Как искоренить плохую привычку? Часть 2

4. Заменить одну плохую привычку на другую. Но менее плохую, чем первая

 Итак, наш восьмилетний Сева ну никак не желает бросить некрасивую, негигиеничную, да чего уж говорить - просто отвратительную - привычку грызть ногти. По душе ему, видите ли, отплевываться кусочками собственных роговых пластинок! А почему? Мозг заставляет Севу делать это. А этот орган как упрется в свое видение проблемы – так с места и не сдвинешь мысль.  А что, если нам пойти на маленькую военную хитрость и перехитрить мозг ребенка? Ложь, так сказать, во благо.

  Что ж: наша цель будет в данном подходе - переключить внимание мальца на некий заменитель ногтей на руках. Нет, мы не предлагаем понудить Севу на «работу» с пальцами ног. Мы должны найти нечто, что очень похоже по манипуляциям на негативный процесс, но все же совсем иное. С более слабыми негативными последствиями. Попробуем семечки! А что? Кладезь витаминов. Народ недаром прозвал семечки «консервами полезных веществ». Да и нервы успокаивают они за счет монотонности движений челюстями.

  Значится, снабжаем нашего Севу пакетиком семечек и даем установку носить его с собой повсюду. Захотелось Севе снова грызть ногти, а ему бабушка его: «Ан нет, внучок! Давай-ка грызи семечки! Попробуй! Они повкуснее ногтей будут!». Нет бабушки – пусть будет любой близкий человек. И таким образом заменяем одно занятие на другое раз, два, три, десять, сто…

    В конце концов, мозг мальчика осознает, что жареные ядра подсолнечника реально намного аппетитнее, чем жесткие, грязные, не подвергнутые тепловой обработке ногти. Которыми, к тому же, неизвестно где Сева лазил! В итоге мы будем слышать от Севы хруст шелухи семечек все чаще и чаще. Произойдет замена одной плохой привычки на более инфекционно  безопасную, более эстетичную, менее омерзительную. Но, однако, все еще не лучшую. А через пару годиков можно атаковать уже другую привычку. А именно, заменить семечки на нечто еще более невинное. На крошечные цукаты, например.

5. Смена мотивации

  Данный подход признан многими психологами одним из лучших в плане избавления от вредной привычки. Здесь нет элемента насилия, как в наказании, ни подмены одного другим, ни томительного ожидания, когда же нежелательная привычка, наконец, сама угаснет по истечении времени. В смене мотивации живет созидательное зерно. Подключается естественная потребность юного человека к творчеству. Творчество здесь предполагает поиск истоков проблемы.

  Почему Сева грызет ногти? Возможно, он так успокаивается, когда нервничает. Или его обуревает страх пред забияками на улице, в школе, и мальчишка грызет ногти, чтобы обуздать это самый липкий страх. Если так, то разумнее отправить паренька на занятия тем же карате. Или йогой. В карате, когда пятка соперника летит в челюсть, не особенно-то и погрызешь ногти. А в позе лотоса в йоге грызение собственных ногтей также невозможно: внимание сконцентрировано на упражнении!

  Важно довести до мышления Севы мысль, что способность показать себя «во всей красе» в карате или йоге вызывает намного больше уважения, чем способность лихо отгрызать себе ногти с одного укуса. За освоенные приемы рукопашного боя и владения собственными эмоциями даже извечные враги Севы – забияки – пожмут ему руку. Так уж устроена иерархия силы в детском возрасте. Более того, старшие ребята будут иначе смотреть на Севу, если он освоит карате. А уж радость управления собственным телом много приятнее, чем сомнительное удовольствие пережевывания собственных ногтей. Важно, чтобы Сева это осознал. Нужно вытолкнуть его в секцию, пусть он и упирается первое время. Потом он сам будет вприпрыжку трусить на тренировки…

  Благодаря занятиям Сева станет волевым мальчиком. Сможет постоять уже не только за себя и свои чистые уже, нежеваные ногти, но и за более хилых сверстников. О нем пойдет слава как о защитнике слабых. Вырастет парень, пойдет работать в депутаты и постарается защищать уже социально незащищенные группы избирателей. А там уже и до президентства недалече. Но если восьмилетний Сева так и продолжит грызть ногти – то вряд ли чего-нибудь путного в жизни достигнет. Жуткий комплекс кролика, что вместо капусты грызет собственные коготки, сломает психику мальчугана.

  В смене мотивации важно продемонстрировать маленькому гражданину, что творить нечто новое намного более захватывающе. Не стоит полагать, что Сева еще маленький и не кумекает, что ему лучше. Дети, на самом деле, вообще редко бывают глупы. Неумехи – да. Но их интуиция просто подчас поразительна! Нам, взрослым, подобное и не снилось.

  У детей есть преимущество: у них нет шор на глазах, которые появляются и все больше застилают ясный взор по мере взросления и параллельно усилению насилия над личностью ребенка. И пока наш незашоренный Сева сам способен осознать, что более для него перспективно, и тогда в мозгу мальчика сработает некий тумблер переключения с «Грызть ногти» в положение «Созидать новые формы поведения». Постепенно его дурная привычка умрет, раздавленная всеобъемлющей силой созидания. 


Рецензии