Кто-то другой Тонино Бенаквиста

Как-то на полке, где сын составляет свои прочитанные книги, я углядела ещё одно название знакомого автора.
- Это что? Читать стоит? - спросила я Алёшу.
- Очень советую, мам!
Не сказать, чтобы всё, что читает и что нравится сыну, меня тоже потрясает. Но вкус у него хороший, и даже книга мне если не понравится, то, во всяком случае, будет это не дешевка.
Итак читаю роман «Кто-то другой» Тонино Бенаквиста.
Сюжет: два не очень удачливых человека, случайные партнеры на теннисном корте, заключили (под воздействием нескольких рюмок водки после сета) пари – один из них, Блен, пообещал за три года настолько изменить себя, что второй, Николя, его не узнает.
За три оговорённых года Блен поменял профессию (из владельца небольшой багетной мастерской стал основателем бюро частного сыска), место жительства (переселился из центра города в сельскую местность), внешность, образ жизни, порвал с прежней любимой и любящей женщиной – стал совершенно другим и довольным жизнью полностью.
Николя же, познав в 40 лет вкус водки, понял, что только она избавляет его от вечной сидящей в нём тревоги («точащего его насекомого») – он боялся жизни и не мог в ней проявиться в своем подлинном виде. Начав пить, освобождая своё подсознание глотками водки из стакана, он обнаруживает в себе способности к творчеству в технике (делает заявку на новшество - разрабатывает футляр для упаковок, скрывающий подлинное название напитка – очень востребованный из-за существующих законов, запрещающих распитие крепких напитков в общественных местах; последствия делают его состоятельным человеком); он влюбляется в женщину из ночного бара, о чем и подумать прежде не мог, и она развивает в нем его спрятанные потенции. Он дает волю своему воображению, памяти, интеллекту и становится одним из самых востребованных менеджеров в своей фирме. Он расправляется с теми, кто унижал его прежде. Он свободен, он счастлив, хотя понимает, что это не надолго, что алкоголь его убивает, но согласен прожить так пусть не долго, но не прежним – хотя тот бы, непьющий и тревожащийся, дотянул до естественной старости.

Прочтя книгу, подступила к сыну - обсудить.
Алёша сказал, что его товарищ после этой книги развернул свои мысли к Москве: уехать и попытать себя в столице, мол, "не надо бояться себя менять".
(Тут последовал обмен репликами: я сказала, что это возможно, если ты не связан обязательствами – дети, семья, родители. А рвать со всеми ради того, чтобы самому быть счастливым – это очень чревато в последствии угрызениями совести. Если она в тебе имеется).
И возникли уже последующие мысли.
(В чём прелесть чтения книг - это ещё и в возникновении новых мыслей, до этого тебя напрямую не волновавших).
Вообще, вероятно, это одна из нынешних проблем - можно ли ставить перед собой задачу - менять себя, свою жизнь, если ты уже связан тысячами нитей с другими, порой, зависящими от тебя, надеющимися на тебя, кому это изменение может выйти очень острым боком.
Читая «Жизнь Пастернака», я уже с этим сталкивалась – можно ли для своего предназначения «отряхивать» с себя тех, с кем связала жизнь.
Для меня, при всей заманчивости (быть счастливой) – нет. Вероятно, это зависит ещё от врожденного чувства ответственности не перед собой – перед другими.
И ещё – Блен не боялся одиночества. Вот это часто тормозит человека, тяготящегося своей жизнью, но боящейся себя менять, чтобы не остаться в одиночестве.
 
Впервые в книге встретила описание мотивов собственного спаивания – раскрепостить подсознание. Николя очень плохо кончает – на взгляд окружающих: его увольняют с работы, он лишает одного из своих бывших, унижающих его, боссов работы, и тот, в отчаянии, решает его убить, но фляга с водкой, спрятанная у сердца, спасает владельца. Его избивают сотрудники, над которыми он потешается. Лишь Лорен остается с ним.
Он обеспечен, безработен, вновь встречается на корте с Бленом, узнает его по особому удару ракеткой, и они вновь сидят за рюмкой в том же баре, с которого всё началось.

(И опять во всём этом и намёка нет на другую жизнь, где нам нести ответ за всё, что происходило тут).
 
Но взять этих двух – один спивается, другой стал частным детективом, «ловит» изменщиц (Примечателен один из эпизодов – он выследил одну незаконную парочку, и, сочувствуя женщине, потому что результаты его труда разрушат её счастье, всё же передаёт результаты слежки заказчику).
 
Футляр «Трикпак», изобретенный Николя – это аллегория того, кем оба героя были до заключения пари. На них обоих были футляры благонамеренных членов общества: скромных трудящихся, потихоньку влачащих свое существование на ничем непримечательной ниве мизерной полезности себе и окружающим, куда их судьба пристроила рождением, воспитанием, образованием…
А на самом деле внутри каждого из них налиты очень даже крепкие «напитки», взрывающие окружающую действительность, искажающие её и изменяющие.


Рецензии