Остановить вакханалию смертей на дорогах!

Остановить вакханалию смертей на дорогах!

Понимание необходимости написать эту статью пришло после очередного сообщения о жутком дорожно-транспортном происшествии с множеством пострадавших в каком-то из городов Украины. Сейчас даже не смог найти ссылки на тот случай – примерно такие же происходят практически каждый день, невозможно все фиксировать. Это, кстати, в равной степени касается Украины и России. Разве что у нас – порядка 30 тысяч, а там под 100 – а незнамо сколько инвалидов остается…

Вот типичные примеры сообщений, которые нашел в своем архиве:
«В Днепропетровске зампрокурора «отмазали» от скандального ДТП».
«Милиционеру вынесли приговор за трех сбитых насмерть человек».
О совсем уж диком случае в РФ, в Иркутске с Анной Шавенковой я написал особо в работе «Люди и нелюди: теория и психопатология обыденной жизни»

Потом накатили текущие проблемы никак не угасающей украинской псевдополитической войнушки, на которые нужно было отреагировать – и, виноват, тема забылась. 
Четкое осознание, что писать все-таки надо, пришло в месячную годовщину похожего страшного случая в Севастополе.  Владислав Пискун, 26 лет, футболист, защитник ФПК «Севастополь», на своем БМВ попытался обогнать другую престижную иномарку на обычной городской магистрали. Не получилось: машина вылетела на тротуар и насмерть сбила молодую женщину, тоже 26 лет, с двумя малыми детьми. Трагедия для всех, кого она затронула, чего тут скажешь.

Что тут сказать: парень как парень, по всем отзывам – положительный. А касательно трагедии и разбитой всмятку машины – был и посторонний «спусковой» фактор. Рядом сидела его девушка, перед которой он, очевидно, решил блеснуть мастерством и удалью. И придавил где-то до 150…   

Что же можно добавить нового к тем комплексным мерам, которые уже начали реализовываться на всей территории Украины? Фактически уже работает программа, направленная на коренное изменение обстановки на наших дорогах. И этим занимаются специалисты из разных ведомств – в сотрудничестве со многими заинтересованными общественными организациями. Предусмотрено резко ужесточить контроль за подготовкой водителей, получением прав, усилить штрафные санкции за ДТП и т.д.
 
Здесь же предлагается - в рамках этой давно больной проблемы - пристальнее всмотреться в личность будущего водителя. Соблюдающего ПДД – или нарушающего, с возможными тяжелыми последствиями. Тема, очевидно, чувствительная – насколько мне известно, в явном виде она в СМИ не поднималась. (Вечную тему пьянства за рулем здесь трогать не будем. Она хоть и тесно связана с предлагаемой темой, но требует отдельного разговора). А существование таких фигур умолчания, как показывает жизнь, ни к чему хорошему не ведет. Общественное обсуждение этой стороны проблемы может помочь общему делу – сохранению здоровья и жизни множества наших граждан. И избавлению от серьезного наказания - тоже многих.

 Трагедии на дорогах, понятно, в подавляющем числе случаев, вызваны нарушением ПДД, т.е., закона. Но мы имеем ввиду в первую очередь те, которые связаны с большим превышением скорости и наездами прямо на пешеходных переходах в пределах населенных пунктов, особенно городов-миллионников. За последнее время именно их много, именно в них часто гибнут вообще не причастные к дороге люди, прохожие. Лихачество – так это называют в народе. И предлагают что угодно – вплоть до смертной казни..
 
Непропорционально много среди них водителей иномарок, часто престижных, статусных. Принадлежащим то чиновникам, то бизнесменам – а часто их детям. В России их зовут «новыми русскими» - а мы чем хуже: пусть будут «новые украинцы». Ездящие на каких-нибудь «Жигулях», «Ладах», «Москвичах», «Тавриях», подержанных иномарках … лихачат в разы реже.
 
Возникает естественный вопрос: у них что, другой менталитет, более законопослушный? Или они просто стыдятся соревноваться в дорожных гонках с этими самыми «слугами народа» или «новыми…»? Ниже и предлагается краткий «разбор полетов» - как приглашение к дискуссии всех, кого это может касаться – независимо от места проживания в одной из до сих пор кровоточащих частей нашей бывшей общей Родины. Где такого беспредела на дорогах, как и многих других ужасов, отродясь не было. И система была – да и люди были другими…

Все собирающиеся сесть за руль, должны проходить медицинское освидетельствование – это понятно. О том, что справки эти достаточно легко купить, тоже известно всем. Но это прямое дело всем известных ведомств – не будем поэтому задавать тривиальных, глупых вопросов. Похоже, они сейчас озадачены по самое немогу – сверху. И фамилии ставивших задачи всем известны. Под персональную ответственность – (звезды, звания, пенсии, выслуга лет и т.д.). Так что будут делать все, чтобы «искоренить гидру коррупции» на подведомственных участках работы. Если не за совесть (не у всех ведь она осталась), то за страх. Ну и ладно, пока другого пути нет – да и действует это эффективно, проверено нашей тяжелой историей. А со временем и до обязательного (по должности) наличия совести дорастем... Повторю для очень многих  сомневающихся: политической воли «выше крыши», на всех хватит. Иначе стране не выжить – если без навязшего в зубах прекраснодушного трепа о правах человека… Все сказанное касается в равной степени и России.
   
Так что мы здесь об обследовании на психическую вменяемость перед выдачей прав. По этой причине гражданам отказывают очень редко. Бесспорно: с точки зрения медицины они психически нормальны – это подтвердит любой психиатр, тем более независимый от служб МВД. 
Но их поведение за рулем все-таки свидетельствует о каких-то серьезных нарушениях в восприятии реальности, а это наш общий человеческий мир – а значит и в особенностях структуры психики. И, как правило, это отчетливо проявляется в их поведении и словах после аварии – если они сами не очень сильно пострадали, и способны к каким-то действиям и членораздельной речи. Если не сбегут с места аварии – тоже очень часто.

Что же это за особенности? Чтобы не ходить вокруг да около, скажем прямо: они,  удовлетворяя свои интересы, не принимают во внимание интересы окружающих – в общем смысле, всех прочих членов общества, имеющих по Конституции точно такие же права, граждан. Эти их интересы очень разные: кто-то торопится на встречу или домой, кто-то хочет продемонстрировать свою «крутизну» друзьям или девушке – а то и просто «глотнуть адреналина». И разгоняются на обычных улицах городов далеко за 100...

Языком психологии это именутся четко «низкий уровень социальной ответственности» - а бывает она совершенно не сформирована. Или полностью атрофирована – но это редко. Самый яркий пример – тот самый, всколыхнувший всю Россию, случай с Анной Шавенковой. Имя это стало с тех пор нарицательным, четкой мерой поведения, которое невозможно понять нормальному человеку. Дело направлено на повторное рассмотрение – да не в этом суть. Речь о том, что таким людям (подробности далее), имеющим все положенные по Конституции права и свободы, в интересах общества должно быть, тем не менее, запрещено управлять транспортными средствами. Принимая во внимание недостаточный уровень их социальной ответственности, что создает высокий риск для здоровья и жизни других граждан. Если казенным языком закона: являющихся или не являющихся участниками дорожно-транспортного процесса.

Но это явление - закономерное следствие  несформированности социальной сферы их психики. Тесно связан с этим еще один личностный показатель: «уровень нравственного иммунитета» - по базовой шкале «сильный – слабый – отсутствует».
Проблема в методическом, общем, плане - безотносительно к массовым смертям на дорогах, детально описана в статье «Странные они все-таки люди...». Называется это социопатией, и ей подвержено достаточно большая часть вполне дееспособных граждан. Можно уверенно утверждать, что резко ухудшившаяся после развала Союза социально-экономическая обстановка на наших землях закономерно увеличивает их долю в обществе. Есть серьезные основания говорить о массовой десоциализации, дегуманизации – или, по-русски, расчеловечивании.
 
Вернемся к нашей теме и повторим: все мы, рожденные на Земле по определению – люди. И будущие нарушители закона и даже отьявленные злодеи. Внутри у каждого – масса характерологических свойств, все очень разное - но все же поддающееся типизации.
Как известно, психология занимается некоей обобщенной и условной нормой: людьми без выраженных отклонений в психике. Невропатология – различными нарушениями интеллектуальной и эмоциональной жизни человека, которые не представляют явной опасности для  него самого или общества (при всей условности такого определения). И, наконец, психиатрия – как говорят сами врачи, «грубыми» и стойкими нарушениями психики. Это уже опасно.
Соответственно, определены и типовые нормы, определяющие психическое здоровье и нездоровье. Зачем же поднимать эту проблему, которой должны заниматься, как и в любой важной сфере человеческой жизнедеятельности, специалисты?
Первое: дело в том, что любые нормы не являются чем-то раз и навсегда застывшим, заданным свыше как пресловутый Закон Божий. Они могут и должны изменяться самими людьми, если перестают отвечать изменившейся действительности. Ведь если этого не делать, то будет искажаться не только восприятие людьми социальной реальности, но рано или поздно и она сама – и наносить вред людям. Бытие определяет сознание – эту марксову формулу никто не опровергает. Но ведь при всеобщности в природе обратных связей, и сознание в значительной степени определяет бытие.
Нетрудно, сосредоточившись, проследить постепенное изменение норм человеческого общежития от первобытной эпохи до наших дней.  Контрасты разительны, правда? А в последние полвека время вообще понеслось вскачь, сплошной «футурошок» – и старые нормы «нормален – ненормален» далеко не всегда работают.
Издавна применяются нормы, согласно которым все принимаемые на работу, связанную с риском для жизни самого человека или окружающих, должны проходить обследование на предмет подтверждения психического здоровья. Это армия, правоохранительные органы, спецслужбы, спасатели... И это принимается как должное. Началось даже обсуждение возможности введения таких норм для претендентов на должность Президента – и это не противоречит здравому смыслу. 
Второе: трудно ожидать, что этот вопрос может быть поднят и успешно решен самими представителями медицинского сообщества – они, как и все другие специалисты, ограничены профессиональными рамками. И ведь никто в здравом уме не будет спорить, что проблемы психического здоровья определяются множеством мощных социальных, политических, экономических и иных факторов. И выходят, т.о., далеко за рамки медицины – поэтому и решаться должны в рамках права и человековедения в целом.
В завершение: похоже, необходимо в рабочий понятийный аппарат невропатологии, экспериментальной психологии – а возможно, и политологии, - включить «социопатию» и «социопатов». Понятие «уровень социальной ответственности» там уже имеется. И проводить для желающих сесть за руль (как и в опасных профессиях) полноценное психологическое тестирование. Чтобы заблаговременно определять описанные выше личностные качества, серьезно увеличивающие риски при управлении транспортным средством для общества в целом. Для претендентов на высокие должности это хоть и спорно и непривычно, но тем более верно.Тогда все становится на свои места. Появляется дополнительная, научная и практическая   альтернатива обеспечения безопасности отдельных людей и общества.
А что до очевидного ограничения прав человека, то ставки здесь четкие и по жизни понятные: право на вождение транспортного средства – право на сохранение здоровья и жизни.
Сергей Каменский 7 окт. – 1 дек. 2010


Рецензии