Революция в Португалии. 1974-1976

Небольшая Португалия, географически самая западная страна континентальной Европы, не часто привлекает внимание мировой общественности, но в середине 70-ых новости из Лиссабона занимали первые полосы советских газет. Многие годы до этого власть там была сосредоточена в руках диктатора Салазара. Мы мало что знали о проявлениях этого тоталитарного режима. Газеты упоминали о нем вскользь, обычно в контексте сообщений о борьбе народов португальских колоний Анголы и Мозамбика за независимость. В начале 70-х Салазар умер естественной смертью, но режим сохранился. 25 апреля 1974 года группа офицеров во главе с генералом Антонио ди Спинола объявила о смещении правительства и о подготовке к переходу к демократической форме правления. Были освобождены политзаключенные, отменены цензура и запрет на деятельность партий.

В те годы социализм на Западе был весьма популярен. Советская практика отвергалась, но была уверенность в том, что это не более чем искажение социалистической идеи. Социализму советского типа противопоставлялся социализм "с человеческим лицом". На западе и на востоке говорили о "Еврокоммунизме". В Советском Союзе это направление определялось как оппортунистическое, но советский народ, в целом не отвергавший социализм, возлагал на него большие надежды. Идейным лидером еврокоммунизма была компартия Франции.

Первая попытка осуществить идеи "нового социализма" была предпринята в Чехословакии в 1968 году. Попытка была пресечена вводом советских войск. Вторая, в Чили, закончилась в 1973-ем военным переворотом Пиночета и убийством президента Сальваторе Альенде. И вот, теперь - Португалия. С самого начала португальскую революцию сопровождала коммунистическая риторика. Советская власть и "читающая публика" с большим интересом следили за развитием ситуации, на которую трудно было как-то влиять. Она развивалась естественным образом, и успех социалистического выбора имел бы большое теоретическое значение, и возможно, инициировал бы реформы в Советском Союзе. Если не ошибась, Португалия состояла в НАТО, что добавляло пикантности ситуации.

Единства среди руководителей революции не было. Один из ее идеологов, Мелу Антунеш, придерживался умеренных либеральных взглядов. Обстановка была нестабильной, в правительстве происходили частые изменения, перемещения. Все это на фоне массовых манифестаций и постепенно ситуация стала выходить из под контроля. Сторонники социализма убеждали народ в том, что они самые ярые противники советского "нищенского социализма", что в Португалии будет все по-другому. Среди лидеров возник и углублялся раскол по поводу путей дальнейшего развития. Наконец, весной следующего года была образована "политическая директория", форма авторитарного правления. Мелу Антунеш, генерал Ди Спинола были отстранены от власти. Вводились ограничения на демократические свободы.

Среди португальского народа, однако, тоже не было всеобщей безоговорочной поддержки движения к социализму, пусть даже с человеческим лицом. Кажется, Ди Спинола в одном из публичных выступлений ввел определение "молчаливое большинство", которое не поддерживает политику политической директории.

В среде советской технической интеллигенции (в которую я тогда был погружен) эти новости из Португалии вызвали большое разочарование - все происходит "как всегда". Сценарий и его продолжение были нам хорошо известны. "Есть у революции начало, нет у революции конца". Миша Орлов (ярый антисоветчик) "подвел итог" - в Португалии "красные кхмеры".

Но коммунистическая диктатура в этой стране не прижилась. В конце концов были проведены свободные выборы, на которых большинство получиа социалистическая партия во главе с Марио Соарешем. Революция в Португалии закончилась. Несмотря на хороший конец этой истории, нам, в Советском Союзе, было немного грустно, что "человеческое лицо" социализма так и осталось не проявленным. Через 10 лет, во времена Горбачевской перестройки, уже никто не вспоминал этот образ, который навсегда остался по ту сторону реальности. "Социалистические эксперименты" закончились.

Ныне, спустя 35 лет уже мало кто знает и мало кто может вспомнить этот яркий эпизод европейской (и, в некотором смысле, советской) истории.
21.05.2010

__________________________________________
Из википедии
.
Антонио де Оливейра Салазар род. 28 апреля 1889 (Санта-Комба-Дан провинции Бейра-Алта) - 27 июля 1970 (Лисcабон).

В 1930 основал фашистскую партию "Национальный союз", выступавшую за унитарную корпоративную республику 1933 (а также приложения к ней - "колониального акта"), завершившей создание корпоративного фашистского государства в Португалии.

В 1932 г. он стал Премьер-министром Португалии. Новая конституция 1933 г. давала ему практически неограниченные права, устанавливая авторитарный фашистский режим в стране.

Движение вооружённых сил - военно-политическое движение в среде офицерского корпуса армии Португалии, подготовившее и осуществившее т.н. <Революцию гвоздик> 25 апреля 1974 года.

...В 18.00 25 апреля 1974 года генерал Антониу ди Спинола принял верховную власть из рук смещенного премьер-министра Марселу Каэтану в казармах Карму, а ночью на 26 апреля вместе с другими членами Совета национального спасения выступил по телевидению. В стране были восстановлены демократические свободы, объявлена амнистия политическим заключенным.

   Спинола, книга "Португалия и будущее" (1973):
 
"Заморские территории необходимы для нашего существования как свободной и независимой нации. Без африканских территорий Португалия станет лишь островком безгласным в огромной Европе и лишится средств, необходимых для самоутверждения среди других наций, - в конце концов, её существование в политическом плане станет чисто формальным и независимость будет полностью подорвана"

2 апреля 1976 года была принята конституция, в которой провозглашался государственный строй, основанный на демократических принципах с элементами социализма и построение бесклассового общества.

Революция гвоздик - бескровный военный переворот левого толка 25 апреля 1974 года в Лиссабоне, осуществленный подпольной армейской организацией <Движение капитанов>. Он привел к свержению фашистской диктатуры и установлению военного переходного режима. В 1976 году, после активной борьбы вокруг выбора пути дальнейшего развития Португалии, военные провели выборы и передали власть политическим партиям, установив либерально-демократический режим, ограниченный положениями конституции о строительстве в стране социализма.

...Несмотря на подвергавшиеся резкой критике преобразования социалистического характера, через два года режим ДВС вернул страну к демократии, многопартийности и конституционному правлению, передав власть законно избранному правительству. Сам переворот послужил началом двухлетнего революционного процесса, за которым, как за необыкновенным социальным экспериментом, следил весь мир.

...Отказ революционеров от кровопролития и политических репрессий в ходе достижения поставленных задач вызывали большие общественные симпатии, опровергая доводы радикальных левых учений о неизбежности жертв на пути прогресса.

Португалия была принята в НАТО в 1949 году
_______________
Сайт воспоминаний: https://memoclub.ru/
Личный сайт: http://20vek.ru.com/


Рецензии
Да - очень содержательно написано ( очевидно - очевидцем...*?**???)

сам я - попал в Португалию в 2000г. И жил там до 2003г.

В 49-лет даже пошёл учится в "Куимбрский Университет" - тот самый где " Этот диктатор" - был - Сеньоро Профессоре..

Олег Грязнов   22.10.2012 17:22     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, коллега за внимание и хорошие слова.
"Причастность" к событиям, проявилась в долго незатухающем интересе к тому, что там происходит. На работе утро в курилке начиналось с обмена информацией о положении в Португалии. Сообщения поступали (в основном) из советских СМИ и (отчасти) от "вражеских радиостанций" типа "Голос Америки" и "Би-Би-Си". Много в этой истории было нового и интересного - бескровная революция, непричастность Советского союза, европейская страна, попытка соединить социализм и демократию. Здесь мы наблюдали "в реальном времени" плавный переход от демократии к диктатуре, и обратно. Португальская практика еще раз показала, что существует лишь альтернативный выбор - социализм или демократия, иное не получается.

Спустя 40 лет (по моему мнению) надо признать слова генерала Антонио ди Спинола верными. (...Португалия станет лишь островком безгласным в огромной Европе). - Во всяком случае о державе, оказывающей заметное влияние на мировую политику, речь не идет.

Никогда не был в Португалии, вероятно, уже не случится.

Олег Ханов   22.10.2012 20:51   Заявить о нарушении