Нужно меньше читать!

    А все-таки? 
    Книги для Ольги.   
    Книга - праздник!

            Очерк
    (под редакцией В.Кутковой)
    Посвящается моей старшей дочери Ольге.

 
    Этот очерк я посвящаю своей старшей  дочери - Ольге. Все, о чем я здесь пишу, 
произошло в сентябре 1996 года, на родительском собрании 3-В класса Средней школы г. Киева, где училась моя дочь.
    С детства моя дочь Ольга увлекалась чтением книг. Когда Оле было 9 лет и она перешла  в третий класс, то на летние каникулы учительница, Татьяна Николаевна, дала детям задание –чтение книг. Причем, это было совершенно обязательно.
    В первые дни каникул Оля спросила меня:
    - Мама, а какие книжечки я могу читать?
    - Доченька, ты хочешь читать прямо сейчас? У тебя каникулы. Может быть, ты пару недель отдохнешь, а книжечки тебя подождут? Ты еще успеешь почитать, ведь у тебя все лето впереди.
    - Мамочка, у меня нет времени. Учительница сказала, что летом надо читать обязательно. Ты просто покажи мне, где книжечки, и все, - совершенно по-взрослому ответила мне Оля.
    - Хорошо, моя славная, если тебе так нужно, то посмотри, какие книжечки ты можешь читать. Только прошу тебя, не утомляйся.
    Я смотрела на своего ребенка девяти лет и диву давалась. «Боже мой, - думала я, – вместо отдыха мой ребенок будет читать, но насколько ее хватит? Ладно, пусть прочтет пару книг, это совсем не вредно. Может, она найдет в них для себя что-то интересное. Отдохнуть мы успеем». Так, успокоив себя, я занялась домашними делами.
    Прошло несколько дней, как я наблюдала за своей дочерью. Оля читала с упоением. Еще через пару дней она подошла ко мне и говорит:
    - Мама, дай мне тетрадку, пожалуйста. Мне очень нужно.
    - Зачем? - поинтересовалась я.
    - Я буду записывать в нее названия прочитанных мною книг. Понимаешь, потом я эту тетрадку хочу показать учительнице. Правильно?
    - Конечно, правильно! Вот тебе тетрадка, моя дочурка, записывай.
    Прошел месяц, а Оля читала и читала. Теперь, впридачу ко всему, она начала складывать в отдельную стопку ею прочитанные книжечки. «Здорово! - промелькнуло в моей голове. – Ребенок так увлекся, что напрочь забыл о каникулах».
    Передо мной стояла новая задача. Нужно было отвлекать Олю от  чтения. Каникулы предназначены для полного отдыха, тем более, что девочка достаточно хорошо училась в школе. Мы начали чаще выходить на прогулки, ходить в гости или на аттракционы. Но каждое новое утро начиналось для моей Оли с чтения очередной книжечки. А ведь у меня была еще одна доченька, Анюта. Она привыкла, что старшая сестра Оля в свободное время всегда играла с ней в разные игры. Анюта тоже ждала этих каникул, хотя, до конца не понимала значения этого слова. Теперь моя Анюта целыми днями была рядом со мной и постоянно спрашивала меня об одном и том же:
    - А когда Оля будет со мной играть? А когда она дочитает свою книжку?  Мама, а сейчас каникулы или что? Мы пойдем на улицу с Олей.
    Чаще всего такие вопросы заканчивались для Анюты слезами. Бедная девочка, видимо, думала, что старшая сестра разлюбила ее окончательно. Мне стоило больших усилий  постоянно объяснять Анюте, что Оля просто занята, что она учится в школе и должна выполнить задание учительницы. И так было каждый день.
    Очень давно я начала собирать детскую литературу. Несколько очень красивых и любимых мною книжек сохранились от моего детства. Много книжек было мною куплено. Некоторые детские книги были подарены моим детям нашими хорошими друзьями. За многие годы собралась небольшая детская библиотечка. Книги дождались своего дня, когда без них не представляла своей жизни моя старшая дочь Ольга. Теперь эта библиотека превратилась в детский читальный зал для Ольги.
    За окном был август, и приближался новый учебный год. Время от времени я заглядывала в тетрадку Ольги, куда она аккуратно продолжала записывать названия прочитанных ею книг. К концу августа список прочитанных книг замыкала последняя книга под номером пятьдесят. Оля сказала мне:
    - Мамочка, я выполнила задание учительницы. А скажи, пятьдесят - это много
или мало? Как ты думаешь, мамуля, что скажет мне учительница?
    - Ты, главное, не волнуйся, доченька. Поработала ты хорошо, а что скажет учительница, посмотрим.
    Наступило первое сентября 1996 года. Дети в нарядных школьных формах и с портфелями в руках шагали в школу. Родители гордо сопровождали своих чад, неся в руках большие букеты августовских цветов. День был замечательный, солнечный и торжественный! В такой день взрослые люди всегда мечтают о том, что их золотые дети будут хорошо учиться и радовать их своими хорошими оценками.
    Время шло. Оля с удовольствием пошла в третий класс. Приближался день родительского собрания в классе Ольги. Она очень переживала и часто спрашивала:
    - Мамочка, а ты пойдешь на собрание? А детей туда пускают?
    - Нет, моя хорошая, детей не пускают. Собрание называется «родительским», потому что оно - только для родителей. Иногда на таких собраниях учителя говорят о взрослых вещах, о которых дети слышать не должны. Все будет хорошо, моя дорогая! - ответила я дочери и погладила ее по голове.
    Через неделю, осенним теплым вечером, я пошла на долгожданное собрание. Родители
собрались без опоздания, и учительница начала свою речь. Проблем накопилось много, хоть прошло всего пару недель нового учебного года. Уже на повестке дня стоял вопрос об успеваемости отдельных отстающих учеников по многим предметам. Обсуждались кандидатуры на место председателя Родительского комитета класса. Поднимался вопрос денежных сборов в кассу класса. Все шло своим чередом. Следующим на повестке дня стоял вопрос о выполнении детьми задания на лето. Это задание должно было повысить уровень техники чтения детей.
    Учительница  сказала:
    - Уважаемые родители, хочу поднять очень серьезный вопрос о технике чтения. Дети плохо читают, тянут слова и неправильно их произносят. Плохо запоминают стихотворения. Это ужасно! Ваши дети уже в третьем классе. В девять лет каждый ребенок должен бегло читать, произнося определенное количество знаков в минуту. Это норматив, утвержденный  нашим уважаемым Министерством образования. А что же получается на деле? Наш класс, за исключением пары учеников, совершенно не укладывается в учебную программу. Идет подрыв показателя общего балла успеваемости. Запомните, дорогие мои, - обращалась учительница к родителям, – я буду спрашивать с ваших детей по всей строгости. Вот так!
    Учительница была в запале от своей речи, а дальше произошло следующее: совершенно безо всякого предварительного объяснения, учительница повернулась лицом ко мне, глядя прямо мне в глаза, показывая на меня указательным пальцем, произнесла слова, которые я запомнила на всю жизнь:
    - А Вашей девочке нужно читать меньше!
Наступила полнейшая тишина. Все присутствующие дружно посмотрели на меня, а учительница продолжала, глядя куда-то вдаль:
    - Представляете, девочка этой мамы за летние каникулы прочитала пятьдесят книг! Я видела список прочитанных ею книг и спрашивала, о чем она в них прочла. Представляете, она все помнит! Я повторяю! - сказала несчастная учительница, раскрасневшись, как свекла, - Вашей девочке нужно меньше читать!
    «Странно, – подумала я про себя, – ведь только что учительница волновалась по поводу плохих показателей в учебе почти всего класса. И вдруг ... Что это? Может, она позавидовала трудоспособности моего ребенка? Может, она побоялась, что моя Оля вырастет и займет ее, учительское, место? Непонятная реакция». Я решила свое удивление оставить при себе, но кое-что сказать во всеуслышанье:
    - Дело в том, что моя девочка читает сама, по собственному желанию, и с удовольствием. Я не могу оттянуть ее от книг. И, потом, разве плохо, что в классе есть хорошие ученики?
    Учительница окончательно была выбита из колеи.
    - Да, действительно, - обратилась она к родителям, дружно смотрящим в мою сторону, – Оля и Галя, да ваша Галя, - она кивнула в сторону Галиной мамы, – это те самые дети, на которых держится успеваемость всего класса. Эти дети хорошо читают, с выражением, четко произносят все слова. В технике чтения, на количество знаков в минуту, они опережают нормативы нашего уважаемого Министерства образования. Остальные дети должны тянуться за ними и повышать уровень своих оценок. На этом собрание считаю закрытым. Повестка дня на сегодня исчерпана.
Учительница повернулась и пошла к своему столу.
    Сидящие рядом со мной родители поедали меня жадными взглядами. За моей спиной
раздался взволнованный голос: 
    - А скажите, что Вы такое делаете, чтобы Ваша дочка читала? Почему-то наши дети совершенно не хотят читать ничего! Всегда читают нехотя, как из-под палки.
    Я, понимая всю щепетильность ситуации, ответила то, что было на самом деле:
    - Просто у нас дома много интересных детских книг. Мой ребенок читает совершенно все, что хочет. Главное, я никогда не принуждаю Олю читать. Для моей дочери книга – это всегда праздник, а также, ее детский мир.
    Но, по всей видимости, никто из присутствующих мне не поверил. В их глазах так и остался большой и жирный знак вопроса. Каждый родитель молча спрашивал меня:
    - А все-таки ?..


Рецензии
А мне жалко Олю.Все же детство должно быть детством: веселым, подвижным, созерцательным. Книга - это хорошо, но когда в меру. А так, ребенку читать запоем, не годится, он скоро устанет. Побольше животных, леса, реки, солнца. А что в нее заложила природа, что она переняла от родителей - это и будет залогом ее будущей взрослой жизни.

Видите, какой я, Виктория, назидательный. В школе не смог работать - детей жалко. Дома шум, окрики на меня, а мне внучку жалко. И вообще всех нас жалко.

Виктор Герасин   28.02.2011 17:45     Заявить о нарушении
Не нужно так убиваться по поводу детства Оли. Она, поверьте мне, имела просто замечательное детство! Я для этого прикладывала все усилия. А читала она сама по себе с большим удовольствием. Подвижный образ жизни также был для нее смыслом ее жизни – я обучала ее балету, а плоды наших с ней трудов видели сотни людей-зрителей, но уже со сцены. Любовь к животным в ней живет очень сильно и переросла в вегетарианство по ее же воле! Теперь она часто вспоминает о детских годах, смотрит на фотографии, ухаживает за морским свином, активно проводит свободное время и готовится к новому учебному году в институте, имея при этом пару десятков хороших друзей.
Спасибо Вам, Виктор, за доброе сердце!
Любви и удачи!

Виктория Мерзлякова Старчевская   03.03.2011 14:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.