уау

Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от фамусовского общества. С детства Молчалина учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение отцовского завета — всем угождать — помогло Молчалину и «награжденья брать, и весело пожить». Что еще нужно было безродному чиновнику, коптевшему в захолустной Твери, откуда вытащил его Фамусов? Так воспринял образ Молчалина один из современников Грибоедова. «Молчалины, по словам Чацкого, блаженствуют на свете. Всякий век имеет своих Молчалиных, но в наше время они точно таковы, как Молчалин «Горя от ума». Художник в искусстве поднять платок, погладить шпица, втереть карточку, смолчать, когда его бранят, он за это получает три награждения, чин асессора, и в ладу, в дружбе со всеми. Осмотритесь: вы окружены Молчалиными».
Молчалин стал нарицательным обозначением подлости и лакейства. Совершив подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Он искренне недоумевает, как в маленьких чинах «можно сметь свое суждение иметь». Сочувствуя Чацкому в том, что того постиг «по службе неуспех», Молчалин пытается учить его подлости, не замечая этого.
Молчалин вырос в колоссальный символ того рабского молчания, к которому стремились приучить Россию сначала Аракчеев («Ведь нынче любят бессловесных-»,— говорит Чацкий), а затем Николай I, неукоснительно проводивший в своей политике принцип «повиноваться, а не рассуждать и мнения свои держать при себе».
того принципа придерживалось все фамусовское общество. Для него новые идеи и явления жизни не только неприемлемы, но и непонятны. Идеи эти оно считает «завиральными», о Чацких, проводящих их, общество готово даже сожалеть, но до тех пор, пока те не опасны его благополучию и строю жизни. Но стоит только Фамусовым почувствовать огромную силу Чацких, разоблачающих пустоту, эгоизм и паразитизм их жизни, как они ощетиниваются и стремятся расправиться с ними всеми возможными средствами.


Рецензии