Караваджио код

                Симон  Шойхет



                Караваджио  Код

               



               






                Нью Йорк 










               



               
   Симон  Шойхет

               
                КАРАВАДЖИО  КОД         







          Трудно  поверить   что    Караваджио  был  воскрешён  из  небытия всего   пятьдесят лет  назад . Воскрешён  искусствоведом  и  артдиллером  Роберто  Лонги  ,  который  написал в 1941  году  в
сборнике “ Art  Nuovo  Journale” ,  что М. Караваджио числится  к  тому  времени   в  ряду  отдалённо  известных   итальянских  художников,  который  засуживает  большего  ,  чем  пылиться  в
запасниках   скромных  частных  коллекций.
           400 лет  назад  ,  в  начале  1600-х   имя  Микеланджело Да Мериси  , больше  известного  как  Караваджио заблистало  на звездном  небосклоне  неожиданно и  стремительно . Тогда  ,  в эпоху  уже  утвердившегося в  Европе  стиля Манеризма ,  собственный,  оригинальный   световой    реализм   Караваджио  сумел увлечь  многих последователей  , т . н. Caravaggisti . 
Это  было   настоящее признание  . Его  картины   заказывали 
для  частных  коллекций  ,  знаменитых соборов  и  известных
в  Италии   базилик .  Несмотря  на   это , его прижизненная    слава  и  признание   всегда  сопровождались  противоречивыми  суждениями ,
и даже  остракизму . Многие   критики  того  времени находили  его  работы спорными ,  даже  вызывающе   вульгарными . Несомненно ,  что  вкус  в   выборе   моделей  для  рисования  сюжетов  из жизни   святых  и  аристократов  из  числа  бродяг из  заброшенных кварталов , проституток с  римских  окраин  за  Тибром  ,  отражали  его  не  очень  рафинированный   образ  жизни .  Некоторые признанные  авторитеты    говорили ,что  он  не  осознавал  сущности   декоративного  искусства  и   истинной  красоты , что  он  наивно  копировал то  ,что  он  видел .    Так это  было  или  не  так ,  но к  концу  17-го   столетия , его  имя стали   забывать ,  а  через  пару  столетий   оно и  вовсе   исчезло  из  горизонта   Европейской  живописи  .
            Когда  в  1951 году  Роберт   Лонги  представил   выставку Караваджио   в  Милане  ,  немногие  среди   случайных посетителей и  изощрённых  искусствоведов     знали  что-либо  об этом   художнике. Его  полотна   попрежнему  прятались   на  складах  галлерей  и  в запасниках музеев.   Зато   сразу  же  после  этой   нашумевшей ретроспективной  выставки   живопись Караваджио  чудодейственно  расцвела  на рынке  аукционов . Его  возрождение  в  мире  искусств  стало   зеркальным  отображением его исчезновения   три  столетия  назад.   Сегодня  , наверно каждый   специалист  в  истории  искусств  имеет  в работе  хоть  одну  статью  о Караваджио и  любой  незначительный  музей в  Европе   и  двух  Америках  мечтает  разразится   выставкой Караваджио даже  если  у  него на экспозиции   всего одно или  два  полотна . Это  похоже  на  эпидемию Караваджио.   
На  сегодняшний  день из  числа  инвентаризированных работ
Микеланджело  Караваджио Мериси  в  частных  и музейных
коллекциях  мира  зарегестрировано  около   80  работ ,  каждая  из
которых  оценена  в  сумму до 75.000,000 фунтов  стерлингов .
Из  последних  экспозиций   запомнилась одна  в Метрополитен Музее в мае  2004: “ Наследие  Караваджио  и  его школы  “
 Среди  множества  диссертаций  и  монографий о Караваджио находились  неожиданные   статьи , кусочки  информации ,   реальные факты , даты , пожелтевшие листы  контрактов  ,извлечённые  из  зарослей   архивов .Это были  эмоциональныо  интерпретированные  сведения добытые  преданными исследователями  Караваджио  из  уст  современников  или рукописных документов . Немногие  из  них  выдерживали  экзамен  на  аутентичность ,   однако  оставшиеся   оседали на  академических  листах диссертаций   и  монографий . Так  складывалось   описание   жизни  Караваджио . Результаты  длительных  исследований  его  жизни  дают смутные  очертания  событий . 
Он  обьявился  в  Риме в 1592 году, поздним  летом , когда  ему  было около 21  года . Он  пришёл  из Милана   в  группе  попутчиков , державшихся  вместе   на  пути , оберегаясь  дорожных  грабителей.  Ему наверно  пришлось   вступить  в  город через древние   стенные ворота   Порто  дел  Пополо   чтобы  оказаться  в   Кампо  Марзио  ,  плотно  заселённом  районе  города  , с    извилистыми улицами  и затенёнными  тротуарами ,  часто  выходящими  на  солнечные площади,  как  и  сегодня .  Знаменитая  Виа Дель Корсо  уже  тогда  была  укрыта  булыжниками ,  а остальные  были простодорожьем ,
 в  густой  пыли  летом  и  болоте  зимой .Кругом ,  возле  часовен рассиживались  нищие ,калеки  и  попрошайки ,на  каждом  углу , гадалки  циркачи  и министрели развлекали толпу  за  гроши , и  ещё   проститутки и  пиллигримы и  конечно  монахи  в   чёрных  сутанах   ,  подвязанных  грязнымии верёвками  бродили в   бесконечной   какафонии  незамолкающих  голосов на  разнообразных  языках и диалектах.. Это были кварталы   с   отвратительными  зловониями  из-за  отбросов и помоев  выбрасываемых  по  утрам  из  окон  прямо  на  улицу .Здесь же  на  перекрёстках  никогда  не  прекращалась  шумная  торговля  на   базарах  меж куч  гниющих  фруктов ,  смешанных  с  блёстками  протухшей  рыбы  и кровавыми  кишками  рядом   разделланных  животных.  В  первые  три года он  скитался из  одного жилья  в другое вместе   с  другими   бездомными  художниками .  Он  часто  был  рад  платить  за обветшалую  комнатку    под  крышей  и  похлёбку  рисованием  за  пару  скуди прохожих  гуляк  на  Пьяца  Навона .  Сохранился   портрет  некого трактирщика  Оттавио   Торквино  написанного  Караваджио  в  оплату  за  праздничный  обед подписанный  им   в  тот  период .  Как  следствие  эпидемии  Караваджио  руками  десятков   энтузиастов  исследователей  в  муниципальных  архивах  Рима  и  частных   рекордах  коллекций   нашлись  записи его  современников , квитанции работадателей  и  патронов  , упоминающие  его  имя .  Невероятно , но несколько  документов  криминального  характера 1597 г. также  оказались  в бумагах  судебного  клерка  ,  описывающие  жалобы  на  его   мятежный     характер ,   драки   и  даже  аресты . Сегодня  этот  поразительный  по  своей  редкости  антикварный  материал   неограниченно доступен   публике   в  сети  Интернета  или к  примеру  в  нашей Нью Йоркской   центральной библиотеке .Эта  мозаика   может  составить портрет  или  помочь  представить  отдельные  страницы  жизни  замечательного  художника  17-го  века .
               С заходом  солнца ,   сразу   после  восьми  вечера ,  торговец  картинами  и  подержанными  вещами  Константино Спата  занимался     своими   обычными  делами  в  лавке  рядом  с  церковью  Сан Луиджи  дель Францези . Он  уже  собирался  подняться   наверх  в  своё  жилище  чтобы    приступить  к  обеду с  семьёй   когда  он  увидел  пришедших гостей.  Микель Караваджио  со  своим  приятелем , также   художником     Просперо Орси   пришли  навестить   Спата ,  котороый  недавно  продал  две  картины  Караваджио  за   18  скуди.  Это  была  небольшая  сумма,   но    Караваджио   пригласил     Константино Спато  отметить  сделку ужином  в   Волчьей  таверне ,  что была  недалеко , на  Виа дель Скрофа. Вечер   украшенный  несколькими  карафэ    с  тосканским   прошёл  благополучно ,  если бы  не   драка  случившаяся   на  обратном  пути , в которую  оказался  Караваджио вовлечённым   вместе с  соседом цирюльником   ,  как  следовало  из       свидетельства  ,  хранившегося в архиве Римского магистрата . Там  же  было найдено  редкое описание  портрета Микеланджело  Караваджио  со  слов  цирюльника Луки .
  “Молодой человек   20-25 лет  , крепкий   парень с крупной головой,
  каштанового  цвета нестриженной     шевелюрой    и  такой
же  бородой  .  Ведь  он  же был  с  севера , из Ломбардии .Там  они
все  такие ,  а  вот  глаза  чёрные  с  огнём . Он любил  смеяться  , петь
песни  за  столом  .  Весёлый человек ,  хоть  и  задирался  к  чужим без  надобности  .От  того  и  попадал  в  неприятности  часто . Он  всегда  ходил  с  торбой  через  плечо  с  бумагой  и  углем  с  кистями. Руки     у  него  были сильные с  костистыми  пальцами .    С юных    лет  приходилось    пигменты    мять  .  “
В  тех же   бумагах     нашлось   упоминание   имени  Константино  Спато ,  сыгравшего  может  быть  и  случайную, но  решающую  роль  в  жизни  будущей  знаменитости. Это  он,  Спато   представил  Караваджио  Кардиналу Франсиско  Дель Монте , известному  в  Риме  аристократу  и  ценителю  искусства  ,  чей  величественный   палаццо  располагался  недалеко от  лавки Спато ,  сразу  напротив  часовни Санта Луиджи . 
Всего лишь однажды  кардинал   обратил  внимание  на одну
картину  ,  выставленную  в  лавке – это была очень жизненная 
уличная сцена . Два ловкача – картёжника нагревают  наивного ,
прилично  одетого   молодого  человека . Это была  живопись ,
которую Дель  Монте  никогда  не  встречал до  тех пор .
Впечатляющая  натуралистичность с ошеломляющей   прозрачностью
пигментов   красок  и света  не  вписывались   в  привычную  школу
манеризма с    парадом  святых  и  ангелов . Дель  Монте купил
за несколько  скуди эту  картину The Cardsharps  , сегодня  украшающую зал Лувра . Потом  купил  другую , изображавшую
юную  гадалку ,  цыганку  ,  читающей  по руке   судьбу
молодой  римлянке и  тут же  нежно  и  незаметно , стягивающей
кольцо  с  её  пальца.  Кардинал  был  в  восторге .  Он  тут же  предложил  Караваджио   полный  пансион  в  своём  палаццо и
полную  свободу  .
Это  была  свершившаяся  мечта   художника периода Ренессанса ,  как  впрочем  и любого  живописца , во  все  времена , найти   состоятельного ценителя  живописи   ,  способствующего  его
карьере  и  славе , в  кругу богатых  меценатов. Караваджио пров ёл  во  дворце Дель  Монте четыре года . Никто  не  знает  был  ли  счастлив   человек - Микеланджело  Караваджио  в доме кардинала ,  но  это  были   годы напряжённого продуктивного   труда  живописца  Караваджио ,  создавшего свои  лучшие  работы ,  потрясающие  сегодня  мир декоративной живописи.  Здесь  он  также написал для  церкви Санта  Луиджи дель Франчези два огромных  полотна  -
“ Призвание Апостола Матфея “ и “Мучения  Апостола  Матфея “, которые  заставляют зрителя   стать  свидетелем драмы благодаря использованию захватывающего  приёма – изображения   сцен в  темноте ,  пронизанной единственным  лучом  света .  Караваджио  тогда  не было  ещё 28 лет , и он  стал сенсацией  в Риме .   Впереди были  времена   ещё больших  взлётов  и  падений . Из-за  своего   
вспыльчивого  и  непредсказуемого   характера  он  часто оказывался   
на  улице ,  среди  бродяг ,   бездельников  и  дуэлянтов чтобы вскоре  опять возвратиться   к живописи , в дворцы богатых  и  знаменитых.
      Лена  Меландрони    отличалась  от других  куртизанок   с   Пьяца Навона . Она  была  элегантна и обладала  хорошими    манерами  ,но
не это привлекало  Караваджио  к  Лене .    Стройная ,  с поднятыми
тёмными  вьющимися  волосами  южанка  была настоящей  красоткой,
никто  не  мог  отвести  от  неё  глаз  ,  когда  она  танцевала на  столе
в траттории   Dolce Donna .   Караваджио долго  упрашивал её
позировать   для  его  новой  работы  , но  когда  его  Madonna  de
Lorreta  была наконец  установлена   на  алтаре  Римского кафедралного собора    San Augustino, весь  Рим  собрался  в  церкви  и  даже  на  лестницах , у  ворот. Потом  её  божественное лицо  , мраморно белые  руки  и  плечи  появились  на  12ти футовом  холсте “ Смерть  девы Марии”  алтаря   церкви Santa Maria della Scalla   на площади  Трастевере . К тому  времени Караваджио был  безнадёжно  влюблён  в очаровательную  куртизанку и  слегка  “ перегнул  палку ”.    Пульсирующее  дыхание жизни ,в  цветущей  прелести  ясноглазой  молодой красавицы  никак  не вписывалось   в  образ  умирающей    в  скорби  и  примирении с судьбой ,  обрекшей девственницу  Марию  на  увядание  и  печаль. Впоследствии  церковь осудила  и  отвергла   извращённую работу  Караваджио  , но  несмотря   на  то , что  картина  тут  же  была  перекуплена Графом  Витторио , Duke  of   Mantua , ( она  сохранилась  и находится  в сейчас музее  Уффицы Флоренции ) безрассудная и  ветренная   Лена  Меландрони ,  имеющая   много  поклонников  не  принесла  Караваджио  ни  счастья  ,  ни    удачи.  Ещё   одна  монументальная   работа  с  позирующей  для  Мадонны  Леной  ,  выставленная  в часовне  Святого  Петра  в апреле 1606 года, была снята  через  месяц без  обьяснений .  Несомненно   печальная  мадонна   выглядела  уж  очень  откровенно  чувственной .  Ещё  одну  работу  не  оплатили . Без  привычных  средств  к   привольной   жизни  ,Караваджио  опять  слоняется  по  пирушкам  , балам .  На  одном  из  них  он  сталкивается с  своим   давнишним  недругом ,   Рануцио  Томассини ,  одним  из  любовников  Лены. Нет документов  подтверждающих  истинность  событий .  То ли долг какой-то не  был  оплачен , то ли оскорблений в ревности  не  миновали  враги  ,  но  оружие  было  при  них  и  они   не  приминули  им  воспользоваться   в  бою на  шпагах .  В  ярости Караваджио    смертельно  ранит  Рануцио и  скрывается с места  происшествия .  Конфронтация  произошла  на  Via del Pallacorda – территориальной  вотчине  клана   Томассини  и  его  братьев .  Караваджио   вынужден   бежать  из  Рима ,опасаясь  , если  не  ареста  властями, то  неминуемой  мести братьев Томассини.  В  архивных  документов  полиции  того  времени   найдено  несколько  рапортов , подтверждающих неспровоцированное  нападение   с  оружием  Микеланджело  Караваджио Мериси  на   мессере  Рануцио  Томассини  ,  завершившееся  его  смертью от  потери  крови .  Караваджио   проводит  некоторое  время  у друзей  во  Флоренции , он  даже  успевает  там  создать  несколько  гениальных  алтарных  полотен., 
Далее он  долго    скитается  на  юге – в Неаполе , Палермо ,на острове Мальта . Если  вы  сегодня окажитесь  в  Мальтийском солнечном  городе  Ла Валетта , зайдите    большой кафедральный   собор,  что  недалеко  от  порта  ,  куда  заходят  круизные  суда .  Там  и  сегодня  вы   увидите   потрясающее , величественное ,17Х12 футов  полотно  Караваджио –“ The  beheading  of St. John . “   Вероятно  именно там  ,  на  чужбине  его  одолевали  муки  воображения   сцен  кровавого  насилия . Однажды ,  будучи    на  Мальте и  оказавшись  в этом  в   соборе  ,  я был  поражён  трагизмом  и  болью  в  открытых  глазах с капающей  кровью  меж  прядей сбитых волос  жертвы убиённого.  Гид   рассказывал  ,что художник  всё  чаще  использовал  тогда свой автопортрет  в  его   работах.  Несомненно он  предчувствовал
трагическое  завершение  своей  жизни .  Он  знал ,  что  ему  грозит  смертная  казнь Bando Capitale   в пределах  папской  юрисдикции .
Он никогда   больше  не вернётся  в  Рим .    Караваджио  умрёт , в  изгнании ,    через  несколько  лет .    Умрёт  не  из-за  возраста  ,  ему  не   будет  сорока  лет ,  а  от   других  ран , другой  дуэли  ,  из-за  другой  любимой  женщины .      
        Одной   из  самых  таинственных  работ  Караваджио ,  родившей
множество легенд , загадочных  поисков ,исторических расследований   стала картина  “ Взятие  Иисуса Христа  “,  написанная  по  заказу
сказочно    богатого  аристократа  Сириако Маттеи   из  клана Маттеи,
близкого  к  Ватикану . 
“ La Presa  di Giesu Cristo   “   так  назвал  тогда  , в 1602  году Караваджио  свою  картину, своё   видение  ,   рассказывающее   о  самой   загадочной  странице  в  истории западной   цивилизации - аресту римлянами Иисуса  Христа ,  его  последнем   искушении  и   таинственной  роли  Иуды  Искариота в его жизни  и  смерти.
Любой  из  нас,  зрителей ,  взглянувших  на это  полотно ,созданное 400  лет  назад  , во  времена   предшествующие  реформизму католической   церкви ,согласится , что напряжённо-счастливый  обрис европейского лица  Христа  без  традиционного  тернового  венка  на  голове  и   удовлетворённый ,  заботливый   взгляд  крестьянской   физиономии  Иуды , отдающего  с  чувством  исполненного  долга  своего  учителя  и  друга   в  руки  римского  легионера  ,  не  имеют  ничего  общего  с канонической   концепцией   библейского  сюжета.   Так ли  легко  , глядя  на картину Караваджио ответить на   вопрос :  Кто  он  Иуда  ?  Предатель ?  Создатель  Христианства ? Трагическая  фигура ? 
Возможно   художник уже  тогда  понимал вместе  с  своим  образом  Иуды : Для того ,чтобы  тёмная , нищая  духом толпа уверовала   в Христа ,  ей  необходимо  было   чудо . Этим чудом  станет  воскресение  Христа   после  мучинической смерти . Но  , предавая Христа  ,  он , Иуда навсегда  останется  предателем для  всех живущих  на планете Земля.
 Это  было   очень смело  ,  безрассудно  и  опасно .
Святая Церковь преследовала  и осуждала  любые  извращения
главной  христианской  доктрины .  Церковь  тогда  ясно  осознавала   
могущественную    власть    изобразителных  образов  святых  и  грешников   в живописи , встречающих  прихожан  в храмах.
Однако на  этот  раз  Караваджио ничто не  грозит .Ведь эта  картина   создана  для  частной коллеции в дворце семейства   Маттео , и близкого к  папскому  престолу  покровителя  Караваджио. Кто же более  грешен , чем  сами  святые  ?
    “ Взятие  Иисуса Христа “ в позолоченной израсцовой раме 
размером  - 6 palmi на  6 palmi  благополучно   украшает  частные  покои Римского палацио  наследников  Сириако Маттеи  более ста
лет .   Это   подтверждают   найденные   годичные  реестры  инвентаризации  музейных  ценностей   в   владениях  Маттеи , датированные  до  1753  года .  Дальше   происходит совершенно
невероятное .  Одна  из  самых  ценных  работ  , жемчужина
наследия  Караваджио , существование  которой   подтверждалось
документами ,  начиная  с  её  рождения   в  августе  1602  года  и сохранившейся  распиской самого художника   в  получении от  Сириако  Маттеи   250  scudi   за  выполненную  работу до  1753 года  вдруг  исчезает  без  следа  .Практически  все  ценные  живописные  работы  из  дома  Маттеи  сохранились  и  прослеживаются  в музейные  и  частные  коллекции  мира , несмотря  на   разнообразные  катаклизмы и  войны прошедших  400-х лет . Все ,  кроме “Взятие  Иисуса Христа”.   В    первом  выставочном каталоге   работ Караваджио новой  истории  составленном Роберто  Лонге  в 1951 году ,  эта  картина  даже  не  упоминается .      
         Однако    на  этом  загадочная  история  таинственного холста  великого  Караваджио  не  завершается . Эта  картина  с утверждением  об  оригинальном авторском  происхождении  Караваджио всплывает  где бы  вы  думали ?   
Точно !  В необыкновенном  городе  моего  детства -  городе Одессе,
В музее Западного  и Восточного искусства ,  что  на улице
Пушкинской .  Да . да  ! В  том  самом  доме с пятистворчатым эккером на зимнем  балконе  углового  фасада .
 Неугомонный  Р. Лонге , упоминаемый  мною  в начале  моего  рассказа , помешанный   на  Караваджио находит опубликованные 
В 1956  году,  в далёкой России, в  одном  из  провинциальных
артжурналов  статью  историка  искусствоведа   Г. Дрожина и  фотографию   прекрасной  картины Караваджио  с  тем  же  названием “Взятие  Иисуса Христа “ и  вероятно  с тем же  сюжетом .  Автор  статьи не сомневался  конечно   в оригинальности  её  происхождения.   Там  же описывалось  резюме  её биографии  , начиная   с  1870  года  ,  когда  некий  росийский  аристократ ,  приближённый  к  семье  графа 
Воронцова  ,приобрёл  эту  картину в  Париже  в 1870 году и  доставил  её  в  Одессу. Год 1956-й.   Советский , железнючий   занавес глухо
перекрывал  не  только  воздух свободы  с запада , но  и  любые
контакты  , даже связанные  с  искусством.  Ни о  каком либо анализе   аутентичности  холста западными  экспертами не могло  быть  и  речи.   Тем  не  менее    несколько    экспедиций   в Одессу  было  совершено
и  множество  фотографий  картины  было  сделано.Одесский музей Западного  и Восточного Искусства  посетил  также крупнейший  эксперт  и знаток  Итальянской  живописи XVII века профессор   Мау-рицио Марини.  Анализ  фотографий ,  сравнительное  сопоставление   деталей изображения  с  работами  Караваджио  и другими  картинами  его  современников помогли   прийти   к  заключению, что эта картина есть  не  что  иное  как   приличная  копия , выполненная   Джиованни  Аттили , флорентийским  художником .  жившим   тоже  в XVII веке.   Без  сомнения подобное заключение  не  могло  понравится  кураторам  Одесского  музея. Ведь в те времена всё советское- и часы и автомоби-ли и даже все  музейные  ценности  считались  самыми  лучшими.  Что  говорить?    В  Одессе  не  признали  заключения  специалистов
окончательными . К  счастью  разгадка тайны  необыкновенной  истории на  этом  не завершается .  Судьба  легендарной  картины  претерпела  много  коллизий.  Но об этом - в следующей главе .
       Серджио   Бенедетти  работал  в  Дублинской   Национальной
Галлерее  в  реставрационной  студии   уже  12   лет . Государственная работа  реставратором     хоть  и не была  высокооплачиваемой, зато  была постоянной и  надёжной ,  чего  он  не  имел  у  себя  на  родине ,  в  Италии, где  он  перебивался  заработками  по реставрации  живописи  и  фресок .  И  всё  таки здесь, в Ирландии   он не только чувствовал  себя  в  изгнании,  на  перефирии  артистической  жизни  ,  но  и лишённым  навсегда  возможности   совершить   что  либо значительное в  своей  профессии  .  Он  ведь мечтал  о открытии   в мире  искусства .
Сегодня , в  обычный  серый  и  прохладный ирландский  вторник  его  пригласил к  себе  настоятель  Дома Иезуитов    Святого    Игнатия    ознакомиться   с     несколькими   старинными картинами монастыря  , давно  нуждающимися в  чистке и реставрации .  Это  были  работы   старых  мастеров ,  сейчас    расставленные   в  библиотеке   ,  на  втором   этаже у высоченных  книжных  шкафов .  Взгляд  Серджио   сразу  же остановился  на одном  самом   крупном   полотне   в  орнаментальной   потускневшей   раме.   Табличка внизу  слева указывала  название  работы  и  имя  автора :  “ The Betrayal of Christ “    Gerard   Honthorst .     Это  был  знакомый  голландский  мастер . Gherrardo della Notte   .    Холст  отличался   тёмной  ,  мрачной   поверхностью  , изгажженной  пылью,  жирами,  гарью  и  копотью   столетиями распространяющимися  от  каминов  и  кухонных   печей .  Когда-то  прозрачный  , защитный  лак   отдавал  желтизной .  придающей   рукам  и лицам персонжей   какой-то  табачный тон. Особенно  образ  Христа  ,  чей  хитон   повидимому был  когда-то  ярко  красным и  лицо  Иуды с   паутинкой   микротрещинок  конелюра   говорили  о том  что  картина  имеет   биографию   лет  в  400.  Серджио   исследовал   полотно   с  обратной   стороны, общупал  осторожными  прикосновениями пальцев текстуру. 
Интуиция  никогда  не  подводила  Серджио .
“ Если это  не  он , то это  его  лучшая  копия ,  даже  намного  лучше,  чем  та , в Одессе . “ – размышлял  он     про  себя .
Картина    была  в  неплохой форме  ,  без   повреждений ,  даже   была  перетянута и  подклеена  субхолстом   может быть   сотню  лет  назад .  Бенедетто  уже не  на  шутку  разволновался.  Он  поднялся  с  пола,  повернулся   лицом   к терпеливо    ожидающему    отцу  Барберу и, стараясь  сохранить    спокойствие  в  голосе   сказал :
 “ Без  сомнения  ,  это лучшая  работа  среди всех  ваших . Вы  наверное  знакомы  с   историей   этого полотна .  Не  так ли  ? “
Отец   Барбер ,  полнеющий ,   розоволицый   с  седым  ёжиком   волос широко   улыбнулся сразу  же  ,  как  будто  очнувшись.  Он сложил ладони   вместе и  рассказал ,  что  картина Хонтхорста  выставлена  в гостинной   их  резиденции   очень  давно , с  1930 –х ,  когда  она  была  подарена    монастырю  семьёй  местного  доктора . Доктор
приобрёл  картину  как  будто   в  Шотландии    у  некого мецената
Вильяма  Гамильтона  Нисбета .  Больше  он  не мог  ничего  добавить.
      
 

       Картина  была  увезена  в  студию   Дублинского музея ,  где Бенедетто  работал  над  ней  несколько  месяцев .  С  каждым  днём кропотливой  работы ,  открывая  и  очищая  одно  так  называемое
“ окно “ за  другим,  он  убеждался   в   своём   правильном   прогнозе .
Техническое  сравнение  композиции    ,  манеры  письма  Караваджио  и  особенностей  анатомического   построения  персонажей  не  оставляли  много  сомнений    в  аутентичности  находки . В   конце  года  после  многочисленных запросов   Бенедетти  в  архивах наследиков  семейства   Маттеи    в  Риме   выяснилось ,   что  эта
картина  в   числе  шести   других  работ Хонтхорста   была  продана  в
в 1921 году  в  Шотландию  промышленнику  В.  Нисбету .
Круг  замкнулся .    Несмотря  на  то  что  все  исследовательские  изыскания   проходили  в  необыкновенной  секретности , администрация  Дублинского   Национального  Музея  не  желала
конфуза ,  Серджио   Бенедетти   был  на  седьмом  небе  от  счастья .
Это  было  Большое  открытие  в  мире  искусства .
Наконец  весной  1993 года “ Взятие  Христа “  была  выставлена  в
Большом  зале   Музея. Все  ждали   из  Лондона  главного  эксперта  по  Караваджио   Дениза  Махо.  Вскоре  Сэр Дениз прибыл  с группой  ассистентов   и  подтвердил  аутентичность  Караваджио.
Впервые  , возрождённая  из  небытия единственная  оригинальная  работа Караваджио  -  бесценная  картина  “La Presa  di Giesu Cristo   “                была  публично выставлена  Дублинским  Национальным  Музеем  на международной Экспозиции  в Бостонской  Галерее в 1995 году.
   
 Для  справки  №1 :
 В Апреле 2007 года  мне  пришлось  побывать на Украине в г.Одессе  где  я  воспользовался данной  мне возможностью  беседовать  с  главным  хранителем Одесского Музея Зап. и Восточного  Искусства  Еленой Филипповной Букатар и получить доступ  к  архивным
документам   картины “ Караваджио“ .  В доброжелательной  беседе (Здание и часть залов музея были  в состоянии  капитальной  реконструкции ) госпожа Букатар не  скрывая  иронической , даже  загадочной  улыбки  сообщила  мне позицию  Мин. Культуры  Украины и  администрации  Одесского Музея   по  поводу  возможных  противоречий в аутентичности   известного  полотна Караваджио :
“ Мы  не  можем  игнорировать оригинальность   картины  в
 Дублинском  Музее , но  не  станем исключать  возможность  существования  “нескольких копий “ знаменитой  живописной  работы ,  выполненной  самим  художником Караваджио.  “
  Если  вы , оставив   лукавство на  совести администрации музея , откроете    сегодня   на интернете страничку   Одесского Музея Западного и  Восточного  Искусства ,вы    попрежнему увидите   приличную  копию ( по заключениям  мировых  экспертов)  этой  картины .  выполненную  современником  Караваджио художником Джиованни  Аттили  ,  с  надписью :” М. Караваджио. 1602 год.”

Для  справки №2
     В   мае  2008 года ,    я  побывал  с  оказией  в г. Дублине ,  в Ирландской Национальной  Галерее , С величайшим удовольствием наконец-то  познакомился  с  оригинальной  картиной М. Караваджио “La Presa di Giesu Cristo” Я   был  в  состоянии  зрительной  эйфории не  только из-за интересной  философски-художественной  работы  ,  но и из-за моего недавнего  незаметного прикосновения  к  её исторически  детективной   судьбе. Я  подумал  тогда  что та на этом  описанная  мной  в книге  история поставила  точку  . 
Да  не  тут то было....

Для  справки №3
В августе  2008 года  все   телеканалы газеты   России и  Украины
обьявили  о сенсационной  новости :  В  Одесском музее Западного
и  Восточного Искусства произошло  беспрецедентное  ограбление
Грабители украли  одно единственное  бесценное  художественное
полотно  -  картину “Kараваджио  Взятие   Христа “.
Ориентировачная  стоимость украденной картины – 90 миллионов
английских фунтов . Комментарии излишни .  История продолжается.

               

                Конец.


               
       Симон    Шойхет  живёт в Нью Йорке и работает инженером по                электрическим     коммуникациям .   Его      первая     книга     “Венецианское    гетто“, написанная   по   рассказам ,    опубликованным  в изданиях “ Новое
русское  слово” , “  Еврейский  мир” и “ Русский  Базар “вышла  в  2005 году.      Новая  книга  Симона       Шойхета     “ Иллюстрации    к живописи   “     представляет    собой   симбиоз   его     живописных    и   литературных    работ   ,  независимо  созданных в    разное время и взаимно дополняющих   друг  друга .


Рецензии