Глава 8. Школьные годы чудесные...

         Глава 8. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ - 2

     Школа была всем в моей жизни. Окно в мир. Знания. Общение. Учителя. Я так любила учиться! Любила учителей. На уроках истории я зачарованно смотрела на карты и представляла себе вживую то, о чём рассказывала Козлова Антонина Ивановна, водя указкой по карте. Воображение у меня было сильно развито, оно помогало мне образно запомнить даже математику. Грамотность у меня была природная, аккуратность - от родителей. Мама была малограмотная, но очень развитая и аккуратная во всём. А папа был образованный и очень красиво писал.

    Приходя из школы, я сразу садилась за уроки. Письменные делала с каким-то наслаждением, выводя каждую букву. Устные я запоминала на уроках.

    Сделав уроки, я шла на улицу. Очень любила весной у стены дома под балконом, где было самое солнечное место, греться, зажмурив глаза. Там быстрее всего начинал таять снег, появлялись первые ручейки. Я зачарованно смотрела на движение воды между сверкающими на солнце льдинками, на песочек в воде. Я щепкой соединяла ручейки в реки. На душе было спокойно.

     К весне мне купили новые ботинки и чулочки. Ботинки чёрные, кожа ноавя блестит. Запах от кожи обалденный. Я хожу в них аккуратно, обходя грязь. Я смотрю на ботиночки, не могу налюбоваться. Я люблю себя в них. Иду к столовой. Там гигантские шаги. Разгоняюсь и летаю в одиночестве. Гигантские шаги - аттракцион нашего детства. А когда собиралась компания - задор, шутки, смех.

     С одноклассницей Ниной Кузьминой, соседкой, играли на поляне между нашими домами в ножички и в деньги. Или клали широкую доску через бревно и прыгали высоко и весело. Мне всегда нравилось ощущение полёта. Прыгать я любила. Научилась прыгать через скамейку, через кОзлы для пилки дров.

     Не помню у кого во дворе были сделаны качели. Между двумя высокими елями на цепях длинная широкая доска. Вставали на 2 конца доски, раскачивались и взлетали как можно выше, так что дух захватывало (как в фильме "Судьба"). Эти полёты не забыть.

     Но чаще всего мы играли в лапту. Собирались все соседские и гоняли в лапту дотемна, пока мяч был виден.  Так проходил день.

     Где-то с 4-го класса я всё больше задерживалась в школе. Подготовка и проведение пионерских сборов, праздников красного календаря, тематических вечеров. Записывалась и ходила во все кружки: спортивный, танцевальный, хоровой, драматический, юннатский. Когда стали изучать ботанику, Вера Ивановна Брзжозовская сумела увлечь меня этой наукой. Мне нравилось ставить опыты, Наблюдать.

      Зоология. В сарае стояли клетки с кроликами. За ними ухаживали интернатские дети. На каникулы они разъезжались по домам. Вера Ивановна распределяла дежурство между кружковцами.
     Помню, морозище утром, темно, а мне надо идти кормить кроликов. Надо зайти в интернат на кухню, взять варёные овощи и идти к школе. С каким замиранием сердца я кормила с руки  этих кроликов!

     В драматическом ставили сценки из школьной жизни, из кинофильмов, из книг. Там мы могли выражать свои чувства, свои отношения с мальчиками, что в жизни стеснялись проявлять: все были скромные, робкие. А пьеса давла возможность проявить то, что теплилось в душе, через роль, через образ. Ставили танцы-хороводы, где могли взять мальчика за руку. Танцевать я любила.

     Но больше всего я любила петь. Девочки вели дневники-альбомы, куда записывали слова песен, услышанных по радио, в кинофильмах. Радио было для нас ВСЁ. Ниточка, связующая нас с большим миром страны. Мы знали все песни и пели их. Я даже запоминала арии из опер мужские и женские. Я и сейчас могу спеть арию мельника из оперы "Русалка" или за Онегина, Ленского, Гремина. Любила слушать музыку, особенно классическую. Понравилось мне звучание виолончели. Я хотела учиться играть на зтом инструменте. Для этого надо было поступить в музыкальную школу в Петрозаводске и жить там в интернате. Родители были против. Горевала я недолго. Я была очень увлекающимся человеком и часто меняла свои увлечения. Бросалась на всё новое и быстро теряла интерес, когда достигала желаемого.

     Училась я отлично, была внешне спокойной, серьёзной девочкой, все ставили меня в пример. А в душе у меня бушевали страсти. Я была влюбчивой, впечатлительной, чувствительной, эгоистичной. Мне нравилось быть на виду.

                (продолжение следует)


Рецензии