Два дуба на том конце поля
- Доедешь на поезде до Сосногорска, а потом слезай и дуй влево, всё только влево.
Асфальт кончится, дуй ещё дальше. Велосипед-то у тебя есть? Ну, значит, доедешь.
На машине там не проехать, да откуда у тебя машина? - И он оценивающе
посмотрел на меня, а потом в сторону ларька. Ларёк ещё не открывали и спешить
было некуда.
- А говорили, - пиво будет, - сказал он, и я заметил, что глаза у него какие-то
небритые, красные.
- Ты сам-то откуда?
Я сказал.
- А с какого года?
Я сказал.
- Понятно. Войны не видел. Не знаешь. Так-так. А я вот её тоже по правде говоря
не видел с военной стороны. Я её, как сказать?, желудком что ли видел. Желудок, он
тоже глаза имеет, если надо.
- Главное, когда в Романово приедешь, ищи троллейбус. Там троллейбус стоит
заброшенный. Как он туда попал, бог его знает, но стоит. Ну, не с войны конечно, но
выглядит словно как с войны, разбитый весь. Одни кости от него остались, от
троллейбуса этого.
- Ну вот, как пройдёшь троллейбус, сворачивай налево, по полю. Тут их и ищи. Два
дуба этих. Они ближе к противоположному краю, у леса почти стоят, но не в лесу, а
в поле. Два дуба таких, не то чтобы старых, но и не подростки. Лет по пятьдесят
дубочки, не больше. А может и по тридцать, я тут не поручусь.
- Так вот, ищи тропинку между этих двух дубов. Она через лес идёт, по ней и езжай
или иди, как получится. Я-то вот по ней не ехал и не шёл тогда, а бежал. Ещё
хорошо, что кто-то хоть немного протоптал её, так что хоть и вечер был, а всё же не
сбился, добежал до деревни, тогда там в войну глухомань ещё была, дорог никаких.
Меня тогда эти два дубочка, ещё маленькие они были и спасли - иначе бы не нашёл
дорогу. Тогда троллейбуса там не было конечно, но зато на краю деревни (она
сгорела почти) танк разбитый лежал, так что может троллейбус этот в память
положен, не просто так, из баловства. Просто танка не нашли, и в память эту
железяку приволокли, чтобы хоть что-нибудь там лежало, на этом месте. Только
вряд ли кому-нибудь это теперь нужно, вот что я тебе скажу.
Не знаю, поехал бы я туда или нет, не будь там разбитого троллейбуса и двух дубов
на краю поля. Чем-то запали они мне в душу из его рассказа. Много есть всяких дел,
а если день свободный, то много есть всяких маршрутов, чтобы
проехаться. Но я взял и поехал. Не сразу, конечно, помчался. Может и месяц прошёл
с тех пор как я его встретил возле вокзала в поисках чего бы попить, пива ли воды
ли; он стоял возле закрытого ларька как-то подчёркнуто одиноко, так, что норовило
меня спросить, чего он ждёт. Глупо конечно было бы спрашивать, ведь очевидно,
что ждёт человек пива и разговора. Пива тогда не было, но разговор у нас всё же
получился. Наверно и на мне одиночество нарисовано было, не знаю, может и так,
но вот прошёл месяц с того нашего разговора, и я поехал, поехал искать зачем-то
эти его дубы на краю поля. Осень была.
От Сосногорска дорогу найти оказалось просто. По ней на водохранилище люди
тысячами ездят в выходные, купаться да рыбачить. Но мне-то водохранилище как
раз и не нужно было. Переспросил двух пожилых рыбаков, стоявших с
такими торжественно-замкнутыми лицами на остановке автобуса, что можно было
подумать, будто не на рыбалку едут, а на подвиг смертный.
- Доедешь до церкви, до кожуховской, там спросишь. Кажется, там прямо тебе
надо, сказали они, не меняясь в своём истовом выражении, сказали и сразу забыли
обо мне, уйдя в своё молчание и предвкушение клёва. Мысленно поблагодарив их, я
поехал влево от вокзала, если смотреть из Москвы. Дорога сначала от города
спускается в низину, ползёт по болоту километра два, потом лезет круто в гору, а на
горе кладбище и церковь. Это Кожухово. Спрашиваю, говорят - прямо. Еду дальше,
вот внизу и водохранилище показалось изломанным блюдцем, сидят в лодках люди с
удочками, вода синеет, рябит, по берегам какие-то пансионаты, словом благодать.
Но я этой благодати отчего-то не люблю. Люблю быть один может оттого, что дома
всегда на людях, а может и от скверности характера. Шоссе в лес свернуло. Вижу,
стоит прямо на дороге дачник, голый до пояса. Пузо на солнце выставил, греется.
Глаза закрыл. И такое большое счастье на физиономии. Сразу видно, что не пузо
греет, а душу. Поэтому и лицо у него ласковое-ласковое, видать душа уже почти
прогрета. Пускай, думаю, прогревает на всю зиму, мешать не стану. Объехал я его
тихонько, он и не услыхал. После греющегося асфальт кончился. Дальше дорога
пошла песчаная. Когда-то, ещё до изобретения асфальта, такие дороги царскими
называли. А впереди уже село виднеется. Переезжаю мостик. Вот и Романово.
- Где тут троллейбус у вас стоит? - спрашиваю бабушку у колодца, спрашиваю так,
будто это обычное дело, чтобы везде по деревням троллейбусы стояли.
- А вон он, милый, вон, подале чуток проезжай, он тута возле дороги и торчит,
только на что он тебе?
- Спасибо, - говорю, - бабушка, - но не объясняю ничего, потому что ещё не верю. В
самом деле, метров через сто вижу уже наполовину вросший в землю остов
троллейбуса, да не простого, а "гармошкой", какие по Садовому раньше
ходили. А дубов никаких не видно. Про дубы-то я у бабушки не догадался спросить.
Ладно, сам найду. Поворачиваю за деревней налево, иду по полю, велосипед веду
рядом. По пашне идти неудобно, но тропки проезжей что-то не видно. Дохожу до
большой копны, сажусь на прогретую солому. День такой чудесный, светлый,
истинное бабье лето. Сам не заметил как солнце меня сморило и я, прислонившись
спиной к податливой соломе, задремал. Совсем забыл, что мне дубы искать нужно.
Разбудили меня вороны. Что-то у них случилось, каркали и летали по полю вокруг
меня. Может они решили,что я умер? Только я проснулся, вижу прямо перед собой в
дальнем углу поля стоят два дерева.
- Неужели, - думаю, - они? Но пока не встаю, ещё не совсем проснулся.
Припомнились мне слова моего знакомца:
- Странно только, как они могли там вырасти, среди поля? Как их не закосили, не
запахали? Может они вешками там стоят, дорогу отмечают? Нет, вряд ли, дорога от
деревни идёт, её и отмечать незачем.
А может место памятное? Могила может там чья-нибудь? Ты спроси, как приедешь,
я-то не успел сам, больно быстро мы оттуда бежали.
Но и я тоже не спросил никого, и спрашивать что-то не хотелось. Ответят
деревенские, как они обычно отвечают, - а бог его знает, как они выросла, сами
как-нибудь выросли, да и всё. Что им интересоваться какими-то дубами? Они
заняты, а не заняты, так веселятся, не грустят. Это только мы, городские люди,
предаёмся грусти по всякому поводу и без повода и считаем себя поэтому тонкими
людьми. То, что наша так называемая духовность связана с тем, что нам не надо себе
пищу творить, что нет у нас хозяйства, это может и преувеличение, но это правда.
Так ни до чего и не додумавшись, встаю с соломы, отряхиваюсь, поднимаю
велосипед с земли и иду прямо через поле к дубам. Вблизи они ещё красивее. Нет,
местные люди видно тоже неравнодушны к нам, пахота довольно далеко их
обходит, значит берегут их, боятся корни повредить. И как только подхожу к дубам
(они ещё не очень высоки, с двадцатилетнюю сосну), замечаю - тропинка, еле
заметная и со стороны не видная, идёт рядом с правым и направляется в лес. Всё
таки немного напутал тот мужик, сказал, что между, а она, оказывается...
Лес здесь мрачноватый, почти из одних елей. Тропинка вскоре заваливается влево
и сразу вниз. Речка!
Маленькая, почти ручей, речка течёт по уютной долинке метров двадцати
шириной, крутясь по этой долинке и оставляя по бокам крошечные, с напёрсток
заливные лужки. На одном из них стоит к колышку привязанная коза и смотрит на
меня, не мигая. Она наверно смотрит так на всех, но мне кажется, что только на
меня. Мне немного совестно, что потревожил этот бархатно-зелёный мир.
Тропинка скрывается в кустах и выводит к мостику. Взошёл на мостик. Подо мной
сама речушка - мелкая и довольно быстрая, с каменистым дном. В стороне, в
боковой протоке навалены кучей ветки и лежит свеже-перегрызенная ольха. Видать,
бобры. Тропинка снова лезет вверх, всё выше и круче. С велосипедом идти трудно,
тропинка здесь мокрая. Становлюсь сзади и толкаю его как осла, а он, как осёл
упирается и хочет вниз съехать.
Горка крутая, но короткая, уже видно солнце сквозь кустарник, вот и деревня. Ну
конечно, если тропинка через лес, то должна быть и деревня.
Просторная такая деревня, непроезжая, в стороне от большой дороги. Посреди
деревни запертый магазин и небольшой прудик рядом, наверно на случай пожара в
магазине. В прудике конечно утки, возле уток на берегу стоит лошадь и о чём-то
думая, смотрит в воду и тихонько мотает головой. В конце деревни - обшарпанная
церковь. Это Никольское.
Бродя по дальним и ближним местам, как пропустишь, как не обратишь внимания,
как не остановишься перед заброшенной церковью? Меня она привлекает куда
больше тех немногих действующих, которые ухожены, окружены заборчиком,
асфальтом и чистотой. Их не жалко. К ним не возникает тёплого чувства. Их
здоровый, бьющий нервом полезной жизни организм не интересен. Не знаю, может
это и глупо, но заброшенные, поросшие кустарником, цветами, с ободранной
кровлей и покосившейся луковицей колоколенки, словом неприкаянные, никому
вроде ненужные развалины вызывают у меня чувства куда более терпкие, даже
нежные. Никольская церковь, хоть она деловито была поставлена когда-то у
проезжей дороги, вызывает как раз такие чувства. Но не она, мне кажется, главная
цель моей поездки. Что-то ещё впереди должно быть.
И опять припомнилось:
- Ты, ежели эти развалины любишь, церкви там или что, поезжай от Никольского
опять влево, всё получается влево, проедешь совхоз, съезжай с большой дороги
опять же влево, пока в реку не упрёшься. Дудоль называется. Там сядь и посиди.
Вообще-то ничего особенного там нет. Может на Кавказе и лучше. Но ты всё-таки
посиди. Может чего и надумаешь.
Легко сказать - доезжай до совхоза. Не успел я и пол-дороги проехать, как пришлось
остановиться. По дороге процессия идёт. Как похоронная, только из коров. Нужно
им зачем-то по главной дороге идти. А объехать негде. Так и плетусь в хвосте
кортежа коровьего. Уже и злиться начинаю, поскольку у нас, москвичей, на
ожидание терпения нету, разве только в очередях оно неистощимо. Наконец, коровы
сворачивают к ферме, и я могу ехать. Мчусь теперь на радостях, аж пыль свистит в
ушах.
Вот и совхоз. Сворачиваю к сельпо, покупаю бутылку лимонада (лучше бы из
колодца, да боюсь осенью), сыру, хлеба, пряников. Нагрузившись всем этим,
выезжаю из посёлка и вижу поворот. Опять налево! Переезжаю небольшое паровое
поле, сворачиваю с дороги и вижу среди ольховой заросли сосны. Подъезжаю
ближе, а это оказывается берег речки, крутой обрыв. Кто-то со скуки, а может и со
смыслом насадил здесь сосны. Это видно по тому, что подроста нет и вымахал под
ними малинник дикий - не соснового лесу спутник. Точно, сосны здесь в гостях, хоть
и старые уже. На крутом склоне нечто вроде ямки, а в ней листва плотным ковром
набросана. Присаживаюсь на неё, раскладываю свою еду, открываю бутылку с
лимонадом, подымаю глаза и вижу на том берегу, на пригорке - чудо не чудо, но
странное видение. Видали ли вы когда-нибудь настоящий минарет? Хоть на
картинках, но видали наверно. Так вот, в восьмидесяти километрах от Москвы я
нашёл минарет! Самый настоящий! То есть ложный, конечно, но настоящий. Ну да
это же Поджигородово!
Чудится мне в этом названии некий древний поджигай-город, мерещится время
тёмное, смутное, мечущиеся морды лошадей, истошные крики, смута.
И пламя, зализывающее всю картину. Смута и пламя - излюбленные соседи в
русской истории. Огонь - сильнейшая форма наглядной агитации, сильнее нету.
Огонь страшен и радостен и предупреждающ: ужо тебе! Ведь "горим" - это же
значит - всё потеряно, но потеряно то, что было, значит освобождение, очищение,
новая жизнь. Поэтому огонь и строителен, от него новое рождается. Огонь ещё и
боль, конечно, и утрата. Нашему времени, может огня и не хватает - зажрались, как
однажды старушка в троллейбусе мне чистосердечно призналась, - зажрались и
Слово понимать перестали, а значит в огонь нас, поджигай!
Но всё это древности и рассуждения праздные. А передо мной в своём
ложно-турецком, или, если угодно, в ложно-готическом величии белел за рекой
гордый классический восемнадцатый век. Век фасада, век, когда утончённая
пластичнейшая культура хрусталём сверкала над темнотой народа во всех углах
империи, и вблизи столиц и в дальнем уральском уезде...
Культура и темнота. Разве могут они друг без друга? Разве без своего спасительного
и оправдывающего фона культура будет жить? Темнота для нее почва, точка
отсчёта, колыбель, если можно так выразиться. Волшебные дворцы и парки, пруды,
галереи, фонтаны, храмы и театры в поместьях не просто были, они у б е ж д а л и
в том, что на свете есть порядок и есть, следовательно, и Бог. Величие того века не
ложное, потому что в это величие верили все, от адмирала до пахаря. Величие
московских высоток - ложно, потому что в него почти никто не верит. Вот прошло
тридцать лет и видно, что высотки эти, вполне русские, очень приземистые и
пухлые и очень домашние, но отнюдь не величественные. Они просто супер-избы,
вернее, супер-терема, идея их очень древняя и нового в них ничего почти нет. И то,
что среди халуп они были построены, тоже говорит про ту же истину - нет культуры
без окружающей её темноты, из этой темноты культура свой свет берёт, этой
темнотой освещается. Но темнота забывается, а культура остаётся. Тёмный быт века
восемнадцатого для нас тёмен и сейчас, и неинтересен. Теперь это - забава скучных
экскурсий, состоящих из потомков тех самых крестьян, которые фоном и тяглом для
этой самой культуры были. И собой её удобряли.
Я любуюсь белым минаретом на горе за рекой и он, не знаю почему, внушает мне
смутное предчувствие счастья. Бесполезно и праздно,а к тому же и пусто - церковь
заперта и разорена - стоит он, а вокруг копаются люди, строятся коровники,
рождаются дети и греются на солнышке старики. Стоит он праздно, пусто и
бесполезно, но если бы не стоял он, это место было бы пустым и праздным во сто
раз более. Ибо труд и копошение вокруг - это темнота, забота утробная, муравьиная,
а белый столп на гору вознесённый - это красота, лучше ничего на свете нету. И
наверно не только красота, её одной ещё и мало человеку, но и доброта какая-то.
Это как маяк, чтобы можно было в заботе каждодневной от земли глаза оторвать и
увидеть, и сказать с радостью, словно это впервые - вишь, стоит на горе, это наша,
это наше, и ради этого высокого, белого, к небу летящего, ложно-готического,
опиумного кирпичного пустоцвета - и жизнь, и труд, и смерть.
И минарет этот и два дуба тех, что на поле - это то, что беречь надо. А если не
сбережёшь, разрушишь, то тогда уж пустота настоящая, жуткая пустота, темнота
без света придёт. И будешь аукаться в этой темноте-пустоте с самим собой и ничего
тебе не откликнется, кроме стаи ворон, живописно над навозом летающих. Да
троллейбуса, зачем-то брошенного на краю деревни.
05/77
Свидетельство о публикации №210120101190