Про страх

 Это был жаркий летний день, полвека тому назад, когда  я  в первый раз услышал историю про случай на Советско-Польской границе.  Вообще, история  эта была не очень страшная. Можно сказать, глупая история, но  день, когда,  я её услышал,  был ужасен.

 В этот день были похороны. Я  увидел человека в гробу и осознал, что он мёртвый. Вот в первый раз понял, что такое смерть.  Покойник был молод и погиб трагично. Он был студентом, ехал в трамвае из читального зала. На перекрёстке  трамвай  столкнулся с грузовиком. Никто в трамвае не пострадал, кроме бедного студента.  Осколок разбившегося стекла перерезал несчастному горло, и он умер.

Вечером того же дня две мои соседки по лестничной клетке рассказали мне некую  историю. Лариска и Иришка  были старше меня года на четыре. Я был мелкий шкет, лет пяти.

 Краткое содержание истории про Случай на Советско-Польской границе.
 На границе между Польшей и СССР  наши пограничники поймали шпиона.
 Стали обыскивать и  нашли шпионские принадлежности:
пистолет, рацию, шифроблокноты, нож швейцарский военный, фонарик.  Кроме того, у шпиона был бумажник, в котором было 10 000 рублей и фотография повёрнутая задом на перёд..
Пограничник начал доставать фотографию, а шпион как закричит: "Не смотрите на фото, я Вас умоляю"

 Пограничник не поверил шпиону, посмотрел на фото, волосы у него встали дыбом, и он умер от страха. Я тут же живо представил лицо покойника в гробу. Мамочки. Фото упало на пол естественно вверх оборотной стороной.

 История с фото была длинной. Шпион умолял пограничников не смотреть на изображение и сжечь фото. Короче, вся застава вымерла от страха.

 Девчонки, которые мне рассказывали про фотографию, были очень креативные создания, и страшилка из разговорного жанра плавно перешла в мистерию. Выяснилось, что их дедушка был следователем и участвовал в расследовании данного уголовного дела. Он, якобы, нашёл эту фотографию  и спрятал. При этом он никогда её не переворачивал и даже пометил знаком "череп и кости".
- «Вот она!» Торжественно заявила Лариска.
Достала  фотографию и положила на стол.
Действительно, на оборотной стороне был нарисован химическим карандашом череп и кости.
-« Будешь смотреть?» спрашивает Лариска.
Я молчу.

 Тут девчонкам срочно потребовалось попить и поесть. И они выскользнули из комнаты, оставив меня один на один с фотографией.

Страшилка рождается в предельно простой, аскетической атмосфере. Вот кусочек картона с черепом и костями. Вот детский ум ещё ни в чем не твердый. И очень хочется перевернуть, увидеть то ужасное, убившее целую заставу пограничников. Как только я протянул потную дрожащую руку к фотографии, девчонки за дверью завопили дикими голосами: «Не переворачивай!!! Ты чё, дурак!!.»
 Я заплакал от отчаяния.
Кое-как они меня успокоили и в качестве бонуса показали художественную открытку (см. илл.)
Представляете открыточка. Абалдеть..
Можно по почте послать и  поздравить с Новым Годом: "Желаем здоровья, счастья, и успехов в личной жизни"

После этого действа я понял, что значит бояться собственной тени.
И в этом великая сила страшилок. Не просто устный рассказ или фильм, а, именно, мистерия со всеми атрибутами.

Страх, как бес живёт в мелочах.
Голливудская продукция про вампиров и зомби смешна и скучна своим однообразием и технологичностью. Та же советская любовь среди мартеновских печей, только вид сбоку.


Рецензии
Мара Рушева. Рецензия на рассказ Карпа Борисова "Страх"

Импульсом к созданию рецензии послужил некий интеллектуальный вызов, содержащийся в тексте рассказа Карпа Борисова «Страх». Рассказ искренний, эмоциональный и короткий, последнее особенно важно в наше стремительно уходящее между пальцами время…

Итак, отчего же вымерла застава на Советско-Польской границе? Здесь, пожалуй, в качестве главных аллюзий важны перипетии двух произведений : 1)новелла Фазиля Искандера «Пиры Валтасара» в эпопее «Сандро из Чегема», 2)фильм Николая Досталя «Маленький гигант большого секса», экранизация новеллы «О, Марат» той же эпопеи Фазиля Искандера «Сандро из Чегема»…

Так что же было на фотографии, внушавшей смертельный страх в те далекие времена, когда храбрый дедушка двух девочек, присвоивший втихую страшное фото, служил следователем, а соцарт еще существовал только в мыслях… Быть может, там было совсем не ретушированное изображение вождя всех народов, хранение которого приравнивалось в те времена к самой страшной надуголовной статье…

январь 2013

Мара Рушева   18.03.2013 13:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.