Виктор Цой - все еще последний герой?

Черный цвет монаха, вечная печаль в глазах и жажда перемен… Таким мы помним его. Виктор Цой был близок каждому, но в то же время мало кто смог понять его до конца. Виктор Цой - больше, чем музыкант, больше, чем поэт, он был и останется проводником в жизнь счастливую, веселую, но с ноткой грусти, жизнь, полную любви и борьбы с несправедливостью; жизнь, состоящую из непприятия равнодушия, сожаления о застое, но и силы, романтики, нежности, доброты и мудрости.

Его песни просты, лаконичны и понятны каждому. «Это же про меня» - восклицаем мы, в сотый раз слушая щемящие и близкие сердцу фразы, отголоски вроде бы давно забытых фантазий и снов.

Год 1981 дал России его молчаливого последнего героя Виктора Цоя и самую культовую группу русского рока, группу "КИНО". Сюжеты песен были взяты из жизни, обыкновенной жизни русского парня, музыка складывалась сама собой из нескольких аккордов, легко и непринужденно. Вместе с тем чувствовалось, что каждая песня была для Цоя криком души. Именно этимего песни цепляли и продолжают волновать до сих пор, с какой-то неведомой силой – своей разящей жизненностью, легкостью подачи и вдумчивостью, без которой нельзя смотреть на жизнь, нарисованную в его музыкальных произведениях, в которых каждый узнает самого себя, свои несбывшиеся мечты и жажду обновления. Несмотря на достаточно простую музыкальную технику, музыка группы "КИНО" имеет своеобразную и индивидуальную стилистику и фактуру, совсем непохожую на исполнителей тех лет, да что уж говорить, - и на современные рок-группы.

Милая и нежная «Восьмиклассница», веселая и заводная «Видели ночь», резкая и вызывающая «Перемен», философская «Кукушка»…  Эти песни различны по звучанию и музыкальной атмосфере, но схожи только в одном – они рисуют нам фрагменты, сюжеты, настроение без прикрас, без излишнего пафоса, где-то промелькнет злость, где-то грустный смех над жестокой и непонятной действительностью, где-то, пусть короткое и мимолетное, но такое яркое счастье. И именно эти мгновения надо ценить, ведь других может уже не быть. Нет, Виктор Цой не учит, что правильно, а что нет. Он лишь рассказчик своих собственных переживаний и потерь. А принимать или нет - уже дело каждого. Участники группы "КИНО" называли себя неоромантиками, и это действительно так и есть. В каждой композиции потрясающий романтизм и лиричная мелодичность («Музыка волн», «Сказка», «Сосны на морском берегу», «Малыш», «Дождь вдвоем»).

Культ Виктора Цоя начался еще при его жизни, когда из каждого второго окна слышались его песни, в каждом дворике или садике находился хоть один с магнитофоном, из динамиков которого слышался всеми узнаваемый голос, а парни с гитарами считали своим долгом знать чуть ли не весь репертуар звезды. Фильм «Асса», где он сыграл в эпизоде, зато как (!), а за ним фильм «Игла», на долгое время ставший культовым среди молодежи, помогли взлету его мегапопулярности, сделали его звездой всесоюзного и не только масштаба. Ведь он, как и в песнях, был таким близким, знакомым, родным, но в то же время гордым, независимым и одиноким. Во всех его песнях, таких простых на первый взгляд, есть глубина и особая философия справедливости. Трагическая смерть двадцативосьмилетнего Виктора Цоя на пике популярности сделала его народным героем и оставила навсегда молодым в наших сердцах. Таким мы его узнали. Таким запомнили. Таким его узнало новое поколение, которое не знало его живым.

Прошло 20 лет… Именно столько нет с нами «последнего героя» страны Виктора Цоя и группы "КИНО". А по сути ничего не изменилось, и хотя для многих этот факт удивителен и странен, но это действительно так. Мало кто помнит сейчас его современников СашБаша, Майка Науменко, Янку Дягелеву, а звезда Виктора Цоя горит с каждым годом все ярче и сверкает каким-то удивительным
светом, понятным тем, кто слушает его песни.

Каждый год известные исполнители устраивают грандиозные концерты, где поют песни группы "КИНО" в день памяти Виктора Цоя. Относиться к этому можно по-разному. Но одно несомненно: раз они это делают – значит, концерты эти нужны публике, - который год они пользуются популярностью и спросом.  Целое поколение воспитано на музыке Виктора Цоя, поколение тех, кто родился уже после его смерти. А его стена, подъезды домов, мосты все также расписываются фразами «Цой жив», «КИНО», «Цой - мой бог». В Санкт-Петербурге давно уже стали местами паломничества тысяч фанатов могила Виктора Цоя на Богословском кладбище и место его бывшей работы, - «это странное место Камчатка», которая находится на улице Блохина, дом 15. Камчатка превратилась из котельной в настоящий клуб-музей, стены которого снаружи украшены не только старыми и свежими надписями «Цой жив», но и прекрасным его портретом во всю стену, а также барельефом Цоя, около которого всегда живые цветы. Сам клуб-музей "Камчатка" пропитан атмосферой и духом этого незаурядного человека, - многие утверждают, что находясь там, ощущают его присутствие…

Все это значит только одно, что Виктор бессмертен, и он всегда будет жить в наших сердцах, наушниках, глазах. А те, кто пока не пришел к творчеству легендарной рок-группы, возможно, еще придет, ведь там всегда найдется частичка для них, частичка, которая будет понятна только одному и в то же время всем сразу. В этом и заключается магическая сила звезды Виктора Цоя и группы "КИНО".

Елена Полянская и Елизавета Виницкая


Рецензии
Самая лучшая память для такого певца - когда слушают его песни! Небеса послали эту Святую душу на землю, чтобы она разорвала застой общества и подтолкнула его к ПЕРЕМЕНАМ...

Светлана Шакула   23.08.2018 19:28     Заявить о нарушении