Долгое эхо войны

Галина Родионовна Маликова — хорошо известный в нашем городе человек. Долгие годы она занимала ответственные посты — управляла делами Бобруйского горисполкома, была председателем Первомайского райисполкома, неоднократно избиралась депутатом Советов разного уровня, в том числе Верховного Совета БССР.

Кавалер ордена «Знак почета», она несколько лет назад вышла на заслуженный отдых. Неожиданным для многих стало ее выдвижение в декабре 2007 года председателем Совета городской организации Белорусского общественного объединения ветеранов. Хотя настолько ли неожиданным?

Она сменила на этом посту полковника в отставке, участника освобождения Бобруйска Владимира Васильевича Арбузова, бессменно почти два десятилетия руководившего общественным объединением. Прошло два месяца, как Владимира Васильевича уже нет с нами…

...апрель 2009 года. Кабинет председателя Бобруйской ветеранской организации похож на музей. На стенах — плакаты, отображающие жизнь тех, кто защищал нашу Родину, грамоты, советская символика. А еще много книг, газет и старых фотографий. Вся история Великой Отечественной войны на примере одного города и его освободителей сконцентрирована здесь, в небольшом помещении на втором этаже здания горисполкома.

В заботливом стремлении Галины Родионовны оставить нетронутой обстановку кабинета чувствуется дань уважения и памяти о своем предшественнике. — Спасибо Владимиру Васильевичу. Это он все создал, — обводит она рукой артефакты. Приглашает меня присесть. Предлагает кофе.

Еще в те годы, когда она занимала должность управляющего делами горисполкома, мне приходилось не раз убеждаться в ее потрясающей работоспособности. Галина Маликова относилась к числу тех немногих чиновников, в лексиконе которых не существует фразы «этот вопрос не ко мне». Даже если вопрос был действительно не к ней, она брала обращение человека под свой контроль, разъясняла, советовала, а после еще и могла позвонить и поинтересоваться, решил ли человек свою проблему. Такие люди не умеют сидеть сложа руки и не знают, что такое «заслуженный отдых».

Опыта организатора и руководителя ей не занимать. И все же. Работа с ветеранами имеет свою специфику. К тому же, все мы слышали: «У войны — не женское лицо»…

На вопрос, почему она согласились возглавить ветеранскую организацию города, Галине Родионовне, уже отвечать не впервой.

— С ветеранами я работаю всю свою сознательную жизнь и искренне уважаю их, — говорит она.

Сегодня, в канун 65 годовщины освобождения Бобруйска от немецко-фашистских захватчиков, рабочий график председателя ветеранской организации расписан по часам. Решается вопрос об издании книги, посвященной освобождению Бобруйска. Нельзя забывать о воспитательной, патриотической работе. Впрочем, чаще всего ветераны обращаются в организацию с бытовыми проблемами. И они решаются, в частном порядке и с индивидуальным подходом к каждому.

Прием посетителей зачастую она вынуждена совмещать с телефонными звонками, и это — тоже часть упомянутой выше специфики. Пожилые люди, часто инвалиды, приходя на прием со своими проблемами, излагают их долго, порой с описанием всей своей биографии… Ведая о том, как важно порой человеку, особенно одинокому просто выговорится, Галина Родионовна их не перебивает, лишь изредка задавая, как опытный психолог, уточняющие вопросы.

Интересуюсь, как обстоят дела с оказанием помощи ветеранам в организациях, на предприятиях города.

— На многих предприятиях проявляют чуткое и внимательное отношение к ветеранам. Приведу только один пример. Не так давно в наш город прибыла на постоянное место жительства из России Надежда Павловна Степаненко, одинокая труженица тыла. По нашему ходатайству она была закреплена за ОАО «Бобруйский завод КПД», вскоре получила путевку в санаторий «Приднепровский» Рогачевского района. Поскольку из-за болезни ног сама она не могла воспользоваться путевкой, при личном содействии зам. начальника по идеологии завода КПД Вадима Валерьевича Куликова ей была предоставлена машина для доставки ее в санаторий и обратно, причем Вадим Валерьевич сопровождал лично пожилую женщину.

Во многих учебных заведениях и учреждениях города, организации БРСМ созданы волонтерские отряды, которые по рекомендациям городского и районнных Советов ветеранов опекают одиноких стариков, оказывают им необходимую помощь.

— Галина Родионовна, какой след оставила война в вашей жизни?

— Вы знаете, раньше мне трудно было говорить на эту тему. Я родилась на Полесье, в годы войны, поэтому о самой войне знаю только из воспоминаний мамы. Война оставила в нашей семье трагический след, как и в каждой белорусской семье. Мой отец, Лукьянович Родион Иосифович, был ранен при форсировании Днепра. В 44-м нам пришло извещение, что он пропал без вести 4 мая…

Росла без отца, как впрочем, и многие дети тогда. Жили очень бедно, впроголодь. Мама впервые купила мне пальто, когда я пошла в 9 класс, а до этого перешивала старые вещи…

— И все же удалось вам выучиться, найти дорогу в большую жизнь…

— Кто же может помешать этому, если будет стремление? После 10 класса уехала далеко от мамы — поступать в Калининградское культпросветучилище. Меня взяли, так как пела я хорошо. Закончила дирижерско-хоровое отделение. Отправили по распределению в Великий Новгород заведующей клубом … Там же, в Великом Новгороде поступила и закончила Государственную академию. В 1975 году вместе с мужем, который был военный, переехали в Бобруйск…

— Галина Родионовна, извините за столько личный вопрос, но вы ведь наверняка пытались узнать о судьбе своего отца?

— 65 лет я ничего не знала о его судьбе. Попытки узнать хоть какие-то сведения о нем долгие годы были безрезультатны. В последнее время я уже практически не испытывала надежд, даже когда принимала решение возглавить ветеранскую организацию…

Но, видимо, есть в этом какой-то тайный и глубокий смысл. Буквально два месяца назад я узнала, что мой отец… не пропал без вести.

Произошло это совершенно случайно, благодаря дочери моей двоюродной сестры. На ее запрос из Германии пришли сведения о том, что Лукьянович Родион Иосифович находился в плену на территории Германии. Известна дата его смерти — 4 ноября 1944 года… Нам прислали фото его могилы… Он похоронен на большом кладбище советских военнопленных, где-то на границе Германии с Нидерландами. За кладбищем ухаживают…

— Вы хотите побывать там?

— Да. Ведь я всю жизнь искала его.

(опубликовано 22 апреля 2009 г. в газете "ТелеГраф")


Рецензии