Электрики мызовские

На участке ремонта электродвигателей цеха № 5 Павлодарской ТЭЦ-3 их работало трое – отец, сын и дочь. Вместе со всеми ранним утром они приезжали на работу, вливались в поток людей, проходивших через турникеты электронной проходной, чтобы в очередной раз добросовестно, с присущей им рабочей ответственностью, исследовательской пытливостью и самоотдачей отдать должное восстановлению электродвигателей разного вольтажа, без которых невозможен нормальный ритм огромного числа механизмов и машин, составляющих комплекс основного и вспомогательного оборудования электростанции.
По сведениям, которые они получили от своих старших поколений, Мызовские происходят от предков, живших в Речи Посполитой, объединявшей когда-то народы и земли Польши, Литвы и Курляндии.
Глава династии электриков Мызовских Геннадий Иванович – выходец из семьи переселенцев, которые в начале 20 века поехали в Сибирь и по условиям столыпинской реформы получили привилегии и огромные земельные наделы. Дед его Андриес был хозяин крепкий и рачительный, отличился в первой мировой войне 1914 года и награжден был Георгиевским крестом.
На работе главой семейного экипажа, как и всего участка, является Владимир Мызовский, получивший от своего отца и установку на профессию, и интерес к ней. Пришла работать на участок к брату и отцу Янина. Каждый из Мызовских на своем рабочем месте проявляет тот максимум прилежания и квалификации, который вообще свойствен людям, интеллектуально одаренным и профессионально развитым.

Геннадий Иванович, отец, о себе и сыне Владимире:
- Начал я свою трудовую деятельность в 1958 году на шахте в Кемеровской области. Отсюда был призван в армию и служил радиомехаником в авиации. После демобилизации поступил на работу в Дальневосточное торговое морское пароходство корабельным электриком. Став моряком, много плавал на сухогрузах по всем морям и океанам, чаще по тихоокеанским маршрутам между Японией и обеими Америками.
В перерывах между рейсами я приезжал в Чугуевск под Владивостоком (это родина писателя Александра Фадеева) и со своим другом ходил на охоту. Там, бывая по вечерам на танцах, я познакомился с девушкой Катериной Крайнюк, и она вскоре стала моей женой. Оказалось, что она родом из Павлодара, из Казахстана. На Дальний Восток она приехала по распределению, работала экономистом в местном отделении Госбанка.
В 1966 году, когда мы уже стали семейной парой, жена моя поехала в Павлодар, а я заканчивал свой последний рейс на научно-исследовательском судне «Витязь» Академии наук СССР. Красавец был корабль! (Жаль, что сейчас он стоит в Калининграде и находится в жалком состоянии…). На подходе к Владивостоку была у нас последняя (для меня) остановка в Нагасаки и Хиросиме. Там вместе с товарищами мы посетили мемориал жертв атомной бомбардировки. Сначала удивило нас, что на входе дежурили врачи-кардиологи, и в залах тоже имелись медицинские посты.
Потом, когда увидели ужасные экспонаты, поняли, зачем. Многие люди лишались сознания при виде полуметрового стеклянного куска, внутри которого застыла человеческая нога, каски, сплавленные с головами мертвых солдат и полицейских. Экскурсовод рассказал, что бомба взорвалась в 800 метрах над школой. В том месте остались оплавленные каменные глобусы и идеально ровная площадка, покрытая мертвым желтым песком.
После рейса я сошел на берег и приехал в Павлодар. Сначала поработал в городской электросети, потом на мельзаводе-13 (цифра означает год постройки - 1913 год). Прошло немного времени, и у нас родился сын Володя. К этому моменту я уже перешел в Заготзерно и ездил по области, обслуживал дизельные электростанции. Параллельно ПМК-59 сооружала линии электропередач, и после этого электрогенераторы снимались с эксплуатации.
Поэтому я перешел в пусконаладочное предприятие, проверял и испытывал грузовые и пассажирские лифты на элеваторах и хлебоприемных пунктах области. Сын подрастал, и я часто летом брал его с собой в командировки. 
Кем быть сыну, я знал точно. Всю жизнь сам я мечтал быть летчиком, и мечта почти сбылась в армейскую пору. Не смог я полетать на аэропланах, так пусть сын продолжит мечту… Но не получилось, не случилось. Владимир блестяще закончил павлодарскую школу № 5, со средним баллом в аттестате 4,9, за что занесен в летопись школы как один из лучших учеников своего выпуска и разных лет.
Когда он подал документы в Павлодарский индустриальный институт, ему предложили выбрать один из двух ленинградских вузов – ЛКИ (кораблестроительный) или ЛЭТИ (электротехнический). Но сын выбрал учебу в Павлодаре, предварительно обсудив это дома.
Он согласился на однозначно лучший вариант – энергофак, специальность «Электроснабжение промышленных предприятий». Инженер-энергетик – профессия «непотопляемая», как врач, учитель, юрист, агроном, механик, ветеринар.
Кстати, первое его увлечение – возня с животными, любимой книгой был учебник по дарвинизму, и поэтому Володя всерьез подумывал о профессии ветврача. А второе свое хобби он реализовал в спортивно-технической школе, в секции моделистов.
Отец мой Иван Мызовский, прошедший бои на Халхин-Голе, финскую кампанию и всю Великую Отечественную войну, в послевоенное время брал Володю с собой в поездки по местам боев своей воинской части, и там, на местах боевых действий, сын изучил «живьем» часть военной истории, стал хорошо разбираться в вооружении.
Но еще больше Володя увлекся историей средних веков, и книги, фильмы на эту тему, и особенно книги Льва Гумилева по этнографии скрашивают ему досуг. Историографические знания помогли ему выстроить собственные убеждения, ориентированные на миролюбие
и пацифизм. А еще он - поклонник современной рок-музыки.
Со второго курса Владимира и его ровесников, несмотря на наличие военной кафедры, почему-то призвали в армию, и там он получил очень ценную военную специальность в химических войсках, заодно стал очень хорошим стрелком (сказалось семейное увлечение охотой). Служил в самом сердце России, на Валдае, в частях Ленинградского военного округа.
В это время случился тот страшный взрыв на Чернобыльской АЭС. Володину часть и другие части «хим-дыма» подняли по тревоге и передали транспортникам под Припятью. Он и его сослуживцы подвозили реактивы, которые потом распылялись по почве, чтобы образовалась пленка. Эту пленку потом скатывали, увозили и уничтожали.
После службы сын мой вернулся в институт, во время дальнейшей учебы не раз сдавал сессии только на «отлично» и удостаивался повышенной стипендии. Более того – профессор Федор Константинович Бойко взял его к себе работать на кафедру, и Владимир смог приобщиться к серьезной науке, исследованиям и экспериментам. Прекрасно защитив диплом, он получил предложение продолжить учебу и поступить в аспирантуру, но почему-то не захотел.
Я его приспособил к работе в кооперативе – мы в нем ремонтировали электродвигатели и трансформаторы, другие электроустройства. Кооператив поработал и приказал долго жить: предприятия закрывались, оборудование распродавалось, клиентуры не стало. И в 1999 году мы с сыном пришли на ТЭЦ-3. Здесь мы приняли участие в организации участка по ремонту электродвигателей и до сих пор на нем трудимся. Сначала у нас ремонтировались только низковольтные, маломощные двигатели, а после отделения «Севказэнергоремонта» у нас добавились и высоковольтные.
Володина жена Ирина тоже работает в энергосистеме. Старшему его сыну, Константину 16 лет. И все мы не задаем ему вопроса – кем ты будешь. Он с малых лет авиатор, в кружке детской областной технической станции мастерит модели самолетов. Вот ведь какая она живучая, мечта о небе и полетах…

Янина Федорищева, урожденная Мызовская:
- Учась в школе, приобретала и музыкальное образование по классу фортепиано. В 1991 году закончила наш Казахский государственный технический университет. созданный на базе бывшего индустриального института (потом Павлодарский ГТУ, сейчас ПГУ). Как и мой брат, я тоже имею в дипломе запись «Энергоснабжение промышленных предприятий».
В 2000 году закончила Алматинский университет международных отношений, отделение романо-германской филологии. Потом была практика в Германии на заводах фирмы «Мерседес-Бенц» в городе Маннхайме, в Гейдельбергском университете (интересно, что открыт он был на деньги Ивана Грозного).
Конечно, хотелось закрепиться, поработать подольше. Но увы… Вернулась, вышла замуж за художника-живописца Романа Федорищева (он один из потомков русского писателя Александра Куприна), воспитываем двоих детей. Он очень талантливый, и это признано специалистами зарубежных галерей, где выставлены его работы.
Скажу о нашем отце. Если уж говорить о профессионализме, то такой уровень, как у папы, надо еще поискать! Он постоянно работает со справочной литературой, чертит и считает, не полагается на один только свой опыт, не боится взять в руки первоисточник. Этим он заражает всех в коллективе, и наши сотрудники стремятся к тому, чтобы участок наш работал безукоризненно.


Рецензии