Маленький едок

Судьбой и Богом мне было дано счастье – возможность кормить своего малыша грудью. Молока всегда было более чем достаточно, его нехватки сын не испытывал никогда, и я вообще не сталкивалась с трудностями, связанными с питанием ребенка. Я всегда очень радовалась этому и очень любила кормить своего малыша, испытывая при этом ни с чем несравнимые ощущения единения, теплоты и бесконечной любви.
Но, как говорится, одним молоком сыт не будешь… Сыну исполнилось полгода, и пришло время вводить прикорм. По этому поводу я не испытывала беспокойства, а лишь небольшое волнение, связанное с изменениями и новшествами в жизни нашего маленького человечка. Предварительно я ознакомилась с нужной литературой, рекомендациями ВОЗ относительно правил и принципов введения прикормов, а также проконсультировалась с участковым педиатром. Купили всю необходимую посуду – детские тарелочку и ложечку. В общем, подготовились по полной программе. Взвесив все «за» и «против», мы приняли решение начинать прикорм с моно-овощных пюре. Первой была морковь, которую я отварила на пару и взбила блендером. Сын отказался есть наотрез. Решив, что ему не понравилась сама морковь, следующим блюдом мы сделали пюре из тыквы. На нее проявилась аллергическая реакция. Следующим в меню значилось картофельное пюре. Реакция ребенка – чуть лучше. В течение нескольких дней мы еле-еле съедали по 1-2 чайных ложки. Когда ребенок съедал 3 чайных ложки, это было счастье. Постепенно начали делать комбинированные пюре. После того, как мы «ввели» овощи, стали вводить каши, после них мясо, рыбу, кисломолочные продукты и фруктовые пюре. Отмечу, что всю пищу мы готовили самостоятельно, готовые пюре не покупали. Но реакция ребенка, к сожалению, не менялась. Он отворачивался, вертелся, размазывал всю еду по лицу, запихивал в нос, интересовался всем, чем угодно, только не едой. Ситуации, чтобы он сидел и открывал рот, не было вообще. Мы подносили ему ложку с едой и просовывали в расслабленный рот.
Мы с трепетом предвкушали, когда вводили новый продукт: а вдруг он ему понравится, особенно это касается фруктов. Каково же было мое удивление и непонимание, когда даже на фрукты он отреагировал как обычно! Так проходили дни, недели, а потом и месяцы. Ничего не менялось, за исключением того, что объемы съедаемой пищи все-таки понемногу увеличивались, хотя и оставались очень далеки от установленных норм потребления.
Я предпринимала разные попытки. Например, чтобы кашу сделать вкуснее, добавляла туда фрукты, в кефир добавляла печенье и т.п. Пробовала дольше не давать грудь, чтобы сын сильнее проголодался – бесполезно. Давала что-либо в руки – игрушки, ложку и т.п. Это помогало немного заинтересовать его и добиться хотя бы недолгого сидения на месте. И все это продолжалось изо дня в день по нескольку раз. Каждое кормление как испытание, борьба между ребенком и родителем. Периодически я впадала в отчаяние, устав от многочисленных бесплодных попыток заинтересовать ребенка едой; устав от непонимания, ПОЧЕМУ он не ест. Переживания мои были очень сильными и острыми, и слез я пролила немало, считая себя неудавшейся матерью; ведь пища – это главный источник полноценного развития ребенка, как физического, так и интеллектуального. Со временем ситуация немного поменялась к лучшему, но незначительно.
Мне ничего не оставалось, как попытаться изменить свое отношение к этой ситуации, сделать его как можно проще (тем более что голодным он не останется, ведь я еще продолжаю кормить его грудью) и с небольшой долей юмора. Вот так родился небольшой рассказ, написанный от имени нашего сына Павла.



Всем маленьким «любителям» поесть посвящается…..

Руководство к употреблению взрослой пищи

Мальчишки и девчонки! Наши мамы и папы так и норовят накормить нас с вами взрослой едой, да еще из ложечки, да стараются как можно больше этой самой еды в нас запихать, еще и по 3-4 раза за день! Это, я вам скажу, не порядок! Мы такого нажима не потерпим, с ними надо глаз да глаз! Но просто так с этой проблемой не справиться, тут нужна особая сноровка, необходимо день за днем оттачивать свое мастерство сопротивления! У меня в этом кое-какой опыт имеется, так что решил поделиться с вами несколькими приемчиками, которые, как правило, действуют безотказно и обеспечивают нужный результат! Ну что ж, вникайте и применяйте!
; Итак, способ первый. Носит название «Руки возле лица». Суть его заключается в том, что во время еды ваши руки постоянно должны находиться в области лица, а точнее как можно ближе ко рту. Можно выписывать ими различные пируэты, можно просто их поднимать, главное, все это проделывать в моменты, когда родители подносят вам ложку. Таким образом, руки препятствуют проникновению ложки в рот. Способ хороший, действенный, но иногда дает сбои. Например, если мама дает мне какой-то особо интересующий меня предмет, конечно, мне сложно сдержаться, и я тянусь к нему руками, чтобы поиграть. Теряю бдительность… Раз, и ложка, полная еды, уже у меня во рту! Ничего не остается, как только проглотить! Но в целом метод достаточно эффективный! Рекомендую.
; Способ второй – «Головой по сторонам». Этот способ заключается в том, что во время еды нужно как можно активнее крутить головой в разные стороны – влево, вправо, а если понадобится, то и назад! Вы бы видели, как моя мама охотится за моим маленьким ротиком, а поймать его ой, как сложно! Используя этот способ, вы значительно затрудните своим родителям задачу запихать вам ложку в рот, а в некоторых особо удачных случаях своими «головоротами» вы и вовсе сможете опрокинуть еду из ложки! Как минимум, еды в тарелке станет на несколько ложек меньше; как максимум, попадание еды в рот будет очень редким событием!
; Способ третий. Называется «Отвороты - повороты». По своей сути очень похож на предыдущий способ. Но является более эффективным, поскольку в данном случае для отворачивания используется не только голова, но и все тело целиком!
; Способ четвертый – «Питательные маски». Суть способа – любой ценой заполучить какое-то количество пищи в руку (схватить с ложки, вытащить изо рта и т.п.) и как можно тщательнее втереть ее себе в лицо. Растирать можно по всему лицу – на глаза, на лоб, на щеки, можно даже на уши и волосы! Но особое место – это конечно нос; туда можно и больше напихать! Этот способ хорош тем, что помимо выполнения своей непосредственной функции, он оказывает благотворное действие на нашу нежную кожу! А потом все начинает чесаться, и мы присоединяем способ № 1! Успех гарантирован!
; Способ пятый – «Все надо!». Этот способ дает нужный эффект, если постараться и проявить смекалку! Во время еды просите у родителей все, что угодно (если еще не умеете разговаривать, просто показывайте пальцем и кричите) – воды, магнитик с холодильника, ложку, кружку, кастрюлю, пульт от телевизора и т.п. Благо, на кухне много различной утвари, есть, где разгуляться! Вы бы знали, как забавно наблюдать за моей мамой, которая носится по всей кухне, выполняя мои просьбы одну за другой; все ради того, лишь бы я только съел несколько ложечек еды! Этот способ хорош тем, что увеличивает интервалы между ложками, да и часто мама дает мне что-то по-настоящему интересное! Но не стоит терять бдительность и зацикливаться на одном предмете, иначе рискуете быть накормленными!
; Способ шестой – «Плач и хныканье». Ну, думаю, тут вы и сами догадались о сути способа. Плачем и хныкаем, что есть мочи! Гарантирую, что буквально через несколько минут после применения шестого способа вы уже будете свободны и открыты для всевозможных игр и веселых затей! Основное преимущество этого способа – наиболее быстрое достижение нужного эффекта при минимуме усилий.
Ну, вот, пожалуй, основные способы я вам перечислил. Хочу сказать, что наибольшего успеха вы достигните, применяя их удачные сочетания! Ведь родители тоже не стоят на месте и оттачивают свое мастерство по преодолению создаваемых нами препятствий.
Но все же иногда не стоит быть столь категоричными и порой нужно обратить внимание, а что же нам дают родители. НИКОГДА не применяйте выше указанные способы, если в руках у родителей вы обнаружили печенюшку, вафельку или любимый фрукт!

Сейчас «автору» этих строк – нашему Пашеньке, 1 год и 1 месяц. Мы продолжаем борьбу за столом, но она уже не столь «ожесточенная». Мы попытались выявить хоть какие-то вкусовые пристрастия нашего сына, и стараемся теперь следовать, прежде всего, ЕГО вкусам и ЕГО потребностям, а не ориентироваться на то, как ДОЛЖНО БЫТЬ ПО ПРАВИЛАМ. Например, какой бы полезной и важной ни была капуста, если наш ребенок ее не любит, мы ему ее не даем. Кроме того, я перестала зацикливаться на количестве съеденной еды. Ведь каждый ребенок ИНДИВИДУАЛЕН, а значит и нормы потребления у каждого свои. Как только ребенок своим поведением показывает, что он наелся, я перестаю его кормить, сколько бы он к этому моменту не съел. Я приняла как должное тот факт, что нашему сыну во время еды необходимо с чем-то играть (хотя изначально я старалась организовать процесс кормления без каких-либо игр). Что поделать, если у малыша такой темперамент, что долго без дела (а для малышей дело – это игра) он усидеть не может, нужно ПРИНИМАТЬ ЕГО ТАКИМ и направлять процесс от него, а не ему вопреки. Сейчас малыш стал проявлять интерес к еде с общего стола, и мы всячески поддерживаем его в этом, даем все, что ему можно есть. Ну, и, пожалуй, самое главное, что я попыталась изменить свое отношение к этой ситуации и отнестись к ней как можно проще. Я стала спокойнее на все реагировать, от этого мне стало легче, и возможно сынок, почувствовав это, стал чуточку лучше вести себя за столом. Кроме того, дети весьма разумные существа и не причинят себя вред сознательно, оставаясь голодными. Да и сама природа позаботилась о нас, наделив инстинктом самосохранения.
Все же имеются у меня несколько принципов, которым я следую неуклонно:
• во-первых, кормлю ребенка только за общим столом на кухне;
• во-вторых, кормлю его примерно в одно и то же время;
• и в-третьих, не кормлю ребенка насильно.
Вот так и живем, стараясь понимать нашего малыша, следуя его вкусовым интересам, и продолжая надеяться, что со временем процесс кормления будет приносить нам всем только пользу и радость.


Рецензии