Все в прошлом. Взлеты и падения

 
Взлеты и падения

          Отпраздновав женский праздник, я девятого марта 1993 года приступила к выполнению своих обязанностей на новом месте работы.
          Двадцать лет, отданные сельскому хозяйству еще колоколом обиды стучали в голове,  болезненным колесом в бессонные ночи проворачивались горькие мысли об увольнении за двадцать минут без передачи материальных ценностей, даже без обычного, ни к чему не обязывающего, вопроса: – Почему Вы решили уволиться? Ведь уходил из института ветеран труда, имеющий государственные и республиканские награды, кандидат наук, ведущий научный сотрудник, заведующий аспирантурой.  Подписывал ей заявление  вчерашний аспирант с единственным напутствием: – Если человек решил уволиться, он все равно уйдет и держать его ни к чему.
         Слезы сироты не падают на землю. Еще  не раз пересекутся наши пути: и в дни его взлета  и в дни  его горького падения. Но это будет потом.
         Разговор с директором института повышения квалификации был более чем коротким.
         – А Вы справитесь с работой методиста? Знаете, это же не ученики, это учителя с опытом, большим опытом работы?
          Противный холодок страха в очередной раз кольнул сердечко. Все начиналось сначала. Мой страх и его недоверие. Все опять повторилось сначала.
          Ответ был более чем убедительным: – Я пока не буду читать лекций, а  с организационной частью работы  справлюсь.
          Шли первые дни становления республики. Был принят Закон о трех государственных языках – русском, молдавском, украинском. Школам нужны были учебники.
          Начальные и средние профессиональные учебные заведения  в России переходили на государственные образовательные  стандарты. С чем это едят, у нас пока не знал никто. 
         И меня отправили в первую командировку в Москву за  образовательными стандартами для начальной и средней профессиональной школы. Как было всегда, так было и в этот раз. Методический центр ССУЗов  города Москвы снабдил меня, чем мог. Это были и стандарты по отдельным специальностям, и учебные планы и методические пособия, и другие методические разработки. Я везла два бумажных мешка бумаг.
          Уже была таможня. Никак не могли понять новоявленные таможенники, зачем я везу макулатуру. Старлей сказал помощнику: –  Что не видишь, больная, оставь ее.
          В последующие два месяца,  мы с помощником опять ездили просить, договариваться, подписывать договора на поставку учебников для школ с русским языком обучения.
         Для школ с украинским языком обучения  мой сотрудник Светлана Борисовна поехала по школам Украины собирать учебники на украинском языке (советского выпуска). Ей министерство народного образования выделило автобус. На обратном пути он изволил сломаться посреди степи. Под дождем учебники выгружали  вместе с водителем прямо в грязь. Ремонтировали машину и опять загружали  учебники и учебные  пособия внутрь.
          Намного хуже было  с обеспеченностью учебниками школ с молдавским языком обучения.
          Так как мы приняли решение на референдуме отделиться от Молдовы, сформировать свое государство, остаться на кириллической графике – в министерстве решили убрать латиницу из школ. И пошел гулять очередной «Красный террор».  Работает и сегодня в министерстве просвещения  Ольга Захаровна, которая «вчера» проверяла  во всех ли школах перешли на латиницу, а «сегодня» лично ездила и на глазах у учащихся и студентов срывала плакаты и другие наглядные пособия со стен, изготовленные на латинице. Ничего не понимали учащиеся. Плакали в голос женщины – руководители учебных учреждений, перекатывали желваки  мужчины. Но … шла перестройка. Времени на раскачивание не было. Хуже было другое – ничего не стоило заработать «врага народа» со всеми вытекающими отсюда последствиями.
            Помню, в тот год  в министерстве,  тогда, народного образования культуры и культов, было принято решение августовские совещания провести в городе Каменка. Для подготовки совещания меня послали в командировку за неделю до  его проведения. Остальные  сотрудники института, как помощники, должны были приехать в день совещания, но приехала только методист  Запольская Виктория.  На вопрос: – Где остальные? – Тихо ответила, – Начальник управления профессионального образования  сказала, что не доверяет им. Они все враги молодой республики.  Будучи уволенной с занимаемой должности  этот определитель врагов тут же уехала на ПМЖ в Германию, ибо не могла далее работать с врагами (какими уточнить забыла).
            В ногу с перестройкой шла и моя карьера. Методистом я побыла несколько дней.   Назначили проректором по научной работе. Основной заботой стало обеспечение общеобразовательных и профессиональных школ новой республики учебниками, методическими пособиями,  (даже элементарно – тетрадями) на кириллической графике. В учебниках должны были исчезнуть галстуки, пионеры, комсомол, Ленин, Сталин,  даже, безоговорочно, необходимо было убрать (особенно из учебников начальной школы) и биографию Володи Ульянова. Доходило до идиотства. Где можно было за  два месяца до начала занятий найти или издать такие учебники?  Но приказ есть приказ, соответственно поговорке: ты начальник  …
          И пошла работа. Собрала группу энтузиастов,  в которую вошли наряду с сотрудниками института мои подруги, родственники, их дети. Целые дни на работе, ночами дома мы закрашивали галстуки, переводя их в бантики, галстуки-бабочки. Заменяли в учебниках русского языка фамилии известных деятелей коммунистов, комсомольцев на другие. Большие тексты (на один-два абзаца) заклеивали чистыми листами, расчерчивали продольными линиями и писали: работа с учебником.
          До меня, проректор по научной работе подписала ряд договоров с учителями молдавских школ,  с преподавателями педагогического института и отдельными коллегами по педагогической деятельности  Молдовы о переводе  учебников физики, математики, геометрии и др. изданных на русском языке либо на латинице  на молдавский язык на кириллической графике.
          Срочно нужны были учебники для начальных школ, ведущих обучение на молдавском языке. Опять создавались группы, подписывались договора. Во главе этих групп стояла Дорина Афанасьевна Габужа. Благодаря ее самоотверженному труду молдавские школы сегодня имеют полный набор учебников по языку и литературе.
          Темп работы был такой, что не оставалось времени обдумать, что мы делаем правильно, а в чем ошибаемся.  Специалисты по прежнему месту работы, еще вчера добрые товарищи, сегодня  на митингах перед тысячами  граждан кричали, брызгая слюной во все стороны, русских за Днестр, евреев в Днестр.
         Создавалось впечатление, что народ сошел с ума, не выдержав испытания свободой.  Исчезли продукты, везде очереди. Слово  «купить» было забыто,  и вместо него в речи слышалось одно – «где ты достала?».  Деньги обесценились настолько, что булка хлеба стоила несколько сотен тысяч рублей.  Своих денег еще не было. Просто на советские рубли наклеивали  местные марки (выдавали на руки рубли и марки и мы должны были их сами наклеивать). Стало невмочь целыми ночами клеить марки, и мы их просто прикладывали к деньгам.  Вскоре все (как мы шутили) стали миллионерами, получая  зарплату по несколько миллионов рублей, на которые можно было купить булку хлеба и пакет  маргарино-масла или  килограмм полированных костей, называющихся суповым набором.
          Был сформирован новый  состав министерства, которое было переименовано в министерство просвещения.  Во главе министерства  стал кандидат педагогических наук Гайдаржи Георгий Харлампиевич. Сформировал свой кабинет. Меня пригласили начальником управления профессиональной школы министерства просвещения. В управлении нас было  четыре человека. В дополнение к своим обязанностям я по-прежнему, теперь уже на уровне министерства, занималась обеспечением школ республики  необходимыми учебниками и другой учебной, учебно-нормативной и учебно-методической литературой.
          Это был самый сложный период работы в молодой республике. Не было издательства, наши типографии  не были готовы к печатанию и тиражированию учебной литературы. Элементарно не было денег (наши приднестрофики никому не были нужны) на закупку бумаги, ее доставку, на заключение  договоров с авторами на создание и перевод учебников на молдавский язык с кириллической графикой. На помощь пришла Русская община, центр которой находился в Кишиневе. Община взяла на себя  подготовку рукописей к изданию на молдавском языке, заключила договора с нашими типографиями, частично обеспечила наши школы с русским языком обучения  бесплатными учебниками.
          Стал налаживаться быт населения,  общеобразовательные школы,  пусть и неполностью обеспеченные учебниками, начали учебный процесс. В профессиональных школах, через курсы повышения квалификации,  педагоги и администрация ознакомились с  требованиями государственных образовательных стандартов. Перешли к разработке своих собственных, действующих на территории республики,  образовательных стандартов для рабочих профессий. Разработали типовые планы на шестьдесят пять рабочих профессий  по государственным образовательным стандартам России.
           Все стало входить в нормальную рабочую колею.
           Изменилась жизнь и в республике. Появилось огромное количество лотошников, торгующих, чем Бог пошлет.  Продавали ластики, карандаши, тетради,  ручки, портфели. И тут же рядом  лежали жвачки, сникерсы, кока-кола,  в маленьких пакетиках порошок, который назывался "юпи". Его разводили в воде и получали (как говорили сами лотошницы)  краску для волос, которую дети пили с упоением.  Появились в продаже и другие прелести капиталистического мира в виде тампаксов, прокладок и различных "возбудителей" для мужчин.  Появились первые частные, вначале микроскопические фирмочки, различные ООО, которые вскоре стали быстро разрастаться и съедать одно другого. В общем,  все как в большой стране.
          Некоторых товарищей заинтересовала проблема с учебниками в республике, и посыпались предложения от наших писак, писателей-фантастов и других около издательских дел мастеров.  Началась критика действий министерства просвещения, что не приглашают к сотрудничеству своих коллег по перу, то бишь писателей и издателей, вернее, «товарищей», что считают себя таковыми. По совету министра я встретилась с таким издателем,  директором Молдавского филиала Московкого издательства "Молодая Гвардия" В.Пищенко. Цена за подготовку к изданию учебников была настолько смехотворно «мала», что всех денег республики не хватило бы на издание части учебников, не говоря о полном перечне для начальной и основной школы. Причем просил он 100% предоплату.
           Диалога не получилось, так как,  хищно скаля зубы в недоброжелательной улыбке, зам. Пищенко по всем скандальным вопросам  Муссуров В. объяснил, что надо дать заработать и ребятам из России. Ребята из России – был художник из Новосибирска, их друг.
            Буквально, через несколько дней на работе пожелал со мной поговорить тет-а-тет некий дальновидный издатель,  Крисько И. Предложение было простым:
           – Мне сказала теща, что самая умная в этом министерстве ты и с тобой можно иметь дело.
           – А в чем дело? –  не поняла я «лестного комплимента», с довольно неприятным душком.
           – Передай  нам молдавские учебники,  и будем работать вместе.
           –  А что, – довольно глупо улыбаясь, ничего не поняв из краткого диалога, – Георгий Харлампиевич подписал с Вами договор?
           – Какой договор? Ты отдаешь мне  рукописи,  и мы начинаем работать.
           – Послушай! –  Возьми русские учебники, там Россия поможет, возьми украинские,  там Украина не откажет в помощи. Но зачем тебе молдавские учебники. Их нужно мизер. Языка  вы не знаете. Налаживать производство, да и издательство, сегодня неподъемно для нас. Оставь молдавские учебники в покое.
          –  Да, на  х… р эти учебники. Там любая  х…я сойдет. Кому они нужны?!
          – Нет! Молдавские учебники я вам не отдам. Хотите заработать, берите русские или украинские. Или, идите к министру и только официально, я передам их производство вам. Понятно?
          – Ну, что ж, ты еще об этом пожалеешь.
          – Это ты пожалеешь, –  ответила я и вернулась в кабинет.  Какая я была наивная. Я думала: – отбрила негодяя, спасла молдавские учебники. Я и подумать не могла, что, самое легкое для меня было бы, если бы меня они просто убили сразу. Нет! Меня убивали три года. Постепенно!  Постоянно!  И не только меня и не только они.
               
                (Продолжение следует)       
            
       


Рецензии
Да, взлёты и падения... Жизнь сплошь из них и состоит: чем ниже падение, тем выше взлёт... Чем больше довелось человеку пережить, тем чутче он начинает слушать, лучше видеть, осознавать то, что для других остаётся пока за гранью...
А Вы хлебнули сполна...
Мира и добра Вашему дому!!!
И светящегося, неиссякаемого вдохновение - Вам!!!
С ЛЮБОВЬЮ,
Татьяна.

Татьяна Туртанова   02.12.2010 05:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.