Прошлое и другие формы времени. Диалог

    27.10.1996 Ханов О.А.
Общепризнанно, что приоритет настоящего в ущерб прошлому и будущему нравственно несостоятелен, поскольку при такой позиции имеет значение лишь то, что происходит сегодня, сейчас. Это побуждает стремление к максимуму удовольствий без учета причин и последствий. Однако ориентация на будущее тоже следует считать морально ущербной. (Достижение цели любой ценой, "победителей не судят" и т.д.). И только  понимание того, что все прошедшее имеет самостоятельное значение, что оно как-то сосуществует с настоящим, что оно живо, даже если основательно забыто - только такой взгляд способен подпитывать мораль, которую разрушает пренебрежение к прошлому.


    16.09.1999 Ханов О.А.
Прошлое имеет наивысший уровень реальности. Только оно существует вне времени - вечно. Жесткая, стройная, логически связанная конструкция совершенна и неизменна, как произведение искусства или как совокупность физических законов.

В отличие от эфемерного будущего, которое скрывает свое лицо, все время лжет и ошибается, предлагая несбыточные надежды и фантазии. Время жизни будущего ограничено. Многое вообще не способно осуществиться. А то, что сбывается, тут же уходит, оставляя все свои краски прошлому. Настоящее - бабочка-однодневка, яркая и красивая, беспечная, мимолетная.

Коммунизм пытался детерминировать будущее - наделить его признаками прошлого, т.е. плановой стройностью и строгой неизбежностью. Это была попытка творения произведения искусства на других основаниях, включающее в себя все - и прошлое, и будущее. Но, если бы она оказалась удачной, прошлое могло бы утратить свое очарование, которое придает ему, оттеняя, непутевое настоящее вместе с неизвестным будущим.

Предопределенное будущее можно считать произошедшим, в его актуализации уже нет безусловной необходимости. Переход от прошлого к будущему принимает форму пустой формальности. Сказка становится былью, минуя настоящее время. "Миг между прошлым и будущим" исчезает.

Нельзя назвать такую позицию новой, ранее неизвестной. Поэты о призрачности этого мига говорили всегда.

/Пример/
Я жить хочу, кричит он дерзновенно.
Пускай обман, о дайте мне обман!
И мысли нет, что это лед мгновенный,
А там, под ним, бездонный океан...

"Новый общественный строй" можно упрекнуть в том, что он  заменял поэзию на прозу и перемешивал поэзию с реальностью. Уходя все дальше в прошлое, он обретает свою долю нашего холодного признания.


    05 05 2010 С.О.
    О прошлом.
Ну, это большой вопрос. Для меня, например, прошлое тоже имеет немалую степень неопределенности. Как кто-то сказал в эпоху перестройки - "наше прошлое непредсказуемо".

Причинно-следственная связь между событиями необратима. Поэтому то, что ждет впереди, должно быть более понятно чем то, что осталось позади. С этой точки зрения прошлое скорее рассыпается, чем кристаллизуется.
 
Мы подходим к чайнику и замеряем температуру воды в нем. Мы знаем функцию нагрева воды, и мы можем предсказать температуру 5 минут назад и 5 минут вперед. Для нас чайник детерминирован на 10 минутах, часть которых уже прошла, а часть не наступила. Момент настоящего - несущественен, это одна из точек кривой. Социализм детерминировал прошлое как следствие предопределенного будущего. Он знал функцию чайника и мог простирать ее бесконечно далеко в обоих направлениях. Но если будущее для социализма было понятным, но еще не свершившимся, то прошлое было свершившимся и не сходящимся с функцией. Его пришлось привести в соответствие, нарисовать руками мастеров. Социализм изничтожал настоящее, низводил в ранг несерьезного, даже постыдного. Требовалось смотреть в будущее и гордиться прошлым, а все остальное воспринимать как временные трудности. Действительно, стоя на пороге перед вечностью, к чему придавать значение сиюминутным проблемам?

Природу вселенной, похоже, не интересует ни прошлое, ни будущее. Мир не заботится о том, как он будет жить завтра, не откладывает ресурс "на потом" и на "всякий случай", не извлекает уроков из прошлого. Ладно, он - глуп и мертв, однако умная и живая биологическая эволюция поступает также. Похоже, для них вообще не существует таких понятий, как  "прошлое", и "будущее", как не существует красного и зеленого  для дальтоника. Для них нет никакой разницы в точке фиксации настоящего на всем этом огромном, последовательном, ничего не значащем перетекании одного в другое от начала вселенной до ее конца.

Однако разница между "вчера" и "завтра" есть. Условный рефлекс моллюска - уже очевидная суть этой разницы: научившись помнить, научишься жить. Лучше помнишь - дольше живешь. Память - выжимка важных параметров из "вчера", индекс прошлого состояния. Рефлекс - очень хорошая вещь. Но он имеет смысл только в случае многократного повторения одних и тех же событий, его становится мало в сильноизменчивой среде. И на помощь приходит разум, запоминающий все подряд, индексирующий реальность, выявляющий закономерности и строящий системы предсказаний. Может быть, именно в результате разумного анализа происходящего, в сопоставлении его с прошлыми состояниями, и рождается понятие времени? Время - это инструмент разумности, оно необходимо для отсчета индексов. Время - абстракция, как и вопросы существования прошлого и будущего. Его не существует. Время неидеально, оно порождает много парадоксов, но на нем базируется разум, и иначе никак.

 
    06.05.2010  Ханов О.А.
Приоритеты считаю важными. Непредсказуемость социалистического прошлого вытекала из безусловного приоритета будущего и необходимости учитывать текущее состояние (настоящее). С другой стороны, основу буржуазных ценностей  составляет "настоящее" (с учетом прошлого). Мне не знакомы цивилизации, у которых первое место занимало бы прошлое. Кроме мифической, из Г.Гессе "Игра в бисер".

Допускаю разум как "надстройку над рефлексами, необходимую для прогнозирования будущего, чтобы делать правильные шаги в настоящем". Возражаю против разума, творящего будущее. Разница невелика, она лишь в масштабах амбиций. "Умный и живой" Homo Sapiens отличается от остальной природы только своими амбициями, которые природа (пока) способна усмирять.

Я - "человек прошлого". Отвергая социалистическое будущее и буржуазное настоящее, отношусь с незаслуженным уважением к тому, что уже случилось и прошло. Прошлое предполагает только созерцание (см. Г.Гессе). Преобразования в нем неуместны, это социалистическая аномалия. Созерцание не претендует на изменения, оно наполняет смыслом происходящее, которое может быть осмыслено только post factum.


     06.05.2010 С.О.
Что касается цивилизаций с приоритетом прошлого - это Китай и Япония. Настоящий мастер не является настоящим, пока не поймет весь опыт предыдущих поколений. Но и этого мало. Настоящий мастер, поняв всю глубину своего ремесла, должен дополнить ее чем-то своим. Именно дополнить, а не изменить. Из-за власти традиций Китай узнал достижения цивилизации только в 20-м веке. Впрочем, людям, верящим в переселение души, должно быть неважно в каком времени и пространстве они живут. Их главная ценность - постижение собственного Я, а не война с Ираком и покорение космоса. Когда к власти пришли атеисты, Китай поработил мир.

Да, прошлое допускает только созерцание. Но я бы уточнил суть процесса – это  самосозерцание, имеющее к прошлому весьма опосредованное отношение. Степень достоверности оставшегося в памяти прошлого очень и очень разная. Разум изменяет и дополняет картинки прошлого, каждый раз выискивая в них все больше и больше смысла. Прошлое превращается в чистые символы, теряет связь со своими реальными основами. Свидетелей какого-либо экстраординарного события стараются допросить сразу, сию минуту. Ибо потом событие в головах очевидцев превратиться в фарс, обрастет ненужной требухой и потеряет смысл. Далеко не надо ходить. В застолье, наверное, все слышали смешные рассказы о себе и других. Их достоверность кажется ничтожной. Иногда "факты" перевираются до такой степени, что становится сложно вообще идентифицировать описываемое событие. Иногда находятся два свидетеля, и тогда ситуация становится непонятной в принципе. Собственно, обычно никто и не заморачивается поиском нестыковок в рассказах или полемикой с рассказчиками, это как бы даже и тон дурной. Тех, кто начинают разводить неуместные дискуссии, обычно начинают затыкать уже всем остальным столом. Всем интуитивно ясно - есть только ИМХО, и нет смысла копать глубже.

Что мы имеем в доказательство существования прошлого? Артефакты этого прошлого в настоящем - совокупность накопленных знаний, пирамиду Хеопса, пачку сигарет в кармане, купленную вчера вечером? Да, безусловно, текущее состояние вселенной включает в себя  какие-то естественные процессы прошлого, которые привели к настоящему. Конечно. Но вместе с понятной пачкой сигарет, купленной вчера вечером, вдруг неожиданно обнаруживается необъяснимое отсутствие зажигалки, а в сегодняшних газетах печатают, что пирамида Хеопса - мировой розыгрыш, направленный на привлечение туристов, и теперь весь мир обсуждает вопрос, были ли американцы на Луне.

Почти все, если вообще не все, что можно вложить в понятие "прошлое" - есть результат разумной деятельности. Это вывернутый наизнанку антропный принцип - мы видим вселенную такой, потому что только такие наблюдатели как мы, могут видеть такую вселенную. Весь наш багаж накопленных знаний превращается в систему легенд и мифов. Сейчас актуален вопрос даже не столько их правдоподобности, сколько их непротиворечивости. Нам нет нужды постигать абсолюты - они непостижимы, нам достаточно практического применения.

Разум, творящий будущее. О да, мы творим будущее. Мы заботимся о будущем, и только о нем. Однако то будущее, к которому мы стремимся, через какое-то время становится прошлым. Поэтому можно с уверенностью сказать, что мы творим вовсе не наше будущее, напротив, мы творим наше прошлое. Английская пословица - "Не откладывая на завтра то, что можешь сделать сегодня" - предполагает именно это. Надо решаться лечить зубы - час мучений, и все в прошлом. Надо купить в дорогу пачку сигарет для того, чтобы потом можно было легко достать ее из кармана. Наше настоящее базируется на уйме вещей, оставшихся в прошлом. Обеспечение этого прошлого требует выполнения множества вещей в настоящем.

 


Рецензии
Благодарю заинтересную статью в классической форме диалога. Не знаю, имеется ли в виду реальный оппонент и реальное развитие во времени, но это не так важно.
Во многом разделяю Ваше отношение к прошлому. Но вот беда - оно потихоньку растворяется в забвении - см. Анисова.

Николай Старорусский   29.12.2010 13:39     Заявить о нарушении
Записи со старой датой взял из тетради, в которую когда-то записывал все, "что в голову придет". Оппонент реальный - мой сын. Наши взгляды во многом совпадают, но бывают расхождения, иногда - принципиальные.

"Размывание" прошлого вызывает внутренний протест, который побуждает фиксировать моменты уходящего времени.

Хочу отметить еще один парадокс. Со временем прошлое наполняется множеством неизвестных ранее деталей. Например, об античности мы знаем сейчас много больше, чем в Средние века или даже в эпоху Возрождения. (Знаем все, что было известно тогда плюс результаты более поздних исследований и находок).

Олег Ханов   29.12.2010 19:18   Заявить о нарушении