Полиграф Полиграфович или отбор нетленок

Рассуждая о модернизации, Сколково, нельзя не коснуться принципов отсева плевел и отбора зерен - того, что останется в копилке человечества. Вручение премий за научно-технические и художественные достижения, как известно, придает интригу соответственно науч.-тех. прогрессу и худ-лит-процессу. И если в научно-технических областях, в общем-то, можно сформулировать более-менее объективные критерии (например, достигнутая прибором точность, широта круга и достоверность описываемых физической теорией явлений, экономические показатели внедрения, перспективность роста и т.п.), то с отбором приоритетных гуманитарных достижений намного труднее. Предложить объективные критерии здесь очень трудно. Как результат скандалы и обиды претендентов: жюри пристрастны, необъективны, коррумпированы, поддерживают своих, доверия читателя или зрителя нет. И тут на помощь приходит научно-технический прогресс. Попробуем пофантазировать, как могут вручаться премии, например, в области литературы лет через …дцать, когда на место вкусовщины, групповщины и прочей необъективности придет точный как в аптеке научный метод оценок.

Мне приходилось слышать от одного школьного учителя, что физик-экспериментатор пытает природу, вымогая у нее новое знание. Так и в случае художественных оценок – без своего рода пыток природы не обойтись, но речь в этом случае идет о человеческой природе, поскольку гуманитарные науки – это науки о человеке.

Прообраз прибора, который может помочь в отборе художественных произведений давно создан – это полиграф или детектор лжи.   Это устройство, напомним, фиксирует непроизвольные физиологические реакции человека при осмыслении им тех или иных вопросов, т.е. произнесенных слов. Предположим, при дальнейшем усовершенствовании с применением высоких технологий XXI века, этот прибор сможет отличить благородный катарсис от эстетического отвращения, когда перед испытуемым произнесут вслух (или заставят прочитать) оцениваемое стихотворение. Исследуя множество людей, так называемое жюри, можно получить статистическую выборку.

При проектировании детектора рейтинга художественного произведения необходимо сформулировать фундаментальные основы количественной оценки абсолютной ценности произведения, а для этого построить многомерную систему координат, гильбертово пространство, в котором каждое произведение обозначается точкой (атомом), а вся их совокупность – чем-то вроде газа той или иной плотности в том или ином месте этого воображаемого пространства. Далее вводится понятие об оценочной функции (scoring function), позволяющей пересчитать положение каждого атома в пространстве и по отношению ко всем прочим атомам в некоторое число – рейтинг. Потом можно составить рейтинговый топ и премировать произведения в зависимости от их положения в рейтинге.

Проблема, разумеется, в том, каков смысл тех или иных осей координат пространства оценок, каковы единицы измерения, а также способ присвоения каждому произведению многомерного вектора положения в пространстве, какое количество испытуемых и какого качества должно пройти тесты. Альфа-ритм мозга, пульс, кожные реакции, сканирование мозга, ширина зрачков, мышечный тонус, анализ крови в процессе читки произведений  – все это и многое  другое позволит разместить точку, отвечающую данному произведению, в том или ином месте пространства оценок. Контрольные человеческие экземпляры должны выбираться объективным образом, по стандартной процедуре, среди представителей разных социальных страт, темпераментов, возрастов, в разное время суток и любое время года.

Также необходимо договориться о репрезентативной выборке, обучающей компьютерную программу отбирать хорошие  произведения, которая, должна быть представлена классикой жанров, а также об обучающей выборке безусловно плохих произведений. Пушкин, Лермонтов и другие корифеи в правильно настроенной программе должны попадать в топ рейтинга.

Тогда рейтинг нового произведения (оценочная функция) может быть вычислен по заданной абсолютной шкале на основе психофизиологических реакций испытуемых (членов жюри). Особый интерес – изучить реакцию человека-творца на его собственное произведение, это скажет многое о качестве его творчества. Бог, если верить Библии, был доволен сотворенным, и в этом состоянии на седьмой день почил.


Рецензии
Нехило бы пропускать литературные, да и всякие прочие, творения через что-то похожее на ЕГЭ.

И ещё: репрезентативной должна быть не только выборка обучающих программу, т.е эталонных, произведений, но и выборка тех лиц (персон, типов), которых предполагается использовать в качестве экспертов. Ведь если о предпочтениях публики судить, к примеру, по содержанию и подбору телевизионных программ, никакой Пушкин, будь он трижды А.С, не будет зачислен в эталоны - по определению. А уж Достоевский, Пруст или Гессе - и подавно. При том, что труды Марининой или Донцовой безусловно имеют шанс.

А мы с Вами рискуем получить - да, зеркало! но уж больно кривое!

Простите за обращение. Спасибо за внимание.

Александр Коржов   18.07.2011 15:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.