощь Крита простиралась до Геркулесовых Столпов (нынешний Гибралтар), но там уже господствовал флот Тартессоса, и критская торговля стала клониться к упадку. о финикийцев главными мореходами на Восточных побережьях Средиземного моря были египтяне. Финикийцы умело воспользовались полученной от критян и микенцев морской наукой, научились строить корабли с килем и шпангоутами и боевые корабли с носовым тараном. Они на несколько веков стали главными мореплавателями в Средиземном море, получив в свои руки морские торговые пути между Востоком и Западом. Научившись плавать в открытом море, они углубили свои познания в навигации и стали предлагать транспортные морские услуги египтянам, ассирийцам, персам и израильтянам. Финикийцы сыграли важную роль в освоении новых морских путей. Во II тыс. до н. э. Финикия являлась торговым посредником между Египтом и Вавилонией и подчинялась то той, то другой стране, добывая им рабов, металл и прочее. Финикийский флот играл в Средиземноморье первостепенную роль уже во втором тысячелетии до н.э. Финикийцы были не только предприимчивыми торговцами, но и пиратами. Захваченных людей они обращали в рабство и, по-видимому, первыми стали использовать гребцов-невольников. Торговый и военный флот Финикии во втором тысячелетии до н.э. был опорой флота египетских фараонов. Они строили большие гребные суда со шпангоутами, килем и сплошной палубой, из волокон конопли плели канаты, обладавшие большой прочностью. При попутном ветре корабли могли ходить под парусами (их шили из плотной пурпурной ткани). Гребцами были рабы. При ближнем плавании финикийцы использовали преимущественно легкие торговые суда, имевшие весла и прямой рейковый парус. Значительно внушительнее выглядели суда, предназначенные для дальнего плавания, и военные корабли. Финикия, в отличие от Египта, имела очень благоприятные природные условия для строительства флота: вблизи побережья на склонах Ливанских гор росли леса, в которых преобладали знаменитые ливанские кедр и дуб, а также другие ценные породы деревьев. Считается, что именно финикийцы полностью исследовали Средиземное море. В XV в. до н. э. они начали посещать Крит, двигаясь на запад, открыли центральный бассейн Средиземного моря, от островов Эгейского моря перешли к южным берегам Балканского полуострова, достигли Эгейского и Верхнего (Адриатического) моря, открыли острова Сицилия и Мелита (Мальта), затем двинулись на запад вдоль берегов Северо-Западной Африки и дошли до Столбов Мелькарта (Гибралтарского пролива), впервые получив данные о протяженности Средиземного моря— 3700 км. Двигаясь вдоль берегов Африки, финикийцы открыли устья многих рек, тщательно изучили побережье и наметили места будущих поселений, в частности, здесь, на берегу Тунисского залива, был заложен Карфаген (825 г. до н. э.). Финикийцы одни из первых применили при постройке судов набор, состоявший из крепко соединенных киля и шпангоутов, к которым прикреплялась деревянная обшивка. В снаряжение судов входили канаты, свитые из волокна конопли, и, по всей вероятности, простые блоки. Напоминавшие формой корпуса скорлупку, эти суда были легче, подвижнее и грузоподъёмнее тяжеловесных судов египтян. В XIII веке до н. э. Финикия испытала нашествие кочевников-семитов. Ряд городов, в том числе Сидон, были разрушены и пришли в упадок. При этом ослаб Египет, что привело к независимости и возвышению Финикии, где главную роль стал играть Тир. Финикийцы начали строить большие (30 м длиной) килевые корабли с тараном и прямым парусом. Тогда же финикийцы изобрели свою письменность. В XII веке до н.э. финикийцы основали колонии Кадис (Испания) и Утика (Тунис). Затем колонизации подверглась Сардиния и Мальта. На Сицилии финикийцы основали город Палермо. Помимо усовершенствования морских судов финикийцы оставили еще одно примечательное наследие - слово "галера", которое вошло, вероятно, во все европейские языки. Финикийцы первыми вышли в Атлантический океан, на западном африканском побережье в XII—XI вв. до н. э. основали 2 колонии: Танчик (Танжер) и Лике (Лараш). Таким образом, они хотели закрепиться на важнейших торговых путях и осуществлять их охрану, а кроме того, по свидетельству римского историка I в. до н. э. Гая Саллюстия, пустить здесь корни „.одни ради уменьшения населения на родине, а другие из жажды власти". Затем была колонизирована часть Пиренейского полуострова. Финикийские суда отправлялись в плавание из больших портовых городов Сидона, Угарита, Арвада, Гебала и др., где находились также крупные судостроительные верфи. Имеются сведения, что они совершали походы и до берегов Англии, вывозя оттуда олово. Финикийцы строили корабли для своих соседей, владевших берегами Красного моря и Персидского залива, поступали к ним на службу, участвовали в экспедициях: в Пунт—для египтян, в страну Офир—для израильско-иудейского царя Соломона и др. В начале первого тысячелетия до н.э. благодаря плаваниям больших торговых, работорговых и военных судов расширяется и усиливается влияние Финикии в восточной и западной частях Средиземного моря. В эту пору основывались на побережьях финикийские колонии, которые не только стали центрами торговли, но также составили сеть опорных морских баз, необходимых финикийскому флоту для осуществления дальних морских Экспедиций. Одна из этих колоний, знаменитый Карфаген, находившийся на территории современного Туниса, сыграла значительную роль и в истории мореплавания. Как рассказывает Геродот, в 609 г. до н. э. египетский царь Нехо II послал финикийцев на кораблях исследовать берега Африки. Они вышли из Красного моря, поплыли вдоль берега по Южному (Индийскому) океану Осенью приставали к берегу, обрабатывали землю, дожидались сбора урожая и плыли дальше. Таким образом они обогнули Африку и через Гибралтарский пролив на 3-й год вернулись назад, доказав впервые, что Африка окружена морем. В VIII веке до н. э. Финикия была захвачена Ассирией. В 538 г. Финикия перешла под власть персов. В результате финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под началом Карфагена.

Флот. Оперативное объединение военно-морского флота, предназначенное для ведения военных действий на морском (океанском) театре.

Флотилия. Оперативное объединение флота. Флотилии бывают морскими, озерными, речными.

Хорезмийский флот.

Шхерный флот. Гребной флот. Галерный флот. Соединения боевых и вспомогательных судов, основным движителем которых были весла. Предназначался для действий в шхерных районах, лиманах. В состав гребного флота входили галеры, скампавеи, бригантины, дюбель-шлюпки и т.д.

Эскадра. Крупное соединение военных кораблей различных классов. Во время совместного плавания военных кораблей в составе эскадр и флотов в ночное время кормовые фонари использовали для подачи различных сигналов и команд.

Этрусков флот. Народы моря. Эпизоды битвы народов моря с египтянами можно увидеть на египетском рельефе ХІІ в. до н.э. Это была битва при Пелузиуме между флотом фараона Рамсеса III и судами народов моря. Это сражение остановило натиск народов моря на Египет. Народы моря хрониками Нильского царства именуются племенные союзы ахейцев, этрусков, ливийцев. Ахейцы в свое время завоевали остров Крит и Трою в Малой Азии; позднее древнейшие из эллинов сами были вытеснены северным народом - дорийцами. Изгоняемые из своих владений, ахейские и другие племена покидали Балканский полуостров и шли все дальше на Юг. Они продвигались вдоль побережий Сирии и Ханаана, прикрываемые с моря многочисленными флотилиями. Ахейские и этрусские  суда были украшены на носу и на корме фигурками аистов. Народы моря (ахейцы и этруски) уничтожили старинную державу хеттов, разрушив, при этом, ее столицу — Хаттушаш; Финикия и Сирия сдались без боя и потому избежали разорения. Затем переселенцы ворвались в северные провинции Египта. Рамсесу III удалось оттеснить их, — но потомки Ахиллеса и Агамемнона прочно осели на землях Ближнего Востока. По египетским источникам, одно из племён называлось «Пелесет», библейские филистимляне, жившие на территории нынешней Палестины. В конце-концов, Рамсес III разрешил народам моря селиться на северных границах своего государства.


Рецензии