Загадки дедушки Алтая

     Неисповедимы пути Господни. Никогда не знаешь, когда и куда забросит тебя интриганка судьба. А она, искусительница, предлагает самые разнообразные жизненные дороги, зигзаги и повороты которых зависят порой от случайно услышанных фраз и предложений. Вот и я не думал, что в марте 2009 года мне предложат поездку на Алтай. Впрочем, окажись тогда со мной рядом кто-нибудь имеющий непосредственное отношение к самому южному континенту, без зазрения совести и не особо-то раздумывая, поехал бы даже в Антарктиду, где попытался бы запечатлеть свое почтение пингвинам. И когда в Новосибирске от геолога Андреича, отставшего от поезда, я услышал, что в своих экспедициях он прежде всего искал «реки пошире и горы повыше», то невольно подумал, что, пожалуй, и сам вылеплен из того самого теста людей, которые следуют за мечтой, деньги и удобства здесь второстепенны, нам тумана подавай, да чтоб побольше! И хотя поездка моя могла быть более плодотворной, но она все же состоялась, а впечатлений и информации накопилось как минимум еще на одну главу. Тем более, что оказался я на Горном Алтае, а это, как известно, самая высокая часть обширной горной страны на юге Сибири, и многими исследователями считается колыбелью народов мира. Во многих эпических произведениях описана его историческая, сакральная судьба. Кроме того, в алтайскую языковую группу  по официальным данным входит более 100 языков народов, живущих на разных континентах  нашей планеты, считающих Алтай своей исторической прародиной. К ним относятся финно-угорская, самодийская, монгольская, японская, корейская и многие другие народности.
     В своей книге «Славянские боги и рождение Руси» Александр Асов написал: «По русским преданиям, Алтай – это золотые горы, восточная граница Великой прародины славян – Семиречья. Алтай – это священный Алатырь перед престолом Всевышнего. Это и Златогорье, и иное Белогорье, ибо над Алтайскими горами парит величественная Святая, Золотая и белая гора, именуемая Белухой. И эта гора таинственно связана со всеми горами планеты.
     Воистину Алтай – середина мира. На Алтае сошлись великие народы, расы: индоиранцы, тюрки, славяне, монголы, китайцы. Алтай расположен в средоточии трех древних великих культур Евразии:  ведической, буддийской, даоской. С Алтая сошли и разошлись по Евразии многие народы. И именно здесь мы находим тот единственный ствол, от которого ответвились тюрки и индоевропейцы, в том числе и предки славян. Здесь память о родстве славян и тюрков жива и ныне. Достаточно сравнить русский эпос с эпическими сказаниями местных тюркских народов. Они дополняют друг друга. И восходят сии легенды к временам (III – I тыс. до н.э.), когда на Алтае жили скифские, сакские и сарматские племена, кои признаются предками многих тюркских и славянских родов. Легенды Алтая восходят к единому с легендами славян источнику – Золотой Всеведущей Книге. Её же славяне именуют Золотой Книгой Вед. И именно в этой книге сохранилось главное сказание об Алтае: о явлении и жизни Велеса, в коем потом видели и Будду-Майтрею, и Белого Бурхана, и Гесера и многих Мессий. Славянский Велес, как и все другие божества, просветление нашел в горах Алтая. 
     От прародителей Алтая истекли древние роды славян, германо-скандинавов, кельтов-волхов и другие…»
     До недавних пор Алтай, почитаемый как прародина многих народов мира, сохранял себя почти в первозданном виде, что было возможным благодаря традиционному мировоззрению коренного народа, в основе которого, как считает Эне ыйык КАМАК кобок соакту Сыйна Тырысова, лежат академические знания о космогенезе, геогенезе и этногенезе, которые пропитаны любовью коренного жителя к обожествляемому Алтаю – сердцу матери Земли, как к творению Высших сил – Алтай-Кудай. Весь образ жизни алтайцев взаимосвязан с биологическими и физическими процессами, происходящими в природе. К высшему пантеону богов относится дух Алтай ээзи – хозяин Алтая, который руководит духами рек, гор, лесов, животных, недр, растительности. И для сохранения единой экосистемы, гармоничного развития человека вместе с эволюцией природы каждый алтаец через свою генетическую основу – соокрод связан с Алтаем. Все родоплеменное деление алтайцев напрямую связано с культом священных гор, а горы здесь считаются духовными покровителями целого рода и племени. У каждого рода есть своя родовая священная гора- ыйык туу. С ней человек должен обращаться через жестко регламентированный обряд. Данная система обрядов, раскрывая доступ человека  к природе, в какой-то степени допускает и хозяйственную деятельность человека по отношению к себе. Связь каждого алтайского рода со священной ыйык туу раскрывает генетическую связь человека со своей исторической землей, как первоисточника жизни. Генетическая связь человека и земли, обеспечивая духовное и психофизиологическое развитие человека, сохраняет гармонию в природе. Поэтому культ поклонения священным ыйык туу является источником эволюции алтайца, условием его гармонического развития по отношению к священному объекту ыйык туу, то род, который связан с этой горой, обрекается на деградацию и вымирание. Ыйык туу рода, а в целом и народа.
     По неофициальным данным, ежегодно в Республике Алтай отдыхают от 800 тысяч до миллиона туристов, которые приезжают сюда из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. И как утверждает Сыйна Тырысова, любуясь красотами природы Горного Алтая и посещая культурно-исторические объекты и сакральные места, многие из гостей не задумываются над тем, что они вольно или невольно вторгаются в тонкие миры Алтая, оберегаемые коренными жителями. Поэтому, дабы сохранить природу Горного Алтая в республике было разработано положение о сакральных местах Алтая, основанное на традиционном мировоззрении коренного алтайского народа Республики Алтай Алтай jaн, которое определяет его отношение к природе как к предмету священного культа, историческому объекту духовного поклонения, сакральному месту – обители бога – Алтай Кудай. И настоящее положение, открывая духовное значение Алтая для планеты Земля мирового сообщества, является руководством по выработке государственной стратегической программы этнотуризма на Алтае. Хотя, если судить по некоторым последним событиям, происходившим в феврале на Алтае и в мае на территории Прибайкальского национального парка, в результате которых в вертолетных катастрофах погибли высокопоставленные чиновники, законы-положения, подобные алтайскому о сакральных местах Алтая необходимы прежде всего для защиты людей от самих себя, ибо, похоже, что уже сама природа встает на самозащиту от браконьеров и карает их безжалостной рукой за посягательство на жизнь братьев наших меньших. На Алтае, если помните, была зафиксирована неудачная охота высокопоставленного чиновника на горных баранов-архаров, а Байкал стал свидетелем охоты на медведей. Похоже, и впрямь боги-духи встали на защиту своих «подданных» от варварского истребления их двуногими дикарями в человеческом облике …
     Кроме священных гор ыйык туу на Алтае находится общенародная святыня - гора Уч Сумер,  на современном русском языке именуемая Белухой. Русский ученый-философ Н. Ф. Федоров в книге «Философия общего дела» одним из центров мировых цивилизаций выделял вселенскую полярную гору Меру как ось мира. «Гора Меру считалась центральной точкой бесконечного Космоса, вокруг нее как мировой оси вращались созвездие Медведицы, Солнце, Луна, планеты и сонмы звезд», - пишет в книге «Тайны русского народа» В. Н. Демин.
     В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» описывается вселенский символ доиндоевропейских и индоарийских народов – гора Меру. Сохранилась древнеиндийская карта, датированная IIтыс. до н.э., указывающая на ось Земли - гору Меру, которая расположена к северу от Индии, от которой в равностороннем радиусе плещутся четыре мировых океана. В своей книге «Тюрки и мир. Современная история» известный тюрколог Мурад Аджи писал о том, что все планеты полный оборот вращения совершают над Алтаем. И, как утверждают многие исследователи, только на Алтае круглый год можно видеть созвездие Большой Медведицы. В древнеиндийских эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна» описывается приход их предков саков с севера, откуда Большая Медведица указала им путь на юг. Разные народы название Алтай переводят по-разному. С алтайского данный геоним переводится как Ала-Вселенная, Тай- Оплот. Алтай – это значит оплот Вселенной.
     Как и некоторые из исследователей, коих подкупила алтайская теория об Алтае как колыбели всего человечества, Сыйна Тырысова, убеждена в том, что гора Меру – это  есть священная гора Уч Сумер (Белуха).
     Гора Меру –  это ось Земли, центр Мира, на которую ссылаются древние источники. Алтайцы с трепетным восторгом Белуху называют горой Уч Сумер. (Здесь и далее мы не будем подвергать сомнению данную точку зрения, хотя существуют и другие мнения по поводу расположения горы Меру,  и очень большая часть исследователей располагает ее на северном полюсе).
     Уч Сумер почитается здесь как святая обитель божества Алтай ээзи (хозяин Алтая – высший дух срединного мира). Расположена гора Меру на Катунском хребте, от нее свое начало берет быстрая и своенравная река Катунь, которая при слиянии с Бией образует великую русскую реку Обь. Происхождение данного гидронима Сергей Алексеев, например, видит от слова «обло», что означает «поверхность». Мне же кажется, что вариант расшифровки названия реки Обь более прост: реки Бия и Катунь во время слияния образуют один мощный поток и одновременно становятся как бы две реки в одном русле – Обе (Обь).
     Гора Меру (Уч Сумер - Белуха) удалена примерно на одинаковые расстояния от четырех океанов – Тихого, Алтайского, Северного Ледовитого и Индийского. Таким образом, получается, что данная гора – это центрально-вершинный узел гигантского материка Евразия. На склонах массива и в долинах известны 169 ледников общей площадью 150 квадратных километров. Алтайцы верят, что все духи горы Земли благоговеют перед Хозяином Алтая, владеющим божественной силой, которая охраняет и защищает людей.
     Уч Сумер и другие священные горы для алтайцев служат местами богослужения, как алтари, святыни, церкви, дацаны, синагоги, мечети и соборы верующих иных конфессий и религий. «Высокие снежные горы, - писал исследователь В. В. Сапожников, - служат у алтайцев предметом священного почитания; никто из них под страхом смерти не смеет восходить на них». Обаяние Белухи у алтайцев еще больше: «Нам и смотреть близко на нее нельзя», - говорил один старик из аула в вершине Черной Борели»… Многие алтайцы-охотники великолепно знают горные тропы до снежных перевалов включительно, но у основания заповедных гор, которым они дают общее название Ыйык, их миссия заканчивается. Родовые Ыйык горы служат для алтайцев местами контакта с предками, ибо это изначальные места их появления. Каждый род имеет свою родовую гору – Ыйык. Жизнь рода, а в целом и народа, зависит от этих гор. Горы Ыйык объединяют вокруг себя реки, озера, долины, которые также причисляются к святым местам. Возможно поэтому Алтай в древних эпических, современных научно-публицистических произведениях разных народов называют Райским садом, Шамбалой, Агарти, Эдемом, Беловодьем…
     В своем труде «Славянские боги и рождение Руси» А. Асов горы Алтая назвал Алатырскими горами: «Алатырь не только гора либо камень – это сакральный центр Мира, им именовались Алтайские горы». Особо почитаемая на Алтае гора Уч-Сумер энергетически связана с такими же священными горами мира. Вершины Кайлас и Бадринат почитаются индусами и буддистами, Синай и Табор – иудеями, мусульманами и христианами, Тайшань, Вутайшань и Эмейшань – китайцами, Тонгариро – новозеландцами, Олимп и Парнас – греками, Навахо и Паха-Сапа – индейцами. Можно перечислить большой список гор нашей планеты, связанных с Уч-Сумер. Так думают многие народы мира, в том числе и хранители генофонда Природы, потомки праматери Алтая Синей волчицы – алтайцы. Во всяком случае, алтайцы считают именно так,  поскольку тотемом алтайского народа служит именно Синяя волчица.
     Священными горами (Ыйык) Алтая считаются горы Абакаан, Чаптыкаан, Бабыркаан, Адакаан, Эjекаан, Коккаан, Сарыкаан. Они обретают мир на Алтае и почитаемы кровными родами-сооками, Альпийское высокогорье с мощной энергетикой – аркактар (хребты) Катунский, Южно-Чуйский, Северо-Чуйский, имеющие абсолютную высоту 3000-4500 метров, Курайский, Табын-Богдо-Ола, Айгулакский, Сальjарский, Теректинский, Коргонский, Себинский, Сумултинекский, Калзунский, Камэрский, опоясывающие Алтай с четырех сторон, покрыты 1330 ледниками с общей площадью 890 квадратных километров. В этих ледниках содержится 52 кубических километра пресной воды.
     Как считают алтайцы, дальнейшие «действия» Уч-Сумер и других гор Алтая зависят прежде всего от отношения к ним человека. Если человек почитает их, то они взамен возвращают ему положительную энергию. Если человек варварски относится к горам, то горы, будто зеркало, отражают его отрицательную энергию. Мне рассказывали жители Алтая, (не из числа алтайцев), что далеко не каждый человек может подняться на некоторые из вершин. Если у человека черные мысли, будто какая-то сила начинает препятствовать его восхождению на гору: человек спотыкается, падает – гора или дух будто предупреждает его, дабы он оставил затею с подъемом до тех пор, пока помыслы человека не очистятся.
     К сожалению, современное человеческое сообщество в погоне за развлечениями и наживой не раз покушалось осквернить священные горы мира. В 1990 году международный ажиотаж вызвал план построения канатной дороги на гору Синай и открытие ночного клуба на вершине под видом организованного туризма. Люди со всего мира выразили свое негодование, посчитав это абсолютно некорректной эксплуатацией и откровением горы, которая служит первым символом откровения и эпических ценностей иудаизма, христианства и ислама. В итоге правительство Египта отменило необузданные планы эксплуатации святыни. Аналогичные примеры борьбы за святые горы были зафиксированы в Непале, Индии, Сиккиме, Греции, где люди выступали против массового коммерческого альпинизма и туризма.
     Алтайцы, да и не только они, считают Алтай вечным материком. Сторонники данной идеи предполагают, что в момент выхода из мирового океана в результате планетарного взрыва родилась наша Земля. Поэтому все части ее тела были разбросаны, и только вечный материк – Алтай (Ханкайский, Гобийский, Монгольский, Тибетский, Рудный, Степной, Кемеровский, Абаканский, Тувимский) остались на месте. И как утверждала Сыйна Тырысова, выступавшая с лекцией на тему «Тонкие миры Алтая» в типографии Горно-Алтайска, Алтай - это сердце нашей планеты, ее большая лаборатория, она имеет девять климатических зон. Среди них есть даже тропики. В чудесах природного толка смог убедиться и я, когда в районе Усть-Семы на Катуни обратился к одной местной жительнице из Горно-Алтайска с просьбой озвучить название красивых желтых цветов. Она ответила, что и сама не знает, дескать, за последние годы климат здесь стал теплее, и на Алтае появилось свыше двухсот наименований представителей флоры и фауны. Дескать, раньше не было ежиков - появились. Из Казахстана стали заползать кобры. А вечером  я  убедился в еще большем чуде: в Оби была выловлена пиранья, которая водится только в Южной Америке. Но тут , конечно, за основную версию можно принять  причуду новых русских, которые в последнее время взяли за моду держать дома всевозможных экзотических животных. Дескать, кто-то из них наигрался с экзотической рыбкой и выпустил пиранью в воды Оби. А если такого кровожадного чуда выпустили не одну тонну? Но кто знает, время покажет, откуда взялась это заокеанская рыбка, кусками отхватывающая живое мясо из тела своих жертв.
     Монгольский Алтай Сыйна Тырысова, (кстати, на Алтае ее знают и почитают как шаманку и очень уважают как за ее знания, так и за то, что она одна из не многих стойко стоит на защите природы Алтайского края), назвала Алтай Каный, что означает пуповину Земли. По ее мнению, да, наверное,  и не только по ее одному, дух входит в человека и выходит из него именно через пуповину. Если вокруг пупа после смерти человека нет черноты в течение трех дней, значит человека можно еще оживить...
     Многие алтайцы,  я имею ввиду не только алтайцев по национальному признаку, но всех людей давным-давно здесь живущих, неоднократно мне во время бесед замечали, что в последние годы все более и более прибавляется здесь численность населения. Оно действительно так. Тот, кто хоть раз посетил эти чудесные места, еще и еще раз хочет сюда вернуться. Манжерок, где я провел два месяца, облюбовали многие новосибирцы, москвичи и … даже англичане. И мне после лекции Сыйны Тырысовой, замечательной патриотки своего края, непроизвольно на ум пришел вопрос: поскольку сейчас на Земле многие люди чего-то ожидают, а ожидают они то ли начала, то ли конца, то не означает ли, что в настоящее время Алтай собирает избранных из людей для того, чтобы в одночасье они, пройдя через переполюсовку планеты, будут затем отсюда снова расселяться на новые земли, образуя новые национальности и расы людей, если не удастся сохранить старые? Кто знает, кто знает? Пока загадок больше, нежели мы в состоянии найти на них однозначные ответы…


Рецензии
Слово АЛатырь дословно переводится с праязыка как Священный (А) фаллос (Ла) тыра (тырь). Так назвали священную гору-вулкан с белой снежно-ледяной шапкой. По этой причине и получил он уточнение "бел-горюч камень". Камнем и поныне на Руси назвают горные вершины. Другое название "кип-камень" только усиливает впечатление о кипящей вершине извергающегося вулкана.

“На море на Океане есть бел горюч (сост.: светящийся) камень Алатырь, никем неведомой, под тем камнем сокрыта сила могуча, и силы нет конца”. Имеется в виду мощь недр вулкана, готового к извержению.
На горюч камне Алатыре устроена огнепалимая баня, в которой мечутся страсти и тоски любовные…(Забылин, с. 290–292, 293, 303–304).
“На море, на океане, на острове на Буяне стоит золотой столб. На столбе сидит девица, (как-то) шьет-зашивает шелковой иголкой рану…” (Русские заговоры Карелии, №229, с. 85, Беломорский район).
Дуб как Мировое Дерево и Первокамень упомянуты в одной из старинных славянских рукописей: « — Скажи мне, что держит землю? — Вода высока. — Да что держит камень? — четыре золотые кита. — Да что держит золотых китов? — Река огненная. — Да что держит тот огонь? — … Дуб железный, еже есть первопосажден от всего же, корение на силе божьей стоит».
Заговор, записанный в 1878 году в г.Пинега: “Стану я не благословясь, пойду не перекрестясь, из избы не дворами, из двора не воротами, во чисто поле. В том поле есть Окиан-море, в том море есть Алатырь камень, на том камне стоит столб от неба до земли огненный, под тем столбом лежит змея жгуча, опалюча…” (Забылин, с. 310)
Есть под белым камнем на том Божьем острове “щука золотая — и перьё золотое, и кости золотые, и зубы золотые”. Щука выгрызает у раба божьего болезни (Майков, №128).
“В синем море стоит алатырь-камень, под алатырем-каменм стоит щука медная, зубы железныя, щеки булатныя, глаза оловянныя…” (Русские заговоры Карелии, №168. с. 69) (Из заговоров от грыжи, Беломорский район).
Кузнецы
“…стоят три кузницы. Куют кузнецы на четырёх станках. Бес Салчак, не куй белаго железа, а прикуй добраго молодца … сожги ретивое сердце…”(Майков, №16).
“… Стану, выду в цистое поле, погляжу на сине морё. На синем море — синей камень. На синем каменю стоят Кузьма, Демьян бессеребряники, ремесленники. Помолюся и поклонюся Кузьмы, Демьяну: “Пособите и помогите …” (Русские заговоры Карелии, №187, c. 74. Петрозаводск).
В западно-славянской и древнерусской традициях кузнецов зовут Сварогом и Сварожичем-Огнебогом, это отец и сын. Кузнецы традиционно куют судебку, свадебку и оружие героям.

Иногда Латырь камень помещают в дьявольском болоте, а на том камне сидит сам сатана, которого просят дьявольские сыны о раздорах и свершении прочих козней (Майков, №48).
“… на том острове лежит бел горючь камень Алатр, а на камени святый пророк Илия с небесными ангелами… тридцать ангелов в златокованном платье, с луки и стрелы…”(Майков, №210)
“На море на Кiaне, на острове на Буяне, на бел-горючем камне Алатыре, на храбром коне сидит Егорий Победоносец, Михаил Архангел, Илия Пророк, Николай Чудотворец побеждают змея лютаго, огненнаго…” (Забылин, с. 323)
“На синем море стоит камень латый, под тем камнем латым живёт бабка семиволоска, девка простоволоска, отказывает от притчи, от срезора, от худой своей думы.” (Русские заговоры Карелии, №101, с.53) “… камень от земли создан, земли-матери придан…” (Из заговоров от детских недугов, Беломорский район, Русские заговоры Карелии, №109, с. 55)
На камне сидят или живут два брата (Каин и Авель, Каер и Лоер), ножами они резались (Русские заговоры Карелии, №237, №240, с. 87).
Кстати, в традиции богумильской, апокрифической, два сотворца Бог и Сатана родят себе помощников ударом о некий камень-гору. Например:
“И задумал Саваоф создать себе полки воинов, дал сатане молот в руки и велел бить в каменную гору правой рукой, а сам пошел на восток рай насаждать. Богов товарищ начал молотом в камень бить, из каменя воины светлы начали выскакивать да на восток Богу кланяться; бил до того, что рука устала, попробовал бить левой рукой. Лишь только ударил, выскочил черный черт да и поклонился молотобойцу. Смекнул сатана, в чем дело, да и давай левой рукой колотить; до того бил, что чуть-чуть со светлыми полками не сравнялся. Той порой Саваоф дело своего сделал и пришел к сатане. Пришел и видит: дело плохо. Что делать? Взял, скорей зааминил. Перестали выскакивать силы нечистые, а стал выскакивать только огонь, как и теперь бывает при ударе железом о камень”[6].
“Бог ударил кремнем о кремень — посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы. Черт ударил кремень о кремень — посыпались лешие, домовые, русалки, бабы-яги”[7].
Может, как раз таким образом Алатырь-камень и связан с актом творения мира Светлым и Тёмным Богами?
Путь с Буяна вообще может быть преодолен по знаменитому Калинову Мосту : “Стану я раб, такой-то, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, в чисто поле, в подводосточную сторону, к морю к Окиану, в море-Окиане лежит Алатырь камень, на том камне Алатыре стоит дом. Попрошу я, раб такой-то, здоровья, об такой-то болезни, об наличном мясе, от грызоты, от болеты, от ломоты. Бежит река огненная, чрез огненную реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет стар матер человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко, мажет у рабе, такой-то, семьдесят жил, семьдесят костей, семьдесят суставов; збавляет с раба, такого-то, семьдесят болезней. Не боли и не ломи, и не отрыгай, и не откидывай, ни на конце, ни на ветке никогда” (Сахаров 2, с. 107).

Приведенные выдержки из заговоров утведждают мысль о том, что Алатырь - это вулкан. И Алтай неникак не может соотноситься с Алатырем. Другое дело, что при исходе преворусов из зоны обитания около Алатыря, они при миграции по всему миру, давали названия горам в память об Алатыре: Алатау, Ялта, Альпы, Эльбрус и т.р.

Владимир Городничев   02.03.2023 20:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.