Начало темы. От Буквы к Точке, - год 2002
Только что в бессистемных лабиринтах памяти моих старых компьютеров мне почти случайно попались на глаза и эти несколько каких-то древних обрывков из многих прочих самых первых моих заметок для www.ukamina.com
Ничуть не потрудившись просмотреть их хотя бы наспех, я помещаю это у себя сейчас же на ПрозаРУ.
В тех публикациях восьмилетней давности эти материалы, теперь, конечно же, чуть смешные, давно уже на том, заброшенном сайте никто не читает. Но сегодня эта, НАИВАЖНЕЙШАЯ моя тема уже сколько-то известна и специалистам, и просто разным моим читателям.
Сегодня, уже более продуманные, и в куда более развитом виде, такие рассуждения стали серьёзнее.
История этой темы, - с вот таким там, давно уже устаревшим названием, - остаётся стоящей всё большего внимания.
___________________________________________
6 БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА ВМЕСТО 34-х
Год 2002.
Самое начало третьего тысячелетия подготовило такие сюрпризы в изменении образа жизни человека, по сравнению с которыми мало заметным становится, например, даже появление наладонных компьютеров и сотовых видеотелефонов (уже и с телевидением), в кармане или на шнурочке даже почти у каждого ребенка. Чудеса техники уже не удивляют.
А кого не удивит заявление, что вот-вот буквенное письмо станет не похожим на нынешнее!
Письменность - основа основ цивилизации, самоё ее начало.
Долгий и мучительный путь эволюции, например, русского алфавита привел в данный момент к неизбежной его технологической реформе, не сопоставимой со всем тем, что было в его истории. Эта техническая реформа произайдет независимо от того, будет ли она провозглашена государственной властью, отменившей власть советскую (которая в первые же свои дни года 1917 провозгласила о предыдущей реформе старой русской орфографии). Достаточно всего лишь "пиратского" распространения компьютерных программ, исправляющих печатание текстов по обычной орфографии алфавитом из 33 букв, на печатание алфавитом, укороченным на 10 или даже на 20 букв и более.
Сокращение русского алфавита, например, до 23 букв облегчит и правописание (избавит от лишних грамматических правил, подобных дурацким правилам о применении отмененной буквы Ять), а главное(!), облегчит чтение текста (чтобы он читался значительно быстрее и осознаннее, чтобы запоминалась его суть лучше,- поскольку меньше внимания отвлекается на распознавание букв, особенно, если они неразборчивы).
В нашу эпоху требуется не зазубривание текста, как это было в древности, а пролистывание текста для мгновенного вылавливания из интернета, из газет, из справочников, из заумных книг и пр. лишь той информации, которая заслуживает дальнейшего внимания.
Поэтому так модны стали учебники и курсы по скорочтению текстов почти мгновенным взглядом на страницу.
Надо учиться не перерабатывать в мозгу вселенские потопы паразитической информации, а пропускать их мимо, зорко замечая в них лишь нужные ориентиры, требующие внимания, если подмеченное того заслуживает.
Ум человека - это способность из минимума зафиксированной информации сделать максимально полезные выводы, сделать максимум полезных выводов.
Разумное сокращение алфавита сделает людей умнее, разгрузит их внимание и при письме, и при чтении. Этим сосредоточится внимание на понимании сути темы.
В старинной кириллице было 43 буквы. (Так принято считать, хотя букв в ней было и побольше). Для современного русского языка достаточно, например, 12 букв, имеющихся в русском алфавите. Лишь учитывая инерцию привычек к существующей орфографии, алфавит стоит сократить пока до 23 букв.
___
От редакции: чтобы ни случилось, мы и в последующих выпусках рассылки будем использовать все буквы, ну а у тебя, дорогой читатель, есть право читать только те из них, которые тебе нравятся!
____________________________________
6 БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА ВМЕСТО 34-х (продолжение)
В журнале культурной столицы "Новый Мир Искусства (НоМИ)", 3(14) 2000, на стр. 10-11 опубликована статья Брата Церерия: "Аз, Буки, Веди,X,Y,Z, далее везде".
Мне, человеку техники, далекому от искусствоведения, лишь случайно равнодушным взглядом, краешком глаза заметившему упомянутый журнал где-то в книжном магазинчике маленького городка здесь, на Ближнем Востоке , данную статью хочется запомнить всю наизусть. В ней есть точные пояснения мотивов того, что я намерен предлагать шаг за шагом.
Выпишу некоторые фразы, которые помогут объяснить мои намерения.
"Система графических знаков для передачи звуков устной речи: таково строго научное определение алфавита, универсального культурного кода любой письменной культуры. Увы, алфавит сам по себе редко становится предметом изучения: в центре внимания стоит шрифт, вариативность которого, говорят иные, бесконечна, свободна и определяется лишь вкусом и мастерством его разработчика".
Мы же займемся сначала критикой существующего алфавита "самого по себе" и лишь, как следствиями из рассуждений, во вторую очередь, критикой существующих шрифтов, в связи с чем, цитирую конец статьи.
"Выносными элементами богаты семитические языки. Современная кириллица, напротив, недолюбливает палок": в редком слове больше двух черточек пересекает верхнюю или нижнюю линию строки. Справедливости ради стоит отметить, что старая, дооктябрьская орфография разнообразила текст больше: выносной крестик буквы "ять" и точки над i развлекали зрение и не давали глазу уставать. Буквы латинского алфавита строятся, как и в русской азбуке, с использованием всех, или почти всех, геометрических парадигм, но в отличии от родной кириллицы, ее строки не столь монотонны: палки k, l, q, t, d, f, g, h, j торчат из текста этаким частоколом, который большинство европейских языков дополняет диакритикой.
Интересно, не обвинят меня в таком позорном "преступлении", как евроцентризм, если я скажу, что латинская графика в некотором смысле идеальна?"
От себя (И.О.) замечу, что и латинская графика в эру компьютеров требует пересмотра.
В третьем тысячелетии я, как и все мы, утопая в потоках текстов, тоже обращаю внимание на то, что главным уже становится не художественное впечатление, которое производят строки, где "буквы - превосходные зрительные образы, наподобие современных товарных знаков".
Еще важнее становится их различимость, четкая видимость, контрастность изображения на поле печати. Закономерности технической эстетики особо значимы для текста.
Одно из ценнейших наблюдений брата Церерия состоит в том, что строка текста не должна быть для взгляда скользкой, как забор с одинаковыми досками, которые даже с изнуряющее большим напряжением внимания очень трудно быстро пересчитать, не сбившись.
_________________________________________
6 БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА ВМЕСТО 34-х (продолжение)
В 1917 г. На радостях первых дней своей власти сам В.И. Ленин скоропалительно поспешил закончить давнюю дискуссию специалистов по обсуждению предложений к предстоящей реформе русской орфографии. Чиркнув текст декрета об упрощении алфавита, он на той полустраничке просто забыл в числе упраздненных букв даже упомянуть Ижицу, самую интересную для понимания истории русского письма.
Вождя революции больше интересовали другие темы. А возражать ему тогда, в условиях красного террора, никто не мог.
Давно мечтая, захватив власть, поставить свою подпись под таким понятным декретом, он не вник в то, что предлагается недостаточно продуманное решение.
Так, например, буква Ъ-Ер (твердый знак в русском языке), самая часто встречающаяся в болгарском письме, давным-давно перестала быть буквой в письме русском. Она не обозначает никакого звука и является лишь разделительным знаком в некоторых словах после некоторых приставок, перед некоторыми гласными (я,е,ё,ю).
Ради столь частного случая иметь еще одну букву в алфавите - это излишество, всего лишь пережиток сумбурной истории русского письма. В словах: пол-литра, из-за, из-под, во-первых и пр. тоже имеется разделительный знак, но для этого не была задействована какая-то специальная буква алфавита.
В 1918 г. наряды революционных матросов были посланы в типографии для изъятия отмененных букв, а заодно и буквы Ер(Ъ), чтобы этот знак больше не ставили никогда в конце слов после согласной. Тогда в качестве разделительного знака вместо Ера(Ъ) стали ставить апостроф. Читать текст оказалось даже легче. Маленький апостроф, расположенный над верхней линией строки, заметен лучше, чем раскидистый знак Ъ, занимающий места в слове раза в полтора больше чем буквы большей части алфавита. Без твердого знака становятся заметнее буквы, соседние с апострофом. Сами же апострофы становятся ориентирами при взгляде на текст, особенно, на уже единажды прочитанный, и делают строку менее изнурительно скользкой для взгляда.
______________________________________________
6 БУКВ ВМЕСТО 34-х (продолжение)
Чем больше апострофов, тем легче читать (как и текст с проставленными точками над 'ё').
"Прополка" строк болгарского письма заменой знака 'Ъ' на знак апострофа была бы еще более полезной.
В еврейском письме такой штришок называется буквой Йуд (Йод). Такую замену можно считать лишь изменением графики буквы.
Знак Ъ является производным от Ь, который является производным от буквы I, называвшейся "И десятичное", или "Иже" ("И же"!), или 'Йота', которая в свою очередь является графической производной от еврейской буквы "Йод", похожей на апостроф.
Для сегодняшнего дня знак Ъ графически излишне сложен. Этим он отвлекает внимание от распознавания прочих букв, утомительного при длительном и скучном чтении с большой скоростью, - даже при хорошем шрифте, при хорошем зрении и хорошем свете.
Исключить из употребления в тексте знака 'Ер'-Ъ (хотя бы только на дисплее в персональном компьютере, и лишь только на время чтения посредством специальных программ, написанных хотя бы для себя лично) - это первый, хоть и микроскопический, но решающий шаг в направлении заманчивой перспективы раскрытия сказочных возможностей мозга СЧИТЫВАТЬ мгновенно, целыми страницами, но лучше и воспринимать, и запоминать текст.
А что еще поразительней, - это открывает путь к удивительно легкому овладеванию иностранными языками.
___________________________________________
6 БУКВ ВМЕСТО 34-х (продолжение)
Для пояснения дальнейших шагов по упрощению чтения русских текстов на экране откроем на стр. 156 книгу Льва Успенского "Слово о словах", Л. 1962 г.
"В слове "СЪЕСТЬ" звук 'Е' произносится не так, как мы его обычно выговариваем в середине слов, а так, как в начале: не как 'Е', а как 'ЙЕ'. Ведь в начале слов буква 'Е' обозначает не один звук 'Е', а два звука 'Й' и 'Е'. А раз это так, то у нас, то у нас и создается впечатление, что слово с "ером" внутри произносится раздельно, как бы в два приема, с "двумя началами": ОБ+ЯВЛЕНИЕ, СУБ+ЕКТ. Поэтому говорят, что у твердого знака здесь роль разделителя. Но, кроме того (и это мы уже отмечали), он просто заменяет собой ЙОТ. Что ж, работа не слишком заметная, но необходимая. Правда, у твердого знака "ера" есть в ней некоторый соперник, его меньшой братец - "ЕРЬ"-мягкий знак. Но труды между ними поделены: мягкий знак выступает там, где согласный звук перед "разделением" якобы смягчается, твердый должен указывать на отсутствие такого смягчения после приставок (хотя признается, в живой звучащей речи это различие просто не замечается): ВЬ+ЮГА, но ВЪ+ЯВЬ, УБЬ+ЁТ и ОБЪ+ЕКТ".
А что, если как бы условным сокращением написания слов, обозначать все три буквы Ъ,Ь,Й просто апострофом? Значение этого значка в любом из этих трех случаев "отгадается" без труда. Буква Й пишется после гласных, а разделительные Ъ или Ь - после согласных. Невозможно запутаться и в том, где должен быть Ъ, а где Ь. Глазам будет меньше работы. Строка очистится от излишних штрихов, как грядка в огороде от сорняка. Внимание освободится на лучшее восприятие смысла написанного. "Рояль в кустах" увидеть легче, если "кусты" букв менее густы.
Считать буквы в тексте несопоставимо тяжелее, чем читать, автоматически отгадывая не только последующие буквы по одной, но и удивительно большие фрагменты текста по каким-то признакам, знакомым подсознательно и по большей части почти необъяснимым словами.
Задействуется какая-то малопонятная науке система распознавания образов, как и распознавания лиц.
Компьютер мозга несопоставимо совершеннее любого технического компьютера.
Загадочны умения некоторых людей. Кое-кто может читать страницу, целиком, как бы фотографируя ее взглядом. Этому можно научиться. И это можно упростить.
___________________________________________
Несколько (6) БУКВ ВМЕСТО 34-х (продолжение)
В процессе чтения гласные предугадываются быстрее, чем согласные.
Обозначим различие между ними, чтобы легче было предугадывать и те, и другие.
Согласные пусть будут контрастно черными на белом фоне, а гласные лишь серыми. Cохраняя это различие между ними, понижение заметности гласных можно компенсировать их большей жирностью.
Другой вариант, - иногда ,- согласные жирным шрифтом, а гласные обычным. Внимание перераспределится.
Сфокусированный взгляд будет в основном проскакивать гласные, почти всегда уже разгаданные до момента прочтения слова, а боковым зрением будет лучше видно сначала характерные места и согласных, и гласных в напрашивающемся слове, и потом даже достаточные отличительные в нем штрихи букв.
Перемещающемуся вдоль строки сфокусированному взгляду меньше придётся петлять по отличительным штрихам кажлой буквы до её опознания.
Намного раньше считывания букв по одной, намного быстрее и легче, чем обычно, будут отгадываться очередные фрагменты слов и фраз.
При этом сохраняется выбранный шрифт всех букв, на который в это время настроена зрительная память их образов.
Сохраняются знакомые образы знакомых слов. Внимание меньше отвлекается на то, что уже не надо подробно разглядывать для опознания знакомого образа: и отгаданной буквы, и фрагмента слова (например, по привычному согласованию окончаний и предлогов) - по всяким знакомым признакам.
Выделение согласных больше, чем гласных - это должно стать не менее значимым для облегчения чтения, чем, например, применение заглавных букв, просветов между словами, а также шрифтов с торчащими из строк характерными штрихами конкретных букв.
С непривычки лишь поначалу текст в таком виде может показаться хуже читаемым. Однако личные эксперименты с видом текста на экране компьютера - забавы добровольные.
Школьники - за компьютером! - теперь-то могут сделать в усовершенствованиии письменности куда больше, чем это ранее мог кто бы то ни было.
В истории русского (славянского) письма сначала появлялось слишком много гласных букв, затем они стали постепенно исчезать.
Их число еще поубавится.
В еврейском алфавите, от которого произошли все алфавиты мира, не возникла потребность в гласных буквах на протяжении всех тысячилетий его существования.
Там даже точки около согласных для обозначения огласовок, отвлекая на себя внимание, затрудняют чтение.
Отгадывать гласные звуки в неогласованном тексте (конечно же, при достаточных навыках в чтении) куда легче, чем читать текст с утомляющими глаза и психику излишней зрительной информацией.
Следующий шаг - цветные буквы, как вариант. Это требует осторожности, чтобы не переборщить, не испортить должный эффект.
Глаз не привык читать боковым зрением буквенные значения цветов в еще росплывчатых пятнах букв, а пестрота букв в тексте может неприятно раздражать, утомлять и затруднять чтение. Черно-белый контраст делает букву заметнее, чем контраст цвета. Однако способность компьютера перекрашивать что угодно в любой желаемый цвет следует использовать, - для облегчения раннего распознавания гласных, сначала боковым зрением, еще до того как скользящий по строке взгляд дойдет до них.
Чем меньше красок, тем лучше на них фиксируется внимание. Много красок и много краски не понадобится хотя бы потому, что очень скоро нам вообще не понадобятся гласные буквы в тексте, выведенном на экран компьютера.
Пока же применим цвет для каждой из пяти пар рифмующиихся гласных : Ы - И , Э - Е , А - Я , О - Ё, У - Ю. Однако букву Ё в отличие от О , возможно, стоит оставить чёрной. Точки сверху достаточно хорошо её выделяют. Эти точки вообще облегчают чтение, как и любой штрих любой буквы, торчащий из строки.
Выбирать цвета по своему вкусу каждый желающий сможет себе сам.
Однако, ниже будут даны даны рекомендации - в связи с предстоящими прополками строки текста от излишних штрихов в обозначениях звуков речи, - в графически упрощенном (пока лишь на экране компьютера) русском письме, - пока только в русском.
_____________________________________
6 БУКВ ВМЕСТО 34-х (продолжение)
Даже для ребёнка теперь становится всё более очевидной последовательность дальнейших упрощений. Ведь и в обозначении звука Ы знак Ь можно заменить тем же апострофом. Тут же напрашивается естественный вопрос: а зачем этот апостроф здесь вообще нужен? Почему бы от Ы не оставить только её палочку?!
Сразу же следует ехиднейший вопрос: неужели в течении всех веков существования славянского письма никто из всех поколений людей, писавших славянскими (русскими) буквами, начиная с создателей глаголицы, живших, по-видимому, ещё задолго до Кирилла и Мефодия, не смог догадаться о том, что одна из двух букв в обозначении звука Ы - явно излишняя ?
Сопоставив обозначения звуков Ы и И в глаголице и в кириллице, сегодня (как и сто лет назад ) каждый ребенок должен был бы удивиться: почему не устранено по одной лишней букве в выражениях Ы и И? Он в состоянии сообразить, что палочку I ("Иже"), остающуюся от И ("Ижеи"), надо пометить сверху точкой, - i - как это было в старой орфографии, и как это есть в латинице.
Палочку I, остающуюся от Ы, лучше бы удлинить. Оба знака нужно взять из латиницы. Длинная палочка - I - в начале слова будет иметь иное звуковое значение, - как латинская I в названии американского штата IIINOIS. Ведь с буквы Ы русские слова не начинаются. В исключительных случаях иноязычное слово можно вывести и на экран компьютера с обыкновенной буквой Ы.
Не дожидаясь декретов очередной власти, не спрашивая согласия мами и папи, развлекаясь на своём компьютере, каждый школьник, когда он того захочет (ради личного удобства,- для снижения напряжения глаз, распознающих похожие буквы, штрихи которых сливаются в неразличимые пятна), волен с помощью простейших программ заменять на экране своего монитора любые буквы любого шрифта любыми условными знаками. Они могут быть или шифрующими, или просто более различимыми в строке букв.
Буквы I и i , - а также апостроф (') вместо некоторых букв алфавита, например, Ъ, Ь, Й... и др., видны лучше, чем прочие буквы в строке и поэтому делают менее изнурительно скользкими для взгляда строки текста, ранее уже набранного в обычной орфографии.
Заодно стоит критически присмотреться к традиционному начертанию других букв русского алфавита. В былые времена казалось красивым то, что строка в русском печатном письме составлена ровным строем, то есть из букв, в основном не торчащих вверх или вниз.
Очень нескоро стало чувствоваться, что это весьма неудобно для чтения. А рукописные буквы неразборчивым почерком, если они не имеют характерных для каждой из них по-разному торчащих штрихов, читать изнурительно тяжело.
Современные суперкомпьютеры вообще не справляются с распознаванием букв в обычном рукописном письме.
Само собой скорописание становилось таким, что рукописные буквы стали всё чаще высовываться по-разному из строки. Печатные же буквы оставались всегда более традиционными в их начертании.
Лавинообразный рост текстовой информации теперь все ультимативнее требует более внимательного отношения к форме выбираемых начертаний обыкновенных букв.
Никто не запретит владельцу компьютера как угодно распечатывать на нём чей бы то ни было ранее набранный текст, меняя любой шрифт на любой, в частности, и на такай, в котором русская строчная буква "к" заменена на латинскую "k", - более заметную в строке.
Более различимое начертание хотя бы одной буквы алфавита в строках текста существенно облегчает скорочтение.
И наоборот, мучение читать сливающиеся в трудноразличимые пятна букв нечёткие, плохо видимые х, к, и, ц, н, п, л, д, особенно людям со слабым зрением, в мелком шрифте, на цветном фоне, в слабом контрасте, на плохой бумаге и в шрифте плохого качества.
К другим буквам тоже стоит присмотреться. Так, например, было бы полезно изменить конструкцию строчной ж. Её вертикаль имеет смысл сделать такой же длинной, как и у строчной буквы ф.
Предлагаемое начертание буквы ж уже когда-то существовало (косой крестик, перечеркнутый длинной вертикальной чёрточкой) для обозначения звука З в древне-семитских малоазиатских шрифтах - в виде иероглифа "ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗудящего комара",- но ивритская буква Зайын графически экономнее. Эта буква, как следует из её названия, изображает нечто иное (половой орган или орудие труда,-серп, который в древности мог служить и оружием). В письме этот знак силы выгнулся в европейские буквы S и З. А иероглиф Ж, но сплющенный, был в кириллицу по сути заимствован, однако в чуть ином звуковом значении. С укороченной вертикалью он стал изображением другого насекомого - "ЖуЖЖЖаЖщего ЖЖЖЖука".
Занятно, что в начертании буквы Ж содержится всё современное написание слова ЖУК, - названия этого иероглифа; буква Ж как бы составлена из двух следующих букв: У+К.
Реконструкцию прочих букв алфавита для своего же компьютера, каждый может предложить себе же сам.
Не исключено, что предложенный кем-нибудь вариант понравится ещё кому-нибудь. Или даже многим, если не почти всем. Надежды на школьников! У каждого теперь может быть свой почерк, более разборчивый даже в печатных буквах.
Можно попробовать букву В выгнуть вверх, буквы Т, З и даже Ч удлинить вниз. Левую ногу букв Л и даже М стоит тоже удлинить.
Еще "рискованнее" были бы эксперименты с заливкой отверстия в некоторых строчных буквах А, Я, У, Ё, и, пожалуй, даже О и Ю, в частности, при использовании ещё и цветного выделения гласных букв, хотя бы только серым цветом. Это поможет боковому зрению опознавать буквы пораньше.
____________________________________________
Свидетельство о публикации №210112900819