По ком звонит рында 3. Религия золотого тельца

Подборка из мистерии "Дремучие Двери".

*   *   *

- Свидетель Герцен об идеалистах сороковых годов:

"Что же коснулось этих людей, чьё дыхание пересоздало их?
Ни мысли, ни заботы о своём общественном положении, о своей личной выгоде, об обеспечении.
Вся жизнь, все усилия устремлены к общему без всяких личных выгод.
Одни забывают своё богатство, другие свою бедность, - идут не останавливаясь, к разрешению теоретических вопросов.
Интерес истины, интерес жизни, интерес науки, искусства, юманите, поглощает всё".

"Где, в каком углу современного Запада найдёте вы такие группы отшельников мысли, схимников науки, фанатиков убеждений, у которых седеют волосы, а стремления вечно юны?"

*   *   *

О русских мальчиках, "решающих проклятые вопросы", говорит и Достоевский.

*   *   *

Свидетель Иван Тургенев:

"Мы всегда в философии искали всего на свете, кроме чистого мышления".

*   *   *

"Лучшее, что в мире - это мечта", - считает Киреевский.

*   *   *

Свидетель Виссарион Белинский:

"Я не хочу счастья и даром, если не буду спокоен насчёт каждого из моих братьев по крови..."

"Судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судьбы всего мира и здоровья китайского императора".

" Я теперь в новой крайности, - это идея социализма, которая стала для меня идеей новой, бытием бытия, вопросом вопросов, альфой и омегой веры и знания. Всё из неё, для неё и к ней".

- "Я всё более и более гражданин вселенной. Безумная жажда любви, всё более и более пожирает мою внутренность, тоска тяжелее и упорнее".

"Я начинаю любить человечество по-маратовски: чтобы сделать счастливою малейшую часть его, я, кажется, огнём и мечом истребил бы остальную.
 Социальность, социальность или смерть".

*   *   *

Свидетель Бердяев:
 - Русский атеизм родился из сострадания, из невозможности перенести зло мира, зло истории и цивилизации.
Нужно организовать иное управление миром, управление человеком, при котором не будет невыносимых страданий. Человек человеку будет не волком, а братом.

Свидетель Герцен:

"Под влиянием мещанства всё изменилось в Европе.Все хотят казаться вместо того, чтобы быть".
"Скупости мещан имущих, противополагается зависть мещан неимущих.
С одной стороны - мещане-собственники, упорно отказывающиеся поступиться своими монополиями, с другой - неимущие мещане, которые хотят вырвать из их рук их достаток, но не имеют силы.
То есть с одной стороны скупость, а с другой зависть.

Так как действительного нравственного начала во всём этом нет, то и место лица в той или другой стороне определяется внешними условиями состояния, общественного положения".

*   *   *
Свидетель Н. Бердяев (русский философ)

"Капитализм есть религия золотого тельца.
Капитализм есть не только обида и угнетение неимущих, он есть, прежде всего, обида и угнетение человеческой личности, всякой человеческой личности.
Раб и сам буржуа, появление пролетариата - порождение человеческого греха", - свидетельствует Бердяев.

" Буржуа - раб видимого мира, в котором он хочет занять положение.
Он оценивает людей не потому, что они есть, а потому, что у них есть.
Гражданин "мира сего"; царь земли.
Устроился, вкоренён, доволен, не чувствует суеты, ничтожества земных благ.

Единственная бесконечность, которую он признаёт - бесконечность экономического обогащения".

"Буржуа - всегда раб.
Он раб своей собственности и денег. Раб воли к обогащению, раб буржуазного общественного мнения, раб социального положения.
Лн раб тех рабов, которых эксплуатирует и которых боится."

" Он создал огромное материальное царство, подчинился ему сам и подчинил ему других. В буржуазной роскоши гибнет красота".

" Буржуа имеет непреодолимую тенденцию создавать мир фиктивный, порабощающий человека, и разлагать мир подлинных ценностей.

Буржуа создаёт самое фиктивное, самое нереальное, самое жуткое в своей нереальности царство денег.
Буржуа - не то, что он есть, а что у него есть".

"Старый режим сгнил и не имел приличных защитников.
Пала священная русская империя, которую отрицала и с которою боролась целое столетие русская интеллигенция.

В народе ослабели и подверглись разложению те религиозные верования, которые поддерживали самодержавную монархию.
Из официальной фразеологии "православие, самодержавие, народничество" исчезло реальное содержание, фразеология эта стала неискренней и лживой...

Для русской левой интеллигенции революция всегда была и религией, и философией...

Русские атеизм, нигилизм, материализм приобрели религиозную окраску.

Русские люди из народного трудового слоя, даже когда они ушли из православия, продолжали искать Бога и Божьей правды, искать смысла жизни...
Русская идея - эсхатологическая, обращённая к концу. Отсюда - русский максимализм.

Но в русском сознании и эсхатологическая идея принимает форму стремления к всеобщему спасению. Русская религиозность носит соборный характер.

Христианство понимается прежде всего, как религия Воскресения".

*   *   *

Добролюбов и Чернышевский тоже были семинаристами. Глубоко религиозный и аскетичный Добролюбов в детстве бичевал себя, если съедал слишком много варенья...

"Его возмущает духовно-низменный характер жизни и православного духовенства, из которого он вышел, он не может примирить веру в Бога и Промысел Божий с существованием зла и несправедливых страданий.

Нигилизм обвиняли в отрицании морали.
В действительности в русском аморализме есть сильный моральный пафос, пафос негодования против царящего в мире зла и неправды, пафос, устремлённый к лучшей жизни, в которой будет больше правды.
Неприятие мира, лежащего во зле, - оно было в православном аскетизме, эсхатологизме, в русском расколе".

*   *   *

 Н.Чернышевский:

"Он ничего не хотел для себя, он весь был жертва.
В это время слишком многие православные христиане благополучно устраивали свои земные дела и дела небесные", - это свидетельство о Ник. Чернышевском, о котором везущие его на каторгу жандармы говорили:
- Нам поручено везти преступника, а мы везём святого..."

"Лучшие из русских революционеров соглашались в этой земной жизни на преследования, нужду, тюрьму, ссылку, каторгу, казнь, не имея никаких надежд на иную потустороннюю жизнь.

Очень невыгодно было сравнение для христиан того времени, которые очень дорожили благами земной жизни и рассчитывали на блага жизни небесной".

 Русский богослов Бухарев признал "Что делать" "христианской по духу книгой".

Русская церковь отказалась от проповеди социальной справедливости и человеческого достоинства в Образе Божьем.
Эту социальную правду искали нигилисты, петрашевцы, затем народники, которых сами крестьяне зачастую выдавали властям.

Тогда и пришли террористы и марксисты...

*   *  *


Раскол между Церковью Христовой и церковью социальной особенно подтверждает речь на процессе свидетеля Желябова:

"Крещён в православие, но православие отрицаю, хотя сущность учения Иисуса Христа признаю.
Эта сущность учения среди моих нравственных побуждений занимает почётное место.

Я верю в истину и справедливость этого учения и торжественно признаю, что вера без дел мертва есть. И что всякий истинный христианин должен бороться за правду, за право угнетённых и слабых, а если нужно, то за них пострадать: такова моя вера".

*   *   *

"Живу Я! говорит Господь Бог;
за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение, и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого и пастыри Мои не искали овец Моих и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, - за то, пастыри, выслушайте слово Господне.

Так говорит Господь Бог:
вот Я - на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их."
/Иез. 34, 8-10/

"Посему так говорит им Господь Бог: вот, Я Сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею.

Так как вы толкаете боком и плечом, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон,

То Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою.

И поставлю над ними ОДНОГО ПАСТЫРЯ, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем".
/Иез. 34, 20-23/.

"Давид" - одна из партийных кличек Иосифа Сталина (Ю.И.).

*   *   *

"Воинствующее безбожие есть расплата за рабьи идеи о Боге, за приспособление истинного христианства к господствующим силам.

Атеизм может быть экзистенциональным диалектическим моментом в очищении идеи Бога.
Отрицание духа может быть очищением духа от служебной роли для господствующих интересов мира.
Не может быть классовой истины, но может быть классовая ложь и она играет немалую роль в истории".
/Ник. Бердяев/

*   *   *

Свидетель Сергий Булгаков:

"С развитием исторических событий всё яснее раскрывается религиозный смысл русской драмы, которая, выражаясь в политическом и социальном кризисе, коренится в духовном распаде и внутреннем раздоре русского народа.

Мы опытно познали, что нельзя безнаказанно нарушать заповедь: "Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его, и вся прочая приложится вам".

Мы заботились исключительно об этом прочем, оставляя в небрежении духовный мир человека, эту подлинную творческую силу истории.
И мы потеряли духовное равновесие и разбрелись в разные стороны в погоне за этим "прочим", которое всё более дробилось и разъединяло людей...


Рождение нового человека, о котором говорится в беседе с Никодимом, может произойти только в недрах человеческой души, в тайниках самоопределяющейся личности...

Не в парламентах или народный собраниях происходит теперь самое решительное столкновение добра и зла, но в душах людей.
И исторические судьбы России решаются ныне в той незримой внутренней борьбе, и к нам, в которых она совершается, вполне применимо грозное слово Моисея, предсмертное завещание пророчествующего вождя Израиля к своему народу, предопределившее его земные судьбы:

"Призываю во свидетели небо и землю:
жизнь и смерть положил Я тебе, проклятие и благословение.
Избери же жизнь, да живёшь ты и семя твоё!"

/"О противоречиях современного безрелигиозного мировоззрения".


Рецензии
Как-то Вы от Федора Михайловича вильнули. Коля Красоткин из "Братьев Карамазовых" именно тот будущий юноша, решающих проклятый вопрос русского бытия. По хронологии именно его поколение выпадает на начало века.

Евгений Садков   11.06.2015 12:46     Заявить о нарушении
От Михалыча не вильнёшь - всё равно настигнет...
Со спасибой и улыбкой.

Юлия Иоаннова   11.06.2015 12:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.