Очкарик

Из роддома меня принесли без очков . Это мама уже подтвердила .
Истина была в том , что отец после войны уже носил круглые ,
в чёрной оправе очки . Были они всего минус 1,5 диоптрии .
Иногда для чтения он надевал эти стёклышки . Стрелять тоже .
До какого класса ( не помню , врать не буду ) я не носил очков .
Наследственность и чтение при керосиновой лампе привели к тому ,
что однажды проснувшись утром я испугался и закричал : Я ничего
не вижу ! Кое-что я видел , но это были очертания знакомых предметов .
"Глазника" в медпункте не было . Отец повёз меня в райцентр .
Там проходила комиссия по призыву в армию .Здоровенные парни
разгуливали по ДК совсем голые . Они заходили в разные кабинеты к
врачам ( к женщинам тоже ) .
Наконец меня привели к врачу , где на стене висела таблица .
Меня посадили на стул . Стали показывать буквы . Я отвечал честно:
Не вижу ! Врач расстроился и на мой нос посадили пустые очки .
Без стёкол .Затем стали вставлять разные стёклышки . Сначала
я узрел 2 ряда . Затем ещё 2 . Врач покачал головой . Где же ты ,
мальчик , так глаза испортил ? Тут уже выступал отец . Мне сразу
прописали сильные очки . От них кружилась и болела голова .
В школе пришлось долго привыкать смотреть на доску и затем писать
В тетради или читать . При ходьбе по лестнице нужна была особая
Осторожность . Без привычки ступеньки проваливались вниз …
Однажды не учтя расстояние в спортзале , я влепился прямо лбом в
Турник ,так мы звали перекладину . Удар был такой силы , что я отлетел
На 5 метров  и упал . Перед глазами  летали и кружились  звёзды и цветные
Круги … Это было первое предупреждение !  Но в юном возрасте его
Хватило на пару дней .  А прыжки  с трамплина . Разве я был трусом !?
Разгон . Полёт . Приземление … Лыжи в разные стороны . Оправа пополам .
Из одних очков  стали двои . Я прожог шилом две дырки и соединил половинки .
Носить можно !  Раньше никаких салонов люкс-оптика  в деревне не было .
В райцентре ассортимент очков в аптеке был мизерный .Читать я очень любил ,
Керосиновая лампа давала запах , но мало света . Поэтому с минус 5
Я перескочил на минус 7  . В финале я носил  уже в 11 классе  одно стекло
Минус 8  , а второе  минус 10 . Слепой  очкарик … В баню я ходил с отцом .
За руку ,как поводырь, он меня не водил . Его голова служила маяком .
Лучше всего было в парилке . Места немного . Людей то есть парильщиков тоже
Мало . Там я был в своей тарелке  . Чаще мы оставались вдвоём :  военком
Сергей Никанорович Кирсанов ( царствие ему небесное !)  и я , Серёжка Гагаринов.
Остальные вылетали с треском из парилки !  Не все переносят пар . Даже крутые
Мужики . Баня слабаков не терпит !
В школе меня не дразнили «очкариком» . Чаще слышалось слово – профессор .
Брат охотно добавлял «профессор кислых щей» . Учился я хорошо , потому что
Память у меня была фотографическая . Однажды математик Россохин записал
На всю доску какое –то уравнение . Дал  почитать 10 минут  и  стёр . Кто восстановит ?   Я  пошёл к доске  и  сделал  одну  описку .
Иностранные языки я учил особенно  . Уже в 2 классе я начал выписывать из
Толстых книг  разные слова : латынь , немецкий , английский , даже хинди
И арабский … Всё это было интересно , но системы тут никакой не было .
C 5 класса мы начали учить немецкий язык . В 7-летке не было нужного
Предметника .  Математик Дарья Михайловна прошла краткие курсы и взяла
На себя смелость учить нас всех и меня тоже какому-то языку , который сама
Не понимала . После 5-го класса я освоился так , что уже читал книги для внеклассного  в 6 и 7 классах . Всё это было . В райцентре была средняя школа .
Там класс делили на англичан и немцев . Я стал немцем . Эти уроки вела Елизавета
Васильевна , мама Люси , девочки в которую я был влюблён .У Елизаветы и
Моей мамы в школе колхозной молодёжи в Детгородке учителем был Фридрих .
Он ставил мальчиков , кто шалил , в угол на горох и больно лупил линейкой по
Ладоням .Мама моя так и не выучила немецкий язык . Настоящий немец не имел
Педобразования . Но всё же был Фриц !
В средней школе было учиться интереснее и увлекательнее . Разные кружки .
Учителя , которые ещё учили мою маму . Мне хотелось знать и уметь всё . Но
Очки мешали моим планам . Я хорошо прыгал в высоту . Но очки ломались и
Ломались … В баскетбол  я прыгал головой до кольца , но кто – нибудь да умудрялся сделать бросок тяжёлым мячом в мою оправу . Она разлеталась
Вдребезги . Вы уже поняли , что мои очки в школе наносили ущерб семье .
В год , я думаю , ломались штук  5 очков . При том их нужно было подобрать ,
Выписать рецепт и купить либо  заказать . Линз ещё не было в помине . Операции
На глазах – риск и большая  редкость . Это ещё цветочки . При драках была
Опасность потери глаза . Мой знакомый  вышел из кафе и – получил в глаз !
Стекло  сломалось , осколки засели вокруг глаза . Это была трудная операция ,
Но глаз сохранили . Быть очкариком – не просто .Риск остаётся всегда .
Страшный удар ждал меня впереди . Я хотел стать переводчиком . Позднее пройдя через все тернии я попал к звёздам . Поступать я поехал в Горький . В иняз им.
Добролюбова . Он шёл , как говорили , вторым языковым вузом  после Москвы .
На Москву у меня не было ни денег , ни желания …Много рассказов , как там
Дают взятки и заваливают «деревенских» …
Ночь перед походом по ВУЗам мы провели в сквере . Было тепло и светло .
Мы говорили всю ночь . Решалась судьба . Я учился ровно и мог идти в любой
ВУЗ . Но голос , скажем так , сверху мне сказал своё мнение : ты будешь несчастлив , если  не выучишь языки . Утром мы разошлись по своим целям .
Обещали встретиться здесь , в сквере .Здание добролюбовского инязА я нашёл быстро . Приёмная комиссия явно тосковала от безделья . Я храбро сел на стул
Около таблички с буквой «Г» . Документы на стол ! Разговор был короткий .
Здесь готовили , как оказалось , военных переводчиков , значит нужно быть
Военнообязанным . А у меня «белый» билет . Не годен . Этого я не предполагал .
В мыслях не было . Педагогом , пожалуйста ! Пока не поздно , то садитесь в поезд
И домой !  Меня даже зашатало вместе с стулом . Земля уходила из-под ног …
Кто-то из комиссии сказал , если будете хорошо знать язык в педвузе , то станете
Обязательно хорошим переводчиком . Это окрылило меня и дало мне силы .
Я уехал на вокзал . Не заходя никуда , я снова пошёл искать приёмную комиссию
Пединститута им . В.И. Ленина . Нам мальчики нужны ! Всё девочки идут и идут !
А в школе нужна мужская рука ! – сказала одна из женщин .  Не буду описывать
В деталях учёбу в пединституте . В 1969 году я съездил  в Сочи  в молодёжный лагерь «Спутник» . Там отдыхали иностранцы . Раздолье для разговоров .
Немцы , французы , англичане … В школе и институте я учил немного английский , факультативно . Основным я считал тогда французский . Завелось много друзей
Из Франции . Дважды я отдыхал в Казани . Там был лагерь советско-французской
Молодёжи . Ну !  Впереди аспирантура !  Но судьба вела меня тернистым путём
В тайгу . А завроно заявил , что пока он на своём стуле – никакой аспирантуры мне
Не видать , как своих ушей !  Хороший чиновник и служака ! Такие были на вес
Золота . Диплом раньше отдавали , когда отработаешь на селе 3 года . После этого
Даже в Сорбонну не возьмут !  Малмыж  меняю  на Париж .
23 года я проработал на Д/обрабатывающем комбинате настоящим техническим ,
Синхронным переводчиком . Я сбежал из школы , едва узнав , что есть место .
Женщина , которая работала до меня , заработала квартиру до приезда иностранцев
И уволилась . Говорить – это не письменный перевод . Если нет слуха , так и на барабане не сыграешь . У меня тоже было много казусов и испытаний на монтаже
Иностранного оборудования . В конце работ нас было 3 переводчика . Я был
Старшим . По лесным проблемам я выезжал в леспромхозы . Помогал писать
Контракты . Переводил московских министров . Затем помогал заводу стиральных
Машин , механическому заводу … 12 командировок в Германию . Много разных
Людей и диалектов пришлось выслушивать и находить консенсус . Примерно 200
Иностранцев повстречались в моей работе . Так и стал Серёга – очкарик нужным специалистом .  Если сосчитать все годы , то сорок лет
Работы переводчиком набегают запросто . Очкарики  - это серьёзные и ответственные люди . На них можно всегда положиться , потому что жизнь , работа
И всё остальное остаются им труднее , чем «зрячим»  и заносчивым .
Вот пока и всё об очкарике .   Может и созреет продолжение . А может и напишу
Ещё и книгу .


Рецензии
C детских лет вокруг замечались любые мелочи,благодаря прекрасному зрению.Возраст внёс коррективы-поэтому сейчас втройне понимаю Вас.Не каждому удаётся исполнить мечту-преклоняюсь и,дай бог,ещё им исполняться!!!

Том Слободской   02.12.2010 19:10     Заявить о нарушении