Цена на честность. сценарий короткометражного филь

Вместо предисловия:
Прочитав этот, с позволения сказать, сценарий, декан режиссерского факультета ВГИКа поинтересовался у авторши:
- А вы «Двадцать минут с ангелом» читали?
- Нет, - с кристально чистым взором ответила я.
Ну, правда, не читала.

ЦЕНА НА ЧЕСТНОСТЬ

ИНТ.- КВАРТИРА АЛЕКСАНДРА – ДЕНЬ

Обычная квартира в многоэтажке в спальном районе Москвы. АЛЕКСАНДР, парень лет 25. черноволосый, поджарый, стоит у окна, и, опираясь в подоконник, смотрит вниз, во двор. Одет в футболку и спортивные брюки. Оглядывается в комнату, на часы. С досадой поджимает губы, снова смотрит во двор.
Видит, как к подъезду подъезжает легковая машина. Багажник набит клетчатыми сумками-тюками настолько, что не закрывается, крышка привязана веревкой. Задняя фара разбита, бампер помят. Из машины выходит АНДРЕЙ, приятель Александра. Он такого же возраста, светловолосый, коротко стриженный, с несколько провинциальной внешностью. Андрей запирает машину, осматривает разбитую фару и идет в подъезд.
Александр отходит от окна. Идет в прихожую, открывает входную дверь, ждет, пока Андрей поднимется на этаж.
Открываются двери лифта, на площадку выходит Андрей.
Александр: Ну, что? Закупился?
Андрей: Угу.
Александр (резче): А с тачкой что?
Андрей: Да понимаешь…
Александр: В столб или кто помог?
Андрей: Помог. То есть… ну, в общем…
Александр: И ничего не оформляли, конечно? Ну, да, ты б тогда вовремя не приехал.
Андрей убито кивает.
Александр: И доверенности на мою тачку у тебя нет. Ладно, ты бабло с них снял?
Андрей роется в кармане, достает пластиковую банковскую карту и протягивает Александру. Тот удивленно смотрит и не берет.
Александр: Эт че?
Андрей: Это мне тот чувак дал. На мерсе. Который в меня въехал.
Александр внимательно смотрит на карту.
Александр: Тот чувак один был или с командой?
Андрей: Один.
Александр продолжает смотреть на карту.
Александр: (недоверчиво) И он никому сразу звонить не стал?
Андрей: Нет…
Александр поднимает глаза на Андрея и начинает грубо хохотать. Андрей растерянно смотрит на него.
Александр: Ну ты лох тамбовский! Деревня! Ухошлеп! Карту ему дали! Во кретин!
Андрей: Но у того чувака не было наличных. И он очень спешил. Кажется, на какую-то встречу.
Александр обрывает смех.
Александр (грубо): Да уж, конечно. Наличных у него не было! Да он, небось, забыл уже, как они выглядят, эти дерьмовые бумажки! Дай сюда. (выхватывает у Андрея карту) Вот это – деньги! (нюхает карту) А? (сует под нос Андрею) Чуешь, чем пахнет?
Андрей: Не…
Александр: Дерьмом! Рюха, это кусок пластика! И больше ничего! Чувак развел тебя как лоха! Съэкономил на тебе пять кусков и кучу времени! Куда ты эту карту сунешь?
Андрей: В банкомат…
Александр: В жопу ты ее сунешь! Себе! Не, блин, это ж надо! Чувак! На мерсе! Один! И куда-то очень спешит! Да с него кусков двадцать можно было влегкую снять! У него тачила все равно застрахована! А ты!.. (отворачивается, ходит по площадке, не глядя на Андрея) Карточку красивую ему дали! Лошара деревенская! Вот езжай теперь с этой картой в свой Тамбов – пусть там тоже посмеются! (резко оборачивается к Андрею) Что б с этой карты деньги снять, нужен пин-код!
Андрей протягивает ему измятый листок из блокнота.
Андрей: Вот пин-код. Этот чувак сказал, чтобы я снял деньги, сколько надо, а потом ему позвонил, чтобы карточку отдать.
Александр замирает в крайнем изумлении, смотрит на Андрея, на листок, где записаны пин-код и телефон, потом снова разражается хохотом.
Александр: Ну ты урод, Рюха! Жертва аборта! Да этот чувак… как его? (смотрит на карту) Петр Мышкин… Во фамилия идиотская! Так этот дядя Петя нарисовал тебе циферки от балды! А карта небось или заблокирована, или денег на ней нет, или ваще она не его! (подходит в Андрею, вручает ему карточку и хлопает по плечу) В общем, купи себе медаль! А мне ты должен пять кусков. И радуйся, что я сегодня добрый. (уходит в квартиру)
Андрей: Сань, ну ты ж знаешь, у меня сейчас нет, у меня только на дорогу! (идет за Александром) Может, все-таки попробовать с этой карточкой, а?

НАТ. – УЛИЦА ОКОЛО БАНКА - ДЕНЬ
Александр и Андрей идут к банку.
Александр (ворчливо): Не, мы, конечно, попробуем! А че нам, лохам, терять? Ща еще окажется, что карточка краденная, и нас прям у банкомата и сцапают! Во я посмотрю, как ты будешь ментам втирать свою историю! Они поверят, Рюха, точно поверят! Ну как в это можно не поверить, а? Да такое же сплошь и рядом и каждый день!
Они подходят к банкомату. Андрей нерешительно крутит карточку в руках. Александр выхватывает у него карту, вставляет в банкомат.
Александр: Давай сюда свою жеваную бумажку! Ща ты наконец убедишься… (берет у Андрея листок с цифрами и начинает набирать пин-код) … убедишься, что тебя тупо развели.
Он нажимает клавишу ввода – банкомат принимает пин-код и открывает доступ к меню операций. Александр смотрит на экран, не веря своим глазам. Андрей нетерпеливо заглядывает через его плечо.
Андрей: Ну, что? Сработало?
Александр (ошарашено): Да вроде да… (протягивает руку к экранной клавише «Получение наличных», но в последний момент отдергивает) Нет, Рюха, это подстава какая-то! Не знаю, какая, но жопой чую – подстава! Не может так быть, понимаешь? Давай-ка валить отсюда. (испуганно оглядывается по сторонам)
Андрей отодвигает его от банкомата, сам нажимает клавишу.
Андрей: Сколько снимать-то? Я ж не знаю, почем у вас в Москве ремонт тачек.
Александр: Пять кусков снимай и рвем отсюда. Если там есть эти пять кусков.
Андрей набирает сумму. Банкомат подтверждаем выполнение операции и выдает деньги. Александр оглядывается на Андрея, когда тот осторожно вынимает из банкомата новенькую пятитысячную банкноту. На экране появляется запрос на дальнейшее действие: «Завершить» и «Новая операция». Андрей хочет нажать «Завершить», но Александр отодвигает его.
Александр: Дай-ка я вот что гляну…
Он быстро выбирает «Новая операция», затем «Состояние счета», затем «На экране». На экране появляется цифра: 795 000 руб.
Александр (тихо): Ё-моё…
Андрей: Ты что, Санек? Саш… (догадавшись) Саш, это не наши деньги!
Александр: Да пошел ты! Тебе чего этот лох на мерсе сказал? Сними, сколько надо? А вот мне как раз столько и надо!
Андрей: Сашка! Сашка, нет! Ты же… Ты же сам говорил, что это может быть подстава! А тут ведь камеры наверняка есть, они же все записывают! Вытащи карту, пожалуйста. И давай вернем ее этому чуваку. Так будет правильно. Так будет честно.
Александр: Да, ты прав, Рюха… Ты прав, такую сумму в банкомате не снимешь.
Он вытаскивает из банкомата карту, но вместо того, чтобы уйти, как этого ждет Андрей, заходит в банк. Перепуганный Андрей остается за стеклянными дверями. Через несколько десятков секунд Александр выходит – он взял в банке буклет с картой расположения банкоматов.
Александр: Пошли!
Быстро идет от банка. Андрей бросается за ним.
Андрей: Санек, не надо этого делать!
Александр (сквозь зубы): Заткнись! Чего разорался? В банкомате можно снять максимум пятьдесят тысяч. Мы сейчас быстренько обежим четыре банкомата. И если твой чувак не допрет за это время заблокировать карту, мы поимеем двести тонн! Или шесть банкоматов и триста тонн. Или…
Андрей: Нет!
Александр: Согласен, дело стрёмное. Могут зажопить. Они ж там следят за всеми счетами. Но с другой стороны, для банка деньги не большие… Или может, лучше в магазин какой сунуться? В оптовый, а? Накупим там за раз барахла и загоним в твоем Тамбове. А потом на эти деньги еще закупим! И развернем твое дело, Рюха! Тебе ж чего не хватает, знаешь? Стартового капитала!
Андрей: Сашка, но это же воровство!
Александр: Согласен на все сто! Но мы ж потом вернем! Мы всё твоему чуваку вернем. Даже с процентами, как положено! Знаешь, как моя бабка говорила? От много немножко – не грабеж, а делёжка!
Андрей (резко останавливается): Нет! Отдай карточку!
Александр (хватает Андрея за локоть и тащит дальше): Разумеется, я тебе ее отдам! Ты не ссы, братан! Если всё выгорит – мы будем в шоколаде. А если не выгорит, максимум, что нам светит – это год условно! Мы ж чистосердечно, и покаемся, и вообще… Я учился на юридическом, я все точно знаю! Ты только не ссы. Будешь ссать – точно зажопят! Главное – сегодня же в твой поезд упасть… Блин, дождь начинается… Максимум, что у них на нас будет – это наши морды на их камерах! Всё! И пока они нас найдут, мы успеем десять раз обернуться… А может, они искать и не будут… Восемьсот кусков – это не деньги в Москве-то!
Тащит Андрея за собой.

ИНТ. – ЗАЛ В НЕДЕШЕВОМ РЕСТОРАНЕ – ВЕЧЕР.
За столиком у окна – Петр МЫШКИН и его бывший одноклассник СЕРГЕЙ. Мышкин светловолосый и сероглазый, волосы чуть вьются, одет довольно скромно, в свободном стиле, одежда светлых тонов; на вид чуть больше сорока лет. Сергей – смугловатый, черноволосый, высокий лоб, залысины, черные глаза, резкие черты лица, нос с горбинкой, выглядит несколько старше своих лет. На Сергее – дорогой черный костюм. Рядом с ним к столу прислонена трость. На столе – ужин на двоих, бокалы, бутылка дорогого вина. Сергей ест, говорит жуя. Мышкин почти не прикасается к еде.
Сергей: Не, Мыш, ты - натуральный идиот! Недаром у тебя такая фамилия. Я, правда, Достоевского до конца так и не дочитал, но ты – идиот!
Мышкин сдержанно улыбается.
Сергей: Черт с ней, с тачкой! Я сам тебе ее дал. Знал, как ты ездил на велосипеде, мог бы догадаться, чем это кончится. И я так понимаю, мой мерседес не произвел на твоего издателя никакого эффекта, особенно с разбитой фарой. Ну, ладно. Он дурак, твой издатель. Забей на него, найдешь другого. Но карта, но пин-код! Мыш, я ставлю сто… нет, тысячу против одного – на твоей карте уже ничего нет!
Мышкин опять улыбается.
Мышкин: Я готов с тобой поспорить.
Сергей: Слушай, давай я все-таки позвоню и заблокирую счет. Это, в конце концов, мой банк и мои деньги.
Мышкин: Подожди! Ты хотел спорить. Так давай поспорим. На эти 800 тысяч.
Сергей: На 800 тысяч? Отлично! Если я проиграю – можешь мне их не возвращать!
Мышкин: Договорились.
Сергей: Не, Мыш, ты пойми, мне для тебя денег не жалко. Две недели назад ты в моем офисе выжрал весь коньяк – между прочим, триста евро за бутылку!
Мышкин: Ну, было, было…
Сергей: Выжрал и заявил: «Я – Мастер, но мне не везет в лотерею!».
Мышкин: А ты, конечно, не читал Булгакова.
Сергей: Не читал! Но я ж тебя сразу спросил: тебе деньги нужны?
Мышкин (улыбаясь): Нет, не так.
Сергей: Да, не так. Это было так! (бросает приборы, тянется через столик к Мышкину, хватает его за ворот, говорит, изображая пьяного) Те че, Мыш, бабла надо?
Мышкин (тоже изображает пьяного): Надо.
Сергей: Скока?
Мышкин: На год.
Сергей: Не вопрос!
Оба смеются. Дальше говорят уже нормальными голосами.
Сергей: На следующий день я открыл тебе счет и кинул туда ровно 800 тысяч. Этого ж тебе хватит, чтобы написать твой гениальный роман?
Мышкин: Хватит. Даже много.
Сергей: Ну, брось, не прибедняйся. Деньги зарабатывают, чтобы их тратить. Дай мне побыть этим… как его…
Мышкин: Меценатом.
Сергей: Во-во.
Мышкин опять улыбается.
Сергей: Но деньги эти, Мыш, я дал тебе. Тебе лично. А не какому-то пацану сопливому. И мне класть, понимаешь, класть, на его честное лицо. Честных людей вообще не бывает!
Мышкин: Ну, почему же? Бывают.
Сергей: Да брось! В этой стране и в это время честность доходит в цене в лучшем случае тысяч до десяти. Рублей! Всё! На более крупных суммах начинается обычный страх! Если люди возвращают долги и кредиты – так это не потому, что они честные! Нет! А потому что боятся наказания! А у этого пацака элементарно мозгов не хватит понять, что ему грозит! Да и не грозит ему ничего! Это если я приду к ментам и скажу, что меня ограбили, так они будут асфальт носом рыть. А если ты к ним придешь... (смеется) и всю эту историю расскажешь… Мыш, они полопаются – так ржать будут!
Подавившись, Сергей начинает кашлять. Мышкин не спеша встает, обходит стол, бьет Сергея по спине.
Сергей (хрипло): Спасибо.
Сергей тянется за бокалом с вином, выпивает почти весь. Мышкин возвращается на свое место.
Мышкин смотрит в окно. К ресторану идет Андрей. У него в руках записка, он смотрит на здания, ищет нужный адрес. Видит у ресторана черный мерседес с разбитой фарой. Увидев вывеску ресторана, идет ко входу. Мышкин поворачивается к Сергею.
Мышкин: А вот и мой мальчик приехал. Он уже звонил, спрашивал, как передать карту.
Сергей перестает есть, изумленно смотрит на Мышкина. В это время в зал входит Андрей. К нему подходит менеджер зала, что-то спрашивает, оглядывая Андрея с не особо скрываемым презрением.
Мышкин оборачивается, машет Андрею. Тот, увидев его, спешит подойти к столику. Останавливается, несмело переминаясь с ноги на ногу.
Андрей (Мышкину): Здрасьте… (Сергею) Здрасьте…
Сергей откладывает нож и вилку, садится прямо, вытирает рот салфеткой, бросает ее на стол. Его глаза буквально впились в Андрея, он хмурится, взгляд внимательный и недобрый.
Андрей протягивает Мышкину банковскую карту.
Андрей: Вот…
Мышкин: Ты снял, сколько надо?
Андрей: Да… Пять тысяч. Спасибо.
Мышкин: Это тебе спасибо. (берет карту)
Андрей: Ну, я пойду?
Мышкин: Да-да, конечно.
Сергей (резко): Нет! (вырывает у Мышкина карту, хватает со стола свой телефон, быстро набирает номер. В телефон, громко, властно) Посмотри мне баланс счетов Петра Мышкина!.. Да, один, карточный… Ну?.. Да что ты копаешься, твою мать?!. Сколько?!. Черт… (отключает вызов, бросает телефон на стол, зло смотрит на Андрея, потом на Мышкина) Доволен, да? Обманул меня, да?! Писатель, мать твою! Сочинитель! Здорово! Браво! Разыграл тут спектакль! Ты что, думаешь, я поверю в это всё? (Андрею) Ну, а ты кто?! Сколько он тебе за это пообещал? Процентов десять, да? Молодец! Далеко пойдешь, если так начинаешь! (встает из-за стола, берет трость, сразу сильно опирается на нее. Мышкину.) А я тебе поверил…
Сергей, сутулясь и хромая, идет к выходу. Андрей, ничего не понимая, провожает его испуганным взглядом. Менеджер ресторана спешит подать Сергею плащ. Сергей выхватывает у него плащ, останавливается, оборачивается. Кричит Мышкину.
Сергей: Ты мне вернешь все! До копейки! И с процентами! (сквозь зубы) Гад… (уходит)
Андрей: (испуганно) Я что-то не так сделал?
Мышкин: (печально улыбается) Нет-нет. Ты все правильно сделал.
Мышкин смотрит в окно. На улице дождь льет все сильнее. Сергей подходит к мерседесу с разбитой фарой, садится за руль, хлопает дверцей. В этот момент сверкает молния и раздается раскат грома. Мерседес уезжает.
Мышкин: (задумчиво, все еще глядя в окно) Это он ошибся. Вот и злится. Так всегда бывает. (поворачивается к Андрею, встает) Ну, пойдем.
Мышкин и Андрей идут к выходу. Андрей отстает, испуганно оглядывается на стол, где остался дорогой ужин, на официантов – боится, что заставят платить. Однако их никто не трогает. Мышкин идет удивительно плавно. Навстречу ему между столиками идет официант с полным подносом. Идет так, будто не видит Мышкина. В самый последний момент Мышкин с улыбкой пригибается – официант, словно так и не заметив его, проносит поднос у него над головой. Мышкин выпрямляется и оглядывается с улыбкой. Андрей отшатывается от официанта. Когда он снова оглядывается на столик, за которым сидели Мышкин и Сергей, столик уже пуст – ни тарелок, ни бокалов, ни бутылки – как будто за ним никто не ужинал. Андрей бежит догонять Мышкина.

НАТ. – УЛИЦА ОКОЛО РЕСТОРАНА – ВЕЧЕР.
Идет дождь. Из ресторана выходят Мышкин и Андрей, задерживаются под навесом.
Мышкин: Как тебя звать-то?
Андрей: Андрей.
Мышкин: Вот как? Символично. Ну, прощай, Андрей.
Мышкин выходит из-под навеса. В тот момент, когда он шагает на тротуар, дождь прекращается. Мышкин идет по улице направо. Стена дождя двигается за несколько шагов перед ним. Мышкин шагает по лужам, словно совершенно не боится замочить ног. Он все так же легко улыбается.
Андрей с изумлением смотрит ему вслед. Потом натягивает на голову куртку и бежит от входа в ресторан налево, в дождь.

ноябрь, 2010.


Рецензии