Замечая, что проза требует от писателя мысли и мысли, Пушкин напоминает нам, что у прозы, в отличие от поэзии, нет того танцевального начала в виде обязательного отчетливого ритма и рифмы, которое само по себе уже самоценно, так как выражает наше определенное природное свойство. Поэзии разрешено быть «прости господи, глуповатой» и «пахать», по слову Толстого, «вприпляску», такова уж ее натура. У прозы же, по Пушкину, нет иной опоры и оправдания, кроме мысли. Правда, в ХХ веке появилась чувственная проза, пронизанная ритмами, и даже биоритмами, но, похоже, ей уготованы краткий век моды и отсутствие будущего. В «потоке сознания» эта тенденция дошла до абсурда, когда мысль, подчинившись биологическому трепету, перешла в свою противоположность, обернувшись бессознанием, и растворилась в потоке психики, как простой знак вернувшись в словарь. То есть, прозу хотели «разморозить», сделать ее животно-горячей, в итоге рассыпали набор. Человеческий текст распался на литеры. С другой стороны, навстречу этому процессу «разморозки» прозы шел процесс «заморозки» поэзии, ликвидация ее «глуповатости» и плясового начала, как будто жизнь обязана была стать в прозе исключительно животной, а в стихах – умственно-рассудочной, что изрядно отразилось в Бродском. Но все-таки этот поэт не свалился в верлибр, в котором эти две тенденции встретились: проза тут отказалась от «прозости», а стихи – от «стиховости». Вместо «холода» мысли классической прозы и «жара» чувств классического стиха родилось нечто новое, «теплое», демократически бесполое, о чем впору сказать словом апостола: «О если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты всего лишь тепл, то изблюю тебя из уст моих!»
22 октября 2010
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.